Мой взгляд на воспитание (эссе для участия в конкурсе "Самый классный классный").
методическая разработка по теме
Мой взгляд на воспитание (эссе для участия в конкурсе "Самый классный классный").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_vzglyad_na_vospitanie_2.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МОЙ ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАНИЕ
или «можно ли вскипятить воду снегом?»
Я учитель. Чего уж проще — учи и воспитывай. Пожалуй, в наше время это может любой, а не только учитель. Однако фраза в заголовке, взятая из книги Я.И.Перельмана «Занимательная физика» не случайна. Многие годы величайшие умы планеты размышляли о том, как подойти к обучению и воспитанию школьников нестандартно, интересно и ненавязчиво. Еще К. Д. Ушинский считал, что «учение, взятое принуждением», едва ли будет способствовать созданию развитых умов.
Таким образом, вопрос о воспитании познавательного интереса — это в огромной мере и вопрос о воспитании личности человека, его духовного мира. Более того, это напрямую связано со здоровьем школьников. Статистика показывает, что именно по прибытию ребенка в школу резко начинает ухудшаться его здоровье.
По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков количество больных детей ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов. Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников.
Причин сложившейся ситуации несколько. Это несоблюдение санитарных норм, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Снижение физической активности. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников — 75–85 процентов.
В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей и, что особенно печально, — учителей.
А между тем, в соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Вклад школы в негативное воздействие на здоровье детей весьма велик, хотя бы по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени. Здесь очень уместны слова В. А. Сухомлинского «забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Многолетние наблюдения того же В. А. Сухомлинского показали, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья.
И наша школа также не исключение. Большая часть детей школы не может заниматься на уроках физической культуры в основной группе. На спортивные соревнования некого везти. Для многих детей учеба является непосильным трудом. Одним из самых ярких примеров такого «неподъемного» с точки зрения ученика труда является популярный ролик в интернете «Травка зеленеет» (http://www.youtube.com/watch?v=rtKrXsfbfvU). Мальчик никак не может выучить четыре строчки. Голова его падает от усталости, сам он изнемогает. Что такое сени ему (вероятно) никто не объяснил. Результат полностью предсказуем — заключительная матерная фраза с досады.
Возникает парадоксальная ситуация: ученик плохо учится — потому что нет (или «не хватает») здоровья. А здоровье плохое — от учебы. О каком психическом здоровье и о каком воспитательном процессе может идти речь? И что же в этом случае может сделать и что обязан делать учитель?
Мне кажется, на этот вопрос многократно отвечали талантливые педагоги, как прошлого, так и настоящего времени. А ответ простой — воспитание здоровых детей через познавательный ИНТЕРЕС.
Сейчас модно называть это мотивацией, но суть не меняется. Интерес либо есть, либо его нет. И вот тут огромную роль начинает играть учитель. От его профессионализма зависит, сможет ли он воспитать интерес в ученике или не сможет? И многократно усложняется задача, когда в этой труднейшей работе не принимают участие родители.
Почему же так важно воспитывать этот самый познавательный интерес? Психологические и педагогические исследования показывают, что интерес оказывает решающее воздействие на внимание ученика. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное «укладывается» в памяти с большим трудом и легко вытесняется из нее. Интерес способствует значительному повышению работоспособности. Известны факты, когда дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживали 10—12 часов занятий ежедневно. Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.
В реальной жизни становление воли и чувства долга у растущего человека так же мало регулируется разговорами о том, что «ребенок должен», как ощущение сладости в известной восточной пословице: «Сколько ни кричи «халва! халва!» — во рту сладко не станет». Поэтому рассчитывать на сознательное отношение детей к учебным обязанностям как на готовую почву для длительного и сложного учебного труда было бы опрометчиво. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность. У него еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если учеба не захватывает сама по себе. Более того, природа отпустила ему намного меньше работоспособности, чем требует от него школа в условиях сложившихся в ней форм работы.
Даже если не только учителя и родители, но и он сам будет постоянно твердить себе слово «должен», то все равно рано или поздно наступает момент, когда он перестает следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, «отключается» или начинает вертеться на парте, смеяться, тормошить соседа.
В таких случаях мы считаем, что он ленивый, несобранный, неорганизованный, но мы не задаем себе того мудрого вопроса, который задал Маленькому принцу король крошечной планеты: «Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват: он или я?»
Если же все-таки представить себе такого чудо-ребенка, который выполняет и выучивает все, что от него требуется, добросовестно, но без всякого увлечения, то мы столкнемся с одним из самых печальных явлений в школе — с формальными знаниями. А ведь знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием человека. Они остаются мертвым грузом, не пригодным к применению, т. е. к тому, во имя чего их стоит приобретать. Трудно представить, что такое обучение может способствовать развитию творческого ума и здоровой личности.
Даже самая добросовестная, самая что ни на есть «пятерочная» учеба, не наполненная интересом, а «вымученная» из чувства долга, причиняет немалый ущерб становлению личности человека, затрудняет его выход в самостоятельную жизнь.
Закончить наше небольшое эссе можно формулой-памяткой:
ИНТЕРЕС ► НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ► КАЧЕСТВЕННОЕ УСВОЕНИЕ ► СИЛЬНЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ (УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ) ► и, как результат, ► ЗДОРОВАЯ, ПОЛНОЦЕННАЯ, САМОДОСТАТОЧНАЯ, СОВРЕМЕННАЯ, ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эссе "Мой взгляд на воспитание"
В данной работе - отражение моего взгляда на воспитание....
Эссе "Мой взгляд на воспитание"
Моя задача – воспитать ребенка настоящим человеком....
Эссе "Мой взгляд на воспитание"
Эссе "Мой взгляд на воспитание"...
Эссе "Мой взгляд на воспитание"
Данное эссе было подготовлено для городского конкурса "Самый классный классный"....
Эссе по теме «Мой взгляд на воспитание»
Все начинается с семьи. Именно семье определена ведущая роль в глубоком влиянии на жизнь растущего ребёнка.......
Мой взгляд на воспитание. ( эссе)
Мой взгляд на воспитание. ( эссе)....
Эссе "Мой взгляд на воспитание"
В данном эссе я поделилась взглядами на воспитание подрастающего поколения....