Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Н.А. Некрасова
методическая разработка (8, 9, 10 класс) на тему
Творчество Николая Алексеевича Некрасова поражает своим многообразием. В нем и глубокая печаль, которую не может не испытывать нормальный человек при виде вселенского горя, и философские раздумья о смысле жизни и назначении человека, и самые сокровенные любовные чувства и переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vechera_-_nekrasov.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного вечера
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821-1878)
Петрова Наталья Петровна –
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 12 г. Калининграда
ВЕДУЩИЙ 1
Наверное ни одному русскому писателю не довелось при жизни выслушать в свой адрес столько предвзятых суждений, прочитать о себе столько разного рода злых и клеветнических публикаций, как Николаю Алексеевичу Некрасову. Недруги поэта не оставляли без внимания ни одну из сторон его жизни и деятельности – от творчества до поведения в быту. Говорили и писали, что он плохой поэт, в стихах которого поэзия и не ночевала, что человек он неискренний – пишет о страданиях и бедствиях народа, а сам живет в роскоши, что не ценит истинных друзей, что сколотил огромное состояние за счет несправедливой оплаты труда сотрудников руководимых им журналов, что нечестно играет в карты (почему-то всегда остается в выигрыше), недостойно ведет себя по отношению к любившим его женщинам…
Портрет Н.А. Некрасова.
ВЕДУЩИЙ 1
Причину этого попытался объяснить хорошо знавший Некрасова Ип.А. Панаев: «Отчего клевета не обходила его? Он имел громадный талант и, кроме того, во вторую половину жизни – деньги…. Многие не могут переносить этого. Им будто бы обидно, что талант и деньги отняты у них, …и они негодуют на такое совмещение благ».
Клеветническая кампания, развернутая вокруг имени Некрасова, объяснялась не только завистью, но и многими другими причинами, и в первую очередь гражданской позицией поэта.
ВЕДУЩИЙ 1
Многие, близко знавшие поэта, любили его за талант, ценили, как умелого организатора литературных сил и руководителя лучших русских периодических изданий, и прежде всего как надежного товарища и друга, как умного, доброго и отзывчивого человека, готового оказать помощь каждому, кто в ней нуждался. Но еще больше ценили Некрасова его читатели. Произведения поэта читали повсюду – от университетских аудиторий до крестьянской избы, его стихи заучивались наизусть и становились народными песнями.
ВЕДУЩИЙ 1
Творчество поэта поражает своим многообразием. В нем и глубокая печаль, которую не может не испытывать нормальный человек при виде вселенского горя, и философские раздумья о смысле жизни и назначении человека, и самые сокровенные любовные чувства и переживания.
Что враги? Пусть клевещут язвительней,
Я пощады у них не прошу,
Не придумать им казни мучительней
ВЕДУЩИЙ 1
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии на Украине. Николай был третьим ребенком в семье. Раньше него родились брат Андрей (в 1820 году) и сестра Елизавета (в начале 1821 года). Чуть позже – в 1823 году на свет появилась сестра Анна, а год спустя – брат Константин. Самый младший брат – Федор – родился в 1827 году.
Фотографии братьев и сестер Некрасовых.
ВЕДУЩИЙ 1
В октябре 1824 года семья Некрасовых переехала в родовое имение отца Грешнево. О детстве поэта, о его семье сохранилось очень мало свидетельств. Но в стихах Некрасова нашли отражение многие факты его биографии, переданные удивительно тонко и точно (поэт обладал великолепной памятью и помнил себя с трех лет).
Портрет отца поэта, А.Н. Некрасова.
ВЕДУЩИЙ 1
Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов (1782-1862), принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. Сначала он служил в армии, а выйдя в отставку в чине майора, поселился с семьей в родовом имении. Натура необузданная, ни в чем не знающая удержу, отец поэта был страстным охотником и азартным игроком. По отношению к жене и детям он вел себя как деспот и самодур. Оскорбление близких и даже побои были нормой его поведения. В доме часто устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки.
Слайды сцен охоты, карточной игры или оркестра.
ВЕДУЩИЙ 1
Одну из подобных сцен Некрасов запечатлел в поэме «Несчастные»:
Обычный пир кипит мятежно,
И бледный мальчик, у стены
Прижавшись, слушает прилежно
И смотрит жадно (узнаю
Привычку детскую мою)…
Портрет отца.
В своих стихах Некрасов много раз писал о своем отце, называя его «деспотом», «палачом», «невеждой»:
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил!
Портрет матери поэта, Е.А. Некрасовой.
ВЕДУЩИЙ 1
Вполне возможно, что Некрасову была бы уготована судьба многих дворянских детей, выросших в условиях крепостничества и ставших людьми черствыми, эгоистичными, душевно опустошенными, если бы рядом с ним не было его матери – Елены Андреевны (урожденной Закревской, 1796-1841), женщины доброй души и чуткого сердца. Поэт не раз говорил, что именно она спасла его душу от растления, что мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».
