ПРОГРАММА Воспитательной работы (проект)
рабочая программа на тему
Эффективность воспитательной деятельности классного руководителя определяется воспитанностью учащихся класса, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптировать к современным условиям жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igumnova_n.e._vospitatelnaya_rabota_proekt.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43
г.Борзи Забайкальского края
ПРОГРАММА
Воспитательной работы
(проект)
Срок реализации – 4 года
Возраст 7-10 лет
Составила
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 43 г. Борзя
Игумнова Наталья Евгеньевна.
Г.Борзя
Пояснительная записка
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребенка. В последнее время педагоги говорят о составляющих общих целей – освоении учениками системы общечеловеческих ценностей. Существуют различные подходы к определению структуры этой системы: с одной стороны, отдается приоритет нравственным ценностям, с другой стороны – широкому выбору ценностей разноуровневого плана.
На первое место выступает принцип гуманно-личностн6ого подхода к детям. Другой, не мене важный, принцип – учет возрастных особенностей учащихся. Кроме того учитывается и принцип деятельного подхода к воспитанию.
Нужно так организовать жизнь детского коллектива свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Учитываются особенности региона, народные традиции, школьный уклад . Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это прежде всего единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в ярком интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.
Если учитель реализует в учебной работе развивающую и воспитывающую функции обучения, то внеклассная работа в виде праздников, экскурсий, разнообразных викторин, конкурсов, творческих мастерских, организации коллективных творческих дел, работа театра кукол и иного способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Цель: развитие личности ребенка в процессе проведения внеклассных мероприятий.
Задачи:
- Развитие способностей и интересов учащихся.
- Развитие коммуникативности.
- Формирование познавательных интересов школьников.
- Поддержка детьми своего организма в здоровом состоянии.
- Организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей.
Школьные годы ребенка – это целый мир, но при этом ученик
живет в этом мире изолированно. Здесь существуют свои законы.
Ребенок постигает большой мир, ежедневно и ежечасно проигрывая и действительно проживая ситуации реальной жизни. Формирование личности, творческой индивидуальности происходит под воздействием всех факторов, которые входят в понятие школа: учебные занятия, воспитательные и классные часы, общение со сверстниками, авторитет педагогов и развлекательные программы, создающие ощущение праздника. Ведь для подростка приобретение знаний в школе не всегда стоит на первом месте . Дети учатся потому, что им надо учиться. На первом месте у ребят стоит общение у ребят со сверстниками. Поэтому одной из главных задач школы является создание благоприятного климата в коллективе.
Эффективность воспитательной деятельности классного руководителя определяется воспитанностью учащихся класса, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптировать к современным условиям жизни.
Определение уровня воспитанности класса позволяет выполнить меру соответствия личности учащегося запланированному классным руководителем воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы в классном коллективе.
Интегральным показателем воспитанности является общественная направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях ценностных ориентациях личности.
Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.
В эффективной воспитательной среде ребенок чувствует эмоциональный комфорт через доброжелательное принятие педагогом его индивидуальности и неповторимости , уважение к его интересам и потребностям.
Эффективная воспитательная среда начинается с комфортного пребывания ребенка в том помещении, где происходит процесс обучения и воспитания учащихся.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной воспитательной программы- 7 – 10 лет.
Сроки реализации – 1 – 4 классы.
Формы занятий:
- конкурсы;
- викторины;
- спортивно-театральные этюды;
- спортивные праздники;
- бал – маскарад;
- миниатюра;
- линейка;
- литературно-музыкальная композиция;
- фестиваль.
Н е нужно забывать, что дитя не только готовиться к жизни , но уже живет; а это очень часто забывается как родителями, так и воспитателями и школой, и эта жизнь ребенка напоминает о себе теме прискорбными извращениями в характерах и наклонностях, о которых учитель не знает, откуда они взялись, так как он сеял, кажется, одно хорошее. К. Д. Ушинский.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности представлены в следующей таблице:
№ п.п. | Ожидаемые результаты | Способ определения их результативности | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Развитие способностей и интересов учащихся. | Мониторинг анкетирование | Мониторинг анкетирование |
2. | Развитие коммуникативности | тестирование | тестирование |
3. | Формирование познавательных интересов школьников. | Беседа диспут | Беседа диспут |
4. | Поддержка детьми своего организма в здоровом состоянии. | Работа с мед.персоналом | Работа с мед.персоналом |
5. | Организация совместной жизнедеятельности взрослых и и детей | Анкетирование, родительские собрания | Анкетирование, родительские собрания |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Класс | Формы подведения итогов |
1 класс | Классный час. Этические беседы. Подвижные игры. Конкурс знатоков. |
2 класс | Праздники Информационные часы. Интеллектуальные марафоны Викторины Нравственные часы. Читательские конференции. Классный час. Этические беседы. Подвижные игры. Конкурс знатоков. |
3 класс | Театрализованная викторина. Спортивные праздники. Миниатюра. Линейка. Фестиваль. Классный час. Этические беседы. Подвижные игры. Конкурс знатоков. |
4 класс | Информационные часы. Интеллектуальные марафоны Викторины Нравственные часы. Читательские конференции Классный час. Этические беседы. |
Цели и задачи:
- Помочь ребенку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.
