Музейный урок «Чтоб сталь слушала…»
план-конспект на тему

Казак обязан знать имена героев казачества, выдающихся деятелей, военачальников, просветителей, ученых, художников, писателей... Но их так много, что для изучения их биографий, пожалуй, не хватит жизни. «Если бы на каждом из них останавливаться, если бы о каждом из них подробно говорить, то, выражаясь словом апостола, недостало бы мне, повествующему, времени». Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать православную веру и родную землю до самопожертвования - эти чувства были характерными для казаков. Казачество в России всегда руководствовалось Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,ТЗ). И на протяжении веков казаки жизнью и подвигами своими подтверждали верность этой истине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok_chtob_stal_slushala.docx61.19 КБ

Предварительный просмотр:

Музейный урок

«Чтоб сталь слушала…»

Бог любит добродушный мир,

и Бог благословляет праведную войну.

На земле всегда есть немирные люди,

посему нельзя наслаждаться миром

без помощи военной.

Митрополит Филарет (Дроздов) 

Класс 7в, количество учащихся - 20

Цель: познакомить с судьбами и подвигами выдающихся казаков, составляющее целое нравственное учение, которое должно быть частью домашнего воспитания и образования казака.

Задачи:

Познавательные:

  1. удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика и формирование навыков непрерывного образования;
  2. учитывая способности учащихся, выделяя личностно-ориентированный, исследовательский, проблемно-ориентированный, деятельностный подходы, развитие познавательную деятельность каждого ученика.

Развивающие:

  1. формирование информационной культуры школьников;
  2. формирование умений управлять информацией в условиях ее переизбытка;
  3. создание условий, направленных на раскрытие и развитие творческих способностей школьника.

Воспитательные:

 оценка исходного уровня своего знания, своих успехов и  своего личностного роста.

К особенностям структурирования библиотечного урока отнесены:

  • комплексное воздействие на эмоционально-волевую, интеллектуальную и деятельностную сферу личности;
  • создание условий активизации познавательного и творческого потенциала учащихся;
    • создание принципиально новых, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса;
  • ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы;
  • поддержка интереса к теме, эмоциональность подачи материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация для сопровождения библиотечного урока.

Роль компьютера на уроке:

  • отсматриваемый на уроке материал выносится на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути излагаемого материала, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации;
  • Учителю компьютер подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, иллюстратор-аниматор;
  • Использование презентации позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Стержень урока: 

Необходимо в течение урока закрепить в памяти учащихся следующие положениях:

  • Православие испокон веков служило духовным стержнем казачества, а казаки были верными защитниками православной церкви. Чтя вместе со всем Православным народом Ветхозаветных и Новозаветных святых, русских святых и всех святых, поминаемых Православной Церковью, казаки особенно должны чтить тех, что связаны с казачеством.
  •  Казак обязан знать имена героев казачества, выдающихся деятелей, военачальников, просветителей, ученых, художников, писателей.
  • Судьбы и подвиги выдающихся казаков составляют целое нравственное учение, которое должно быть частью домашнего воспитания и образования казака. Это также и задание для обдумывания дома.

Ход урока:

Этапы урока:

  • Организационно-психологический этап

Налаживание устойчивого положительного контакта с учащимися.

  • Мотивация учебной деятельности учащихся

Постановка цели и задач урока.

  • Работа над темой урока.
  1. Вступительной слово учителя.
  2. Роль церкви в жизни казака.
  3. Казачьи святые.
  4. Особо чтимая казаками икона.
  5. Общеказачьи православные праздники
  6. Месточтимые Православные святые.
  7. Заключение.

Для казаков во все времена было важно чувствовать Божье заступничество. Православие испокон веков служило духовным стержнем казачества, а казаки были верными защитниками православной церкви. Казачьи воинские формирования называли Христолюбивым воинством. Сами казаки были глубоко верующими людьми. Иначе и быть не могло: проводя большую часть жизни в боях и походах, на краю жизни и смерти, казаки острее ощущали временность бытия и понимали, что только с Богом - вечность, и просили у него защиты и победы над супостатом.

Возвращаясь из походов, все самое ценное из военной добычи они несли в храм,  как благодарственную жертву Господу за свое спасение. В Божьем храме хранились казачьи знамена, реликвии, клейноды.
Казачьи знамена для казака - такая же святыня, как икона.  В станице и хуторах церковь Божия была тем духовным центром, благодаря которому развивались образование, нравственность, культура.  

Войсковые священники с крестом в руках вместе с казаками шли в атаки, поднимая их на подвиг словом Божьим. Батюшка присутствовал в каждом полку. Казачьи походные церкви, став неотъемлемой чертой военного быта, представляли собой палатку со складным иконостасом, престолом, антиминсом и иконой небесного покровителя полка.

Были среди передвижных церквей и настоящие произведения искусства. Например, священник Петр Маслов с восторгом рассказывает об одном «лесном храме»: «Представьте себе дремучий, глубокий-глубокий лес, редко изрезанный дорогами и небольшими просеками. На окраине леса большой  шатер из молодых елей, прикрытый сверху и со всех сторон еловыми ветвями. Над входом в шатер - большой деревянный восьмиконечный крест; по сторонам креста две больших из дерева же буквы: Х. В. Войдите в шатер, и вы еще больше удивитесь; мало того: вы будете поражены. Пред вами - настоящая церковь. В восточной части устроен алтарь; отделен иконостасом из еловых ветвей; в нем трое врат, открытых за отсутствием дверей, как и полагается в дни светлой седмицы».

Но обычно походная церковь все же выглядела гораздо скромнее.

Все главные воинские ритуалы, включая присягу, освящались Православной Церковью.

В походной церкви исповедовались, венчались, отмечали храмовые, полковые, общевоинские и государственные праздники. Здесь же проходили богослужения перед походом, также служились благодарственные молебны за одержанные русским оружием победы. В обязанности полкового священника входило также помогать врачу в перевязке ран, участвовать в выносе с поля боя раненых и убитых, извещать родных и близких о гибели воина.

В условиях боевых действий богослужение шло под открытым небом – буквально на линии фронта. Описание одного из таких богослужения, происходившего во время русско-японской войны, оставил  полковой священник протоиерей Митрофан Сребрянский: «В 7 вечера я предложил отслужить для полка обедницу, так как завтра в 4 часа утра выступление, предложение всеми принято с большой радостью. Поставили на поле стол, икону, Евангелие и крест, зажгли свечу... Собрались эскадроны, генерал и все офицеры, и при мерцании звезд мы начали богослужение. Прежде всего, я сказал небольшое поучение на Евангелие об укрощении Господом бури на море, увещевая солдат веровать, что Господь и среди военных бурь и сражений и походных трудов с нами; только надо крепко верить и усердно молиться Ему».

