Сценарий литературно-исторического салона, посвящённого 200 - летию победы в Отечественной войне 1812 года.
план-конспект на тему
Цель: осмысление значимости победы русского народа, в Отечественной войне 1812 года, для истории России и мировой истории.
Задачи:
Воспитание гражданина – патриота на примере героев войны.
Приобщение к культурным ценностям страны.
Формирование чувства ответственности за судьбу своего государства.
Методические приемы:
Поисково-исследовательская работа учащихся 8, 10 классов о героях войны 1812 года.
выступление учащихся с показом презентаций;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ball_-1812_goda.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-исторического салона, посвящённого 200 - летию победы в Отечественной войне 1812 года.
Цель: осмысление значимости победы русского народа, в Отечественной войне 1812 года, для истории России и мировой истории.
Задачи:
Воспитание гражданина – патриота на примере героев войны.
Приобщение к культурным ценностям страны.
Формирование чувства ответственности за судьбу своего государства.
Методические приемы:
Поисково-исследовательская работа учащихся 8, 10 классов о героях войны 1812 года.
выступление учащихся с показом презентаций;
Автор:
офицер-воспитатель Свердловского Кадетского Корпуса им. М.В.Банных г.Сысерть –
Денисова Лидия Алексеевна
Ход мероприятия
Дворецкий – Император России Александр I с супругой!!!
- оркестр играет вальсовые мелодии, в зал заходят пары , кавалеры с почтенным поклоном, дамы в грациозном реверансе оказывают почтение чете императора Александра I и его супруге.
Оркестр замолкает как только в зал вошли кавалергарды
Слайд 1-7
- Исполняется композиция с карабинами под песню «Кавалергарда век не долог»
Слайд 8
1 - ведущий: Добрый день дорогие друзья! Наш сегодняшний салон посвящен эпохе XIX века, олицетворением которой стал героизм, мужество, отвага героев войны 1812 года и обычных граждан России.
2- ведущий: Война 1812 г.
О, сколько судеб ты затронула своим кровавым крылом!
3-ведущий: Я предлагаю совершить небольшое путешествие по страницам войны и вспомнить об одном из самых героических этапов истории нашего Отечества.
Слайд 9-17
1 – ведущий: Сиянье люстр и зыбь зеркал:
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
Звучит музыка, исполняется полонез мирного времени. Как только пары расселись по своим местам, курьер сообщает императору о надвигающемся на родину враге.
Император: - «Прошу вас бал теперь я прекратить, а дам прекрасных всех нас извинить!»
Слайд 18-21
2-ведущий: «Над голубыми водами Немана плыл дым от костров. Передовые части громадной армии ждали сигнала к переправе. Все зависело от маленькой фигурки в треугольной шляпе и сером сюртуке, которая тяжело сидела на белом коне. Эта фигурка на холме видна была издали. От нее ждали знака идти на русскую сторону.
3-ведущий: Но Наполеон не давал знака. Он разглядывал молодой сосняк и желтые курганы, лежавшие на той стороне. Там не было ни живой души.
1-ведущий: Удивительны были и эта тишина и полное отсутствие русской армии. Так не начиналась еще ни одна война. Правда, эта война не была похожа на обычные войны.
2-ведущий: Наполеон готовился к ней тщательно. Огромное, небывалое в истории количество людей, пушек, лошадей, обозов должно было двинуться на Россию. Двенадцать европейских стран участвовали в этом походе. Триста тысяч солдат у Ковно, семьдесят восемь тысяч у Гродно и тридцать четыре тысячи на Буге. Полторы тысячи орудий.
Наполеон: — Я иду на Москву и в одно или два сражения все кончу. Император Александр будет на коленях просить мира. Я сожгу Тулу с ее оружейным заводом и обезоружу эту страну.
« Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову, заняв Москву, я поражу ее в сердце»
Слайд 22
1-ведущий: Исход кампании считался предрешенным. Русская армия была почти в три раза меньше.
2-ведущий: А что - же русское общество? Как оно относилось к сложившимся отношениям между Францией и Россией?
3-ведущий: Россия – мирная страна, войне никто не рад:
Крестьяне хлебушек растят,
Дворяне все на бал спешат,
Все, впрочем, как всегда!
Слайд 23
- Сцена – диалог Наташи Ростовой с Соней у раскрытого окна в лунную ночь:
Наташа — Только еще один раз
Соня — Да когда же ты спать будешь?
Наташа — Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...
Исполняется «Колыбельная Светланы» (фортепьяно)
Соня — Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
Наташа — Ты спи, а я не могу.
Соня! Соня! Ну, как можно спать!
Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!
Да проснись же, Соня.
Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Нет, ты посмотри, что за луна!..
