Литературная гостиная "Лети, моё слово, легко и крылато..."
материал (9 класс) на тему

Андреева Галина Олеговна

Знакомство с поэтическими произведениями местного самобытного поэта Урванцева Н.Е.; через его творчество – с историей родного края, привлечение внимания к поэту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya_leti_moyo_slovo_legko_i_krylato.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

          МКОУ «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»          

                                                Литературная гостиная

               

   «Звучи, моё слово,

                      светло и

                             крылато…»

                                                                                   

                                                                                                                                                            Андреева Г.О.

                                                                                                                                                             Яркина В. В.

                                                                                                                                                             Пакина М.В.

                                                                                           2016 год

                                                         

Литературная гостиная

Открытое внеклассное мероприятие «Звучи, мое слово, светло и крылато…» в рамках образовательного проекта «Югорские мотивы» (для учащихся 5 – 11 классов)

Тема: «Звучи, мое слово, светло и крылато…»

Цель: Воспитание духовно-нравственных качеств, любви к чтению, к книге, к поэзии, содействие росту творческих способностей.

Предметная область: Литература. 

Задачи: 

1. Знакомство с поэтическими произведениями местного самобытного поэта Урванцева Н.Е.; через его творчество – с историей родного края, привлечение внимания к поэту.

2. Развитие навыков выразительного чтения, творческих и артистических способностей учащихся.    

4. Воспитание уважительного отношения к творческому наследию поэтов Октябрьского района и Югры. 

 

Формы и методы реализации: устный журнал, чтение стихов, викторина. 
Возраст участников: 5-11 классы (10-16 лет) 
Продолжительность: 1 час

Оборудование: Выставка книг писателей Октябрьского района и Югры, тексты песни «Обской вальс».

В зале уютная, дружелюбная обстановка, за столом – ученики, педагоги школы, приглашенные на гостиную.

Выступление группы «Мисне».

Ведущий: Предощущение стиха –

Как очищенье от греха!..

И ты, взрывающийся в мыслях,

Бежишь от всех, чтобы опять

Сказать о радуге, о листьях,

О женщине с огромным смыслом: Мать!

И ты, склонившийся пред этим

Безмерным вечным божеством,

Уже обязан быть поэтом…

Все остальное – за стихом!.. («Связь», П.А.Суханов)

Ведущий: Добрый день, дорогие гости – учащиеся и педагоги школы! Мы рады видеть вас в этом уютном зале на литературной гостиной «Звучи, мое слово, светло и крылато…» (В.Волдин. «Лети, песня»)

Наша гостиная посвящена поэзии, литературе, творчеству известных самобытных поэтов, творчеству наших учеников, ну и, конечно же, чтению.

Что же такое чтение, кто такой читатель, как чтение влияет на образование и воспитание человека?

В наше время бытует такое мнение, что читать и вовсе не обязательно, если вместо этого можно прослушать литературное произведение, посмотреть на видео. А читать, зачем? Это лишь напрасная трата времени! Но это далеко не так. Что бы не говорили, чтение книг навсегда останется самым важным процессом в становлении личности. Ведь читая книги, мы развиваем не

только свои умственные способности, но и сами развиваемся и воспитываем в себе лучшие нравственные качества, развиваем свои творческие способности и таланты. Именно из читающего поколения вырастают настоящие писатели и поэты.

Наш округ богат самобытными и творческими людьми – певцами Земли Югорской, которые воспевают красоту и богатство родного края в прозе и поэзии.

Мы знаем имена хантыйских и мансийских писателей, авторов незабываемых рассказов и романов: Еремея Айпина, Маргариты Анисимковой, Григория Лазарева, сказки и легенды мансийских сказительниц: Анны Коньковой, Марии Вагатовой,

Галины Слинкиной, стихи Андрея Тарханова, ЮванаШесталова, Владимира Волдина – и многих других талантливых и неповторимых, в прошлом увлеченных чтением людей.

Свои произведения большинство поэтов пишут на родном мансийском или хантыйском языке, эти же стихи мы можем читать в сборниках, хрестоматиях сразу и на родном и на русском языке. (Презентация книг с выставки).