Иногда в походную церковь казаки приносили на службы и ставили на общий иконостас свои личные иконы, с которыми шли в бой. Вот как описывает Пасхальное богослужение в I-м Кавказском полку служивший в нем офицер А. Д. Ламонов: «Восточная часть казармы была свободна. В ней помещалась сотенная св. икона, перед ней казаки собирались петь молитвы. Казаки поставили свои иконы — родительское благословение - рядом с сотенной иконой. Около 12 ночи трубач протрубил сбор «на молитву». В моленной собрались все христиане, пребывающие в Тахта-Базаре. Казаки пропели несколько молитв, взяли иконы, в порядке вышли из казармы с зажженными свечами и, предшествуемые иконами, трижды обошли казарму, поя молитву «Воскресение Твое, Христе Спасе...». Остановились у входа и пропели три раза «Христос воскресе из мертвых...». Офицеры похристосовались с казаками. Потом разговелись по порядку... Молитва наша была искренняя и теплая».

В казачьей среде были свои неписаные законы, связанные с церковью. Например, входя в храм во время службы, казаки чуть обнажали клинки или клали руку на рукоять сабли – «чтоб сталь тоже слушала». Тем самым казаки выражали свою готовность с оружием в руках защищать Православие.

Чтя вместе со всем Православным народом Ветхозаветных и Новозаветных святых, русских святых и всех святых, поминаемых Православной Церковью, казаки особенно чтили тех, что были связаны с казачеством. Многие выдающиеся подвижники православия, причисленные к лику святых, вышли из рядов казачества. Вот некоторые из них.

Святой Кирилл - просветитель Славян (827-869 гг.)

В миру его называли Константин Филосов. Был родом из города Суха близ Солоник в Византии. Окончил высшую школу в Константинополе и некоторое время был в ней профессором философии, затем решил посвятить себя проповеди христианства и принял монашество. Вместе с младшим братом Мефодием ушел в монастырь на Битинском Олимпе.

Около 860 года византийский император Михаил III поручил братьям составить славянскую азбуку и перевести на славянский язык богослужебные книги. По некоторым житиям и хроникам считается, что братья-просветители славян были в Белой Веже на Дону и именно здесь начали составлять свою азбуку.

День поминовения Св. Кирилла и Мефодия стал Днем Славянской письменности, он отмечается 24 мая всеми славянами, в том числе и в нашей стране.

Казаки же чтут Св. Кирилла еще и как Крестителя, называя его зачастую Равноапостольным.

 

Св. Дмитрий Ростовский (1651-1709 гг.)

Днепровский казак и митрополит, причисленный к лику святых. Был родом из Макарова Киевской губернии, учился в Киевско-Могилянской Академии и после ее окончания вскоре ушел в монастырь. В иноческом чине целиком посвятил себя духовным подвигам, но, кроме того, занимался научной и литературной деятельностью.

Дмитрий Ростовский стал составителем рукописного свода «Четьи-минеи», которое по сей день является одним из самых выдающихся памятников духовной литературы. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

28 октября 1709г. погребен в храме Ростово-Яковлевского монастыря. В 1752 г. случайно обнаружено, что его тело не подверглось тлению. Через пять лет после этого он был канонизирован и прославлен, как святой Православной Церкви, а его мощи открыты для поклонения.

За что же Дмитрий Ростовский так чтим казаками? Этот выдающийся подвижник православия, причисленный к лику святых, в миру Даниил Пуптало, происходил из древнего казачьего рода.

Св. Иосаф (1705-1754 гг.), Святой казак

Родился 8 сентября 1705 г., его отец был Бунчуковым товарищем (помощником гетмана), а мать дочерью гетмана Даниила Апостола. Отец его Андрей Дмитриевич Горленко вместе с Мазепой пытался в 1709 году отделиться от России и, потерпев неудачу, бежал в Турцию. Вернувшись через год к семье, попал под надзор властей, потерял все имущество и был выселен на жительство в Москву. Почти все Горленки ушли в монашество, в том числе и Андрей Горленко.

Иоаким 8-ми лет поступил в Киевскую Академию. Там, еще не закончив курса, поступил послушником в Киево-Межигорский монастырь, затем закончил Академию, принял окончательное пострижение и принял имя Иосафа. В 1745 году стал наместником в Троице-Сергиевской лавре. Затем 2 июня 1748 года хиротонизирован в епископы Белгорода и Обояни, на этом посту оставался до смерти, наступившей 10 декабря 1754 года.

Св. Иосаф ревностно служил Церкви и Народу. Был выдающимся администратором, просветителем, чрезвычайно добрым и щедрым. Сам жил в аскетической нищете. Часто, купив на все свои сбережения дрова для немощных и бедных, привозил их и сам колол.

Слухи о чудесах на месте захоронения Святого казака шли по всей России. Церковное прославление Святителя Иосафа Белгородского произошло 4 сентября 1911 года.

Святочтимый богатырь Преподобный Илия Муромец  (XII в, ок. 1188 г.)

К числу казачьих святых по праву относят  Илью Муромца, былинного героя. Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры. Память его по церковному календарю - 19 декабря (1 января по новому стилю). Нетленные мощи его покоятся в лаврских пещерах. Илья Муромец был канонизирован еще в 1643 году.

В советских изданиях былин упоминается, что излечили Илью от паралича некие «калики перехожие». Но если взять дореволюционное издание былин, становится ясно, что святого подняли на ноги отнюдь не безвестные «калики», а сам Иисус Христос, сопровождаемый двумя апостолами.

Это не единственные святые, связанные с казачеством.

Покровители казачества

В каждом казачьем войске были свои, особо чтимые православные святые. Казаки Всевеликого Войска Донского почитают образ Покрова Пресвятой Богородицы – в память о чуде, явленном во время «Азовского сидения». Оренбургские казаки чтут чудотворную икону Божией Матери Табынской, не раз сопровождавшую их предков в походах против немирных башкир, и спасенную в Гражданскую войну казаками атамана Дутова. Покровители Енисейского ВКО - Три Святителя - Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, а Центрального и Волжского ВКО - Великомученик Георгий Победоносец – покровитель христолюбивого воинства, чей образ запечатлен и на гербе России и на Георгиевском кресте. Патрон Иркутского и Сибирского Казачьего общества - архиепископ Мирликийский Святитель Николай Чудотворец, помогавший, согласно старинной легенде, движущимся на восток казакам-первопроходцам. Забайкальские и Уссурийские казаки возносят молитвы Святому Алексию, человеку Божему. Так повелел  российский император Николай I, подписав 17 марта 1851 года в день Святого  Алексея указ о создании забайкальского казачьего войска. Покровитель Терского войска - Апостол Варфоломей, просвещавший язычников Малой Азии, а Кубанского - Благоверный князь Александр Невский, защитник земель Русских. И это не удивительно, если вспомнить, что именно для защиты рубежей Отечества было создано кубанское казачество.