Ах, какая прелесть!
Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда.
Ну, видишь?
Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
Соня — Полно, ты упадешь. Ведь второй час.
Наташа — Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.
Длинная пауза.
Наташа — Ах, Боже мой! Боже мой! что же это такое!
Спать так спать!
убегает.
Слайд 24
Монолог князя Андрея Болконского:
«Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»»
Слайд 25 ( ФРАГМЕНТ ВАЛЬСОВОЙ МУЗЫКИ)
( В конце фрагмента на сцене появляется солдат со свитком в руках).
Русский император Александр I издал Манифест.
(солдат разворачивает свиток и читает)
Попросил народ свой, ради чести,
В силу кровной мести,
Отстоять Отчизну, отстоять страну.
И Кутузова направил,
Чтоб войска он все возглавил.
Так ответил на войну (закрывает свиток).
Нас войной не запугаешь,
Дух славянский не задавишь!
(солдат уходит, а на сцене появляются три дамы)
Слайд 26-29
1-я дама: Всё-таки война!
2-я дама: Ах, как же так! Что удумал француз проклятый!
1-я дама: Нам в стороне стоять нельзя,
Смотрите, что скажу вам я:
Умею спицами вязать, свяжу для армии носки, свяжу жилет, сошью кисет.
2-я дама: А если нужно, я пойду работать в лазарет.
3-дама: Ну нет, я в армию пойду, чем хуже я мужчин? В бою Отчизну отстою, Я верю - ПОБЕДИМ!!!
Исполняется песня «Давным-давно»
Слайд 30-32
1-ведущий: И народ поднялся на борьбу, принимая все невзгоды, горечь поражения и радость победы!
2-ведущий: Никогда не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок.
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлён и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень -
Поступь. Наступление. Ступень.
Принимая всякое решенье,
С вечным риском, сочетая труд,
Помни:
Настоящее движенье
Люди поступательным зовут.
Ученики 5-х классов в гусарских фуражках и брюках, расшитых красными продольными лентами, маршируют под песню «На солнце орудия блещут», девочки пятых и шестых классов приветствуют их цветами.
Слайд 33-34
3-ведущий: 16 августа Наполеон занял Смоленск. 17 августа на рассвете прибыл новый главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, только что пожалованный титулом светлейшего князя. — Приехал Кутузов бить французов! — эта крылатая солдатская фраза быстро облетела войска. И дымные поля биваков, как отмечают очевидцы, огласились песнями и музыкой, чего давно уже не бывало».
Слайд 35-37
Солдаты: на привале у костра, разговаривают между собой
1-й воин: И Полоцк пал, и Орша, Минск
Пока силен француз.
Смоленск оставлен. Это так.
Но мы с тобою, Русь!
2-й воин: Вспомним братцы, россов славу
И пойдём врагов разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть - чем в рабстве жить.
3-й воин: Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка , брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою:
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!
4-й воин: Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
5- воин: Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала.
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
6- воин: Мы вперёд, вперёд, ребята,
С богом, верой и штыком!
Вера нам и верность свята:
Победим или умрём!
Слайд 38
исполняется песня «Генералам двенадцатого года», учащиеся играющие генералов исполняют танцевальную композицию
Раевский Николай Николаевич
Русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии.
Ермолов Алексей Петрович
Генерал от артиллерии. Участник трех войн с Наполеоном , независимый и благородный характер.
Давыдов Денис Васильевич
Генерал-лейтенант, идеолог и предводитель партизанского движения, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт «Пушкинской плеяды».
Багратион Петр Иванович
Князь, полководец. Лучший генерал русской армии. Главнокомандующий 2-ой западной армией.
Барклай-де-Толли Михаил Богданович - русский полководец, генерал-фельдмаршал. Военный министр Российской империи в 1810—1812 годах.
Слайд 39
«Совет в Филях», когда дремлющий, покашливающий и кряхтящий Кутузов, не участвуя в общем обсуждении стратегии военных действий (на повестке серьёзный вопрос: оставить ли без боя священную Москву или защищать её?), дав выговориться генералам, принимает историческое решение:
Раевский: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает.
Ермолов: Да-а. Непривычно для русских солдат этакое.
Давыдов: Может, в наступление, в бой?
Багратион: Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо.
Барклай-де-Толли: Но и солдат понимать нужно. Душу русскую понимать.
Кутузов: «Будет армия цела – будет время разбить врага. С потерей Москвы ещё не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибли и Москва, и Россия. Поэтому властью, данной мне Государем и Отечеством, повелеваю... повелеваю – отступление...»
Слайд 40
1 Ведущий: Там впереди Москва!
Об этом помнит каждый!
