"Экскурсия по парку" - методическая разработка внеурочых экологических мероприятий
методическая разработка на тему

Медведева Елена Леонидовна

Социальным заказом современного общества школе является формирование личности выпускника. Возможность проявить социальную активность предоставляет старшеклассникам участие в коллективном экологическом проекте «Экскурсия по парку». Десятиклассникам (как наименее «загруженным» учебными предметами старшеклассникам) предлагается стать экскурсоводами, интересно рассказать младшим школьникам о деревьях, растущих рядом со школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_po_parku.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс методических разработок социально – экологических мероприятий для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений

Номинация

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Социально- экологический проект «Экскурсия по парку»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33

Медведева Елена Леонидовна

учитель химии

2016 г, город Ногинск М.О.

Цель 

формирование основ экологической культуры учащихся и их социального опыта;

Задачи:

образовательные:

  • способствовать получению знаний учащимися по экологии, биологии и краеведению;

воспитательные:

  • создать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе, развить культуру межличностного общения на основе гуманистических принципов;

развивающие:

  • создать условия для развития мотивации личности к познанию, привить интерес к исследовательской работе;
  • развить у учащихся наблюдательность и внимание; умение анализировать информацию и делать самостоятельные выводы;
  • создать условия для развития творческого потенциала ребенка, закрепить его интерес к выбранной области знаний;
  • развить когнитивные качества личности учащихся: любознательность, эрудированность, пытливость, проницательность;
  • подготовить  организаторов экологической работы в школе.

Участники проекта: коллектив старшеклассников (10-15 учащихся) – «Экскурсоводы» и учащиеся начальной школы, для которых проводится экскурсия  

Социальным заказом современного общества школе является формирование личности выпускника. Возможность проявить социальную активность предоставляет старшеклассникам участие в коллективном экологическом проекте «Экскурсия по парку». Десятиклассникам (как наименее «загруженным» учебными предметами старшеклассникам) предлагается стать экскурсоводами, интересно рассказать младшим школьникам о деревьях, растущих рядом со школой.

Работа над проектом разделяется на несколько этапов.

На предварительном этапе руководитель проекта составляет список деревьев, определив видовой состав древесно– кустарниковой растительности парка, расположенного рядом со школой (или пришкольного участка).

1  Выбор объекта исследования (1-2 неделя сентября)

Каждый из участников проекта выбирает из представленного к рассмотрению списка «личное», наиболее понравившееся дерево.

Так как проект учебный, важной его частью является формирование у школьников навыков работы с информацией – «информационной грамотности». Одна из эффективных методик разработана В.Н. Головнером  [1]. Согласно ей собранная из разных источников «сырая» информация - научный текст (поиск) превращается в понятный рассказ (форматирование), после чего еще более упрощается для младших школьников (адаптация).

2  Поиск информации

Участниками проекта осуществляется поиск информации о растении- дереве или кустарнике в литературных источниках и Интернете по плану:

-  биологическое описание растения;

-  применение его человеком;

-  легенды и предания о растении.

Каждый участник проекта проводит поиск выбранного дерева на указанной руководителем территории, фотографирует его, дает оценку экологического состояния.

(В случае неудовлетворительного экологического состояния возможно осуществление проекта по выбору более подходящего вида деревьев для озеленения [2])

Текст, содержащий «сырую» информацию, найденную не менее чем в трех источниках (в книгах или Интернете, с обязательным указанием источников), фотография растения (и крупно листа растения), сдаются руководителю проекта в электронном виде (давая возможность дальнейшего редактирования текста).

На общем собрании коллектива участников проекта каждый рассказывает о «своем» дереве, стараясь не употреблять непонятных терминов (то есть рассказ  предварительно форматируется автором).

Таким образом, на этом этапе  работы над проектом ученики не просто находят информацию, а осваивают ее, перерабатывая в собственное знание, и повышают «компьютерную грамотность».

3  Адаптация информации для младших школьников

Отформатированный ранее каждым участником проекта рассказ о дереве  еще более упрощается (адаптируется) для младших школьников.  (Приложение 1)

Полученный текст распечатывается и может быть сдан в школьную библиотеку как «Портфель экскурсовода».

Возможные темы экскурсий:

  • «Деревья нашего города» (1-2 класс);
  •  «Легенды и верования о деревьях» (1-2 класс).
  • «Использование деревьев человеком» (2-3 класс).
  • «Зеленые путешественники» (3 класс)

4  Выбор  маршрута экскурсии (конец октября или май)

Участники проекта отмечают «свои» деревья на карте и составляют маршрут экскурсии, обращая внимание на его безопасность и время проведения экскурсии (в течение урока - 30-40 минут).  (Приложение 2)

На заключительном этапе проведение экскурсии согласовывается с учителями начальной школы.

5 Проведение экскурсии

Экскурсии проводят во время внеурочной деятельности младших школьников. Время проведения экскурсий – конец октября (если позволяет погода, на деревьях сохраняется листва) или май (листва появляется).

