Классный час "Музыкальные цветы"
материал на тему

Воронежская (Бутко) Светлана Анатольевна

Материал на тему "Музыкальные цветы" для проведения классного часа в ДМШ и ДШИ.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования                        

                       «Верхнеднепровская детская школа искусств»

                                           

                                                 Классный час

                                         «Музыкальные цветы»

                                                           Автор –  преподаватель класса фортепиано

                                                                Воронежская Светлана Анатольевна                                          

                                            пгт. Верхнеднепровский

                                                            2016 год  

Тема классного часа: «Музыкальные цветы».

Место проведения: МБУДО «Верхнеднепровская ДШИ», класс № 12.

Продолжительность: 40 минут.

Участники: преподаватель класса фортепиано – Воронежская С. А., учащиеся класса (2 – 8), родители.

Ведущий: преподаватель.

Оборудование:  фортепиано, стол, стулья, ноутбук, нотные сборники, стенд с художественными работами учеников класса.

Цель: познакомить обучающихся и их родителей с фортепианными пьесами на тему «цветы», стихами и информацией по теме.

Задачи:

а) повышение уровня знаний учащихся;

б) воспитание чувства ответственности за результат своей работы;

в) расширение багажа музыкальных впечатлений;

г) формирование интереса к данному виду внеклассной работы у обучающихся и их родителей.

Методика проведения классного часа: лекция  - концерт.

                        Подготовительный этап:

           Учащиеся и классный руководитель заранее подготавливают к исполнению несколько музыкальных произведений на тему классного часа, оформляют стенд с  художественными работами (рисунками к  исполняемым пьесам). Ответственный за проведение классного часа подготавливает материалы, презентацию по теме, готовит подарки для зрителей.

                         ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА                                       

1.Вступительное слово. …………………………………………………1 минута

2.Ознакомление с материалами лекции, прослушивание концертных номеров……………………………...………………………………........38 минут

3.Заключительная часть. .………………………………………………1 минута.

                            ХОД  КЛАССНОГО ЧАСА

           Звучит фонограмма. Приглашенные на мероприятие родители входят в зал. На входе им вручают маленькие бумажные цветы и  свитки с текстом. Зрители занимают места.

          Ведущий  всех приветствует, объявляет тему, перечисляет цели и задачи мероприятия. Затем присутствующие прослушивают материалы лекции-концерта. В заключение  организатор  классного часа прощается  с учащимися и родителями, перечисляет исполняемые произведения и выступающих.

                               МАТЕРИАЛЫ КЛАССНОГО ЧАСА                                     

       (презентация – слайд №2 – авторская фотография преподавателя)

Ведущий:

Как прекрасны цветы! Как похожи на нас они, люди…

Душ прекрасных порыв в красоту облекает не зря:

Коль любить – так любить! И никто обделенным не будет!

 И душой не замерзнет в седой пелене декабря…                                                

 (собственное сочинение - «Вариации на тему «Цветочек» - исполняет ученица класса)

                                 (презентация – слайд №3)                                                                          

 Ведущий:

          Цветы не только радуют глаз, они могут приносить человеку большую пользу. Так, некоторые растения помогают обнаружить месторождения полезных ископаемых: лилии – саранки  растут на почвах, богатых известью, фиалки указывают на повышенное содержание цинка, сон-трава - никеля и кобальта.

                                   (презентация – слайд №4)

          Цветы – могут оказаться полезными и садоводам. Бархатцы,   защитят от вредителей, герань отгонит насекомых от комнатных растений.

                                     (презентация – слайд №5)

          В сказках, народных поверьях, старинных преданиях нередко говорилось о растениях, способных обнаружить клады. Верили в то, что растущие рядом рябина и крушина скрывают драгоценные камни.

                                     (презентация - слайд №6)

            Гвоздики в России дарят на 9 мая ветеранам, приносят к вечному огню в знак памяти мужества защитников Родины.

            Хризантемы, гладиолусы, георгины, астры преподносили в России на дни рождения друзьям и традиционно вручали учителям 1 сентября.

