Программа "Эрудит"
рабочая программа на тему
Программа предназначена для развития интеллектуального кругозора у обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_erudit.docx | 37.73 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска
муниципального образования "Холмский городской округ"
Сахалинской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
с заместителем Директор МБОУ СОШ № 9
директора по УВР Чиркова Н.А
Завьяловой Е.Ю.
______________ _______________
«____» ___________2015г. «____»__________2015г.
Рабочая программа
интеллектуального клуба
«ЭРУДИТ»
Составитель:
Петрова О.Г.
г. Холмск
2014 г.
Общие положения.
Интеллект представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум") и по своему смыслу тождествен ему, употреблялся для обозначения высшей познавательной способности. (Большая советская энциклопедия).
Интеллект (с латинского) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно.
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию и т. д.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Согласно Линде Готтфредсон интеллект — это общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. По мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.
По И. Г. Виноградову, интеллект — это способность человека к поиску, восприятию, анализу, систематизации и эффективному использованию информации для достижения поставленной цели.
В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. (Википедия)
Интеллектуальные игры популярны не только в нашей школе и в нашем районе, но и в странах ближнего зарубежья, в Белоруссии, на Украине ежегодно проводятся чемпионаты по игре «Что? Где? Когда?».
В объединении «Эрудит» занимаются дети разных возрастов. Дети младшего школьного возраста имеют большие познавательные возможности, что позволяет начать знакомство с интеллектуальными играми во 2-4 классах. При переводе из начальной школы в среднюю, изменившиеся условия предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному развитию школьников, к степени сформированности у них определенных учебных знаний и действий. Занятия в интеллектуальном объединении «Эрудит» помогают развить интеллектуальную и познавательную активность обучающихся этого возраста.
Для подросткового возраста очень важны самопознание, самоопределение, самореализация. Решить эти проблемы в какой-то мере помогают занятия школьников в интеллектуальном объединении, участие их в интеллектуальных играх. Занятия в объединении направлены на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.
1. Пояснительная записка
Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов, проявляющих интерес к интеллектуальным играм, желание систематически заниматься ими, развивая свои умственные способности и расширяя свой кругозор в различных областях знаний: истории, географии, литературе, социологии и других.
Программа объединения строится по следующим направлениям:
1.Ознакомление учащихся с различными типами игр, их особенностями.
2.Организация интеллектуальных игр по возрастным группам.
3.Подготовка и проведение школьного турнира интеллектуальных игр, участие в товарищеских играх с командами школы и района.
4.Тренировка команд, подготовка их к участию в муниципальном этапе интеллектуальных игр.
Цель: развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка и их самореализация.
Задачи:
обучающие:
1.Ознакомление со всеми типами игр и заданий и их особенностями, стратегией, тактикой игры
2.Обучение детей методике игры
развивающие:
1.Развитие и реализация интеллектуального потенциала ребенка.
2.Развитие любознательности, способности к самообразованию.
3.Формирование познавательного интереса, творческого воображения
воспитывающие:
1.Воспитание наблюдательности, коммуникативности и толерантности
2.Формирование позитивного отношения к учебно-воспитательной деятельности через игру.
Методы обучения:
словесные методы:
- рассказ – используется на занятиях, где рассказывается об интеллектуальных играх
- объяснение – применяется при объяснении правил игр, особенностей составления игр
- работа с книгой. С помощью этого метода ученик овладевает новыми знаниями, составляя задания для разного вида интеллектуальных игр.
методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:
- прием взаимных заданий – на занятиях учащиеся выполняют задания, придуманные товарищами;
- временная работа в группах, учащиеся выполняют задания в разных группах.
методы стимулирования учебно - познавательной деятельности:
- метод эмоционального стимулирования;
- метод развития познавательного интереса
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 11 до 17 лет.
Время реализации программы – 3 года.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 5 недельных часов. Занятия проводятся в учебных классах. Состав групп в объединении постоянный, набор детей свободный, форма занятий групповая.
Воспитательный результат:
1 уровень: Обучающиеся приобретают социальные знания о нормах поведения в группе, о понятии «команда» и т.д. Формируется первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни через познание социального мира, познание жизни людей и общества через материалы интеллектуальных игр.
2 уровень: формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества через организацию групповых дискуссий на занятиях.
Метапредметный результат:
Познавательные УУД: формируются логические и общеучебные УУД, а именно действие структурирования информации, выбор эффективного способа решения ребуса, задачи, поиск информации, анализ и синтез информации.