- Совместно с родителями при консультации врача выработать режим жизни и работы в школе, дома в соответствии с его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.
- Научить восстанавливать умственную работоспособность, преодолевать утомление с помощью физкультурных минуток.
- Помочь овладеть методами релаксации (расслабления), точечного массажа.
- Стремиться к соблюдению обучающимися правил личной и общественной гигиены.
- Проводить занятия с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
№ п. п | Формы деятельности классного руководителя по обеспечению здоровья учеников |
1. | Знакомство и изучение семьи, выявление наследственных и хронических заболеваний ребенка (анкета для родителей). Изучение здоровья ребенка с помощью медицинских карт, консультаций у врача. |
2. | Изучение психического состояния ребенка, особенностей го характера. |
3. | Составление совместно с родителями, учителем физкультуры и врачом личной программы питания, закаливания, дыхательных и физических упражнений для каждого ребенка. |
4. | Оказание помощи обучающимся в разработке и организации режима жизнедеятельности. |
5. | Изучение литературы по точечному массажу, самомассажу, релаксации, рецептов народной медицины. |
6. | Совместно с учителем физкультуры разрабатывать физические упражнения для физкультминуток и подвижных игр на переменах. |
Работа с классным коллективом:
- Проведение бесед о режиме, самоорганизации детей, обучение рецептов народной и нетрадиционной медицины, овладение методами релаксации, проведение на уроках и переменках физкультминуток;
- Проведение бесед о личной и общественной гигиене, стремление к соблюдению ее каждым ребенком;
- Ведение антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение социальных и физиологических последствий наркомании;
- Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев с детьми, травм и различных болезней;
- Обучение способам доврачебной помощи, оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях и травмах;
- Организация и проведение спортивных соревнований, экскурсий на природе, походов в выходные дни, подвижных игр в классе и на свежем воздухе, спортивных семейных праздников;
- Рассмотрение вопросов, связанных с установлением лимита времени на выполнение домашней работы, дозированием домашнего материала, количества письменных работ, корректировкой учебных программ.
Здоровье
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Цели и задачи:
- Формировать познавательные интересы школьников.
- Расширять кругозор во внеурочное время.
- Оказывать помощь детям, имеющих проблемы в знаниях.
- Изучение индивидуальных особенностей ученика.
№ п.п. | Деятельность классного руководителя |
1. | Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий, наблюдения за детьми. |
2. | Выявление учебных возможностей и затруднений ученика:
|
3. | Выявление причин отставания в учебе:
|
4. | Организация совместной работы с завучем («малые педсоветы»). |
5. | Организация консультативной помощи по предметам в нуждающейся в ней ученикам. |
Работа с классным коллективом:
- Проведение познавательных бесед и игр ( путешествия, викторины);
- Проведение экскурсий в музеи, цирки, театры с последующим обсуждением;
- Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать необычные гипотезы;
- Обучение диалогу на уроке, что способствует подготовке детей к творческому труду.
При организации мероприятий досуговой направленности с целью повышения знаний важно на первоначальном этапе выявлять группы заинтересованных учащихся с учетом их свободного выбора форм досуговой деятельности.
