Проект по сказке "Репка".
проект (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ СКАЗОК»
НАША «РЕПКА»
5 КЛАСС.
2016 – 2017 учебный год (вторая четверть).
Учитель: КОЛЕСНИКОВА Е.А.
ПЛАН ПРОЕКТА
1. Определиться с произведением для дальнейшей работы (Русская народная сказка «Репка»).
2. Проанализировать сказку.
3. Подобрать загадки, пословицы, поговорки к сказке.
4. Провести конкурс рисунков к сказке. Отобрать лучшие.
5. Создать на основе русской народной сказки, свою сказку на новый лад. Составить свой сценарий.
6. Распределить роли в новой сказке.
7. Провести репетиции сказки.
8. Драматизация сказки.
Сказка «Репка», пожалуй, это лучшая осенняя сказка. Она не очень трудна для постановки и по объему, и по количеству действующих лиц, и по сложности сценического замысла.
Здесь много сцен, где действующие лица – овощи, фрукты, а также животные и привычные персонажи досуговых мероприятий, с которыми дети легко отождествляются и которых с удовольствием изображают. А фоном идет замечательная весёлая музыка.
Ведь «Праздники памятны, а будни забывчивы» (старинная русская поговорка), и, чем ярче события в жизни ребёнка, тем глубже и длительнее память о них, их воздействие на нравственные качества личности.
Тип проекта: Творческий, краткосрочный, групповой.
Участники проекта: обучающиеся 5 класса, старшая вожатая Колесникова Екатерина Александровна.
Цель проекта: обогащать жизненный, нравственный, эстетический опыт обучающихся через театрализованную, творческую, совместную со взрослыми деятельность.
Задачи проекта: 1. Вспомнить содержание русской народной сказки «Репка». Вспомнить о чём она, какие персонажи в ней задействованы. Закреплять знание сюжета при разыгрывании сказки по ролям. 2. Воспитывать нравственные, коммуникативные качества личности школьника через игру-драматизацию. 3. Заинтересовывать и привлекать родителей к участию в подготовке и инсценировке сказки: помочь с изготовлением костюмов и исполнением ролей в инсценировке. 4. Внедрить проект в образовательную деятельность школы. 5. На основе русской народной сказки Репка, составить сказку на новый лад и поставить ее в классе.
Время реализации проекта: сентябрь-ноябрь 2016 года.
План достижения цели.
Этапы реализации проекта:
- Организационный: 1 - 4 ноября 2016 года.
- Составление плана работы.
- Сбор методических, репертуарных, видео-, аудиоматериалов по теме.
- Подготовка сценария детского спектакля.
- Разработка сценария. Ноябрь 2016 год.
- Формирующий: сентябрь-ноябрь 2016
- Проведение занятий по этой теме.
- Продолжение знакомства со сказкой через аудио- и видеозаписи.
- Подготовка и представление детского спектакля.
- Анализ полученных результатов. Обобщение опыта.
Предполагаемый результат.
Дети знают сюжет и содержание этой сказки. Они могут показать драматизацию другим детям и родителям. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс школы.
Презентация проекта.
Русская народная сказка «Репка».
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, - вытянули репку!
«Репка» - русская народная сказка, опубликованная в 1963 году исследователем фольклора А.Н. Афанасьевым в его сборнике «Народные русские сказки». Была записана в Архангельской губернии.
Славянское толкование сказки «Репка».
Смыслом первоначального варианта данной сказки являются взаимоотношения поколений.
Главная особенность славяно-русской веры в том, что все в мире ЕДИНО — боги и природа. Прародителем богов и творцом мира является Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира. От него пошло множество других богов и богинь…а затем мы, люди Расы - его далекие потомки.
То есть, богов и людей много, а наРОД един; у каждого из нас предков много, а РОД один.
Вот как пишет Ю. Ларичев в своей книге «Веда Славянская»:
«У тебя двое родителей, четверо бабушек и дедушек, восемь прародителей и т.д. Если ты посчитаешь дальше, то увидишь, что теоретически 1000 лет назад на Земле должно было жить 550 миллиардов твоих прямых предков. Это более чем в 90 раз больше нынешнего населения планеты. В тебе воплощено всё человечество. Всё едино. И каждый уникален…»
Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: приРОДа, РОДина, РОДители, РОДственники.