Святой благоверный Великий князь Александр Невский особо почитается кубанскими казаками. Князь родился в 1220 году в Переяславле-Залесском, его отец Ярослав был младшим сыном рюриковича Всеволода Большое гнездо. Воспользовавшись нашествием хана Батыя на Русь с востока, полчища крестоносцев напали на Русь с запада. Собрав свою малочисленную дружину и укрепив ее силы знаменитыми  словами «Не в силе Бог, а в правде», молодой Александр одержал в 1240 году свою первую воинскую победу на реке Нева, за что и был прозван  русским народом Александром Невским.  5 апреля 1242 года на льду Чудского озера он принял сражение с рыцарями Тевтонского ордена и вновь победил. Великий князь Александр Невский был искусным дипломатом, его стараниями в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена Сарайско-Подонская епархия Русской Православной Церкви, что способствовало сохранению и укреплению  русской нации. День  Святого благоверного  Великого князя Александра Невского отмечается 30 августа (12 сентября по н.с.). В этот день в 1721 году решением Петра Первого мощи Святого Александра Невского были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Особо чтимая казаками икона

Донская икона Божьей Матери (Донская Путеводительница)

В 2010 году день Донской иконы Божией Матери - 1 сентября - впервые отмечался как праздник российского казачества, чья история тесно связана с этим самым почитаемым на Руси образом. Можно с уверенностью говорить о возвращении святыни, о том, что Донская Путеводительница снова заняла свое освященное столетиями место в жизни страны.

Когда точно был написан образ Донской Божьей Матери не знает никто: исследователи расходятся во мнениях. Некоторые считают, что икона была написана иконописцем Феофаном Греком одновременно с росписью Коломенского Успенского собора в 1392 году. Другие полагают, что образ немного моложе и был создан в конце 1390-х годов для Благовещенского собора Московского Кремле. Мало того, есть версия, что мы имеем дело со списком с утерянной иконы из коломенского Успенского собора. По третьей версии Донская икона вполне могла быть заказана в 1395 году митрополитом Киприаном сразу после отхода войск Тамерлана от Москвы. Есть, впрочем, и официальная, летописная версия. «Там, в верховьях Дона, – говорит «Гребенская летопись», – народ христианский воинского чина» преподнес святой образ князю Дмитрию, буквально чуть позже получившему имя Донской, практически перед самой битвой с ханом Мамаем на Куликовом поле.

В честь победы в этом сражении на поле между Непрядвой и Доном, в битве, положившей начало Российской государственности, икона была названа Донской. Празднуя победу и благодаря Богоматерь-Заступницу, великий князь торжественно принес образ с собой в Москву. С этого времени Донская икона Божьей Матери почитается православными России, как чудодейственная защитница Отечества. В течение шести веков молились перед ней наши предки в периоды вражеских нашествий и в моменты наибольших испытаний.

Сегодня икона Донской Божьей Матери находится в государственной Третьяковской галерее. Ежегодно 1 сентября в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для праздничного богослужения.

Обращаясь ко всем участникам праздника российского казачества, Святейший  Патриарх Московский и всея Руси  Кирилл сказал: «И сегодня нам есть о чем молиться перед  Донской иконой Божией Матери – о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремленности, мужества, духовной силы нашего народа. И чтобы, несмотря на все те разделения, которые были проведены в истории по телу единой святой Руси, мы всегда оставались духовно едиными, сплоченными, солидарными, способными поддерживать друг друга и защищать свои общие духовные интересы».

Общеказачьи православные праздники

День Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября (14 октября по н.с.)  отмечается как главный общеказачий  праздник. День Покрова Пресвятой Богородицы был общеказачим праздником, днем всех казачьих войск. Именно в этот день молодые казаки принимали присягу на верность Отечеству. Эта знаменательная дата связана с городом Азовом на Дону - символом казачьей воинской славы. В 1637 году казаки взяли штурмом эту хорошо укрепленную крепость и выгнали из города всех турок. Казаки обратились к московскому царю Михаилу Федоровичу Романову принять Азов к себе в вотчину, как раньше московские цари приняли от казаков Сибирь и Кабарду. Казаки писали Царю: «Отпусти нам, государь, вины наши, что мы без твоего повеления взяли Азов. Не имея сил далее терпеть,  как лилась кровь христианская, как влекли христиан на позор и рабство, мы начали войну правую, побили неверных за их неправды и православных освободили из плена».

Пять лет Азов был главным казачьим станом, пять лет казаки ждали помощи от Москвы, но так и не дождались. Мир с турецким султаном и его главным вассалом — крымским ханом был Москве дороже приобретенного казаками Азова. Чтобы взять реванш за поражение, турки привели под стены Азова 240 тысяч своих воинов. Им противостояло всего 6 тысяч казаков, включая 800 их жен и дочерей. Осада длилась несколько месяцев и получила историческое название «Азовское сидение». Когда у казаков не осталось никаких надежд на спасение, то они причастились, попрощались друг с другом и пошли на последнюю вылазку из крепости, чтобы победить или достойно умереть. Каково было их удивление, когда они обнаружили, что турки сняли осаду и покинули предместья Азова. Это чудо приписывают явлению Пресвятой Богородицы, которая покрыла своим платком весь город и скрыла его от неверных.

Крайне изможденные и перераненные казаки не имели больше сил удерживать город. Они отошли в свою прежнюю казачью столицу Черкасск. Туда привезли из Азова колокола с православных храмов, священные книги  и христианскую реликвию - икону  Иоанна Крестителя. С тех пор праздник Покрова Пресвятой Богородицы считается главным общеказачьим  православным праздником. В Ростовской области в наш дни День Покрова Божьей матери объявлен выходным.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

Существуют и другие версии установления этого праздника как общеказачьего. День Покрова Пресвятой Богородицы отмечают как дату первой службы казачества  русским царям. Это связано с участием казаков-добровольцев в битве за Казань в октябре 1552 года во время царствования Ивана Грозного.

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ!
Ты Покровом покрываеши
Русь мою многострадальную,
Русь мою многораспятую.
О Владычице Державная,
Херувимов Пречестнейшая,
Мати Господа Всевышнего,
Погибающих Взыскание!
Умоли за землю Русскую
Сына Своего Сладчайшего,
Да воздаст Он нам по милости –
Не по нашему неверию.
Вижу – тучи собираются,
Слышу – вороньё раскаркалось.
Только б Ты нас не оставила
В час великий испытания.
О Заступница Усердная,
Даруй грешным покаяние,
Мне же, о Благословенная,
Даруй благо наивысшее:
Жить как Сын Твой заповедовал,
Боль людскую за свою считать.

Иеромонах Роман
Сборник стихов "Радуйся, Рожденная сиять"

1989 г.

Сретение Господне

15 февраля празднуется Святой Православной Церковью один из великих праздников Сретение Господне. В этот день мир узнал и принял своего будущего Спасителя! Я желаю, чтобы этот день и вам принес только радостные вести! Поздравляя с праздником Сретения Господне хочется пожелать вам достойной жизни и светлого пути, воспитания детей в лучах доброты человеческой.