          Мимозы в России уже много лет являются непременным артрибутом начала весны, всемирного Женского праздника 8 Марта.

          Императрица  Екатерина II создала «Цветочный словарь», которым пользовались на Руси при дворе.

(зрители, получившие на входе бумажные свитки, по просьбе ведущего зачитывают текст словаря)

                                  (презентация – слайд №7)

Ведущий:

          Во многих странах цветы находят применение в кулинарии.  Например, из фиалок  во Франции готовят ароматное желе,  а засахаренные лепестки, цветы или бутоны роз  подходят для украшений тортов и десертов.

                                   (презентация – слайд №8)

          Способность цветов «ориентироваться во времени» использовал Карл Линней и создал первые в мире цветочные часы. Циферблат этих необычных часов состоял из нескольких секторов, в каждом из которых росли цветы определенного вида.

                                     (презентация – слайд №9)

          Цветы и разнообразные украшения из них издавна считались непременным атрибутом пиров и торжеств. Венки из роз надевали на головы гостей в Древнем Риме. Венки посылали друг другу влюбленные.

                                    (презентация – слайд №10)

          Цветочные гирлянды очень популярны сейчас в Индии, Китае, Шри-Ланке, без них не обходится ни одно праздничное шествие.

                                   (презентация – слайд №11)

            По сей день в Греции существует  праздник гиацинтов и лилий, в Англии  - незабудок, в Германии – фиалок, в Голландии – тюльпанов, в Болгарии – роз, во Франции – ландышей.

                               (презентация – слайд №12)

           Цветочные праздники и Фестивали цветов проводятся и в России. В заповеднике российского города Павловск в июне месяце проходит ежегодный Международный фестиваль под названием «Императорский букет».

           Фестиваль цветников в парке Кузьминки – традиционный летний праздник в мире цветов, общегородская выставка ландшафтного искусства, цветников и композиций из цветов.

    (фортепианный ансамбль в составе учащихся класса исполняет «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского)

Ведущий:

           Старинная славянская легенда рассказывает, что в ночь на Ивана Купалу полевые и лесные цветы устраивают хороводы при факелах ясенца. Соберутся вокруг него ландыши, васильки, астры, гвоздики, розы, тюльпаны, другие цветы и тихо-тихо веселятся. Колокольчики позванивают, маки лепестками – крылышками размахивают, ромашки в вальсе с васильками кружатся. И так все у цветов складно получается, что звезды в небе начинают моргать от удивления.

           («Вальс цветов» Д. Шостаковича исполняет учащаяся класса)

                                    (презентация – слайд №13)                                        

Ведущий:

           Многим растениям приписывают сверхъестественные силы. Кувшинки – не что иное, как знаменитая сказочная Одолень – трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.

                                    (презентация – слайд №14)

          Известно, что еще за 3000 лет до новой эры садовники Востока  разводили розы, маки, ландыши.  Красивейшие висячие сады Вавилона - одно из «семи чудес света».

 (в исполнении преподавателя звучит пьеса Э. Вилла-Лобос «Переплелись гвоздика с розой»)

                                     (презентация – слайд №15)

Ведущий:

          С течением времени цветы нашли мировое распространение и в Европе. Наряду с декоративными и плодовыми деревьями, кустарниками выращивали нарциссы, гиацинты, тюльпаны и другие цветы. А роза считалась самым любимым цветком.                                                                                                              

Ведущий:

Роза желтая, роза чайная

Аромата необычайного.

Роза сладкая, роза нежная.

Как знамение неизбежного.

Красота ее – штука сложная,

Бесшабашная, невозможная.

Уточненная и порочная,

Обжигающе паморочная.

Хоть не ландыш она и не лилия-

Только в Мире всем нет красивее…»

 (фортепианный ансамбль в составе учащейся класса и преподавателя  исполняет пьесу   Л.Бетховена «Чудесный цветочек»)

Ведущий:

           Люди сочинили много легенд и сказок о прекрасной розе. Красота и мистическая притягательность розы привлекла к себе внимание человека. Её любили, ей приклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза пользовалась и пользуется  любовью и популярностью у всех народов мира.