Пашина Мария, стихотворение на мансийском языке «Витсам» (Капелька), Светлана Динисламова.

Творчество наших поэтов известно далеко за рубежом. Их стихи переведены на множество языков мира – немецкий, английский, китайский, индийский, французский.

Бартошкина Альбина, стихотворение на английском языке «Зимние каникулы», Уфимцева Полина

Сегодня в нашем зале гость, самобытный поэт нашей малой Родины Урванцев Николай Евстафьевич.

(Рассказ Н.Е.Урванцева о себе, о своем творчестве, чтение стихов)

                      Из воспоминаний Николая Евстафьевича

Любовь к чтению мне привила моя бабушка Пелагея Карповна. Мне было лет шесть, и мы жили в деревне Кеушки, Октябрьского района на берегу Оби. Вечерами раз в две недели [так ходила почта] она зажигала лампу-керосинку, доставала газету и читала её вслух от корки до корки. «Вот, внучек, - говорила она, бери пример с хороших людей.

И вот уже с годами, когда я пошёл в школу, сам научился читать и писать, всегда себе в пример ставил хороших людей.

Первым моим героем был Филиппок из рассказа Л.Н. Толстого. Маленький мальчик так хотел учиться, что не побоялся строгого учителя, насмешек друзей, пришёл в школу за знаниями.

Шли годы. В классе четвёртом я прочитал рассказ А. П. Гайдара «Честное слово». Рассказ о том, как ребята, играя, одного мальчика поставили часовым, взяли с него честное слово, что он пост принял и не покинет его, пока не сменят. А сами разбежались и забыли про него. И вот он стоял до самого вечера в лесу, боялся темноты, был голоден, но пост не покинул. Надо было иметь огромное мужество и силу воли. Это был для меня второй «хороший человек».

Уже в старших классах мне стала нравиться поэзия. А больше всего поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Я выучил несколько отрывков наизусть и, когда ложился спать, повторял их, как молитву. «Оказывается, за свободу, за мечту надо драться смертным боем», - понял я.

Тема войны в пятидесятые – семидесятые годы всегда была рядом. Ещё много ходило по улицам покалеченных, пришедших с войны солдат. Вечерами бабушка доставала иконку и молилась за убиенных, мужа и сына её. И понял я, мир нужно беречь и охранять как зеницу ока. В те годы было очень много хороших военных писателей. Таких, как К. Симонов, М. Шолохов, Ю. Бондарев. Их произведения я перечитывал по несколько раз. В жизни человека литература имеет большое значение: она учит любить свою Родину, знать историю страны, воспитывает духовные и человеческие качества.

Писать стихи я начал лет в одиннадцать. Однажды младшая сестра Надя попросила помочь ей написать стихотворение на такие слова: «тобой», «тропой», «лесами», «глазами» – и я написал четверостишие:

Ещё нехоженой тропой,

Как наши предки шли лесами,

Мы по луне пойдём с тобой,

Глядя на всё вот этими глазами.

Всем понравилось, и я стал помаленьку писать.

У нас подрастает внук Серёжа. Интерес к литературе у него есть. Очень любит читать стихи. Быстро запоминает их и с выражением декламирует. Надеемся, что в дальнейшем он более серьёзно отнесётся к литературе.

       Брошенный щенок

Мой юный друг!

Коль ты решился завести щенка или другую животину,

Подумай, а не погубишь ты безгласную скотину.

Ведь для него ты будешь Богом и творцом,

А ты окажешься всего лишь подлецом.

Немного поиграешь, порезвишься на природе

И выгонишь его при всём честном народе.

                            ___________

Подарили нам щенка, белого, пушистого,

Полюбили мы его, баловня игристого.

Наши лица он ласкал взглядом своим шалым,

Наши руки он лизал языком шершавым.

С нами на реку ходил, хвостиком виляя,

В траве кузнечиков ловил, радостно играя.

Если по грибы идём – наш питомец с нами,

Зверька любого схватит он острыми зубами.

Пролетело лето прекрасной чудо-птицей,

Не успели отпуском вдоволь насладиться.

Мы умчались в город в вагоне скрипучем,

А щенок остался в кустарнике колючем…

           Студентка

                           Дочери Екатерине

Поставлена на школе точка.