Иосиф Бродский

март 1972 

Сретение 

Анне Ахматовой

Когда она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.

Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
дитя: Он - Твое продолженье и света».

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.

Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,

в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Праздник Пасхи, Светлое Воскресение Христово - праздник праздников, торжество торжеств – вот что значит этот день для православного человека, ведь, по словам апостола Павла, «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Светлое Воскресенье приходит после Страстной недели, завершающей Великий пост.  На Страстной неделе вспоминают события последних дней земной жизни Христа - с того момента, когда Он вошел в Иерусалим и до того дня, когда Он был распят на кресте.

Сокрушив смерть, Христос открывает перед всеми верующими двери бессмертия.

В пасхальную ночь из всех храмов выходят крестные ходы – с зажженными свечами люди  идут навстречу воскресшему Господу, как почти два тысячелетия назад шли жены-мироносицы к опустевшей гробнице Спасителя. И в тишине пасхальной ночи раздается давно чаемое: «Христос Воскресе!» Начинается служба - удивительная по своей красоте и одухотворенности.

На разговение после Великого поста готовят творожную пасху, имеющую вид усеченной пирамиды, символизирующей гору Голгофу, где был распят Спаситель. В Великую субботу в церкви происходит освящение пасхи и кулича - подобия церковного артоса - большого хлеба, который служит одним из древнейших символом Воскресения Христова.

Праздник Пасхи на Руси был днем подлинного народного единения, когда государь христосовался с простым солдатом, объединенные общей светлой радостью: «Христос Воскресе!». В пасхальные дни было принято проявлять особую щедрость и милосердие – не только дарить подарки родным и близким, но и подавать милостыню, разносить дары в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы – всюду, где люди ждут помощи и сердечной теплоты. Очень важно, чтобы для обездоленных людей Пасха была светлым праздником.

Для христолюбивого российского казачества Светлое Воскресение Христово было, пожалуй, главным праздником в году. Известный писатель и историк, уроженец кубанской станицы Новодеревянковской  Федор Щербина вспоминал о том, как воспринимался праздник Пасхи в казачьей семье дореволюционной России: «Я и все домашние, окружавшие меня в раннем детстве, жили во время пасхальных святок светлыми моментами этого…настроения - чисто стихийной, так сказать, радости и одушевления и торжественного почитания хлеба насущного в идеальном для всех виде Пасхи с теми красными яичками, обмены которых друг с другом все сопровождали поцелуями…Момент разговен на Пасху носил торжественный, в полном смысле слова священный характер и долго помнился потом. Может быть, покажется это смешным, но я и теперь в старческие годы, с особенным удовольствием начинаю в пасхальные дни завтракать с красного яичка, как в детские годы, и если на столе не бывает красного яйца, я чувствую некоторого рода разочарование. Положите мне на стол белое взамен красного яйцо, я, пожалуй, даже рассержусь. Мне важно не самоё яйцо, не содержимое его из-под красной скорлупы, а мои воспоминания, радостно пережитые в пасхальные дни в детстве. Такие же дни переживал и весь народ…»

«Мы спасены в надежде» - говорит апостол Павел. И праздник Пасхи дает каждому верующему сердцу надежду на то, что смерть обязательно будет побеждена вечной жизнью.

Гумилев Ник. Концона вторая (отрывок).

Храм Твой, Господи, на небесах,

Но земля тоже твой приют.

Расцветают липы в лесах,

И на липах птицы поют.

Точно благовест Твой, весна

По веселым идет полям,

А весною на крыльях сна

Прилетают ангелы к нам.

Если, Господи, это так,

Если праведно я пою,

Дай мне, Господи, дай мне знак,

Что я волю понял Твою…

Казак должен знать также церковные праздники своей станицы, день Престольного праздника своей церкви. Кроме того в каждом войске были свои выдающиеся деятели и Православные святые, знать имена которых - сыновняя обязанность казака. Многие из пастырей явили примеры героизма и личного мужества.

Расскажу о некоторых из них.

Новомученик и исповедник Российский протоиерей Николай Кандауров

Священномученик Николай родился 21 января 1886 года в станице Барсуковской на Кубани в семье военного Андрея Кандаурова. Со стороны матери, Анны Александровны, многие из предков были священниками. Все предки со стороны отца были военными, большей частью офицерами, почти все были участниками сражений во время многочисленных войн, которые вела Россия, защищая свою независимость.

Воспитанный в глубоко верующей семье военных, Николай Андреевич был человеком долга, и распространившиеся в обществе трусость и малодушие только укрепили в нем решимость идти наперекор обстоятельствам, избрать поприще наиболее трудное. «Кому-то надо же быть священником», - сказал Николай своей матери, решив избрать путь служения Богу и народу на поприще пастырской деятельности. Он поступил в Ставропольскую Духовную семинарию, которую окончил в 1907 году. Еще будучи семинаристом, он женился на Елене, дочери священника Иоанна Карагачева. Впоследствии у них родилось три сына и три дочери.

В 1908 году Николай Андреевич был рукоположен в сан священника и затем служил в храмах на Северном Кавказе - в станицах Воздвиженская, Новоалександровская, Усть-Лабинская и Рождественская Армавирского округа.

После ухода белых и утверждения на Северном Кавказе советской власти начались гонения, разгар которых пришелся на время изъятия церковных ценностей в 1922 году. Местные власти, однако, относились с большим уважением к священнику, и их представители не раз приходили к нему домой и предупреждали о готовящемся аресте: «Николай Андреевич, готовятся документы на ваш арест, уезжайте, мы дадим вам лошадей, берите и уезжайте». Приходили и встревоженные прихожане и также уговаривали священника на время покинуть село. Но отец Николай остался. И по-прежнему бесстрашно говорил проповеди о том, что его волновало, - о всё истребляющем безбожии, о поругании православной России. Проповеди его были настолько созвучны настроению прихожан — в большинстве своем прошедшим несколько войн казакам, - что, слушая своего пастыря, многие из них плакали. Когда священнику говорили, что его проповеди контрреволюционны и он может быть за них арестован, отец Николай отвечал: «В моих проповедях ничего контрреволюционного нет, я говорю о судьбе нашей России».

Отца Николая арестовали в 1930 году и приговорили к двум годам исправительно-трудового лагеря. В заключении отец Николай работал сначала грузчиком торфа, а затем кладовщиком на Шатурской электростанции. Во время его заключения дома умерла от голода жена Елена. Голод был в то время такой, что если где умирала на дороге от истощения лошадь, то уже через несколько часов от нее не оставалось ни костей, ни копыт. В станицах на Кубани не осталось ни собак, ни кошек.

Когда отец Николай освободился из заключения, ему был предложен приход в селе Высочерт в Белоруссии. Он был назначен в храм настоятелем и возведен в сан протоиерея.