ВЕДУЩИЙ 1
Одна из крестьянок рассказывала: «Небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая была барыня… Все женщины, когда не было дома барина, шли за советами, лекарствами к барыне, и она с каждой поговорит, расспросит, как живется, о детях, о муже, помогала советом и давала, что могла».
Елена Андреевна серьезно занималась воспитанием детей, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Ей приходилось предпринимать поистине героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца. Маленький Некрасов был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, ей поверял свои сокровенные мечты. В своих стихах не раз вспоминал он и «печальный взор», и «тихий шаг» матери. «Ангел, ангел она у меня была, - все, что есть у меня хорошего, - от нее!»
До конца своих дней Некрасов с глубоким волнением, обожанием и любовью вспоминал мать. О ней он писал в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», в поэмах «Несчастные» и «Мать».
Чтение стихотворений.
ВЕДУЩИЙ 1
Село Грешнево, где прошло детство поэта, стояло на почтовом тракте, соединявшем Ярославль и Кострому. Барский дом находился у самой дороги, которую называли не только почтовым трактом. Но и Сибиркой, и Владимиркой. Множество народу проходило и проезжало по ней:
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав волгожанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
(«Крестьянские дети»)
Слайд тракта.
ВЕДУЩИЙ 1
На все это жадно смотрел маленький Некрасов и его сверстники, крестьянские ребятишки. Самое сильное и порой жуткое впечатление производили на будущего поэта партии закованных в цепи каторжников и ссыльных, направлявшиеся в далекую и холодную Сибирь.
Слайд «Бурлаки». Песня «Дубинушка».
Но однажды, гуляя по берегу Волги, он был потрясен открывшейся ему картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа изможденных бурлаков из последних сил тянула огромную расшиву (баржу):
О горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!
(«На Волге»)
ВЕДУЩИЙ 1
Многочисленные свидетельства неимоверных страданий народа заставили Некрасова по-иному взглянуть вокруг, внушили ему мысль о социальной несправедливости, об ужасах подневольного рабского труда:
…Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету Божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…
ВЕДУЩИЙ 1
Однако были у будущего поэта и свои детские радости. Отец запрещал ему водить знакомство с детьми крепостных. Но, стоило ему куда-нибудь отлучиться, как мальчик тайком убегал в деревню, где у него было множество друзей.
Барский дом с садом.
Сестра Некрасова Анна Алексеевна Буткевич вспоминала: «За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы…толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой… Когда брат был уже в гимназии и приезжал в деревню на каникулы – он пропадал по целым дням, бродил с ними по лесам или отправлялся на реку удить рыбу…»
Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли – навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луковая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной,
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка – не драка, игра – не игра…
(«Крестьянские дети»)
Слайд с детишками.
ВЕДУЩИЙ 1
Общение с крестьянскими детьми оказало самое благотворное влияние на Некрасова, и он на всю жизнь сохранил теплые чувства к друзьям своего детства.
Чу! Шепот какой-то…а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
ВЕДУЩИЙ 1
О народных бедствиях поэт всегда говорил с тоской и болью. Ему было горько видеть покорность народа, который даже не смеет роптать на свою участь. Жизненной «мудрости», основанной на том, что ради удовлетворения личных стремлений надо «ниже тоненькой былиночки» склонить голову, Некрасов противопоставляет свое представление о жизни:
Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай,
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.
(«Песня Еремушке»)
ВЕДУЩИЙ 1
Это, по существу, призыв-обращение поэта к современной ему молодежи, с которой поэт связывал свои надежды на будущее. Именно поэтому Некрасов так часто писал о детях: ведь именно им, считал поэт, в недалеком времени надлежит вступить в открытую борьбу за народное счастье.
В целом ряде своих произведений Некрасов рисует обаятельные образы деревенских ребятишек, стремится показать их непосредственную и живую реакцию на все происходящее вокруг, их гармоничное восприятие природы и жизни. Он не закрывает глаза на трудную жизнь детей в деревне, на то, что иной раз слишком рано приходится приобщаться к нелегкому крестьянскому труду.
ВЕДУЩИЙ 1
Безграничной любовью к деревенской детворе пронизано стихотворение Некрасова «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяках, Глашках и других ребятишках. Глядя на них, он вспоминает и о своем детстве, о том, с каким вниманием слушали его маленькие друзья рассказы взрослых, наблюдали за работой мастеровых:
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать…
(«Крестьянские дети»)
ВЕДУЩИЙ 1
Но, восхищаясь доброжелательностью, непосредственностью и любознательностью крестьянских детей, поэт напоминает и о том, что многим из них «рано знакомы труды» и «ничто не мешает» им безвременно погибнуть. Глубоко прочувствованно рисует Некрасов образ «мужичка с ноготок» Власа, его немного комичную, но полную внутреннего достоинства наружность, его сознание важности выполняемой им работы. Этот маленький крестьянин умеет постоять за себя и дать отпор любому, кто осмелился обидеть его.