Возможно проведение «Виртуальной экскурсии» - презентации, составленной из фотографий деревьев – в течение учебного года.

Таким образом, работа над подобным проектом не только способствует получению старшеклассниками новых знаний и повышению уровня их экологической и исследовательской культуры, но и позволяет проявить социальную активность, принять участие в процессе обучения младших школьников. Это эффективный инструмент современного образовательного процесса.

Список использованной литературы

  1. Головнер В.Н. Элементы музейной педагогики в обучении неорганической химии [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-380080.html?page=25
  2. Медведева Е.Л. «Метод индексов» - математическая статистика в школьном экологическом проекте [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://co2b.ru/uploads/03_04_14_1.pdf

Приложение 1

ДУБ обыкновенный (Quercus robur)

 (текст не адаптирован для учащихся начальной школы, так как дерево расположено далеко от школы)

Крупное дерево высотой до 40 м и диаметром ствола до 1,5 м, с мощными ветвями и шатровидной кроной. Кора у старых деревьев темно-серая, с глубокими трещинами; молодые побеги гладкие, оливково- или красно-бурые. Листья очередные, простые, перистораздельные. Цветет в мае, одновременно с распусканием листьев; плоды созревают в сентябре. Размножается плодами - желудями, которые разносят различные грызуны и сойки. При свободном одиночном произрастании дуб плодоносит ежегодно. Долговечная, медленнорастущая, светолюбивая, засухоустойчивая и довольно зимостойкая порода, доживающая до 400-летнего возраста; иногда встречаются 1000-летние деревья, имеющие стволы диаметром более 4 м.

Одна из основных лесообразующих пород в Средней России. Севернее, в зоне хвойно-широколиственных лесов, растет обычно в смеси с другими породами, в том числе с елью и сосной. Чистые дубравы встречаются здесь (как и в степной зоне) преимущественно в поймах. Для посадки необходимо использовать желуди, собранные в текущем году, они быстро теряют всхожесть. Желудь образует длинный корень, поэтому пересадка саженцев затруднительна.

Дуб - одна из наиболее ценных древесных пород, широко используемая в строительстве, в столярном и мебельном производстве (особенно ценится так называемый мореный дуб - деревья, пролежавшие под водой сотни лет и получившие почти черную окраску и особую прочность). Кора, содержащая до 20% дубильных веществ, применяется в кожевенном производстве для выделки кожи и ее окраски, а также в медицине как вяжущее средство и для лечения ожогов. Желуди используют как суррогат кофе и для откорма свиней.

В народных поверьях дуб считался символом долглетия и мудрости, на Руси его посящали богу Перуну.

Фотографии: Дуб, ул. Советская, д.4

БЕРЕЗА

Это дерево давно стало символом России – «страны березового ситца». Стройная, с тонкими плакучими ветвями и шелковистой белой корой, покрытой темными пестринами, береза живет примерно 100 лет. На вырубках и после лесных пожаров именно эти светлолюбивые растения в считанные годы образуют высокие густые заросли. Позже в их тени поселяются ели, которые, подрастая, постепенно заменяют стареющие и умирающие белоствольные деревья.

Зацветает береза в апреле – мае. А перед этим к набухающим почкам по стволу устремляется «березовый сок». Этот сок полезен и человеку. Но собирать его надо осторожно, не нанося дереву глубоких ран.

Ценится и березовая древесина. Из березовой коры получали деготь, из бересты плетут красивые короба, туески и сумки. Березовым веником парятся в бане. Без этого удивительного материала в Древней Руси, наверное, было бы меньше грамотных людей. В те времена простой народ писал письма на доступной всем бересте.

В славянской мифологии береза считалась женским деревом. В лирических песнях береза – это девушка.

Фотография: Береза, Парк Победы, набережная Каменского пруда.

Приложение 2

←   Школа 33

Расположение деревьев и кустарников по маршруту экскурсии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка городского экологического конкурса "Тропинка" 2013г

методическая разработка содержит все этапы конкурса юных экологов "тропинка".Может быть использована для подготовки детей к экологическим конкурсам...

Методическая разработка "Нарушение экологического равновесия гидросферы"

Содержание:Стр.Глава I.Нарушение экологического равновесия гидросферы……………………………2ЦелиЗадачиАктуальностьИзменение состава гидросферы (водной среды)…………………………………3Заключение………………………………………………………………………......

Методическая разработка "Нарушение экологического равновесия гидросферы"

Содержание:Стр.Глава I.Нарушение экологического равновесия гидросферы……………………………2ЦелиЗадачиАктуальностьИзменение состава гидросферы (водной среды)…………………………………3Заключение………………………………………………………………………......

Методическая разработка урока "Экологические проблемы"

Презентация и конспект урока по теме "Экология". Данный  урок может быть использован для прохождения программы по УМК 10 года обучения для школ с углубленным изучением английского языка, а также ...

Методическая разработка к внеклассному мероприятию Пешеходная экскурсия "от школьного порога"

Знакомство с памятниками  истории культуры Васильевского острова, историей школы, близлежащих улиц....