Во время служения отца Николая в Высочерте в Белоруссии разразился голод. Семья спаслась от голодной смерти, благодаря помощи директора маслозавода; это была глубоко верующая женщина. Она оставляла семье священника бидон молока, за которым дети священника шли за семь километров.

Храм Введения во храм Божией Матери. Стоит он в селе Подлесная слобода на реке Вобле.

В 1935 году протоиерей Николай был назначен настоятелем Введенского храма в селе Подлесная Слобода Луховицкого района Московской области. Когда отец Николай приехал в село, то община была рассеяна, а власти приняли твердое решение закрыть храм. Через некоторое время отец Николай собрал вокруг храма крепкую общину, храм был отремонтирован и обновлен крест. Храм отец Николай содержал в идеальном порядке, это был дом Божий, куда шли люди на праздник. Несмотря на то, что у священника были больные ноги и порок сердца, он пешком обходил свой большой приход. Во время богослужений в храм приходило молиться столько народа, что он не вмещал всех, и люди стояли на улице. Для любого человека, проживающего в округе и попавшего в бедственное положение, священник стал последним прибежищем и надеждой. Никогда он
не отказывал в просьбах нуждающихся. Зачастую, приходя домой, он вынужден был говорить матери: «Мама, я сегодня вам на еду ничего не дам, у меня нет сейчас денег, все, что было, я отдал больным». Мать не возражала и не роптала, будучи уверенной, что Господь никогда не оставит того, кто оказывает помощь ближнему.

Вечером 25 января 1938 года вся семья сидела в комнате после богослужения. Было темно, горела всего лишь одна свеча, топилась печь, на которой готовилась еда, напротив нее расположились дети. Отец Николай помешивал кочергой угли в печи и рассказывал детям что-то радостное. Вдруг раздался громкий стук в дверь, она распахнулась, свеча погасла. Кто-то из детей зажег лампу, и все увидели в проеме двери человека в шинели, подпоясанной ремнем, на котором висела кобура с пистолетом.

- Кандауров здесь проживает? - грубо выкрикнул он.

- Дети, это всё! - сказал отец Николай детям, и, хотя стал сосредоточенно серьезным, его прежний мирный и ласковый настрой не изменился, и, уходя, он тепло попрощался со всеми.

Во время обыска отец Николай держался спокойно, несмотря на то, что стоял январь и на дворе было холодно, из теплых вещей он взял лишь телогрейку.

После ареста священник был заключен в тюрьму в городе Коломне, а затем в тюрьму в Москве. На следующий день состоялся допрос. Протоиерея Николая обвиняли в том, что он будто бы вел антисоветскую агитацию и распространял контрреволюционные слухи. Священник не признал себя виновным, отмахнулся от наговоров, говоря, что он взял свой крест и донесет до конца.

В тот же день «дело» было закончено, следователь составил обвинительное заключение и отправил его на рассмотрение Тройки. 2 февраля Тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Кандауров был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле. Память священномученика Николая совершается 17 февраля. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Алексе́й Ива́нович Кулабу́хов, (1880 г. - 7 ноября 1919г.)

Родился в ст. Новопокровской. После окончании Ставропольской Духовной семинарии, Кулабухов был рукоположен в духовный сан и больше десяти лет состоял приходским священником ст. Расшеватской. После революции сама жизнь выдвинула его на поле общественной деятельности. Он пользовался доверием своих станичников и был их бессменным представителем в Кубанской Раде. Человек в высшей степени культурный и активный, он особенно не хотел оставаться в бездействия после того, как казакам стала угрожать опасность большевистского владычества. В самое тревожное время, когда кубанский министр внутренних дел Бардиж сдал свой пост и ушёл формировать отряды «Вольных Казаков», Рада назначила на его место Кулабухова. В трудной обстановке политической неопределённости новому министру долго удавалось сохранять на Кубани относительное спокойствие, которое привлекло в Екатеринодар и станицы тысячи людей, спасавшихся от войны и репрессий новой власти. 1 марта 1918 года священник Кулабухов выступил из Екатеринодара вместе с отступающим «Отрядом Рады», но в станице Расшеватской был захвачен красногвардейцами. Ему удалось бежать от них и скрываться до Второго Кубанского похода в Ставрополе. Позже он вернулся на прежний пост руководителя внутренними делами в составе правительства Л.Л. Быча. В декабре 1918 года правительство это, несогласное с политикой Деникина, подало в отставку. Священник Кулабухов получил новое назначение в состав парижской делегации. Он прожил в Париже восемь месяцев, участвовал в работах делегации и совместно с другими представителями Кубани обработал и подписал проект Договора Дружбы с Кавказскими Горцами. В сентябре 1919 года делегация командировала его для доклада Раде о своей деятельности и с предложением утвердить проект договора. Однако, сторонники Деникина нашли в соглашении Кубани с Горцами опасное нарушение полномочий правителя Юга России. Было решено устрашить народных представителей края актом террора, искоренив оппозиционный дух и сделав их более податливыми в спорных вопросах взаимоотношений между Радой и Деникиным. Члены парижской делегации были обвинены в измене, в передаче командования казачьими войсками в руки горского Меджилиса и в других преступлениях. Кулабухов был арестован. Наскоро сколоченный из преданных деникинцев, военно-полевой суд приговорил Алексея Ивановича Кулабухова к казни через повешение. Приговор немедленно привели в исполнение. 7 ноября 1919 года Кулабухов был повешен. Его казнь вызвала глухой ропот среди казачьих масс, подорвала доверие к военным начальникам и, по одной из версий, во многом способствовала проигрышу войны с большевистской Россией.

Воспоминания очевидца

Я как обычно и повседневно выгонял своих бурёнок на подножный корм. Выпасал коров и телят на улицах и маршрут был один: ул. Посполитакинская, Приютская Крепостная площадь, развалины защитных укреплений, построенных ещё А.Суворовым, а сейчас малозаметных в зарослях бурьяна и кустарников. Я со своими подопечными подошёл к церковной ограде. Животные ложились и отдыхали. Я же любил походить по захоронениям. В это время крепостная площадь просто замирала, церковь в будний день не служила, больницы после ужина готовились ко сну.
В это время я услышал гул приближающегося автомобиля. Это в то далёкое время было редкостью, поэтому я быстро пошёл к восточной стороне церковной ограды и увидел ярко-зелёный автомобиль АМО, который подъехал к виселицам и заглох.
В это время с кабины и с кузова выпрыгнули три здоровых казака в чёрных кубанках, в серых бешметах и в яловых сапогах, все трое были подпоясаны узкими казачьими поясами с простым металлическим набором пряжек и наконечников. Один из казаков вытащил моток тонкой верёвки и пошёл к крайнему столбу г -образной из круглого леса виселицы, два других сначала с машины выбросили крепкую грязного цвета табуретку, затем стащили с кузова казака скрученными назад руками. Казак был в тёмно синей черкеске без шапки с зачёсанными назад волосами на голове. Видно волосы были обработаны репейным маслом, т.к. плотно прилегали к голове и блестели. Первый казак перекинул через перекладину верёвку и с силой подёргал её, убедившись прочности и сделав петлю, завязал на столбе виселицы конец верёвки. Я стоял в 2-2,5 метрах от виселицы и, затаив дыхание, смотрел. Казак был молодой красивый в черкеске с блестящими газырями,  соединёнными между собой блестящей цепочкой. Стоял он, гордо подняв голову, молчал, не проронив ни единого слова, как это полагается истинному кубанскому казаку, хотя конечно знал и видел, что близка смерть.
Затем казаки, не обращая на меня никакого внимания,  поговорив вполголоса между собой. Один взял табуретку, два других подвели жертву к виселице,  поставили на табуретку. Тот,  что готовил петлю, накинул петлю на шею, а другой сильным ударом выбил у обречённого табуретку из-под ног, и он завис. Затем первый дёрнул жертву за ноги, взял скамейку, бросил в кузов автомобиля. Один сел к шофёру,  два других прыгнули в кузов, машина затарахтела и уехала. Я стоял словно загипнотизированный, мне жаль было красивого казака до слёз. Но я ему помочь не мог. В это время я снова повернулся к виселице, у казака вывалился язык и стекала со рта слюна. Начало темнеть, никого не было на площади. Я погнал скотину домой. Дома узнал, что казнён пред казачьей Рады Кулабухов.