          Есть история, почему роза стала красной – она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.

          Роза – цветок, наиболее чтимый христианством. Ее так и называют  - цветок Богородицы.

           (презентация – слайд №16 – авторская фотография педагога)

  Роза всегда вызывала у поэтов прилив вдохновения. Стихотворцы не могли остаться равнодушными, глядя на красоту, нежность и изящество этого чудесного цветка. Поэты слагали красивые стихи о розах – длинные и короткие, которые потом становились песнями, романсами, пьесами. Так было многие столетия назад, так продолжается и теперь.

 (в исполнении преподавателя звучит пьеса  Л.Вербицкого «Синие розы»)

                         (презентация – слайд №17)                                                      

Ведущий:                      

          Приветливые миниатюрные цветы с лучистыми глазами встречают каждую весну фейерверком сияющих красок.  Их жизненная энергия так и бьет через край. Растения с такой богатой «мимикой» вызывают самые разные ассоциации.

Фиалка – сказочный цветок,

Никто не может с этим спорить.

Созданье дивной красоты

И удивительных историй.

У каждой есть своя судьба

И каталога описанье,

Но не придуманы слова

Что описать сие созданье.

Кто покорен ее красой

Живет с надеждой о прекрасном

Вновь распустившийся цветок

Прокладывает путь для счастья.                                                          

          Есть русское предание о фиалке: в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три  периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала она на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль.

 (онлайн видео - исполнение  пьесы  И. Парфенова «Лесная фиалка»   преподавателя  ОГБОУ ВО «Смоленского государственного института искусств» О. Е. Шестаковой)                                

                                  (презентация – слайд №18)                                                          

Ведущий:

Есть в России цветок незабудка,

Голубой – как весенний рассвет.

Я тебе в это ясное утро

Соберу незабудок букет…

По полям, по тропинкам шагая,

Незабудки к нам в город пришли,

В голубых лепестках сохраняя

Красоту нашей русской земли.

Есть в России цветок незабудка –

Светлый вестник лугов и полей.

Я тебя в это ясное утро

Назову незабудкой своей.  

(пьеса  В. Волкова  «Незабудка» звучит в исполнении учащегося класса)

Ведущий:

          Легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: «Не забудь обо мне!» Флора  нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.

 (исполнение песни «Незабудка» смоленского композитора О. Е. Шестаковой на слова смоленского поэта А.Мишина учащимися класса)

                                 (презентация – слайд №19)                                                                      

Ведущий:                  

          У многих славянских народов примула  (первоцвет) почиталась как золотые ключики, открывающие по весне дорогу всему зеленому царству. Всю долгую зиму небесная Лада томится в плену густых туч и туманов. Но весной, умытая весенними водами богиня любви, солнца и согласия является в мир с щедрыми дарами. Там, куда упала первая молния, и вырастают первоцветы, чтобы своими ключами отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и деревьев.

Ведущий:      

Желтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились…(?)

                   (зрители отгадывают стихотворение – загадку)

(пьеса  Р. Арутюнова «Цветы» звучит в исполнении учащейся класса)

                                   (презентация – слайд №20)                                                                 

Ведущий:

 Распускает василек

С бахромою лепесток,

Словно синий огонек,

Согревает взгляд цветок.                                                                                        

          Этот голубой цветок был известен еще в древности. У разных народов есть факты и интересные истории о васильке.

           В древности греки василек называли «Центауре», в честь мифологического существа Центавра, который после битвы с Гераклом лечил свои раны соком василька.

            Русское название цветка, произошло, согласно легенде, от имени молодого парня, Василия, околдованного и погубленного русалкой. Увлеченный ею в поле, он превратился в синий цветок, напоминающий           своей окраской голубую воду.

          Валерий Чкалов, отправляясь в полет через Северный полюс в Америку, в кабину самолета взял васильки и в знак доброго расположения поднес их первым встретившим его американцам.

