"В мире литературы"
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
Внеурочная деятельность помогает усвоить литературный текст, осмыслить развитие творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, дает оптимальные результаты в системе коллективных творческих дел, формирует личностные качества ученика как заинтересованного читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружковых занятий по литературе | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«В мире литературы».
Программа кружковых занятий по литературе для 5 – 8 классов.
Пояснительная записка.
Кружок «В мире литературы» призван оказать воздействие на становление творческой, думающей личности, на поиски ею нравственного идеала, смысла жизни. Занятия в кружке ведутся систематически, по определённому плану при более или менее постоянном составе учащихся.
Работа в кружке ведется таким образом, что между работой кружка 5 класса и кружка 8 класса соблюдается определённая преемственность.
Курс кружковых занятий состоит из введения и четырёх разделов:
I – Роль книги в духовном развитии человека и общества
II – Особенности формирования личности писателя
III- Творчество и творческий процесс
IV – Своеобразие личности писателя
Изучение проходит по темам, параллельно с программным курсом, рекомендуемым Г. С. Меркиным. Однако это не означает, что данный кружок дублирует школьную программу по литературе.
Предлагаемый курс кружковых занятий дает возможность на качественно новом уровне обобщить изучаемый в 5 – 8 классах материал, углубить представление учащихся о литературе и литературных деятелях.
Задачи:
— расширение и углубление знаний по литературе, полученных на уроке;
— повышение интереса к предмету и воспитание любви к родной литературе как литературе великого русского народа;
— приобщение школьников к чтению и к книге в современных условиях;
— глубокое знакомство с историей и деятелями литературы;
— совершенствование навыков анализа художественного произведения;
— повышение уровня языкового и творческого развития учащихся.
Содержание программы.
5 класс
Введение
Литература как искусство слова. Литература и история государства.
Раздел I
Роль книги в духовном развитии человека и общества
Тема 1. Начальное понятие о древнерусской литературе, о летописях.
Отражение истории государства в древнерусской литературе.
Тема 2. И. А. Крылов
Детство баснописца. Отношение к книге.
Тема 3. А. С. Пушкин и книга.
Годы детства писателя. Пушкин и няня Арина Родионовна. Литературное окружение поэта.
Тема 4. Книги в семье Гоголей.
Книга в жизни и судьбе писателя. Различные издания произведений Н. В. Гоголя.
Тема 5. Л. Н. Толстой
Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа.
Тема 6. А. П. Чехов
Семья А. П. Чехова. Врач А. П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А. П. Чехова.
Тема 7. А. А. Блок
Детские впечатления А. блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).
Тема 8. И. А. Бунин
Детские годы И. А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина.
Тема 9. Итоговое занятие. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги»
6 класс
Раздел II
Особенности формирования личности писателя
Тема 1. В. А. Жуковский
Личность писателя. Жуковский и Пушкин.
Тема 2. А. С. Пушкин
Лицей в жизни и творческой биографии А. с. Пушкина. Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга.
Тема 3. М. Ю. Лермонтов.
Значение малой родины для формирования поэта.
Тема 4. А. И. Куприн.
Дети и взрослые в большом мире.
Тема 5. С. А. Есенин
Россия в судьбе поэта.
Тема 6. Итоговое занятие
7 класс
Раздел III
Творчество и творческий процесс
Тема 1. А. С. Пушкин
Творческая история создания произведений поэта.
Тема 2. М. Ю. Лермонтов
Художественное богатство стихотворений поэта.
Тема 3. Н. В. Гоголь
Отношение писателя к героям и изображаемым событиям.
Тема 4. И. С. Тургенев
Богатство художественного мира писателя.
Тема 5. Л. Н. Толстой
Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.
Тема 6. С. А. Есенин
Лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Тема 7. Итоговое занятие.
8 класс
Раздел IV
Своеобразие личности писателя
Тема 1. Г. Р. Державин
Поэт и государственный чиновник.
Тема 2. Н. М. Карамзин
Карамзин и Пушкин. Карамзин – писатель и историк.
Тема 3. А. С. Пушкин
Пушкин – историк.
Тема 4. М. Ю. Лермонтов
Кавказ в жизни поэта. Лермонтов – офицер, писатель, музыкант, художник.
Тема 5. Н. В. Гоголь
Гоголь и Пушкин.
Тема 6. М. Горький
От нижнего Новгорода – по Руси.