Учение
Сентябрь | - Учусь учиться «Как мне легче запомнить?». -КВН по экологии. -Посещение уроков данного класса, где преподает учитель-предметник. | Круглый год (работа кружков):
|
Октябрь | - Олимпиада по русскому языку. -Всероссийский конкурс «Русский Медвежонок». - КВН по устному народному творчеству. - «Как тренировать свою память?». | |
Ноябрь | - Олимпиада по окружающему миру. - Всероссийский конкурс «Кенгуру». -«Как тренировать свою память?». | |
Декабрь | - Олимпиада по математике. - Путешествие по родному краю. -«Где искать необходимую информацию?». | |
Январь | - Викторина «По стране литературных героев». - «Как выучить правило? Как понять текст?». | |
Февраль | - Викторина «Мифы Древней Греции». - «Учусь отдыхать». | |
Март | - Викторина «От былины до сказок». - «Учусь правильно питаться». | |
Апрель | - «Учусь познавать окружающий мир». - Конкурс загадок. | |
Май | «Учусь быть взрослым». - «Учусь понимать себя». |
Цели и задачи:
- Стремиться войти в среду общения детей, понять положение каждого в ней.
- Научиться корректировать отношения между учеником и учителем.
- Помочь детям в обретении культуры общения, культуры поведения.
- Стремиться научиться самим и научить детей быть этичными по отношению к другим.
№ п.п. | Деятельность классного руководителя |
1. | Участие в общешкольных делах и в работе вне школы:
|
2. | Индивидуальная работа учителя на основе личностно-ориентированного подхода:
|
Формы и методы воспитания при работе с классным коллективом:
- Формирование у детей коммуникативной культуры, создание благоприятного психологического климата в классе , в семье;
- Организация огоньков, походов, вечеров отдыха, направленных на развитие речи, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
- Проведение практикумов по этикету с целью обучения детей адекватному стилю и общения, правилам и культуре поведения в обществе;
- Использование тренингов по общению;
- проведение бесед и дискуссий, лекций по общению.
Общение
Сентябрь | - Торжественная линейка «Праздник Первого звонка». - День Здоровья. - Работа вожатых с младшими школьниками. |
Октябрь | - Мисс Осень. - Осенние посиделки. - Работа вожатых. |
Ноябрь | - Практикум по этикету. - Беседа по экологии. - Праздник по краеведению. |
Декабрь | - Новогодний утренник «Здравствуй, Новый год» (общешкольный) - Утренник с родителями «Мы – артисты зимнего леса». - Чаепитие. |
Январь | - Беседа «Правила поведения в обществе». - Классный час «Ежели вы вежливы». - Анкетирование «С кем бы я хотел(а) и не хотел(а) сидеть за одной партой». |
Февраль | - Рыцарский турнир. - Торжественная линейка, посвященная празднику 23 Февраля. - Чаепитие. Конкурсная программа. |
Март | - «Дарите девочкам комплименты». Круг джентльменов. - Торжественная линейка, посвященная празднику 8 Марта. - Чаепитие. Конкурсная программа. - Мисс Веснянка. |
Апрель | - Анкетирование «Кто лидер в классе?». - Торжественная линейка, посвященная Дню космонавтики. - 22 апреля – День Земли. Мероприятие. |
Май | - Беседа «Что такое добро и что такое зло?». - Мы стали на год старше. Утренник по окончании учебного года. - Чаепитие. |
Цели и задачи:
- Создать зону отдыха для восстановления физических и духовных сил.
- Развитие способностей и интересов.
- Свободное общение со значимыми людьми.
Особенности сферы досуга:
- Форма и содержание досуга не навязывается школьникам, а добровольно выбираются ими.
- Досуговая деятельность строится на принципах самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга.
- Разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга.
Индивидуальная работа классного руководителя может включать:
- Изучение потребностей ребят, их интересов;
- Выявление интереса детей в занятиях в тех или иных секциях или кружках;
- Стремление узнать, какая помощь нужна детям.
Эту информацию учитель получает от руководителей кружков, от родителей, от самого ученика, его одноклассников и друзей, от школьного психолога (путем тестирования, выявления его интересов, желаний).
В работе с классным коллективом учитель стремится:
- Деятельность по организации досуга проводить вместе с ребятами таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения досуга, культуры общения, культуры труда;
- Расширять познавательный и культурный кругозор учащихся (экскурсии, предметные вечера, конкурсы, посещение кино, театров);
- Участвовать в общественно значимой деятельности (экология);
- Укреплять здоровье – организовывать спортивные праздники , игры, соревнования, туристические походы, экскурсии;
- Укреплять семейные связи;
- Способствовать изучению обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисование сцен из народных обрядов);
- Организовывать коллективную творческую деятельность класса;
- Организовывать общественно-полезную трудовую деятельность ;
- Создание условий для творческой самореализации спортивной, художественной, технической деятельности.
Участие в общешкольных делах:
- Классному руководителю не изолировать свой класс от школьной жизни, так как это может привести к групповому эгоизму.