Сценка из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору…»). Слайд к отрывку.
Однако не только чувство умиления и восхищения вызывает у поэта вид маленького труженика, но и понимание того, как трудно живется русскому крестьянину, вынужденному приобщать к тяжелому труду шестилетнего ребенка.
ВЕДУЩИЙ 1
Не меньше горя и страданий выпало на долю городских детей, вынужденных с малолетства работать в мастерских ремесленников, на фабриках и заводах. Им Некрасов посвятил свое стихотворение «Плач детей» (1860), которое, по его словам, «принадлежит в подлиннике одной английской писательнице». Речь шла об одноименном стихотворении английской поэтессы Э.Б. Браунинг.
«Плач детей» - единственное стихотворение в русской поэзии, где с такой силой запечатлена картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Маленькие работники, выбиваясь из сил, целыми днями вертят колеса на фабриках. И нет силы, которая могла бы остановить это ужасное, бесконечное кружение.
Чтение стихотворения «Плач детей».
ВЕДУЩИЙ 1
Некрасов писал не только о детях, но и для детей. В конце шестидесятых годов он создал два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям» (1867-1873). Обращение к миру детства освежало и ободряло, очищало душу от горьких впечатлений действительности. Главным достоинством некрасовских стихов для детей является неподдельный демократизм: в них торжествует и крестьянский юмор, и сострадательная любовь к малому и слабому, обращенная не только к человеку, но и к природе.
ВЕДУЩИЙ 1
Добрым спутником нашего детства стал насмешливый, лукаво-добродушный дедушка Мазай, неуклюжий генерал Топтыгин и лебезящий вокруг него смотритель, сердобольный дедушка Яков, отдающий букварь крестьянской девчушке.
ВЕДУЩИЙ 1
В самом начале 1861 года Некрасов начал хлопотать об открытии у себя на родине, в селе Абакумцеве, школы для крестьянских детей. В специальном прошении на имя директора Ярославского Демидовского лицея Николай Алексеевич писал, что такая школа предназначена «для обучения крестьянских детей грамоте, необходимой каждому крестьянину для домашнего обихода, так и для лучшего разумения добрых христианских понятий и обязанностей». Работой школы Некрасов интересовался до конца своей жизни, выделял деньги на ее содержание, посылал книги и учебные принадлежности.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву.
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, -
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
(«Школьник»)
Слайд школы в Абакумцеве.
ВЕДУЩИЙ 1
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Ни знаменитый венский хирург Билльрот, ни мучительная операция не могли приостановить смертельной раковой болезни. Вести о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий со всей России. Общенародная поддержка укрепила силы поэта, и в мучительной болезни он создает «Последние песни». Это страстная исповедь поэта, стремившегося с предельной искренностью рассказать о себе, о своем прошлом, о своих переживаниях и муках. Мотивы разочарования и отчаяния сменяются жизнеутверждающими нотами, мысль его устремлена в будущее, к друзьям-единомышленникам:
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
(«Сеятелям»)
ВЕДУЩИЙ 1
По-прежнему сохраняется у Некрасова житийная святость материнского образа. В стихотворении «Баюшки-баю» устами матери Родина обращается к поэту с последней песней утешения:
Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей…
ВЕДУЩИЙ 1
На похоронах Некрасова возникла стихийная демонстрация. Несколько тысяч человек провожали его гроб до Новодевичьего кладбища. Над могилой Некрасова выступили с речами В.А. Панаев, П.В. Засодимский, Ф.М. Достоевский. Они говорили о подвиге поэта-гражданина, все творчество которого было посвящено служению идеалам добра и счастья народа, о высоком нравственном облике покойного. Достоевский сказал о Некрасове, что это «было раненое сердце, раз и на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой доле его».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."
Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....
Сценарий литературного вечера, посвященного 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова «КЛЯНУСЬ, Я ИСКРЕННО ЛЮБИЛ!»
Время ли говорить о поэте, чьё творчество, будем откровенны, сегодня почти забыто и мало читаемо?.. Но, если мы хотим быть великой нацией, мы должны помнить и знать свою историю и культуру, значимой ч...
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству В.Шекспира.
Необходимо было донести до наших современных детей, увлеченных японским аниме, заполонившими телеэфир Симпсонами и другими сомнительными героями, казалось, такого далекого и несовременного Шекспира. Х...
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству О’Генри
В материале содержится информация о жизни О\'Генри и представлен сценарий рассказа "Дары волхвов"...
Сценарий для литературного вечера, посвященного творчеству Коста Левановича Хетагурова
Этот материал можно использовать для проведения в старших классах внеклассного мероприятия, посвященного творчеству Коста Хетагурова. Тема сценария - роль женщины в жизни и творчестве великого поэта....
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю.Лермонтова
Материал готов для использования при подготовке литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю.Лермонтова...
Сценарий литературного вечера, посвященный творчеству В. Высоцкого
Тематический литературный праздник....