Проект по сказке "Репка".
проект (5 класс) на тему

Колесникова Екатерина Александровна

Всесторонний анализ р.н. с. "Репка". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_skazke_repka.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ СКАЗОК»

НАША «РЕПКА»

5 КЛАСС.

2016 – 2017 учебный год (вторая четверть).

Учитель: КОЛЕСНИКОВА Е.А.

ПЛАН ПРОЕКТА

1. Определиться с произведением для дальнейшей работы (Русская народная сказка «Репка»).

2. Проанализировать сказку.

3. Подобрать загадки, пословицы, поговорки к сказке.

4. Провести конкурс рисунков к сказке. Отобрать лучшие.

5. Создать на основе русской народной сказки, свою сказку на новый лад. Составить свой сценарий.

6. Распределить роли в новой сказке.

7. Провести репетиции сказки.

8. Драматизация сказки.

Сказка «Репка», пожалуй, это лучшая осенняя сказка. Она не очень трудна для постановки и по объему, и по количеству действующих лиц, и по сложности сценического замысла.

Здесь много сцен, где действующие лица – овощи, фрукты, а также животные и привычные персонажи досуговых мероприятий, с которыми дети легко отождествляются и которых с удовольствием изображают. А  фоном идет замечательная весёлая музыка.

Ведь «Праздники памятны, а будни забывчивы» (старинная русская поговорка),  и, чем  ярче события  в жизни ребёнка, тем глубже и длительнее память о них, их воздействие на  нравственные качества личности.

Тип проекта: Творческий, краткосрочный, групповой.

Участники проекта: обучающиеся 5 класса, старшая вожатая Колесникова Екатерина Александровна.

Цель проекта: обогащать жизненный, нравственный, эстетический опыт обучающихся через театрализованную, творческую, совместную со взрослыми деятельность.

Задачи проекта: 1. Вспомнить содержание русской народной сказки «Репка». Вспомнить о чём она, какие персонажи в ней задействованы. Закреплять знание сюжета при разыгрывании сказки по ролям. 2. Воспитывать нравственные, коммуникативные качества личности школьника через игру-драматизацию. 3. Заинтересовывать и привлекать родителей к участию в подготовке и инсценировке сказки: помочь с изготовлением костюмов и исполнением ролей в инсценировке. 4. Внедрить проект в образовательную деятельность школы. 5. На основе русской народной сказки Репка, составить сказку на новый лад и поставить ее в классе.

Время реализации проекта: сентябрь-ноябрь 2016 года.

План достижения цели.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный:  1 - 4 ноября 2016 года.
  • Составление плана работы.
  • Сбор методических, репертуарных, видео-, аудиоматериалов по теме.
  • Подготовка сценария детского спектакля.
  • Разработка сценария. Ноябрь 2016 год.
  • Формирующий: сентябрь-ноябрь 2016
  • Проведение занятий по этой теме.
  • Продолжение знакомства со сказкой через аудио- и видеозаписи.
  • Подготовка и представление детского спектакля.
  • Анализ полученных результатов. Обобщение опыта.

Предполагаемый результат.

Дети знают сюжет и содержание  этой сказки. Они могут показать драматизацию другим детям и родителям. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс школы.

Презентация проекта.

Русская народная сказка «Репка».

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!

Позвал дед бабку:

бабка за дедку,

дедка за репку -

тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку:

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку -

тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку:

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку -

тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку:

кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку -

тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку:

мышка за кошку,

кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку -

тянут-потянут, - вытянули репку!

«Репка» - русская народная сказка, опубликованная в 1963 году исследователем фольклора А.Н. Афанасьевым в его сборнике «Народные русские сказки». Была записана в Архангельской губернии.

Славянское толкование сказки «Репка».

Смыслом первоначального варианта данной сказки являются взаимоотношения поколений.

Главная особенность славяно-русской веры в том, что все в мире ЕДИНО — боги и природа. Прародителем богов и творцом мира является Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира. От него пошло множество других богов и богинь…а затем мы, люди Расы - его далекие потомки.

То есть, богов и людей много, а наРОД един; у каждого из нас предков много, а РОД один.

Вот как пишет Ю. Ларичев в своей книге «Веда Славянская»:
«У тебя двое родителей, четверо бабушек и дедушек, восемь прародителей и т.д. Если ты посчитаешь дальше, то увидишь, что теоретически 1000 лет назад на Земле должно было жить 550 миллиардов твоих прямых предков. Это более чем в 90 раз больше нынешнего населения планеты. В тебе воплощено всё человечество. Всё едино. И каждый уникален…»

Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: приРОДа, РОДина, РОДители, РОДственники.