- Актив класса может работать в содружестве с органами общешкольного самоуправления.
- Классному коллективу предоставляется возможность участвовать в разработке общешкольных мероприятий.
- Классный коллектив участвует в общешкольных праздниках, трудовых акциях, районных мероприятиях.
Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого – всей воспитательной работы; она тесно связана с укреплением здоровья, общением и учением детей.
Досуг
Сентябрь | - Конкурс рисунков «Золотые россыпи осени». - Выставка цветов, овощей «Осенняя рапсодия». - Ярмарка «Дары земные». - Конкурс чтецов на тему «Осень». - День Здоровья. |
Октябрь | - Экскурсия в школьную библиотеку. - Торжественная линейка, посвященная Дню Учителя. - Конкурс Мисс Осень. |
Ноябрь | - Экскурсия в детскую районную библиотеку. - Неделя словесности. |
Декабрь | - Неделя естествознания. - Конкурс новогодней игрушки – «Мастерская Деда Мороза». - Конкурс «Украсим свой класс». - Чаепитие. Конкурс. Выступление родителей в роли Снегурочки и Деда Мороза. |
Январь | - Посещение школьной библиотеки: «Книжка заболела». Ремонт книг. - Прогулки на природе. «Взятие снежного городка». |
Февраль | - Посещение драмкружка в ДКЖД. - Торжественная линейка, посвященная 23 Февраля. - Конкурс рисунков . - Мастерская «Подарок папе». - Рыцарский турнир. -Чаепитие. |
Март | - Торжественная линейка, посвященная 8 Марта. - Конкурс рисунков. - Мастерская. «Мой подарок маме». - Праздник для мам и девочек. - Чаепитие. |
Апрель | - Экскурсия в краеведческий музей. - Торжественная линейка, посвященная Дню Космонавтики. - Конкурс рисунков к Дню Космонавтики. - 22 апреля – День Земли. Утренник. - Конкурс рисунков на тему «Живи, Земля!» |
Май | - Трудовой десант по территории школы. - Торжественная линейка, посвященная Дню Победы. - Конкурс рисунков к 9 Мая. - Конкурс чтецов. - «Стали мы на год старше». Мероприятие по окончании учебного года. - Чаепитие. |
Цели:
- Обновить работу с родителями, добиваться реализации того, чтобы в основу этой работы лег вопрос о культуре общения между поколениями, о престиже народных традиций в воспитании;
- Убеждать родителей в оказании помощи своему ребенку стать полноценным человеком;
- Помочь в организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей;
- Способствовать повышению педагогической культуры родителей;
- Помочь родителям в воспитании нравственности школьников.
Задачи:
- Социальная защита и охрана детства;
- Формирование нравственной личности школьника;
- Помогать в умственном развитии ребенка, создавать условия для развития способностей, дарования учащегося;
- Стремиться дать каждому школьнику базовое образование и культуру: культуру жизненного самоопределения, культуру семейных отношений, экономическую культуру и культуру труда, культуру правовую, интеллектуальную, нравственную и культуру общения, экологическую, художественную и культуру физическую.
№ п.п. | Формы работы |
1. | Изучение семьи, бытовой атмосферы школьника (бытовые условия, моральный климат в взаимоотношений в семье, между ее членами; семья полная или неполная, материальная обеспеченность; здоровье детей, нравственность их; учебе детей, режим школьника, его окружение); Проведение анкетирования в классах, подведение итогов, выводы ; |
2. | Изучение влияния предметно-эстетической обстановки в классе, в школе и вне ее; |
3. | Создание красивой, уютной обстановки в классе, стиль его оформления, налаживание самообслуживания и дежурств; |
4. | Проведение бесед с детьми о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых, дискуссии о несправедливостях, эгоизме и равнодушии детей. |
5. | Организация занятий с родителями по проблеме «Методы семейного воспитания»; |
6. | Проведение интеллектуальных, развивающих и деловых игр; |
7. | Организация совместных праздников «Дети и родители», спортивных соревнований «Папа, мама и я – дружная семья»; |
8. | Проведение туристических походов и экскурсий. |
Классный руководитель стремится:
- Создать условия для организованного культурного досуга детей;
- Организованно проводить совместные вечера, праздники;
- Выявлять заинтересованность в посещении кружков, создавать условия для занятий детей в кружках и секциях;
- Выявлять группы риска среди детей;
- Обеспечивать правопорядок в школе;
- Проводит совместные мероприятия по правовой и социальной защите детства.