В медвуз учиться едет дочка.

Катюша начинает новый круг-

Учителей, друзей, подруг.

А дома остаётся мама.

Её глаза – два океана –

С утра уж плещутся от слёз.

Не плачь, родная, выше нос.

Гордись и радуйся за дочь,

Дурные мысли выкинь прочь,

С её умением трудиться

Больших побед можно добиться.

                           Июль 2003 года

          Алый парус

                             Дочери Анне

Алый парус -  это знак большой мечты!

Помечтай, пожалуйста, и ты.

У Ассоль её мечта сбылась,

Она красавца Грэя дождалась.

        Алый парус ветром понесёт,

        В бухту знаний курс он свой возьмёт.

        Техникум закончите иль ВУЗ,

        Это в жизни вам огромный плюс.

Алый парус для тебя, мой друг,

Шумный хоровод твой друг,

Парень, что из Армии придёт,

Он с тобой под парусом пойдёт.

                                   Май 2005 года

     «Ода» туристам

Весенним ласковым денёчком

Расположилась под кусточком

В ожидании гуляния

Довольно тёплая компания.

Под горкой речка протекала,

В ней рыбка с мотыльком играла.

У камышей вся в белом – лилия,

Для сердца – милая идиллия.

По лесу застучал топор,

И, как от выстрела в упор,

Зверьё пустилося бежать,

Их и за сутки не догнать.

Костёр на травке запылал,

Турист в реке улов поймал,

И загуляла вся компания –

Тут были песни и страдания.

Жестокие туристы те

Сварили рыбу на костре,

Убит мотыль, повяла лилия,

Исчезла чудная идиллия.

 

Птицы об охотниках

Сидишь в скрадочке, кровопийца,

Вооружился до зубов.

Как будто ярых ждёшь врагов.

Ты – не охотник, ты – убийца!

Охотник тот, кто ловит льва,

С острогой ходит на медведя.

А ты нажрался супа, дядя Федя.

Сидишь в скрадке и – трын-трава.

На следующую весну

Мы принесём тебе заразу.

Тогда стреляй нас всех и сразу.

Мы жизнь меняем на твою!

                Лето 2006 года

        Слава футболу

Что может быть прекраснее футбола

В мгновенье забиваемого гола?

От счастья я готов плясать в присядку,

Когда либеро забивает гол в «девятку»!

Он левой долбанул с подкруткой,

И мячик полетел коварной, серой уткой,

Планируя в обводку вратаря.

Да здравствует футбол! Гип, гип! Ура!

                Болельщик со стажем, поклонник футбола Урванцкв Н.Е.

Метеор

По плёсу мчится метеор,

Как белая лавина с гор,

Как символ птицы. Белоснежный,

Живой, и трепетный, и нежный.

Летит – не остановить напор.

В груди его рвет мотор.

Но управляют им полвека

Рука и разум человека.

                  15 августа 2007 года

          Случай в порту

Кричит охрипший капитан?

- Конец, мы дальше не идём!

В порту на якоря встаём,

И это, братцы, не обман:

К нам по Оби ползёт туман.

Идёт, как белая стена.

Пропали берега и мост.

Собака, свой не видя хвост,

Скулит, и жалости полна.

Кругом сплошная пелена.

И вдруг меня окутал страх,

Как будто в мире я один.

Уже не сходишь в магазин.

И не услышишь пенье птах.

И не случился ль в мире крах?!

Но нет, вдруг солнце засияло.

Туман поднялся и исчез,

Как будто в дырочку залез.

- Подъём! – в порту вдруг прозвучало.

Процесс пошёл, не страшно стало.

                     Лето 2016 года

Беседа с поэтом в форме вопрос – ответ.

В нашей школе тоже есть свои начинающие, и может быть в будущем известные писатели и поэты. Одни мальчишки и девчонки пишут прозу, другим нравится писать стихи, третьи сочиняют сказки, а многие попробовали свои силы в разных жанрах. Сегодня мы хотели бы представить вашему вниманию начинающих поэтов, которые сами прочитают свои произведения.

Учится в школе обычный мальчишка, озорной, веселый, а порой и задиристый. Но в душе он все же романтик…

Волохов Вячеслав, стихотворение «Трава, роса…».

