Статья « Формирование личности учащегося».(Из опыта работы)
статья на тему
Выступление из опыта работы по формированию классного коллектива посредством участия во внеклассных делах и в проекте "Школьное ТВ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_iz_opyta_raboty_formirovanie_lichnosti_uchashchegosya.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Бронникова Ирина Анатольевна,
Учитель русского языка и литературы
МАОУ « Школа №16 г. Благовещенска»
Формирование личности учащегося.
В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были не просто
понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,
предметом собственных стремлений и личного счастья.
И. Ф. Свадковский
Современный ребенок – это человек новой формации. Его изменения обусловлены изменениями социальной и природной среды, в которой мы живем. Современные дети – это дети ХХI века, имеющие новый тип сознания. Они не похожи на своих родителей и требуют иного отношения к себе, иного типа общения.
Какие же они – современные дети? Какие особенности их развития следует учитывать при воспитании и обучении?
Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, отличаются повышенной возбудимостью и гиперактивностью,у них повышена потребность в восприятии новой информации, а также повышены тревожность и агрессия. Они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании.
У педагога есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе – это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми.
Воспитание в настоящее время является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Мы должны воспитать человека, способного создавать свою жизнь и быть способным к самоопределению.
В проекте “Наша новая школа” отмечается: «Именно сейчас дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности”
Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения, в котором прописаны цели, стоящие перед школьным образованием – это воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Можно ли оценивать результаты воспитания? Очень сложно, поэтому ФГОС допускает оценивать только “воспитанность” класса в целом, но не отдельных учеников.
Я являюсь классным руководителем 11 В класса МОАУ СОШ №16 города Благовещенска. Мир увлечений моих учащихся разнообразен: ребята любят искусство, интересуются историей, занимаются спортом, изучают иностранные языки. Это помогает им самореализовываться в условиях общеобразовательной школы и проявлять свои способности и таланты.
В классе действует орган самоуправления. Ребята проявляют интерес к классной и школьной жизни, стремятся в ней активно участвовать.
Для сплочения и формирования коллектива проводится постоянная коллективная и индивидуальная работа по созданию в классе атмосферы дружбы и взаимопонимания. Ведётся работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении.
В конце учебного года обязателен мониторинг воспитательной работы за прошедший учебный год. Для этого я изучаю, какие изменения произошли в коллективе, и провожу такие исследования:
тест "Самооценка уверенности в себе",
Методику изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью, методики «Отношения с родителями» и «Отношение к ЗОЖ»,
анкету учащегося “Ты и твой класс”.
Все результаты сравниваются, анализируются. И это помогает мне спланировать воспитательную работу на следующий учебный год.
Одним из направлений в формировании личности учащихся считаю развитие исследовательской деятельности школьников. Поэтому под моим руководством ученики принимают участие в проектах, учатся работать в библиотеке с научной литературой; приобретают опыт выступлений на внеклассных и внешкольных мероприятиях.
В своей работе как классный руководитель учитываю психологические особенности ребят, уделяю большое внимание формированию коллектива, веду работу над воспитанием таких качеств, как честность, порядочность, доброта.
В начале учебного года традиционно проводим классные собрания, которые посвящены выбору актива класса, созданию законов класса, выбору поручений. На классных часах проводим отчет о проделанной работе.
В классе создана своя система самоуправления. Целями организации ученического самоуправления в классе являются:
повышение активности учащихся в классных делах;
реализация интересов каждого учащегося;
привлечение родителей к совместной деятельности.
Традиционно в 5классе ( когда принимаю классное руководство) и 10(когда создаётся новый коллектив-профильный класс) я провожу систему классных часов « Мир моих увлечений». Каждый ребёнок серьёзно готовится к данному мероприятию. Ребята стараются показать всё, чего достигли и чем занимаются: поют, танцуют, приносят медали, кубки, коллекции, свои картины... Многие готовят презентацию о себе, чтобы полнее представить мир своих увлечений.
В классе мы просто знаем, чем занят ученик вне школы, … уехал на соревнования, участвует в концерте… А когда перед классом раскрывается ученик с новой стороны, то и отношения ребят складываются по-особенному. И мне, как классному руководителю, такие классные часы помогают полнее узнать внутренний мир каждого ребёнка, его интересы, планы на будущее.
Большую помощь в воспитании школьников оказывает и участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие.
Мои ученики являются участниками проекта «Школьный театр» и организаторами и участниками проекта «Школьное телевидение».
Ребёнок, побывавший на сцене и успешно выступивший, уже не будет в жизни пасовать перед трудностями. Участие в постановке спектаклей придает им уверенность, развивает у них способность общения с аудиторией.
Для подростков, занимающихся в театральной студии, это хорошая школа жизни, психологический тренинг. Ситуации, переживания героев, сыгранных детьми, помогают им сориентироваться в реальной жизни. Бывали такие случаи, когда ребята невольно попадали в такие ситуации, выход из которых требовал некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.
В рамках проекта «Школьное телевидение» ребята приняли участие в общегородском смотре школьных СМИ, в городском медиафоруме «PRO.info», стали участниками областного медиафорума «PRяжа». Проект «Школьное телевидение» дает возможность увидеть и раскрыть в полной мере тот творческий потенциал, который заложен в каждом ученике. Этот проект помогает ребятам подготовиться к поступлению в вуз и даёт старт успешной карьере в будущем. Именно благодаря участию в данном проекте мои выпускники: Лесик Константин, Филимонов Антон выбрал профессию журналиста, и сегодняшние выпускники хотят посвятить себя любимому делу.
Через организованную воспитательную работу учащиеся учатся жить вместе. Многие мои ученики окончили школу и выбрали свой путь в жизни. Мне очень приятно думать, что частичка моей души есть в каждом из них.
Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами,
И вслушиваться в шум учеников,
И спорить с тем, кто не доволен мелочами.
Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может «классным» быть легко,
Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности ребенка (Из опыта работы)
Цель работы – организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.Задачи:- включение родителей в совместную со школ...
Использование метода проектов на уроках информатики и ИКТ для развития творческой личности учащихся. Из опыта работы.
Значимость метода проекта в образовательной деятельности состоит прежде всего в том, что он показывает детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимость их для дальнейшей жизни...
Статья Акоповой Л.В. МАОУ СОШ № 71 г.Краснодар "Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся" (из опыта работы)
У ученика необходимо формировать учебно-интеллектуальные умения и навыки. Учить его учиться, добиваться успеха. Ведь только с успехом, который приносит удовлетворение от сделанного, приходит желание и...
Роль уроков русского языка в формировании нравственности учащихся (из опыта работы)
Влияние уроков русского языка на воспитание нравственного и духовного развития учащихся....
Статья «Формирование личности учащихся посредством развития физических качеств. Карты личности».
Задача исследования: свести в краткую модель, допускающую сравнение, качественные и количественные оценки основных психологических элементов структуры личности.Личностный подход, как один из принципов...
Статья «Внеурочная деятельность в формировании патриотических качеств учащихся» (из опыта работы)
Доклад на республиканскую научно-практическую конференцию «Национально-региональное направление образования: опыт, традиции, инновации» по теме «Внеурочная деят...
Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"
Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках русского языка...