Образ жизни
Сентябрь | - Организационное родительское собрание. - «Методы семейного воспитания.» Беседа с родителями. - Изучение семьи, бытовой атмосферы школьника. - Создание групп дежурных в классе. |
Октябрь | - Родительское собрание по итогам 1 четверти. - Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?» - Подготовка детей к конкурсу «Русский Медвежонок». -«Как принимать правильное решение?»- деловой практикум. |
Ноябрь | - Консультации родителей. « Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?» - Тест для детей «Как я чувствую себя среди одноклассников». |
Декабрь | - Родительское собрание по итогам 2 четверти. - Тест для родителей «Каков ваш ребенок?» - Беседа с детьми о здоровом образе жизни. - Работа родительского комитета перед Новым Годом. |
Январь | - Консультации родителей «Плохая память у ребенка. Как ее развить». - Дискуссия с детьми о несправедливостях, эгоизме и равнодушии. |
Февраль | - Беседы с родителями «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии». - Экспромт-забавы на классных часах по этическому воспитанию - Работа родительского комитета. Организация праздника для мальчиков к 23 Февраля. |
Март | - Родительское собрание по итогам 3 четверти. - «Дети и взрослые», или Подсказки для родителей о способах сохранения контактов. - Работа родительского комитета. Организация праздника для девочек к 8 Марта. - Слет хорошистов и отличников. |
Апрель | - Беседы с родителями, чьи дети имеют трудности в обучении. - «Хотим быть…» - дискуссия. |
Май | - Родительское собрание по итогам учебного года. Решенные и нерешенные вопросы. Цели и задачи на будущий год. - Ремонт кабинета. - Организация летнего отдыха детей. Школьный детский лагерь. |
Список использованной литературы:
1.Алтарёва С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
2. Барышникова Г.Б. Наша зелёная планета. Познавательные игры, конкурсы праздники для начальной школы. : Академия развития, 2007.
3. Воспитание экологической культуры6 сборник материалов , составитель : В.Н.Васильева; под ред. В.В.Крапивьяновой-Чита: ЧИПКРО,2008.
4.Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя: Начальная школа.- М.:5 за знания, 2008.
5 Методическая копилка. Для учителя начальных классов: Учеб.пособ, Автор-составитель В.П.Шульгина.(Серия «Школа радости»). Изд-е 2-е.- Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2002.
6 Праздник- ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия: 1-4 классы. –М.:ВАКО, 2008.
7. Развитие регионального компонента в начальной школе: Методические материалы, Сост. З.А.Максименя, Л.А.Павлова,В.И.Салютнова, Т.Н.Морозова. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004.
8.Сценарии праздников в начальной и средней школе. Авт.- сост. Н.Б.Шешко: Соврем.шк.,2007.
9. Сценарии праздников для детей. – М.: « ООО мир книги» , 2004.
!0. Сценарии Школьных праздников. Пособие для организаторов детского досуга, педагогов, родителей. Ростов .: Издательский дом «Проф_ Пресс» , 2004.
11. Шутки, игры, песни соберут нас вместе . Сценарии праздников в начальной школе. М.А.Бесова; худож.:В.Х.Янаева,.- Ярославль: Академия развития, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методичечкая разработка: педагогический проект.Тема работы: проект «Одаренные дети»
Данный проект работал в течении трех лет.Мероприятия проекта были направлены на поддержку творчески равивающихся,способных обучающихся района Проект был частью единой районной программы "...
практическая работа (проект) по теме "Транзисторы" изготовление реобаса
Предложена интересная практическая работа по изготовлению хорошего реобаса для домашнего компьютера....
Сведения к аттестации 3 "Результат участия обучающихся и воспитанников в подготовке творческих работ (проектов, исследований и т. д.) по направлению деятельности."
Результат участия обучающихся и воспитанников в подготовке творческих работ (проектов, исследований и т. д.) по направлению деятельности....
Внеклассная исследовательская работа ПРОЕКТ: "Исследование реки Юкшумка и выявление экологических проблем"
Внеклассная работа содержит изложение основных целей, задач и актуальность проблемы сохранения экологической чистоты малых рек.Силами ребят экологической группы был...
Проектная работа «Проект рабочей программы по математике в 6 классе по УМК, (Н.Я. Виленкин и др.) с учетом требований ФГОС»
Цель проекта: разработать проект рабочей программы по учебному предмету «Математика» для 6 класса по УМК Н.Я. Виленкин и др. с учетом требований ФГОС .Задачи проекта:1....