Поэтому так важно каждому из нас соблюдать законы своих предков (своего рода), чтить дедов, слушать родителей, воспитывать в уважении к традициям своей семьи детей и внуков.
Соблюдение по жизни традиций, почитание своего рода и является соблюдением Законов Рода (Бога). Поэтому так важно всем и каждому из нас беречь традиции, знать свои корни!
А теперь, вернемся снова к сказке «РЕПКА»…
В старых интерпретациях сказки существовали еще два персонажа: Отец и Мать.
Предполагается, что их убрали из сказки, после христианизации Руси. Без отца и матери получается семь элементов, т.к. у христиан семеричная система восприятия мира, в отличие от девятиричной древнеславянской системы.
Каждый из девяти элементов сказки нес свой скрытый образ:
Репка – достояние и мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное;
Дед – Древняя Мудрость;
Бабка – традиции дома, хозяйственность;
Отец – защита и опора;
Мать – любовь и забота;
Внучка – дети, внуки;
Жучка – достаток в Роду, есть что охранять;
Кошка – благостная обстановка в Роду, т.к. являются гармонизаторами энергии человека;
Мышка – благосостояние семьи, «где нечего есть, и мыши не водятся». Есть вариант, что Мышь - это "мысль". Прежде чем дело сделать - подумать сначала надо.
Психологический смысл сказки «Репка».
Эта сказка говорит о том, что в любой даже самой безнадежной ситуации необходимо располагать поддержкой близких. Ведь зачастую мы не в силах самостоятельно справиться с нашими проблемами. Делая шаг вперед необходимо осознавать, что у тебя есть поддержка, и твердая опора, которая тебя не подведет в самый неподходящий момент. Сказка учит понимать, что для решения конкретной проблемы необходима единая сила.
Ключевым фактором в данной сказке являются животные. Обычно, это позитивные и добрые персонажи, и в нашем случае это доказано еще раз. Чтобы справиться с конкретной задачей. И даже здесь, животные приходят на помощь своим хозяевам.
Также следует отметить мышь, благодаря которой удалось вытянуть репку. Суть заключается в том, что даже самый маленький член семьи может принести большую пользу.
Загадки по сказке «Репка».
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка из р.н.с «Репка»)
В огород – один несёт,
А выросла – в дом несут вшестером. (Репка из р.н.с «Репка»)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (р.н.с «Репка»)
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. («Репка»)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. Ответ: Репка
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? Ответ: Репка
Кругла да гладка,
Откусишь - сладка.
Засела крепко
На грядке ... Ответ: Репка
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой. Ответ: Репка
В землю - блошкой,
Из земли - лепешкой. Ответ: Репка
В огороде грядка,
Выросла загадка,
Хвост как у жар-птицы,
А сама в землице.
И сказала Таня:
«Что же это? Что же?
Тянем-потянем,
А вытащить не можем. Ответ: Репка
Сверху зелено, посередке толсто, под конец тонко. Ответ: Репка.
Над бабушкиным окошком висит репы лепешка. (Луна).
У нас над окошком – полно репы лукошко. (Звезда).
Пословицы о репе.
Кругла репка, как девка;
Хороша девка, как мытая репка!
Мимо репки, как мимо девки, так не пройдешь – щипнешь.
Репа продана, и воз накрыт.
Мажет Клим телегу, едет в Крым по репу.
Не дремли баба на репореза (репорез – первый день начала уборки репы – 15 сентября).
Уж видно мужику по репе, что подощли репорезы.
Капуста да репа брюху не крепа.
В пост репы хвост.
Репой да брюквой не хвалятся.
Репа – мясо, режь да ешь.
Поел бы репки, да зубы редки.
Репу да горох не сей подле дорог.
Когда будет репа, тогда и мера.
На спине репу не сеют.
В комнате грязь – хоть репу сей.
Проще пареной репы.
Дешевле пареной репы, задаром отдают.
Хвалилась репа, что с медом хороша.
Кто сам, как пареная репа, тот другим поддается слепо.
Голодному Федоту и репка в охоту.
Рыба – вода, репка – земля, а ягода – трава.
Нам и репка за яблочко кажет.
Не всякий репку собирает.
Смолоду и репку есть.
Помяни репу, чтоб дали капусты.
Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи.
Хороша репка, да в чужом огороде.
У репы корнеплоды сладки, а вершки горьки.
Без заботы и репы не вырастишь.
Прибаутка.