                 ***

Трава, роса, сыро.

Солнце светит уныло.

Прозрачный воздух чист.

Кружится жёлтый лист.

Щемящей красоты глубина.

Кругом звенящая тишина.

Цветы, грибы, паутина.

Корзину наполнил свою.

Радуюсь от счастья и пою!

Эта ученица талантлива во всем, она и поет, и танцует, и пишет неплохо.

Лизунова Полина, стихотворения «Уроки пятиклассника», «Осень».

                 Осень в Югре

Птиц провожают

В дорогу леса:

Долгое эхо

Летит в небеса.

Даже вослед им,

Как будто крылом,

Пугало машет

Пустым рукавом.

Солнце неярко,

Дожди пеленой,

Ветер холодный

Шумит надо мной.

Выросли травы

В большие стога.

Листья опали,

Туманны брега.

Уроки пятиклассника

Все уроки хороши!

Все уроки нам нужны!

Русский учит нас писать,

Математика – считать.

Литература –  мы читаем,

Музыка – все песни знаем!

Физкультура – мяч, лыжня,

Не прожить без них не дня!

Биология! Ох, как в микроскоп

Люблю смотреть-то я!

Где океан, а где моря,

Расскажет география.

 Ну, а этот ученик, просто весельчак, у него никогда не сходит улыбка с лица, да и сам он отличный парнишка.

Немальцев Сергей, стихотворение «Осенняя листва».

   Осенняя листва

Осень! Какая природа!

Какое сейчас время года?!

С деревьев опала листва.

Как изменилась  она?!

Платьице красно надела.

К вечернему балу прихорошела!

Но вдруг подул ветер сильный,

Да до того агрессивный!

Что вмиг он сорвал красавицу с ног –

Осенним ковром полегла вдоль дорог.

Следующий участник – серьезен в учебе, дисциплинирован, и очень воспитан. Интересуется мансийской мифологией. В своем стихотворении он изложил древний взгляд на происхождение обско-угорских народов.

Максимов Степан, стихотворение «Сказочный народ».

Ученица, о которой хочется сказать - она талантлива во многом, но лучше всего у нее получается писать стихи.

Новоселова Ольга, стихотворение «Легенда о нарсьюхе»

Скромна, порой бывает застенчива, но в то же время имеет на все свое собственное мнение. Ее волнуют многие вопросы, в том числе и вопросы экологии нашего края.

Бартошкина Альбина, стихотворение «Очнитесь, люди!»

Эта ученица очень активная, подвижная, хорошо учится, а в свободное от учебы время еще и стихи пишет. Ее также, как и Альбину интересует судьба югорского края, особенно нашей необъятной тайги.

Лепехина Татьяна, стихотворение «Тайга югорская  моя»

Следующая участница нашей гостиной очень интересная девушка, веселая, инициативная и талантливая, пишет стихи на разные темы, а некоторые из них глубоко философские и немного трагичные.

Ильиных Алена, стихотворения «Тайга», «Жестокость»

Тайга

В тайге Югры ты волка встретишь,

Берёзку стройную приметишь,

Посмотришь, как зайчата пляшут,

Как ветвями сосёнки машут.

Но заблудиться в ней легко –

Ты не ходи так далеко!

Там леший бродит за кустом,

Болото, комары кругом.

И вот такие чудеса

Творят Югорские леса!

                     Жестокость

В парке сидел котёнок-худышка,

Унылый, грязный и больной,

Лизал пораненное ушко,

Спрятав лапки под собой.

От холода трясся серый бедняга,

Согреться он никак не мог.

Несчастный, жалкий бедолага,

Досадно  съёжился в комок.

Он думал: «Чем я провинился?

Других котов чем хуже я?

Прохожий всякий сторонился,

Подальше от меня уйдя».

И маленькие ребятишки,

За палки крепкие держась,

Бежали дружною гурьбою,

Дразня котёнка и смеясь.

А самый маленький мальчишка

С дороги камень вдруг поднял,

По детскости своей наивной

С улыбкою в кота бросал.

Мальчишка тот не видел боли,

Которую малыш таил,

Кидая камни раз за разом,

Он лапки все ему отбил.