Повесив Кулабухова 7-го ноября 1919 г., палачи-негодяи держали тело мученика на виселице целый день, прикрепив на его груди дощечку с надписью: «За измену России и Казачеству». Но каждый казак на   Кубани знал, что Кулабухов  казачьему делу не изменял.

Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов родился 20 января 1867 года (по другим данным 1 февраля  1864 года) в семье священника поселка Кирпильского Кубанской области Иоанна Восторгова. Однако есть и другие версии: Иоанн Восторгов родился в ст. Кавказской  Кубанской области или в ст. Новоалександровской.

В июле 1897 года о. Иоанн Восторгов был переведен в Тифлис и назначен законоучителем сначала Тифлисской женской гимназии,  а затем Тифлисской мужской гимназии.  Через 3 года стал епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты всего Грузинского экзархата. Самым известным эпизодом его миссионерских трудов на Кавказе стала командировка в персидский город Урмию с целью ревизии Духовной миссии Российской Православной Церкви и состоящих при ней школ. 25 мая 1900 года при его активном участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III. Общество стремилось пробудить русское национальное самосознание, приобщить окраины Российской Империи к общерусскому делу.

Многие свои проповеди о. Иоанн посвящал памяти видных деятелей русской культуры Ушинского, Пушкина, Гоголя, Суворова.

Как миссионер-проповедник батюшка исколесил практически всю страну.

География его деятельности охватывает всю страну: «Москва, Иркутск, Владивосток, Чита, Красноярск, Харбин, Томск, Омск, Таврическая губерния, Кубань, Кронштадт - вот далеко не полный перечень его поездок по России лишь за 1908 год». (А. Святозарский)

Поражает и многообразие  тем проповедей и печатных выступлений о. Иоанна. «И в своей проповеднической деятельности, и во всем церковном служении он всегда стремился к охвату всех аспектов церковной, государственной, общественной и семейной жизни; видел свою задачу пастыря и проповедника в том, чтобы дать событиям и явлениям ежедневной быстротекущей жизни осмысление, согласное с духом Евангелия".

В самый разгар Первой русской революции,  он активно включился в противореволюционное черносотенное движение. Вступил в Русскую Монархическую Партию, стал членом московского отдела Союза Русского Народа.

В своих выступлениях о. Иоанна говорил о необходимости борьбы русского духовенства с социализмом. «Нет в мире более народного духовенства, как в России. Таким его сделала история», – сказал о. Иоанн. А посему «все, что не народно и не патриотично, должно оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины, чтобы не смущать боголюбивого и царелюбивого народа Русского». Однако с 1908 года русское патриотическое движение начали сотрясать расколы, сопровождавшиеся  ожесточенной внутренней борьбой.

В 1909 году  в Москве состоялся съезд монархистов.  О. Иоанн Восторгов заявил, что черносотенное дело есть дело любви, и потому действовать нужно в духе любви, стремясь объединить «всех друзей нашего святого церковно-народного и высоко патриотического дела». «Ходить будем врозь, а драться будем вместе».

Однако достичь поставленных целей не удалось, так как  различные группы монархического движения были заняты внутренней борьбой и проигнорировали этот  форум. Попытка объединения не состоялась.

Поскольку клирики и монашествующие были главным образом членами Черной сотни, удар наносился именно по монархическому движению.

О. Иоанну за его неустанные труды выразил доверие Государь, пожаловав орден Св.Владимира 3-й ст. и подарив монархическим союзам Москвы Свой портрет. 6 октября 1909 года он был избран почетным членом Казанской Духовной академии. Редкий случай, когда священнослужитель, не имеющий высшего духовного образования, удостаивался такой чести!

При Московском Обществе содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей,  был создан Союз христианских матерей. 8 ноября 1916 года, на базе этих курсов были открыты Высшие богословско-педагогические курсы.

31 мая 1913 года о. Иоанн был назначен настоятелем  одного из крупнейших и красивейших храмов России – Покровского собора на Рву (Василия Блаженного) в самом центре Москвы, где он служил  до самого своего ареста.

В 1913 году Священный Синод принял решение, запрещающее  лицам духовного звания руководить деятельностью политических партий и движений. Руководящие посты в черносотенном движении вынужден был  оставить протоиерей Иоанн Восторгов. Подобное решение священноначалия было смертельным ударом по монархическому движению.

В 1915 году он издал сборник речей и поучений под названием «Вопросы религии и православия в современной великой войне» и в1917 году был создан сборник «Во дни войны. Голос пастыря-патриота». Поэтому поводу Иоанн Восторгов скажет: «Я не политик, а человек Церкви, и если бы мне пришлось выбирать между Россией и Церковью, я, конечно, выбрал бы последнюю». Теперь о. Иоанн смог больше внимания  уделять литературно-издательской деятельности.

С тяжелым сердцем принял лидер московских монархистов известие  о февральском перевороте в Петрограде. События  февраля 1917 года стали тяжелым  испытанием для всех монархистов-черносотенцев. Сгустились тучи и над протоиереем Восторговым.  7 марта 1917 года на  совещании представителей духовенства  Москвы было принято решение  «во имя пастырского и патриотического долга» подчиниться Временному правительству.

Среди участников совещания был и отец Иоанн Восторгов. Протоиерей Иоанн Восторгов  сразу заявил себя противником большевистской власти. Он выступил с идеей объединения русского народа вокруг Православной Церкви.  Он писал: «Ибо одна Церковь остается у нас вне партий…только одна Церковь представляет весь верующий русский народ и способна сказать здравое и смелое слово». Он вскоре мученической кончиной доказал свою верность Богу и Царю.