Была репа важная, дивилась старуха кажная: одним днем кругом не обойдешь. У той репы половину мы с семьей целую неделю ели, а другую половину – другую неделю; корку на воз навалили, да кобылу надсадили и телегу обломили. Вот какая была мудрость недавно утресь!
Присказка.
Дедушка с бабушкой чистили полянку, сеяли репку…
Драматизация
«Репка на новый лад».
Действующие лица:
Репка
Дед
Бабка
Внучка
Правнук
Правнучка
Два молодца, одинаковых с лица (один)
Мышка
Жил-был дед, но не во сто шуб одет. И был он большой дачник и цветовод, разные овощи и цветы выращивал. Как-то раз, решил плешивый посадить репку, и так устал после огорода, что сразу спать поплелся. А наутро... выросла репка БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ, ЗДОРОВЕННАЯ ТАКАЯ прямо НЕ РЕПКА, А РЕПИЩА целая!
Не поверил дед своим глазам, протер их разок, другой, потряс головоенкой седой, бороденкой редкой, и спрашивает, почему-то у Репищи:
Дед: Боже мой! Ты кто такой? Непонятный и чудной? Овощ ты иль человек, иль мышонок, иль лягушка, аль неведома зверюшка? Не понять тебя вовек!
Репка: Да ты что? Рехнулся, старый!
Что ли ты совсем ослеп?
Я - РЕПКА! Здорова и крепка!
Вытащить никто не сможет.
Даже хитрость не поможет!
Дед (подходит к репке, пытается взять ее за животик)
Репка (скидывает руки деда):
Что хватаете меня?!
Я боюсь вас как огня!
ЧТО? Не верите? Боюся!
А ещё я очень злюся!
Нравится в земле сидеть
И на мир вокруг глядеть!
Дед: Ну, уж нет! Я изловчусь
Да покрепче ухвачусь (хватается за репку),
Потяну твою макушку...
Оооо! Мой Бог! Как тяжело! (вытаскивает из головы пучок петрушки).
Автор: Схватился Дед за репку. Тянет-потянет- вытянуть не может.
Дед (пыхтит, отдувается, вытирает пот со лба):
Неееет! Никак мне не достать!
На подмогу надо звать.
ХТО там есть? Быть может, Бабка?
БАА-ААБ-КАААА!
Автор: Начал дед кричать.
Появляется Бабка (вся модница-красавица):
Ой! Ну, кто здесь надрывается?
Дед (увидев молодую Бабку, вытаращив глаза, спрашивает, заикаясь):
Аааа....ттттты ккккккктоо???
Бабка (гордо и кокетливо закатывая глаза): КРАСАВИЦА!
Звал зачем меня, дружок?
Скушай лучше морковочку!(протягивает деду пирожок) (вдруг видит необыкновенную репку, пугается):
Оооой! А это что такое? Непонятное, чудное! В голове пучок торчит! Чудо-юдо-рыба-кит????
Репка (обиженно): хм! Вовсе я не чудо-юдо!!!
Злая ты, Красавица!
Посмотри! Я-просто прынц!
Нечего так пялиться!!!!
Бабка (ходит вокруг Репки и восторженно вздыхает):
Боже мой! Какой красавчик!
О-чччень он мне нравится!
Здесь, наверно, колдовство!
Все должно исправиться!
Дед (Бабке): Ты давай не отвлекайся!
За меня скорей хватайся!
Будем прынца вызволять
Это колдовство снимать!
Бабка хватается за дедку, дедка-за репку. (Репка брыкатся)Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Дед (вытирает пот со лба, бабка обмахивается веером):
Неет! Никак нам не достать!
Снова помощь надо звать.
Кто там есть? Быть может, внучка?
(кричат вместе с бабкой) Внууучкааа! Хватит девка спать!
Появляется внучка (в ушах наушники, музыку слушает, танцует, поет):
Ты МЕНЯ зовешь, дедуля???
(обращается к бабке) Классно выглядишь, бабуля!
(видит репку) Какой здоровый огурец!!!!
Репка (обиженно, тихонько): Я-красавец-удалец!
Внучка (слышит и понимает, что здесь колдовство, утешает репку):
Не грусти, сокровище!
Ты - принц, а не чудовище!
Знаю, вытащим тебя,-
Будет превращение!
Станет Репка МОЛОДЦЕМ
Всем на удивление! (Хватается за бабку)
Внучка-за бабку, бабка-за дедку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.Устали, отдуватся.
