Кл час "Конституция - основной закон"
классный час (7 класс) на тему

12 декабря 2016 года мы будем отмечать 23 года со дня принятия Конституции РФ. Наша задача - узнать больше об основном законе страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_klas_chas_konstitutsiya_20_let.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Кл. час: «День конституции»        

Цель:

  • формирование у  учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации
  • воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства;  
  • расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся

  1. Вступительное слово ведущего:

12 декабря 2013 года мы вместе со всей страной будем отмечать 20 лет со дня принятия  Конституции РФ. Каждый из нас являясь гражданином РФ, должен знать какой закон регулирует отношения в нашем обществе, поэтому сегодня перед нами стоит задача познакомиться и узнать больше об основном законе страны, о Конституции. В России день Конституции отмечают 12 декабря, но всегда ли было так? И когда впервые в стране появилась Конституция? На эти и другие вопросы мы сегодня ответим.  Что такое Конституция?

Слайд №1-5.(определение)

Конституция (от латинского constitutio) — это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

Конституция - основа всего законодательства государства, т. е. государственные законы не могут ей противоречить

Слайд №8-12.

  • 1918 г. Конституция РСФСР
  • 1924 г. Конституция СССР
  • 1936 г. Конституция СССР
  • 1977 г. Конституция СССР
  • 1993 г. Конституция РФ

Первая Конституция была принята в 1918 г., она закрепила диктатуру пролетариата. Конституция содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции 1924 г.

Конституции 1924 г.

В 1922 году  I съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной Конституции.В 1924 году  Конституция была единогласно принята II съездом Советов.

Неофициальное название: «Сталин-ская конституция». Несмотря на свое название, основным автором консти-туции был впоследствии репрессиро-ванный Николай Бухарин. В работе над текстом конституции непосредст-венно принимал участие И.В. Сталин.

Конституция 1977года.

Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (КПСС). Несмотря на распад СССР действовала на территории России до 1993 г.

Вошла в историю как «конституция развитого социализма» или «Брежневская конституция».

Конституции 1993 г(Слайд 11-12)

Действующая Конституция Российской Федерации была принята на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.

Согласно Конституции 1993 г.,  Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы.

Структура Конституции (Слайд 14-15)

Рассматривая Конституцию нашей страны, я обратила внимание, что она состоит из 9 глав. По некоторым названиям глав понятно их содержание.

Слайд №14-15. Конституция – это основной закон государства. В нем написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже.

Глава 1. Основы конституционного строя. Положения о государственной символике.

  В главе 1 описываются символы нашего государства. 
Вопрос классу: Какие символы вы можете назвать? 
Учитель: Государственные символы России – это флаг, герб и гимн. 
Вопрос классу: Что представляет собой наш государственный флаг? 
Учитель: Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине полосами. Верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Считается, что белый цвет - выражает чистоту устремлений, синий - обозначает волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году. 
Следующий символ – это гимн. Гимн - официально принятая торжественная песнь в честь государства. 
Гимн России 

Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова 
Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года № 2110


Россия - священная наша держава, 
Россия - любимая наша страна. 
Могучая воля, великая слава - 
Твое достоянье на все времена! 
Припев: 
Славься, Отечество наше свободное, 
Братских народов союз вековой, 
Предками данная мудрость народная! 
Славься, страна! Мы гордимся тобой! 

От южных морей до полярного края 
Раскинулись наши леса и поля. 
Одна ты на свете! Одна ты такая - 
Хранимая Богом родная земля!
Припев 

Широкий простор для мечты и для жизни 
Грядущие нам открывают года. 
Нам силу дает наша верность Отчизне. 
Так было, так есть и так будет всегда! 
Припев 

Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. 
(Учащиеся слушают гимн РФ стоя, с просмотром текста гимна). 
Несколько учащихся рассказывают гимн России по одному куплету и припеву. 
Следующий символ – это герб. 
Вопрос классу: Как выглядит наш герб? 
Учитель: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. 
Учитель: Государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. 
Вопрос классу: Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни? 
Учитель: Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках. 
Вопрос классу: Где мы можем видеть флаг? 
Учитель: Флаг России изображен государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции. 
В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг отдается лучшему военнослужащему. 
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. 