Поэтому так важно каждому из нас соблюдать законы своих предков (своего рода), чтить дедов, слушать родителей, воспитывать в уважении к традициям своей семьи детей и внуков.

Соблюдение по жизни традиций, почитание своего рода и является соблюдением Законов Рода (Бога). Поэтому так важно всем и каждому из нас беречь традиции, знать свои корни!

А теперь, вернемся снова к сказке «РЕПКА»…

В старых интерпретациях сказки существовали еще два персонажа: Отец и Мать.

Предполагается, что их убрали из сказки, после христианизации Руси. Без отца и матери получается семь элементов, т.к. у христиан семеричная система восприятия мира, в отличие от девятиричной древнеславянской системы.

Каждый из девяти элементов сказки нес свой скрытый образ:

Репка – достояние и мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное;

Дед – Древняя Мудрость;

 Бабка – традиции дома, хозяйственность;

 Отец – защита и опора;

 Мать – любовь и забота;

 Внучка – дети, внуки;

 Жучка – достаток в Роду, есть что охранять;

 Кошка – благостная обстановка в Роду, т.к. являются гармонизаторами энергии человека;

 Мышка – благосостояние семьи, «где нечего есть, и мыши не водятся». Есть вариант, что Мышь - это "мысль". Прежде чем дело сделать - подумать сначала надо.

Психологический смысл сказки «Репка».

Эта сказка говорит о том, что в любой даже самой безнадежной ситуации необходимо располагать поддержкой близких. Ведь зачастую мы не в силах самостоятельно справиться с нашими проблемами. Делая шаг вперед необходимо осознавать, что у тебя есть поддержка, и твердая опора, которая тебя не подведет в самый неподходящий момент. Сказка учит понимать, что для решения конкретной проблемы необходима единая сила.

Ключевым фактором в данной сказке являются животные. Обычно, это позитивные и добрые персонажи, и в нашем случае это доказано еще раз. Чтобы справиться с конкретной задачей. И даже здесь, животные приходят на помощь своим хозяевам.

Также следует отметить мышь, благодаря которой удалось вытянуть репку. Суть заключается в том, что даже самый маленький член семьи может принести большую пользу.

Загадки по сказке «Репка».

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка из р.н.с «Репка»)

В огород – один несёт,

А выросла – в дом несут вшестером. (Репка из р.н.с «Репка»)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (р.н.с «Репка»)

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил. («Репка»)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. Ответ: Репка

 

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? Ответ: Репка

 

Кругла да гладка,

Откусишь - сладка.

Засела крепко

На грядке ... Ответ: Репка

 

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой. Ответ: Репка

 

В землю - блошкой,

Из земли - лепешкой. Ответ: Репка

В огороде грядка,

Выросла загадка,

Хвост как у жар-птицы,

А сама в землице.

И сказала Таня:

«Что же это? Что же?

Тянем-потянем,

А вытащить не можем.  Ответ: Репка

Сверху зелено, посередке толсто, под конец тонко. Ответ: Репка.

Над бабушкиным окошком висит репы  лепешка. (Луна).

У нас над окошком – полно репы лукошко. (Звезда).

Пословицы о репе.

Кругла репка, как девка;

Хороша девка, как мытая репка!

Мимо репки, как мимо девки, так не пройдешь – щипнешь.

Репа продана, и воз накрыт.

Мажет Клим телегу, едет в Крым по репу.

Не дремли баба на репореза (репорез – первый день начала уборки репы – 15 сентября).

Уж видно мужику по репе, что подощли репорезы.

Капуста да репа брюху не крепа.

В пост репы хвост.

Репой да брюквой не хвалятся.

Репа – мясо, режь да ешь.

Поел бы репки, да зубы редки.

Репу да горох не сей подле дорог.

Когда будет репа, тогда и мера.

На спине репу не сеют.

В комнате грязь – хоть репу сей.

Проще пареной репы.

Дешевле пареной репы, задаром отдают.

Хвалилась репа, что с медом хороша.

Кто сам, как пареная репа, тот другим поддается слепо.

Голодному Федоту и репка в охоту.

Рыба – вода, репка – земля, а ягода – трава.

Нам и репка за яблочко кажет.

Не всякий репку собирает.

Смолоду и репку есть.

Помяни репу, чтоб дали капусты.

Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи.

Хороша репка, да в чужом огороде.

У репы корнеплоды сладки, а вершки горьки.

Без заботы и репы не вырастишь.

Прибаутка.

Была репа важная, дивилась старуха кажная: одним днем кругом не обойдешь. У той репы половину мы с семьей целую неделю ели, а другую половину – другую неделю; корку на воз навалили, да кобылу надсадили и телегу обломили. Вот какая была мудрость недавно утресь!

Присказка.

Дедушка с бабушкой чистили полянку, сеяли репку…

Драматизация

«Репка на новый лад».

Действующие лица:

Репка

Дед

Бабка

Внучка

Правнук

Правнучка

Два молодца, одинаковых с лица (один)

Мышка

Жил-был дед, но не во сто шуб одет. И был он большой дачник и цветовод, разные овощи и цветы выращивал. Как-то раз, решил плешивый посадить репку, и так устал после огорода, что сразу спать поплелся. А наутро... выросла репка БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ, ЗДОРОВЕННАЯ ТАКАЯ прямо НЕ РЕПКА, А РЕПИЩА целая!

Не поверил дед своим глазам, протер их разок, другой, потряс головоенкой седой, бороденкой редкой, и спрашивает, почему-то у Репищи:

Дед: Боже мой! Ты кто такой? Непонятный и чудной? Овощ ты иль человек, иль мышонок, иль лягушка, аль неведома зверюшка? Не понять тебя вовек!

Репка: Да ты что? Рехнулся, старый!

            Что ли ты совсем ослеп?

            Я - РЕПКА! Здорова и крепка!

            Вытащить никто не сможет.

            Даже хитрость не поможет!

Дед (подходит к репке, пытается взять ее за животик)

Репка (скидывает руки деда):

Что хватаете меня?!

Я боюсь вас как огня!

ЧТО?  Не верите? Боюся!

А ещё я очень злюся!

Нравится в земле сидеть                    

И на мир вокруг глядеть!

Дед: Ну, уж нет! Я изловчусь

         Да покрепче ухвачусь (хватается за репку),

         Потяну твою макушку...

         Оооо! Мой Бог! Как тяжело! (вытаскивает из головы пучок петрушки).

Автор: Схватился Дед за репку. Тянет-потянет- вытянуть не может.

Дед (пыхтит, отдувается, вытирает пот со лба):

                               Неееет! Никак мне не достать!

                               На подмогу надо звать.

                               ХТО там есть? Быть может, Бабка?

                               БАА-ААБ-КАААА!

Автор: Начал дед кричать.

Появляется Бабка (вся модница-красавица):

                              Ой! Ну, кто здесь надрывается?

Дед (увидев молодую Бабку, вытаращив глаза, спрашивает, заикаясь):

                               Аааа....ттттты ккккккктоо???

Бабка (гордо и кокетливо закатывая глаза): КРАСАВИЦА!

Звал зачем меня, дружок?

Скушай лучше морковочку!(протягивает деду пирожок) (вдруг видит необыкновенную репку, пугается):

Оооой! А это что такое? Непонятное, чудное! В голове пучок торчит! Чудо-юдо-рыба-кит????

Репка (обиженно): хм! Вовсе я не чудо-юдо!!!

                                 Злая ты, Красавица!

                                 Посмотри! Я-просто прынц!

                                 Нечего так пялиться!!!!

Бабка (ходит вокруг Репки и восторженно вздыхает):

                                   Боже мой! Какой красавчик!

                                   О-чччень он мне нравится!

                                   Здесь, наверно, колдовство!

                                    Все должно исправиться!

Дед (Бабке): Ты давай не отвлекайся!

                       За меня скорей хватайся!

                       Будем прынца вызволять

                       Это колдовство снимать!  

Бабка хватается за дедку, дедка-за репку. (Репка брыкатся)Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Дед (вытирает пот со лба, бабка обмахивается веером):

                                              Неет! Никак нам не достать!

                                              Снова помощь надо звать.

                                            Кто там есть? Быть может, внучка?

(кричат вместе с бабкой) Внууучкааа! Хватит девка спать!

 Появляется внучка (в ушах наушники, музыку слушает, танцует, поет):

                                            Ты МЕНЯ зовешь, дедуля???

(обращается к бабке)          Классно выглядишь, бабуля!

(видит репку)                      Какой здоровый огурец!!!!

Репка (обиженно, тихонько): Я-красавец-удалец!

