Военно-спортивная игра «Зарница»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anisimova_l.k._bolshakova_s.yu_._voenno-sportivnaya_igra_zarnitsa.doc | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Районный (заочный) конкурс
методических разработок
по проведению военно-спортивной игры
«Зарница»
Военно-спортивная игра
«Зарница»
Авторы: Анисимова Лариса Константиновна,
учитель начальных классов,
Большакова Светлана Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
с. Панаевск, 2015 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении военно-спортивной игры «Зарница»
Зарница – это военно-спортивный праздник, который дает детям бурю эмоций в реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, наглядное представление имитации боевых действий, совершенствование военно-патриотической и спортивной работы в школе.
Цель: способствовать военно-патриотическому воспитанию школьников.
Задачи:
- пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, развитие и укрепление физической подготовки обучающихся;
- сплочение коллектива, воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
- формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
- формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях.
Форма проведения: военно-спортивная игра, состоящая из нескольких этапов.
Оформление: разноцветные флажки, фанерки с надписями: «Зарница»,
«Старт», «Финиш», «Штаб».
Реквизиты: 2 пары санок, 2 пары лыж без крепления, 4 маршрутных листа для 4-х команд, верёвка с флажками для ограждения + колышки, 11 указателей этапов (колышек со щитом), бутылки-брызгалки с разведенной в воде краской (белой, синей, красной, черной); таблички с названиями станций, шифровки; мишень (нарисованная); вопросы на эрудицию.
Подготовительная работа:
1. Распределить судей и наблюдателей: классных руководителей, учителей физической культуры и ОБЖ.
2. Подготовить обучающихся к сдаче рапорта (девиз, название отряда), маршировке.
3. Пригласить военного (главнокомандующего) на «Зарницу».
4. Договориться со столовой о полевой кухне.
Условия проведения и требования к участникам:
- Военно-спортивная игра проводится на территории села Панаевска.
- Для участия в игре формируются отряды – 4-6 классы.
- Каждому отряду пришиваются бумажные погоны, показывающие отличие отрядов, флаг, девиз, название.
- Форма одежды: закрытая обувь, соответствующая времени года (кроссовки, ботинки), куртка, головной убор, перчатки.
- Начислять штрафные очки за нарушения правил и границ игры, а также правил ТБ.
- Продолжительность игры для 4-6 классов не должна превышать 2 часов.
Правила игры:
- Отряды делятся по следующему принципу: чтобы в каждом отряде было по равному количеству из 4-х, 5-х и 6 классов.
- Старт командам даётся одновременно. Время прохождения этапов фиксируется по последнему участнику, прибывшему на финиш.
- В маршрутных листах отмечается количество набранных баллов на этапе, и фиксируются штрафные баллы.
- Порядок выполнения членами команд заданий на этапах устанавливается капитаном.
- После выполнения задания, команда обязана поставить на места все используемые предметы.
Программа мероприятия:
- Формирование.
- Торжественная линейка открытия военно-спортивной игры «Зарница».
- Представление команд.
- Прохождение этапов военно-спортивной игры участниками.
- Подведение итогов и награждение победителей и призеров.
Для классных руководителей:
- Познакомить обучающихся с правилами игры.
- Подготовить погоны (синие и зеленые) вместе с детьми, флаг.
- Провести инструктаж по технике безопасности под роспись (соблюдение
правил игры Зарница, о недопустимости применения грубой физической
силы во время игры, о форме одежды и т.д.)
Ход военно-спортивной игры:
I.Организационная часть военно-спортивной игры «Зарница»
Участники военно-спортивной игры «Зарница» строятся перед центральным входом в школу-интернат под звуки торжественного марша, вносится знамя, звучит гимн. Звучат поздравительные слова директора школы-интерната, приглашенных на «Зарницу» ветеранов.