Ведущая: - И все же Конституция – это главный документ, гарантирующий защиту прав человека. (Слайд 16-17)

Ученица: - Я знаю, такая глава есть в Конституции РФ. Она называется «Права и свободы человека и гражданина». Она самая большая по количеству статей.

Ведущий: - Совсем недавно мы с вами говорили о правах человека, когда 18 ноября отмечали День защиты прав ребенка. Ребята, ответьте, что такое «права человека»?

(учащиеся  дают ответ)

Права человека – это такие права, который присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.

Ведущий: - Некоторые права имеют названия «свободы», поэтому иногда говорят: «права и свободы». А теперь, ребята, давайте узнаем, на какие группы делятся права и свободы граждан.

  • Личные права человека
  • Политические права человека
  • Социально-экономические права
  • Культурные права
  • Посмотрите, ребята, что у меня в руках. (Учитель показывает свидетельство о рождении.)
  • - Что в нём записано, кто знает? (высказывания детей, учитель помогает.)
  • - Да, это важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны.
  • - Скажите, гражданином, какой страны вы являетесь? (России, Российской Федерации.)
  • - А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права? (Да, имеет)
  • - Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизньна гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживаниеравенство,свободу, отдых. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. (права выносятся на карточке на доску)
  • - А теперь подумайте, ребята, когда вам исполнилось 6, 7 лет, какие ещё права у вас появились? (Право  учиться)
  • - А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию)
  • - Правильно. Право учиться, право на защиту, свободу мысли и высказывания. А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. (Учитель показывает книгу – Конституция РФ)

 - Конституция рассказывает о системе власти в нашей стране. Например, в главе «Федеральное собрание» вы можете узнать, как создаются законы в нашей стране, кто может стать депутатом Госдумы, какие вопросы рассматривают депутаты Госдумы.

 

 Правительство – это так называемая исполнительная ветвь власти. И глава  «Правительство Российской Федерации» посвящена министерствам, которые возглавляются Председателем Правительства (премьер – министром).

 Интересно, а ребята знают российского премьер-министра? Как его зовут?

*** ( Путин В.В., Медведев Д.А., Жириновский В.В., Грызлов Б.)

Ведущий: - Министерство - центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство порученной ему отраслью экономического, социально-культурного и административно-политического строительства. Различают отраслевые и функциональные министерства.

 Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

 -  А какие министерства нашей страны вы, ребята,  знаете?

Ведущий: - В Конституции  еще есть глава, которая называется «Судебная власть».

 Здесь  речь идет о разных судах.  А ребята знают, какие виды суда есть у нас в стране?

 

Судебная система Российской Федерации — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.

Я знаю даже телевизионную передачу, которая рассказывает о работе суда «Час суда» с Павлом Астаховым.

Слайд 27  глава «Президент РФ» посвящается должности президента. В этой главе можно познакомиться с полномочиями президента, выяснить, с какого возраста можно баллотироваться на пост президента и какая на него возлагается ответственность.

 Наша страна такая огромная, как президент и правительство могут знать, что кому нужно и какие проблемы возникли в той или иной области, республике?

Ведущий: - А вот для этого в нашей стране существует местное самоуправление - это самостоятельное решение населением местных дел и проблем. Наша страна действительно очень велика, поэтому она поделена на субъекты Федерации, а они, в свою очередь – на муниципальные образования.

Вывод: Конституция РФ – это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Конституция РФ- основной закон страны"

данные презентации учащихся 9-10 класса явились итогом их работы над проектом по Конституции РФ....

Классный час "День рождение основного закона класса"

Во многих школах есть  детские организации.И её смело можно назвать  детской страной, у которой тоже есть свои закон...

Конституция - основной закон России

Интеллектуальный классный час в форме игры. Предварительная подготовительная работа учащихся заключается в подборе игроков команды, выполнении плаката на тему "Имею право" и последующая его защита. Ум...

"Основной закон страны"

Представляю презентацию внеклассного мероприятия "основной закон страны". Мероприятие проходило в форме игры " Своя игра"....