Внучка (слышит и понимает, что здесь колдовство, утешает репку):

                                                  Не грусти, сокровище!

                                                  Ты - принц, а не чудовище!

                                                   Знаю, вытащим тебя,-

                                                   Будет превращение!

                                                   Станет Репка МОЛОДЦЕМ

                                                   Всем на удивление! (Хватается за бабку)

Внучка-за бабку, бабка-за дедку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.Устали, отдуватся.

Дед:  Оооох! Никак нам недостать!

        Всех, кто есть, придется звать.

         Э-ге-гей!!! Правнук и правнучка!

         Помогите нам немножко!

Прибегают правнук и правнучка (говорят вместе) :Что стряслось?

Бабка: Да вот... Репку тянем за живот!

Внучка: А то останется навек

              Репкой бедный человек!

Правнук (гордо): Это мигом! Я не зря

                     Спортом занимаюсь

                      Посмотрите на меня (хвастается перед зрителями),

                      День и ночь качаюсь!

                      Какие мышцы, какой пресс!

                      Ну, просто загляденье!

Правнучка (сердито): Боже мой! Какой Хвастун!

                              Ужас поведение!

                              Думай лучше, как помочь

                              От колдовства избавиться?

                              Скоро ведь наступит ночь!

                               А ночью нам не справиться!!!!!

Правнук (раздвигает всех в стороны): Отойдите все в сторонку!

                                    И глядите потихоньку!

                                    Вытащу я прынца САМ

                               Помереть ему не дам! (хватается за репку, репка хихикает).

Репка: Ай! Какой забавный! Дай схвачу тебя за нос! (хватает правнука, вместе хихикают, веселятся, возятся)

Дед: Эй, друзья! Так не пойдёт!

          Что вы тут творите??

           Цирк какой-то! Ну, народ!

       Аааа...ремня хотите? (достаёт ремень, пес с кошкой разбегаются в стороны).

Внучка (успокаивает деда): Деда! Милый! Ч-Ч-Ч!

                                                 Полежи-ка на печи!

Правнучка (ластится к деду): Съешь ещё ты миску щей!

                                            Да сметанкою запей!

Бабка (ехидно): Не то сердечко надорвёшь!

                             И без Репки той помрёшь!

Правнучка (вздыхает): Что же делать? Как нам быть? Как нам чудо совершить?

Правнук (подбегает ко всем, машет руками): Ой! Послушайте, друзья!

                                                                      Сказку тут припомнил я!

                                                                      Были там два молодца,

                                                                      Одинаковых с лица!

                                                                      Может, крикнем их разок,

                                                                      Пусть помогут нам чуток!

(все вместе зовут): Огого да Эгегей! Приходите поскорей!

(выходит один молодец, кланяется в разные стороны):

       -Здрасссьте! Мы-два молодца, одинаковых с лица!

Правнучка (удивленно смотрит на него): Стоп! А где второй герой? Лишь один передо мной?!

Молодец: Где ж один???

                  Смотри сюда!

                  Вот он брат(поворачивается спиной),

                  А вот он я !(разворачивается назад и радостно хохочет)

                  Нужно что? Подёргать репку?    

                  Это, братцы, ерунда!

                 (пытается схватить репку)  Так-так-тааак!Сейчас как дёрну!

                                                                     Ну-ка, юноша, сюда!

Репка (отталкивает его, кричит): Ишь, придумали чего!

                                                         Быстро отойдите!

                                                         Вы с сиамским близнецом

                                                         Ко мне не подходите!

Внучка (успокаивает и жалеет репку)

Вдруг раздается музыка : пумба, пумба, пумба, пумба...появляется гигантская мышь.

Мышь: Пи-пи-пи! Да ля-ля-ля!  (обходит круг и спрашивает)

               Нуууу! Узнали вы меня??

               Серый мех и длинный хвост...

                Кто я, дети? (Дед Мороз) 

(подходит к репке) Корнеплоды я люблю!

                                 Репы уважаю (гладит себя по животу).

                                 Этот жёлтенький бочок

                                 Сейчас пообгрызаю!!! (пытается грызть репку).

Репка: Ой! Не надо грызть меня! Не люблю насилья!!!

             Напрягусь всем плодом я, приложу усилье... (выпрыгивает из земли, скидывает плащ, превращается в принца) Вот и всё! Теперь могу с вами подружиться, За заботу всем спасибо, Будем веселиться!

(Все радуются, обнимают репку, звучит музыка)

Подведение итогов занятия. Дети делятся впечатлениями о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...