И каждый шаг давался трудно,

Болели лапки, хвост замёрз.

И всё же маленький котёнок

Собрался с духом и пополз.

Казалось, брёл он бесконечно

И лапы до крови все стёр.

Наткнулся на собак случайно

И понял, что конец пришёл.

И он стоит напротив стаи,

Поняв, что жизнь есть борьба.

Шагнул вперёд, не зная страха,

Вот ведь жестокая судьба…

Котёночек  хотел лишь ласки.

Забыть о том, что одинок.

Но жизнь не розовые краски.

Ведь так бывает – мир жесток.

Этой ученице интересна культура родного народа, ее история и мифология, недаром она хорошо изучает мансийский язык и занимает призовые места в районе и округе.

Пашина Мария, стихотворение «Лесной дед».

                 Лесной Дед1

        (из мансийской мифологии)

Вечереет… Алый от заката,

Сонный лес блестит,

Далеко за соснами Дедушка стоит.

Сделан он из дерева, весь зарёй облит,

Этот Дед, особенный, обычаи хранит.

Повидал он многое: слёзы, смех и крик,

На беду чужую откликнется он вмиг.

В небе солнце ясное, иволги поют,

Ягодники, грибники с лукошками идут.

Запах хвойной свежести чувствуешь душой,

На тропе, у сосенки, Дед стоит лесной.

Поклонившись в пояс, ближе подхожу

И в тайник дары я Деду положу,

Чтобы птиц и зверя спас он от беды,

Чтоб они не знали никакой нужды!

        _______________________

Лесной Дед1 - место в культуре манси занимают растения, в частности, деревья (священные). Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны и по языческому верованию манси оказывают благоприятное воздействие на смертных.
Во всех действиях и обычаях манси неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня  сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».

Большое спасибо нашим участникам за творчество. А теперь мы просим их всех на сцену.

Беседа с учениками в форме вопрос – ответ.

В течение проекта на сайте нашей школы  и в самой школе прошла викторина, посвященная творчеству как известных югорских поэтов и писателей, так и творчеству наши учеников. Участие в викторине приняли всего два человека – Новоселова Ольга и Батова Вероника.

Сегодня мы награждаем их грамотами небольшими сувенирами за любознательность и интерес к литературному наследию Югры.

Вручение грамот и призов.

Викторина «Писатели и поэты Югры – семье»

Наша школа богата талантами, кто-то хорошо рисует, кто-то пишет стихи и прозу, кто-то занимается декоративно-прикладным творчеством. Результат этой творческой деятельности обязательно должен найти свое место в истории нашего поселка и нашего края. Поэтому, по задумке педагогов, все работы учащихся – художественные и литературные мы выпустим в альманахе творческих

работ наших детей.

Большое спасибо всем участникам литературной гостиной за стихи и рассказ о своем творчестве.

Песня «Обской вальс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- музыкальная композиция «Если душа родилась крылатой», посвящённая 120 –летию М. Цветаевой.

Данное мероприятие направлено на изучение жизни и творчества М. Цветаевой в связи празднования 120 - летия со дня рождения. Оно может быть использовано как на уроке, так и во внеклассной работе по пре...

литературно-музыкальная гостиная «Если душа родилась крылатой» (по творчеству М.Цветаевой)

Справка о результативности применения представленных материалов           Литературно-музыкальная гостиная «Если душа родилась крылатой…» (по творчест...

Литературно-музыкальный вечер "Если душа родилась крылатой" (по творчеству М.Цветаевой)

Это внеклассное мероприятие проводится в форме литературного кафе для старшеклассников (желательно аудитория не больше 30 человек), в особой романтической обстановке, при свечах. Весь материал предста...

учим слова легко!

Ссылка для изучения слов по теме "Почта" (испанский язык)http://quizlet.com/65772922/correos-flash-cards/...

Запоминать слова легко

Овладение лексикой является одной из самых сложных задач при обучении иностранному языку. В презентации представлены различные техники, позволяющие быстрее и качественнее овладевать лексикой....

Рабочая программа по чтению (литературному) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс.

Рабочая программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по предмету: «Чтение»предметная область: «Язык и речевая практика»класс: 6...