Учитель ОБЖ: Сегодня мы все вместе проведем военно-спортивную игру «Зарница». Всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница» появилась в СССР в 1967 году с целью военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. 10 января 1967 года в газете «Пионерская правда» был опубликован приказ № 1 первого командующего игрой, Героя Советского Союза, маршала артиллерии Василия Казакова, в котором ставилась задача по формированию юношеских батальонов и обучению юнармейцев навыкам армейской жизни, воспитанию в них любви к Родине, готовности защищать ее от внешних и внутренних врагов. Первый финал Всесоюзной игры «Зарница» прошел в том же году в Севастополе, на Сапун-горе. Как правило, в ней принимали участие учащиеся 4-7-х классов, отдыхавшие летом в пионерских лагерях. Для подростков более старшего возраста проводилась аналогичная военно-спортивная игра «Орленок». В зависимости от возраста участников содержание «Зарниц» и «Орлят» было разным: от срывания бумажных погон с противника до целых тактических учений с бронетехникой и взрывпакетами. Игра воспитывала школьников в преданности своей стране, постоянной готовности защищать Родину. Миллионы советских детей, участвуя в этой игре, расширяли свои представления об истории страны, её вооруженных силах; получали знания по оказанию первой медицинской помощи, научились действовать в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, изучили программу гражданской обороны, а главное – научились любить и защищать свое Отечество.
Сегодня и мы с вами проверим ваши способности в различных областях спорта и других учебных дисциплинах
Ученик: Одной семьёй живут народы,
Крепка Россия как гранит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской армии стоит!
Кто умеет состязаться,
Кто без дела не сидит,
Кто хочет силой потягаться,-
Для тех наш праздник открыт!
Итак, начинаем спортивные состязания «Зарница», посвящённые тем, кто служил, и будет служить в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, кто охраняет и кому предстоит охранять покой граждан и мирное небо над головой!
II. Вручение командам маршрутных листов
Командиры отрядов докладывают о готовности своего отряда к игре главнокомандующему: «Товарищ главнокомандующий! Отряд (название) к игре «Зарница» готов. Наш девиз (говорит отряд). Командир (имя командира). Рапорт сдан!» Главнокомандующий отвечает: «Рапорт принят, вольно!»
Главнокомандующий. Сейчас каждый отряд получит пакет с указанием маршрута, по которому он должен двигаться. На каждом перевалочном пункте вас будет ждать постовой. Он объяснит вам вашу задачу, проконтролирует то, как вы выполните задания, и оценит их. Если задание выполнено, то отряд получает баллы, если есть замечания, то рядом в маршрутном листе прописываются баллы штрафные. По музыкальному сигналу все отряды отправляются дальше по маршруту. Дойдя до последнего пункта, вы получаете пакет с секретной информацией. В этом пакете последнее, самое важное задание.
Итак, ваша задача - заработать как можно больше баллов и выполнить последнее задание.
(Командиры получают пакет, отряды разбегаются по своим маршрутам.)
III. Прохождение маршрутов по станциям
(У каждой команды свой маршрутный лист, для того, чтобы дети не сталкивались на этапах и проходили маршруты одновременно).
1.Станция «Разведчики»
Снежный лабиринт сверху накрыт сеткой, надо поочередно по одному проползти и не коснуться сетки.
Оценка: каждый правильно проползший – 1 балл
2. Станция «Я - патриот»
Учащимся предлагается нарисовать на снегу флаг России краской, разведенной в бутылках-брызгалках. Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет – Богородицу (покровительницу России). Красный цвет – державность (смелость, великодушие). Время выполнения задания 5 — 6 минут.
Оценка: наивысший балл - 5
3. Станция «Санитары»
В конкурсе участвуют 6 человек от отряда: 2 санитара, 4 раненых. Учащимся предлагается проделать следующее: на старте стоят два санитара на лыжах, на санках сидят раненые, санитарам необходимо переправить раненых в «госпиталь». Санитары за два подхода вывозят раненых по одному.
Оценка: записывается время выполнения задания
4.Станция «Первая медицинская помощь»
Наложить шину, наложить повязку на голову, на руку (одно задание).
Оценка: оценивается правильность и аккуратность выполнения задания: наивысший балл - 5
5.Станция «Снайперы»
В конкурсе участвует весь отряд. Стрельба снежками в цель (мишень 80*80 см).
Оценка: За каждое точное попадание в цель отряд получает 1 балл
6.Станция «Переправа»
Участники поочерёдно проходят определённый участок этапа на лыжах, затем кидают в корзину мячи (3 попытки), возвращаются на лыжах на исходную позицию.
Оценка: Судья отмечает в маршрутном листе количество набранных баллов (максимум – 18 баллов).