Тема 7-8. Биографические произведения писателей второй половины 20 века
В. П. Астафьев. В. Г. Распутин
Календарно – тематическое планирование кружковых занятий
«В мире литературы»
5 класс, 17 часов
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Литература как искусство слова. Литература и история государства. Писатель – книга – читатель | 1 |
2 | Отражение истории государства в древнерусской литературе. Летописи – первые художественные произведения. | 1 |
3 | Детство И. А. Крылова. Отношение к книге. | 2 |
4 | Годы детства А. С. Пушкина. Пушкин и няня Арина Родионовна. Литературное окружение поэта. | 2 |
5 | Книга в жизни и судьбе Н. В. Гоголя. Различные издания произведений писателя. | 2 |
6 | Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. | 2 |
7 | Семья А. П. Чехова. Врач А. П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А. П. Чехова. | 2 |
8 | Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Детские годы И. А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина. | 2 |
10 | Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги» | 2 |
Календарно – тематическое планирование кружковых занятий
«В мире литературы»
6 класс, 17 часов
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Личность В. А. Жуковского. Жуковский и Пушкин. | 2 |
2 | Составление альманаха | 1 |
3 | Лицей в жизни и творческой биографии А. С. Пушкина. Лицеист Пушкин в литературной жизни Петербурга. | 2 |
4 | Составление альманаха | 1 |
5 | Подготовка буклета | 1 |
6 | М. Ю. Лермонтов. Значение малой родины для формирования поэта. | 1 |
7 | Заочная экскурсия в Тарханы | 2 |
8 | А. И. Куприн. Дети и взрослые в большом мире. | 1 |
9 | Дискуссия «Что спасет мир?» | 1 |
10 | Россия в судьбе С. Есенина. | 1 |
11 | Литературный вечер «Поэты века о родине, родной природе и о себе». | 2 |
12 | Литературный огонёк «Цветы любимому писателю» | 2 |
Календарно – тематическое планирование кружковых занятий
«В мире литературы»
7 класс, 17 часов
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | в |
1 | Творческая история создания произведений А. С. Пушкина. | 1 | |
2 | Час поэзии «Мой Пушкин» | 1 | |
3 | Художественное богатство произведений М. Ю. Лермонтова | 1 | |
4 | Составление рецензии на эпизод | 1 | |
5 | Н. В. Гоголь. Отношение писателя к героям и изображаемым событиям | 1 | |
6 | Заочная литературоведческая экскурсия «Петербург Н. В. Гоголя» | 2 | |
7 | Богатство художественного мира писателя. | 1 | |
8 | Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история | 2 | |
9 | Написание сценария литературно – музыкальной композиции | 2 | |
10 | С. А. Есенин. Лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. Литературная гостиная «Песни и романсы на стихи С. А. Есенина» | 2 | |
Литературная игра. Умники и умницы. | 2 |
Календарно – тематическое планирование кружковых занятий
«В мире литературы»
8 класс, 17 часов
1 | Г. Р. Державин - поэт и государственный чиновник. | 1 |
2 | Карамзин и Пушкин. Карамзин – писатель и историк. Защита рефератов. | 1 |
3 | Пушкин – историк. | 2 |
4 | У литературной карты. Дорогами Пушкина, Гринева и Пугачева. | 2 |
5 | Кавказ в жизни поэта. Лермонтов – офицер, писатель, музыкант, художник. Час эстетического воспитания | 2 |
6 | Гоголь и Пушкин. Час эстетического воспитания | 2 |
7 | Книжная выставка «От Нижнего Новгорода – по Руси» | 1 |
8 | Биографические произведения писателей второй половины 20 века. В. П. Астафьев. Выставка «На родине писателя» | 2 |
9 | Биографические произведения писателей второй половины 20 века. В. Г. Распутин. Диспут «Уроки жизни» | 2 |
10 | Творческий портрет любимого писателя | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире литературы
МОУ СОШ №17 г.Карталы, Челябинская областьАвтор программы: учитель русского языка и литературы, Утицких Л.А. В программу включены разработки пошаговых занятий при подготовке к олимпиадам. Творчес...
Литературная викторина 5 класс "В мире литературы"
Воспитание читательской культуры, любви к слову, формирование познавательного интереса....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6-8 КЛАСС "В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ"
Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение.Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспи...
Рабочая тетрадь "В мире литературы", 8 класс
Рабочая тетрадь по литературе (к учебнику-хрестоматии под редакцией А.Г.Кутузова), 8 класс...
Презентация мастер-класса по русскому языку и литературе "В мире литературы"
Мастер-классы проводятся для 10-11 кл. с целью многоаспектного анализа текста....
Пособие для учащихся 6 класса по теме "В мире литературы". Приложения к КВН "В мире литературы"
Данный материал представляет собой приложения к КВН "В мире литературы"для учащихся средней ступени обучения, а также ключи к заданиям....
Внеклассное занятие по литературе " В волшебном мире литературы"
Внеклассное занятие по литературе...