Регулятивные УУД: планирование деятельности, понимание заданий, контроль и оценка своей деятельности.
Коммуникативные УУД: обучающиеся учатся взаимодействовать в группе, слушать и слышать других, точно выражать свои мысли, спрашивать, интересоваться чужим мнением, участвовать в диалоге.
Личностные УУД: обучающиеся должны уметь адекватно оценивать себя, других, осознают необходимость получения знаний.
Оценкой и контролем достижений обучающихся может быть результат участия в школьном фестивале интеллектуальных игр, как в финальной игре, так и в отборочных турах фестиваля, результат участия в играх районного фестиваля интеллектуальных игр.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы может быть участие в финальных играх школьного и муниципального этапа интеллектуальных игр.
В процессе реализации образовательной программы предусматриваются изменения в тематическом планировании, т.е. увеличение или сокращение количества часов или перестановка тем, в связи с участием в мероприятиях как школьного и районного уровня.
2. Учебно-тематический план
2.1 Тематическое планирование первого года обучения
№ | Тема занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Введение в образовательную программу | 1 | 1 | |
2. | Игры с вопросами на перечисление | 1 | 1 | |
3. | «Что? Где? Когда?» | 1 | 4 | 5 |
4. | «Десятка» | 4 | 4 | |
5. | «Пентагон» | 3 | 3 | |
6. | «Брейн – ринг» | 4 | 4 | |
7. | Мир ребусов | 2 | 2 | |
8. | Кроссвордомания | 1 | 2 | 3 |
9. | Забавы со словами | 4 | 4 | |
10 | Интеллектуальный волейбол | 1 | 1 | |
11 | Перевертыши | 3 | 3 | |
12 | Загадки про слова | 2 | 2 | |
13 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
14 | итого | 4 | 30 | 34 |
2.2 Тематическое планирование второго года обучения
№ | Тема занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Игры с вопросами на перечисление | 1 | 1 | |
3. | Игра «Эрудит- лото» | 2 | 2 | |
4. | «Что? Где? Когда?» | 4 | 4 | |
5. | Задания на бумаге (анаграммы, соответствия) | 2 | 2 | |
6. | Пентагон | 2 | 2 | |
7. | Веришь, не веришь | 1 | 1 | |
8. | Брейн - ринг | 2 | 2 | |
9. | Своя игра | 2 | 2 | |
10 | Игры со словами (наборщик и т.д.) | 1 | 1 | |
11 | Интеллектуальный волейбол | 2 | 2 | |
12 | Перевертыши | 2 | 2 | |
13 | Кто хочет стать миллионером | 3 | 3 | |
14 | Школьный фестиваль интеллектуальных игр | 4 | 4 | |
15 | Десятка | 2 | 2 | |
16 | «Аукцион», «Контакт» | 2 | 2 | |
17 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
18 | Итого | 2 | 32 | 34 |
2.3 Тематическое планирование третьего года обучения
№ | Тема занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Игры с вопросами на перечисление | 1 | 1 | |
3. | «Что? Где? Когда?» | 4 | 4 | |
4. | «Веришь, не веришь» | 2 | 2 | |
5. | Пентагон | 4 | 4 | |
6. | Десятка | 4 | 4 | |
7. | Эрудит-лото | 1 | 1 | |
8. | Игры на бумаге | 1 | 1 | |
9. | Забавы со словами | 1 | 1 | |
10 | Перевертыши | 2 | 2 | |
11 | «Своя игра» | 4 | 4 | |
12 | Кто хочет стать миллионером | 2 | 2 | |
13 | Брейн - ринг | 2 | 2 | |
14 | Школьный фестиваль интеллектуальных игр | 4 | 4 | |
15 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
16 | Итого | 2 | 32 | 34 |
3.Содержание программы дополнительного образования детей
3.1 Содержание программы первого года обучения
1. Введение в образовательную программу.
Теоретическая часть. Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. История интеллектуальных игр и команд. Виды, типы, формы интеллектуальных игр. Техника безопасности.
2. Игры с вопросами на перечисление. Теоретическая часть. Правила игр.
Практическая часть. Тактика игры.
3. Игра «Что? Где? Когда?». Знакомство с правилами игры, с тактикой, с видами заданий происходит на теоретической части занятий. На практике отрабатываются вопросы, стратегия и тактика игры.
4. Игра «Десятка» - знакомство с видами заданий, вырабатываются практические навыки игры в парах и в группах.
5.Игра «Пентагон» - знакомство с правилами игры, отработка практических навыков по разным темам.