7.Станция «Саперы»
В конкурсе участвуют 7 человек от отряда. В снег закопаны «мины» (бутылки с этикетками разных цветов). Задача - найти все свои (определенного цвета) «мины» при помощи миноискателя (палка) и обезвредить. Если нашел чужую «мину», ее необходимо перепрятать. Оценка: каждая своя мина 1 балл
8.Станция «В тылу»
Участники поочерёдно прыгают в мешке до флажка, огибают его, допрыгивают до начала этапа, передают следующему. Цель: пройти дистанцию без падения. Оценка: За каждого упавшего участника судья убирает один балл. Каждому пробежавшему – 1 балл
9.Станция «Эрудит»
Классам предлагается ответить на ряд вопросов.
- Исход битвы в нашу пользу (Победа)
- Как называется торжественное прохождение войск? (Парад.)
- Солдат спит, а она идет. (Служба.)
- То, чем солдат думает и из чего ест (котелок)
- «Звездная» часть мундира. (Погоны.)
- Что есть у фотоаппарата и автомата? (Затвор.)
- Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол.)
- Как называется подросток на корабле, обучающийся морскому делу? (Юнга.)
- Чьи слова «Тяжело в учении, легко в бою»? (А.В. Суворова.)
- Одно из главных орудий солдата (Ложка)
- Какие виды войск существуют в российских Вооруженных силах? (Сухопутные, ракетные войска стратегического назначения, военно-воздушные, Военно-морской флот.)
- Назови самые необходимые вещи в армии.
- Как называется военная больница? (Госпиталь.)
- Боевая машина с реактивными снарядами. («Катюша».)
- Что такое лимонка? (Граната.)
Оценка: каждый правильный ответ – 1 балл
10.Станция: «Шифровка»
Все отряды встречаются на этой станции.
На этом этапе ребята получают пакет с самым важным заданием - шифровкой. Необходимо расшифровать запись как можно быстрее.
Шифровка
3 1 26 1 9 1 5 1 25 1 -1716 5 15 33 20 30 193 16 11 22 13 1 415 1 526 201 2 16 14
Ключ к шифровке
(«Ваша задача - поднять свой флаг над штабом».)
11.Станция «Взятие штаба»
Отряд, который расшифровал Шифровку получает координаты штаба. Участники должны по компасу ориентироваться и найти штаб.
Оценка: чей отряд первым поднимет свой флаг над штабом – 5 баллов.
Проигравшим отрядам дается шанс взять штаб штурмом. (2 балла)
После взятия крепости по сигналу все участники собираются в установленном месте, где проводится общее построение и подведение итогов игры.
После прохождения всех этапов капитаны команд сдают маршрутные листы в судейскую коллегию, которая подводит итоги.
IV. Полевая кухня
Пока подводят итоги, отрядам предлагается проследовать на станцию «Полевая кухня», где каждый получает чашку горячего чая и солдатскую кашу.
V. Подведение итогов
Проводится торжественная линейка с подведением итогов и награждением победителей. Отряды выстраиваются на площадке, главный главнокомандующий военно-спортивной Зарницы объявляет победителя (1 команда получает призовое место), остальные грамоты за участие и сладкие призы.
Если команды набрали одинаковое количество баллов, проводится заключительный этап, выявляющий победителя – перетягивание каната.
Приложение 1
Маршрутный лист №1 игры «Зарница»
Отряд____________________________________________
Количество участников___________________________________________
№п/п | Название этапа | Набранные баллы | Штрафные баллы | ФИО судьи |
1 | Станция 1 «Разведчики» |
|
|
|
2 | Станция 2 «Я - патриот» |
|
|
|
3 | Станция 3 «Санитары» |
|
|
|
4 | Станция 4 «Первая медицинская помощь» |
|
|
|
5 | Станция 5 «Снайперы» |
|
|
|
6 | Станция 6 «Переправа» |
|
|
|
7 | Станция 7 «Саперы» |
|
|
|
8 | Станция 8 «В тылу» |
|
|
|
9 | Станция 9 «Эрудит» |
|
|
|
10 | Станция 10 «Шифровка» | |||
11 | Станция 11 «Взятие штаба» | |||
Итог |
|
Маршрутный лист №2 игры «Зарница»
Отряд____________________________________________
Количество участников___________________________________________