В Петрограде в это время был убит Урицкий. В Москве тяжело ранен Ленин. И через 6 дней новая власть объявила «красный террор».

30 мая 1918 года о. Иоанн был арестован в своей квартире. 23 августа 1918 года недалеко от Московского городского Братского кладбища  его растреляли. Так окончил свой земной путь мужественный проповедник, один из вождей Черной сотни митрофорный протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года он прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

Днями памяти о. Иоанна считаются 29 января и 23 августа.

Священномученик протоиерей Иоанн (Восторгов), проповедь в Успенском соборе, 1907 год

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ПРАВОСЛАВНЫЕ РУССКИЕ ЛЮДИ!
Вы собрались в историческом храме России, который много веков слышал молитвы и обеты наших князей, царей и императоров в самые знаменательные часы их жизни, когда они вступали в неразрывный духовный союз со своим народом, от Господа принимали силу и от Вышняго державу. Вы собрались в священном Кремле, посреди величайших святынь народных, в осенении молитв почиющих здесь угодников. "Москва есть храм России, а Кремль – ее алтарь", сказал один из венценосных вождей русского народа. В этом-то всероссийском храме, в этом алтаре священном вы собрались, – и сколько потрясающих великих воспоминаний, радостных и скорбных, захватывающих душу, вдруг властно и неудержимо просятся в сознание, обступают нас со всех сторон! Если бы на каждом из них останавливаться, если бы о каждом из них подробно говорить, то, выражаясь словом апостола, недостало бы мне, повествующему, времени. Но каждый день имеет свою заботу, и занятые этою заботой мысли и чувства из множества воспоминаний и знамений прошлого избирают обычно сродное и в данное время особенно нужное. На чем же остановит нам ныне нашу мысль и внимание в сей час молитвы соборной в этом славном, всенародном храме.
Посреди окружающих нас здесь священных гробниц я остановлю ваш взор на самой скромной. Еще не прославлена всенародно святость в ней почивающего мужа, хотя давно ждет и достойна прославления. Гробница не изукрашена щедрыми приношениями и драгоценностями. Она пока не собирает около себя, подобно другим гробницам, густые толпы богомольцев в нарочитые дни церковных чествований. Но она близка нашему сердцу всегда, близка нам особенно теперь, в эти тяжкие способные дни отродившейся, после трехсотлетнего сна, смуты народной.
В юго-западном углу этого собора, у шатра Ризы Господней, у подножия Плащаницы, на которой видим мы Божественного Страдальца за весь род людской, почивает вечным сном покоя великий страдалец за землю русскую, мученик-патриот, святейший всероссийский Патриарх Гермоген. Его тело оказалось нетленным и в 1652 году, когда, чрез 40 лет после смерти, оно было перенесено сюда из Чудова монастыря; оказалось нетленным и чрез 200 лет, в 1812 году, когда французы, отыскивая сокровища, святотатственно выбросили его из гробницы.
Но если смерть и тление не коснулись самого тела нашего российского страдальца-патриота, то дух его, его заветы, подвиг его жизни и служения, его заслуги, его уроки русским людям век грядущих времен, пока волею Божьею будет стоять святая Русь, – бессмертны, нетленны, незабвенны в памяти русской. Пред нами его предсмертная заповедь, его слова, написанные в заточении мрачного подземелья, в виду голодной смерти, после побоев и истязаний от врагов родины и от своих домашних Иуд-предателей, – пред нами его последнее послание русскому народу, которое подняло потом славное Нижегородское ополчение с Мининым и Пожарским во главе:
«Пишите в Рязань к Ефрему, да и в Вологду пишите, и к Рязанскому владыке, везде говорите моим именем, моим словом... Всем вам от меня благословение и разрешение в сем веце и в будущем.
Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога молю».
И услышали слово великого пастыря-патриота - митрополит Ефрем в Казани, архиепископы и епископы: Феоктист в Твери, Галактион и Герасим в Суздале, Сергий в Смоленске, Геннадий во Пскове, Исидор в Новгороде, Иосиф в Коломне, Филарет в Ростове, игумен Иоил в Нижнем, Матвей в Кирилло-Белозерске, игумены Дионисий и Авраамий, протопопы Владимирский, Зарайский и по всей России. И слышал его, чрез этих провозвестников слова патриаршего, весь народ русский.
Ссылали, пытали и мучили этих пастырей-патриотов иноземные вороги, поляки и даже евреи (вроде Тушинского вора); бранили и свои домашние лихие люди, а Гермогену и прямо говорили: "Почто вмешиваешься в дела мирские, а твое де дело за Церковью смотрети".
Но архипастыри и пастыри знали хорошо, что скрывается и какой коварный умысел таится под этим фарисейским и мнимо-справедливым рассуждением. Они знали, что оно подобно печалованию Иуды о нищих. Они знали, что с падением Православия порушится Русское Царство, а с порушением Русского Царства порушится и православная вера в русских людях. Они знали, что обещаемое польско-литовско-еврейское владычество, с приобщением европейским началам жизни, зачатое в измене и предательстве; питавшееся низкою корыстью и презрением к своему родному, русскому; опутанное кровавым туманом убийств, грабежей, разбоев, заревом пожаров и ужасом погромов; поддержанное и приветствуемое "лихими людьми", чернью, голытьбою, грабителями и душегубами; уничтожившее на Руси порядок государственный и обратившее пред сим Русского Царя в «полуцаря», - все это ничего не принесет России, кроме конечной гибели.
Все это справедливо называл Гермоген, «христоборством», непостижимым «бесовским омрачением», которое толкало русских людей от одного заведомого обманщика к другому. «Бывшим православным христианам, а теперь, как и называть вас - не ведаю», - вот как обращался Патриарх к тогдашним русским изменникам.
Он хорошо понимал, что основной характер жизни есть характер церковности и народности, и что поэтому нужно пробудить религиозное национальное чувство в русском народе, – и он сбросит с себя «бесовское омрачение» и водительство тех, что «промышляли лихими делами»; он крепко верил, что Православие есть опора и основа и жизненная сила русского национального самосознания, нравственный смысл и оправдание русского государства и государствования... И то он знал, что измена верхних слоев народа, отказ их от исторических преданий веры и народности еще не есть смерть народа.
Так было везде и всегда. Поляки ведь тоже думали, что если они взяли бояр, то взяли и Россию. Но не то вышло на деле. Сокрытые и таившиеся в глубине души народной инстинкты веры, патриотизма и самосохранения с великою силой проявили себя по всей России, – все верное, чистое, доброе, трезвое, оскорбленное в лучших чувствах своих поднялось, воодушевилось, сплотилось...
История оправдала подвиг Патриарха Гермогена. Он погиб смертью мученика в мрачном подземелье Чудова монастыря, а через несколько месяцев, нежданно, чудесно «нечаемое сбылос», как говорили тогда русские люди: Москва и Россия были тогда свободны, враги спешно покидали ее пределы, домашние воры и "перелеты" притихли и исчезли, и на место лже-царя Димитрия, на место «полуцаря» Шуйского, на место «царика» Тушинского здесь, в этом самом Успенском соборе, где мы сейчас стоим, по предречению и указанию Гермогена, короновался настоящий русский Царь-Самодержец Михаил Феодорович Романов.
Спасение России пришло от святой православной веры и Церкви; вера святая явилась великою и несокрушимою твердыней, устоявшею среди смуты, нравственным оплотом посреди ужаса и разгрома государственного, опорою и знамением народного и государственного бытия в тяжелую годину крушения и ослабления всех духовных начал, сил и основ нашей русской жизни; вера святая возбудила, осмыслила, освятила русский патриотизм и дала ему огонь воодушевления, силу подвига, готовность мученичества, знамение победы.
Ныне отродилась русская смута, и вновь заволокла русское небо. Опять видим какое-то повальное безумие, опять чары обмана, опять «бесовское омрачение», опять «христоборство». Нынешние революционные прокламации разве не те же облыжные грамоты Болотникова: "побивайте бояр, отнимайте их достояние, убивайте богатых, делите их имение..."?
Нынешние рассуждения о силе и объеме Верховной власти разве не ищут исполнения слов слабого Шуйского: «я никого не неволю: кто хочет, мне служи, а кто не хочет, уходи»? Нынешняя чернь разве не вошла во вкус безначалия и бунта? Нынешние верхи народа разве не увлеклись чужебесием и изменой всему церковному и русскому? Ныне разве не видим непонятной доверчивости ко всякому обману, явному, наглому и бесстыдному? Нынешние взгляды не Верховную власть разве не ведут к тому, чтобы мы вместо Царя имели полуцаря? Хочется повторить образное слово летописца смутного времени: «Аки волны морския, едина погибает, а другая возставает, тако и беды наши и напасти, - та беда полегаше, а другая возставаше».
Изменились формы смуты, сущность же ее осталась та же, а опасность едва ли не страшнее. Но исцеления надо ждать от того же испытанного, историею оправданного и Патриархом Гермогеном указанного пути. Верность Церкви, родному народу, Царю Самодержавному; религиозное и патриотическое одушевление; объединение и слияние всех честных русских людей, без различия званий и состояний, в одном патриотическом движении, - великий союз взаимной любви всех классов и сословий народа; борьба с иноземщиной, жадно простирающей руки к русскому достоянию; послания, грамоты, кличи и призывы по всей Руси, разоблачающие гнусное лицемерие и пустоту душ нынешних «освободителей» России и нынешнего революционного движения, ознаменовавшего себя десятками тысяч убийств и грабежей, обманом и христоборством, низкою клеветою, клеветою на все родное и русское, предательством России и ее интересов иноземцам и инородцам; расширение и увеличение числа внутренней мощи наших патриотических мирных союзов, – вот путь, орудия и средства нашей борьбы, которая является, может быть, еще более тяжкою, чем борьба русских людей за веру и отчизну 300 лет тому назад.
И ныне кругом – взаимный раздор, борьба партий, жадная корысть, интриги, братоненавидение. И ныне – падение веры, падение нравственности. И ныне лицемерие и коварство, низость и предательство, прикрываясь красивыми словами и мнимоблагородными побуждениями, желают отвести и устранить от патриотического подвига и Церковь, и духовенство, и служилых людей, чтобы себе захватить власть, силу и значение в Царстве и беспрепятственно поработить русский народ инородческому игу.
И слышится из дали веков мощный заповедный голос великого Гермогена- «побороться за веру Православную и Отечество русское»: «Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога молю».
Слышишь ли ты нас, адамант веры и патриотизма, несокрушимый столп русской веры и русского национального чувства? Соболезнуешь ли горю русскому? Готов ли в помощь страдающей земной отчизне? Молишь ли Бога о прощении грехов народа нашего, навлекшего на себя праведный гнев Его?
Благослови и воодушеви нас с высот небесных селений, вымоли прощение и милость Господа твоему страдающему отечеству, явись нам духовным вождем на пути к его спасению!
Русские православные люди! Время сотворити Господеви, яко разориша закон Его! Господь ополчается, Господь будет споборать нам в тяжкой борьбе с крамолой и смутой. Время сотворити Господеви, - и как в оные дни смуты, так и ныне под знаменем креста, в воодушевлении религиозной веры и преданности родной Церкви, в подвиг всенародного покаяния, всенародной молитвы, время нам объединиться, сплотиться крепким союзом любви в служении и защите веры, Церкви и русской народности.
«Пишите в Казань, пишите в Вологду, Рязань»... - так говорил Гермоген. Пишите, взывайте теперь и вы, при расширившейся державе Российской, и в Сибирь, и на Кавказ, и на дальний север, и на благодатный юг, и Малой, и Белой России, - пишите, взывайте ко всей Руси великой и зовите всех в союз объединенного русского народа.
Он растет, он ширится, он набирается сил, этот великий союз всероссийский, под знаменем религиозного и патриотического воодушевления. Да подаст ему Господь росу небесную свыше и от тука земного, да возложит Он руку Свою на хребет врагов его, – да воскреснет Бог и расточатся врази Его: яко тает воск от лица огня, яко исчезает дым, да исчезнут! Аминь.