6. Игра «Брейн – ринг» - знакомство с особенностями игры, отработка практических навыков.
7. Мир ребусов – знакомство с правилами составления ребусов, решение различных ребусов.
8. Кроссвордомания – знакомство с разными видами кроссвордов на теоретическом занятии, отработка навыков отгадывания кроссвордов происходит на практических занятиях.
9. Забавы со словами – изучение различных игр со словами.
10. «Интеллектуальный волейбол» - знакомство с правилами игры, выполнение практических заданий обучающимися.
11. Игра «Перевертыши» - разгадывание самых различных перевертышей.
12.Загадки про слова – разгадывание шутливых словесных загадок.
13. Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года, Поощрение лучших команд, предполагаемый план на следующий учебный год.
3.2 Содержание программы второго года обучения
1. Введение в образовательную программу. Обсуждение плана работы на год. История интеллектуальных игр и команд. Виды, типы, формы интеллектуальных игр. Техника безопасности.
2. Игры с вопросами на перечисление – повторение правил игр. Выполнение практических заданий.
3. «Эрудит-лото» - проигрывание нескольких вопросов, составление заданий.
4. Игра «Что? Где? Когда?» Знакомство с особенностями и видами вопросов, с методикой их составления.
5. Задания на бумаге. «Анаграммы» - знакомство с правилами выполнения заданий
6. «Пентагон». Повторение правил игры. Выполнение практических заданий.
7. «Веришь, не веришь». Знакомство с правилами игры.
8. Брейн – ринг. Повторение правил и особенностей игры.
9. «Своя игра». Знакомство с правилами игры, игровой практикум.
10. Игры со словами. Изучение различных игр со словами
11.«Интеллектуальный волейбол». Повторение правил игры
12. Игра «Перевертыши» - составление и разгадывание самых различных перевертышей.
13.«Кто хочет стать миллионером». Знакомство с правилами игры, игровой практикум.
14. Школьный и муниципальный этап интеллектуальных игр
15. «Десятка». Выполнение заданий игры на скорость.
16. «Аукцион», «Контакт». Игры с вопросами на перечисление.
17. Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года, Поощрение лучших команд, предполагаемый план на следующий учебный год.
3.3 Содержание программы третьего года обучения
1. Введение в образовательную программу. Обсуждение плана работы на год. История интеллектуальных игр и команд. Виды, типы, формы интеллектуальных игр. Техника безопасности.
2. Игры с вопросами на перечисление – повторение правил игры. Игровой практикум
3.«Что? Где? Когда?». Игровой практикум. Составление вопросов.
4. «Веришь, не веришь. Игровой практикум
5. «Пентагон». Повторение правил игры. Составление заданий. Игровой практикум
6. «Десятка». Выполнение заданий игры на скорость.
7. «Эрудит-лото» - составление заданий. Игровой практикум
8. Игры на бумаге. Игровой практикум
9. Забавы со словами. Выполнение практических заданий.
10. «Перевертыши» - составление и разгадывание самых различных перевертышей
11. «Своя игра». Игровой практикум.
12. «Кто хочет стать миллионером». Игровой практикум
13. Брейн – ринг. Тренинг на скорость мышления.
14. Школьный и муниципальный этап интеллектуальных игр
15. Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года, Поощрение лучших команд, предполагаемый план на следующий учебный год.
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Разработаны игры по темам:
Игра воображения, своя игра по ЗОЖ, своя игра ко Дню защитника Отечества и международному женскому дню, Великая Отечественная война.
5.Список использованной литературы
А.Г. Лидерс «Психологический тренинг с подростками»;
Г.В. Панскова «Проверь себя» - интеллектуальные игры для учащихся начальных классов;
Е.М. Минскин «От игры к знаниям»;
Е. Копейко «Мои вопросы»»
Авторский коллектив Пермского интеллектуального областного клуба «Гиперборей», кубок Прикамья, 1995 – 2000 г.
Серия вопросов «500 вопросов армянских клубов»
Сборник «300 вопросов повышенной сложности» в.1; в.2; Пермь; 2001; 2002.
Журналы «Последний звонок»; «Педсовет»; 2000 – 2014. «ШИК» 2006 – 2014
«Интеллектуальные игры. Вопросы и задания» п. Куеда; 2001 – 2003
Литература, рекомендуемая для детей
Детская энциклопедия;
«Все обо всем»
«Я познаю мир»
Журнал «Эрудит»
Журнал «АБВГД»
- Мне нравится (1)