          В России василек изображен на гербе Орловской области.  

          В Европе на языке цветов «василек» означает веселость, верность, доверие. Цветок носят с собой для привлечения любви.

 (фортепианный   ансамбль  в  составе  учащегося  класса  и  преподавателя  исполняет  пьесу  П. Сенневиля  «Полевые  цветы»)

                                       (презентация – слайд №21)                                                        

Ведущий:

Как тонок ландыша волшебный аромат!

На белых куполах я сердцем отдыхаю.

Средь зелени листов их всполохи горят

И чистой свежестью пространство наполняют.                                                                    

          Существует немало легенд о происхождении ландыша. Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной  Волхвой. Слезы царевны, опечаленной тем, что юноша Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падали на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.

          Серебристое сияние склонившихся маленьких колокольчиков всегда таинственно и привлекательно. Кажется, еще мгновение - и к звукам весеннего леса добавится еле слышный хрустальный звон.

  (пьеса А. Мозалевского «Ландыш» звучит в исполнении учащейся класса)                                                                                     

 (презентация – слайд № 22 - авторская  работа  члена Творческого Союза Художников России  А. Шмидт)

Ведущий:

На ромашковом поле – Верность

В лепестках белоснежных таится.

Безмятежная чистая Радость

В сердцевинке, как солнце, искрится.

На фиалковом поле – Ласка,

В неге бархатной Счастье зреет,

Мягким трепетом легкого шелка

Утонченную Нежность лелеет.

А на маковом поле Страсти

Пылких чувств обжигает дыханье,

Пламенеет пьянящей истомой

Безграничной Свободы желанье.

Я ромашки, фиалки и маки

Соберу в своем сердце в букете,

Назову его нашей Любовью 

И тебе … подарю… навеки.

     

                                        ЛИТЕРАТУРА

1.http://www.chitalnya.ru/work/1565073/
2. http://www.ccdi.ru/poleznye-stati/interesnye-fakty-o-cvetah.html

3. http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/

4. http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/kuvshinka-tsaritsa-vod.html

5. https://fotostrana.ru/user/post/7753562/254887936/

6. http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/legendy-o-roze.html

7. http://www.florets.ru/sad-rasteniya/fialki/vse-o-fialkah.html

8. https://fotostrana.ru/user/post/7753562/853887294/

9. http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/legendy-o-fialke.html

10. https://mapesext.wordpress.com/tag/nezabudka-4/

11. http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/legendy-o-primule.html

12. https://www.stihi.ru/2013/04/18/884

13. http://detskiy-saytik.ru/stixi-dlya-malyshej/stihi-o-vasilke.html

14. http://melikedacha.ru/zveti/vse-interesnoe-o-vasilke

15. http://www.chitalnya.ru/work/241387/

16. http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/landysh.html

17. https://www.stihi.ru/2014/02/02/3214


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Цветы для мамы"

Данное мероприятие мы проводили совместно 8 и 10 классы и посвятили  Всемирному Дню Матери....

Классный час по теме "Легенды о цветах"

Разработка может быть использована в любом классе. Очень интересные факты о цветах...

Классный час "Праздник цвета и тишины"

Эстетический классный час о творчестве трёх выдающихся деятелей искусства: И. И. Левитана, А. П. Чехова и П. И. Чайковского...

Что есть цветы? Любимые цветы поэтов и писателей. (поэтическая экскурсия в мир цветов).

Это воспитательное мероприятие  носит познавательный характер – углубляет знания учащихся по литературе, помогает учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, фо...

Классный час на тему "Царица цветов - роза"

Классный час "Царица цветов - роза" расскажет о том, какую роль играла этот чудесный цветок в жизни человечества, как менялось к нему отношение в разные эпохи. Вы окунетесь в мир древнейших цивилизаци...

Классный час "Дарите женщинам цветы"

Классный час подготовлен совместно со студентами группы Э-31 к празднику 8 Марта...

Классный час "Цветы в литературе"

Классный час  в 8 - классе...