Дед: Оооох! Никак нам недостать!
Всех, кто есть, придется звать.
Э-ге-гей!!! Правнук и правнучка!
Помогите нам немножко!
Прибегают правнук и правнучка (говорят вместе) :Что стряслось?
Бабка: Да вот... Репку тянем за живот!
Внучка: А то останется навек
Репкой бедный человек!
Правнук (гордо): Это мигом! Я не зря
Спортом занимаюсь
Посмотрите на меня (хвастается перед зрителями),
День и ночь качаюсь!
Какие мышцы, какой пресс!
Ну, просто загляденье!
Правнучка (сердито): Боже мой! Какой Хвастун!
Ужас поведение!
Думай лучше, как помочь
От колдовства избавиться?
Скоро ведь наступит ночь!
А ночью нам не справиться!!!!!
Правнук (раздвигает всех в стороны): Отойдите все в сторонку!
И глядите потихоньку!
Вытащу я прынца САМ
Помереть ему не дам! (хватается за репку, репка хихикает).
Репка: Ай! Какой забавный! Дай схвачу тебя за нос! (хватает правнука, вместе хихикают, веселятся, возятся)
Дед: Эй, друзья! Так не пойдёт!
Что вы тут творите??
Цирк какой-то! Ну, народ!
Аааа...ремня хотите? (достаёт ремень, пес с кошкой разбегаются в стороны).
Внучка (успокаивает деда): Деда! Милый! Ч-Ч-Ч!
Полежи-ка на печи!
Правнучка (ластится к деду): Съешь ещё ты миску щей!
Да сметанкою запей!
Бабка (ехидно): Не то сердечко надорвёшь!
И без Репки той помрёшь!
Правнучка (вздыхает): Что же делать? Как нам быть? Как нам чудо совершить?
Правнук (подбегает ко всем, машет руками): Ой! Послушайте, друзья!
Сказку тут припомнил я!
Были там два молодца,
Одинаковых с лица!
Может, крикнем их разок,
Пусть помогут нам чуток!
(все вместе зовут): Огого да Эгегей! Приходите поскорей!
(выходит один молодец, кланяется в разные стороны):
-Здрасссьте! Мы-два молодца, одинаковых с лица!
Правнучка (удивленно смотрит на него): Стоп! А где второй герой? Лишь один передо мной?!
Молодец: Где ж один???
Смотри сюда!
Вот он брат(поворачивается спиной),
А вот он я !(разворачивается назад и радостно хохочет)
Нужно что? Подёргать репку?
Это, братцы, ерунда!
(пытается схватить репку) Так-так-тааак!Сейчас как дёрну!
Ну-ка, юноша, сюда!
Репка (отталкивает его, кричит): Ишь, придумали чего!
Быстро отойдите!
Вы с сиамским близнецом
Ко мне не подходите!
Внучка (успокаивает и жалеет репку)
Вдруг раздается музыка : пумба, пумба, пумба, пумба...появляется гигантская мышь.
Мышь: Пи-пи-пи! Да ля-ля-ля! (обходит круг и спрашивает)
Нуууу! Узнали вы меня??
Серый мех и длинный хвост...
Кто я, дети? (Дед Мороз)
(подходит к репке) Корнеплоды я люблю!
Репы уважаю (гладит себя по животу).
Этот жёлтенький бочок
Сейчас пообгрызаю!!! (пытается грызть репку).
Репка: Ой! Не надо грызть меня! Не люблю насилья!!!
Напрягусь всем плодом я, приложу усилье... (выпрыгивает из земли, скидывает плащ, превращается в принца) Вот и всё! Теперь могу с вами подружиться, За заботу всем спасибо, Будем веселиться!
(Все радуются, обнимают репку, звучит музыка)
Подведение итогов занятия. Дети делятся впечатлениями о проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Педагогический пасьянс", участие в проекте в составе группы "Интеллект". Тематика проекта - Эффективные педагогические методы и приемы, технологии обучения и воспитания школьников
Проект "Педагогический пасьянс"...
Аннотация к проекту «Деньги решают все?». Руководитель проекта учитель истории Черноморченко М.А. Проект выполнили ученицы 11 класса Тян А., Тян К..
Материалы проекта ставят и пытаются решить проблемы места и роли денег в современном обществе....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Проект? Проект… Проект!
Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»
Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...