№п/п | Название этапа | Набранные баллы | Штрафные баллы | ФИО судьи |
1 | Станция 9 «Эрудит» | |||
2 | Станция 8 «В тылу» |
|
|
|
3 | Станция 7 «Саперы» |
|
|
|
4 | Станция 6 «Переправа» |
|
|
|
5 | Станция 4 «Первая медицинская помощь» |
|
|
|
6 | Станция 5 «Снайперы» |
|
| |
7 | Станция 3 «Санитары» |
|
|
|
8 | Станция 2 «Я - патриот» |
|
|
|
9 | Станция 1 «Разведчики» |
|
|
|
10 | Станция 10 «Шифровка» | |||
11 | Станция 11 «Взятие штаба» | |||
Итог |
|
Маршрутный лист №3 игры «Зарница»
Отряд____________________________________________
Количество участников___________________________________________
№п/п | Название этапа | Набранные баллы | Штрафные баллы | ФИО судьи |
1 | Станция 8 «В тылу» | |||
2 | Станция 7 «Саперы» | |||
3 | Станция 9 «Эрудит» |
|
|
|
4 | Станция 5 «Снайперы» |
|
|
|
5 | Станция 1 «Разведчики» |
|
|
|
6 | Станция 4 «Первая медицинская помощь» |
|
|
|
7 | Станция 2 «Я - патриот» |
|
| |
8 | Станция 3 «Санитары» |
|
| |
9 | Станция 6 «Переправа» |
|
|
|
10 | Станция 10 «Шифровка» |
|
|
|
11 | Станция 11 «Взятие штаба» | |||
Итог |
|
Маршрутный лист №4 игры «Зарница»
Отряд____________________________________________
Количество участников___________________________________________
№п/п | Название этапа | Набранные баллы | Штрафные баллы | ФИО судьи |
1 | Станция 4 «Первая медицинская помощь» | |||
2 | Станция 5 «Снайперы» | |||
3 | Станция 9 «Эрудит» | |||
4 | Станция 7 «Саперы» |
|
|
|
5 | Станция 8 «В тылу» |
|
| |
6 | Станция 3 «Санитары» |
|
|
|
7 | Станция 6 «Переправа» |
|
|
|
8 | Станция 1 «Разведчики» |
|
| |
9 | Станция 2 «Я - патриот» |
|
|
|
10 | Станция 10 «Шифровка» |
|
|
|
11 | Станция 11 «Взятие штаба» |
|
|
|
Итог |
|
Общая ведомость игры «Зарница»
№ п/п | Название этапа | Отряд 1 | Отряд 2 | Отряд 3 | Отряд 4 | |||||||
Набранные баллы | Штрафные баллы | Набранные баллы | Штрафные баллы | Набранные баллы | Штрафные баллы | Набранные баллы | Штрафные баллы | |||||
1 | Станция 1 «Разведчики» |
| ||||||||||
2 | Станция 2 «Я - патриот» |
| ||||||||||
3 | Станция 3 «Санитары» |
| ||||||||||
4 | Станция 4 «Первая медицинская помощь» |
| ||||||||||
5 | Станция 5 «Снайперы» |
| ||||||||||
6 | Станция 6 «Переправа» |
| ||||||||||
7 | Станция 7 «Саперы» |
| ||||||||||
8 | Станция 8 «В тылу» |
|
| |||||||||
9 | Станция 9 «Эрудит» |
|
| |||||||||
10 | Станция 10 «Шифровка» | |||||||||||
11 | Станция 11 «Взятие штаба» | |||||||||||
Итог |
|
Литература:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно – музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр / авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Государственные праздники Российской Федерации: методическое пособие. / авт.–сост. Е.И. Пудовина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о районной военно-спортивной игре «Зарница», посвященной 65-летию Победы в ВОВ.
Положение разработанное Домом детского творчества военно-спортивной игры "Зарница"...
ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА «ЗАРНИЦА»
Презентация общешкольного мероприятия Военно-спортивная игра "ЗАРНИЦА"...
МАТЕРИАЛЫ военно – спортивной игры « Зарница»
МАТЕРИАЛЫ военно – спортивной игры «Зарница» для проведения эстафет, конкурсов, викторин...
Положение военно - спортивной игры "Зарница"
Положение...
Военно-спортивная игра «Зарница».
Цель: воспитание чувства патриотизма у обучающихся, умения оказывать первую медицинскую помощь, действовать в экстремальной ситуации, чувства дружбы и взаимовыручки.Ход мероприятия:Спортив...
Военно-спортивная подвижная игра "А вам слабо?", посвященная дню "Защитника Отечества"
В игровой деятельности подростков значительное место занимают подвижные игры. Подвижными называются игры, содержащие разнообразные виды бега, прыжков, метаний, преодоление препятствий, пер...