И план Кутузова отважный – немного отступить…
Чтоб силы сохранить!
Слайд 41
2 ведущий: «Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войны. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война — все это были отступления от правил. 24 августа был учрежден первый партизанский отряд Дениса Давыдова - дворянина, гусара, поэта.
Денис Давыдов:
Я люблю кровавый бой!
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарский,
С нами век наш золотой:
За тебя на черта рад,
Наша матушка Россия!
Станем, братцы, вечно жить
Вкруг огней, под шалашами,
Днем - рубиться молодцами,
Вечером - горилку пить!
Слайд 42-44
3 ведущий: Сражались русские войска
Отважно и удало,
За Родину, Отчизну-мать
Их полегло немало!
1 ведущий: А в это время на Поклонной горе Наполеон ждал ключи от города.
2 ведущий: Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
3 ведущий: Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
1 ведущий: И вот Наполеон в Москве,
Москва пуста, в огне пылает.
Врагу Москва враждебно отвечает.
Длительная пауза
Слайд 45-47
2 ведущий: Наряду с регулярной армией на борьбу с захватчиками вышли сотни партизанских отрядов, созданных из вчерашних крестьян, ремесленников, купцов, дворян.
Выходят крестьяне-партизаны в лаптях, с дубинами, вилами, рогатинами.
Партизаны:
1-й Все на защиту Родины идут
И партизанскую войну ведут!
2-й Мы только вместе победим,
Войны и горя не хотим!
Слайд 48-50
3 ведущий: Отступая, армия Наполеона таяла на глазах у императора от голода, холода и болезней, от сокрушительных ударов армии Кутузова и партизанских отрядов.
1 ведущий: От полумиллионной армии только 30 тысяч французов добрели до западных рубежей России к концу 1812 года.
1-й гусар:
Наполеон не сразу понял,
Что с Россией войну проиграл.
2-й гусар:
И что Россия – это сила!
Тайком во Францию бежал!
1-й партизан: Своим врагам мы скажем честно:
Не знаем страха мы в бою!
Все вместе: Уж постоим мы головою за Родину свою!
Слайд 51
2 ведущий: Император Наполеон Бонапарт, признанный гений военного искусства, вторгся в Россию с силами, троекратно превосходящими русскую армию, а уже через полгода после начала русской компании, армия сильнейшая в истории, была полностью уничтожена.
Слайд 52-54
песня «Жил-был Анри IV » Разыгрывается сцена изгнания Наполеона Кутузовым.
выходят девочки 5-х классов с цветами и вручают их гусарам и партизанам
Слово учителя: В истории нашей Родины было много войн: больших и малых, захватнических и освободительных, но лишь две из них названы Отечественными. Характерно, что для России, склонной к переоценке ценностей, пересмотру своей истории, ниспровержению былых кумиров, именно Отечественная война 1812 года является священной. К ее истории относятся удивительно бережно и тактично. Герои войны, обладавшие не только несомненными достоинствами, но и естественными человеческими слабостями, до сих пор овеяны в нашем сознании романтическим ореолом, ставящим их вне критики потомков. Им удается через века вызывать у нас преклонение и восхищение. Героям 1812 года посвящается…
Слайд 55-66
3 ведущий: В честь Победы над врагом.
Торжествует все кругом!
Всех на бал зовут оркестры,
Во славу доблести и чести!
Объявляется бал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет"Поле русской славы"(к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года)
Буклет создан учеником 5б класса Венгеровской средней общеобразовательной школы №2 Колупаевым Дмитрием.Учитель-Нохрина Тамара Петровна....
Кроссворд К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
Кроссворд К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года...
Районная интеллектуальная историческая игра "Страницы родной истории", посвящённая 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года
Районная интеллектуальная историческая игра «Страницы родной истории», посвященной 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года (далее - Игра), проводится по инициат...
Внеклассное мероприятие «Поле чудес» посвящённое 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.
Форма проведения: Игра «Поле чудес» для обучающихся 8 –9 классов.Цели и задачи:Развитие творческих навыков детей, внимания, логики, нестандартности мышления.Умение использовать ранее...
Фестиваль, посвящённый празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 года
Цель: создание условий для сохранения и развития культурных и духовных ценностей Задачи:1. Актуализация знаний о культуре и истории родной страны.2....
Викторина «Славный год войны народной» (к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года)
Стимулирование интереса учащихся к изучению литературы и истории России.Активизация литературно исследовательской и поисковой деятельности учащихся. Воспитание у учащихся чувства патриотизма, гра...
Классный час "К 200 – летию победы в Отечественной войне 1812 года».
Классный час посвящён воспоминаниям о знаменательном событии в истории России, победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, чтобы молодое подрастающее поколение никогда не забывало о героич...