Кроме того, казак обязан знать имена героев казачества, выдающихся деятелей, военачальников, просветителей, ученых, художников, писателей... Но их так много, что для изучения их биографий, пожалуй, не хватит жизни. «Если бы на каждом из них останавливаться, если бы о каждом из них подробно говорить, то, выражаясь словом апостола, недостало бы мне, повествующему, времени». Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать православную веру и родную землю до самопожертвования - эти чувства были характерными для казаков. Казачество в России всегда руководствовалось Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15,ТЗ). И на протяжении веков казаки жизнью и подвигами своими подтверждали верность этой истине.

Судьбы и подвиги выдающихся казаков могут составить целое нравственное учение, которое может быть неоспоримым подспорьем в домашнем воспитании и образовании казака.

Нам есть чем гордиться и есть у кого учиться. Пусть будет славен казак не только службой земной, но и неустанным служением Господу Богу и святой Православной церкви, Да будем достойны памяти предков наших, да умножим славу их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

«Чтоб стал потребностью труд сердца и ума». статья

      Нет ничего сложнее мира человеческих отношений. И поэтому понятна забота родителей и учителей о том, чтобы помочь детям войти в этот мир людьми честными, благородными...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

План конспект урока: Классификация сталей. Термическая обработка сталей.

План-конспект урока по технологии (Технический труд) на тему: Классификация сталей. Термическая об­работка сталей....

Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"

Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея....

Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста. Как говорить, чтобы дети слушали? Как говорить, чтобы дети слышали?

Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста. Как говорить, чтобы дети слушали? Как говорить, чтобы дети слышали?...