интерактивная игра-экскурсия в музее "О героях былых времен..."
материал (5, 6, 7 класс) на тему
Игра для учащихся 5-7 классов в музее в сочетании с экскурсией. Используется краеведческий материал музея о ветеранах войны. Рассказывается о жизни солдат на войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_igry_o_geroyah_bylyh_vremen.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»
города Курчатова Курской области
Музей Боевой славы
Экскурсия-интерактивная игра
«О героях былых времен»
Автор: руководитель музея,
учитель истории
Грибова Наталья Вячеславовна
Курчатов
2016
Сценарий экскурсии-игры «О героях былых времен»
Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за своих земляков-героев;
воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, ветеранам войны.
Оборудование:
- на столах эмблемы команд (звезда, петлица, погон)
- карта Курчатовского района
- бумага тетрадная для написания писем-треугольников, карандаши, ручки,
Задания Совету музея
- Что такое обмотки и когда они появились?
- Всё о винтовке Мосина
- Всё об автомате ППШ
- Всё о гранатах
- Составить кроссворд, включая слова: шинель, пилотка, скатка, каска, лопата сапёрная, противогаз, штык, винтовка, автомат, граната, обмотки и др.
- Подготовить презентацию
Слайд 1 «Я помню! Я горжусь!», музыка «День победы»
Вступление. Наша экскурсия предлагает вам заглянуть в далекие военные годы. Мы будем говорить о героях былых времен.
Чтобы было удобно совершать путешествие во времени вы разделитесь на группы.
При входе вам раздали воинские знаки, чтобы вы сели за соответствующие столы. Проверьте, правильно ли у вас сформирована команда.
В ходе экскурсии вы будете выполнять различные задания, поэтому должны внимательно слушать, запоминать, чтобы не подвести свою команду и узнать новую информацию. В каждой команду есть наставник из Совета музея. Он будет оказывать вам помощь.
Я передаю слово членам Совета музея.
Слайд 2 музыка «О героях былых времен»
Ведущая1. Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Ведущая 2. Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Ведущий 1. Сорок первое лето, приспела пора сенокоса,
Но расколота тишь взрывом бомбы в рассветном дыму.
Уходили на фронт хлеборобы, крестьяне с покосов,
Уходил и мой дед на жестокую эту войну.
Выход солдата 1. Был один такой солдат Иван Сидорович Холодов. До войны проживал в селе Успенка, сейчас это территория нашего города. Повестку получил в первые дни войны. Ему было 29 лет.
Выход солдата 2. Был другой такой солдат Савелий Андреевич Лобусов. До 22 июня жил в селе Загрядное нашего района. Был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию в 1941 г. Ему исполнился 31 год.
Выход солдата 3. Третий герой Алексей Максимович Ломакин был опытным старым солдатом. За его плечами – бои Первой мировой, атаки гражданской войны. Ему шел 44 год. Он из соседнего Октябрьского района села Козли.
Все они собрались на призывном пункте.
Ведущая 1. Пока солдаты на призывном пункте получали необходимое обмундирование, вы выполните первое задание.
Задание 1.На столах лежат карты Курчатовского района. Вам надо на них отметить места рождения наших Героев. На нужном месте нарисовать красную 5-конечную звезду Кто забыл, может подойти к стендам и найти нужную информацию.
Слайд № 3 (готовые карты вывешивают на стенд, на слайде карта со звездами).
Ведущая 2. На призывном пункте каждый получил комплект солдатской формы. Давайте рассмотрим её внимательно, так выглядели солдаты 1941 г.
(на экране слайд № 4)
Ваша задача назвать знакомые предметы одежды и объяснить их назначение.
(пилотка, гимнастёрка, брюки, обмотки, ботинки, шинель).
А что такое обмотки. Давайте обратимся за разъяснениями к эксперту музея. Объяснили слово обмотки.
(На экране слайд № 5 - настоящая военная фотография)
Ведущий 1.Каждый солдат имел под личные предметы вещевой мешок. 1418 дней и ночей солдаты жили войной. Что находилось в солдатском вещевом мешке. Давайте поможем собрать вещмешок.
Задание 2. Группе предлагается, подходя по очереди к столу с вещами брать по одному предмету и объяснять свой выбор и формировать общий вещевой мешок (котелок, кисет, бумага, фляжка, ложка, кружка, бритва, мыло, карандаш, портянки или обмотки, сухой паёк, патроны, нитки, иголка, перочинный нож)
Вещей может быть больше, чем надо.
Солдат 1. Каждый солдат имел личный медальон, в который вкладывался листок бумаге, на котором фиксировались все необходимые данные о нём на случай его ранения или смерти. (Показать макет, они есть у каждого солдата)
Солдат 3. Солдаты по-разному относились к медальонам, одни носили их как положено, другие носили, но не заполняли, третьи вообще не надевали их (снимает).
Солдат 2. В октябре 1941 г. в дополнение к медальону введена красноармейская книжка (показать), а в ноябре 1942 г. медальоны были отменены. Командование посчитало, что достаточно только красноармейской книжки (меняет медальон на книжку красноармейца).
Подумайте, к чему привела такая замена?
(обсуждаем) Книжки хуже хранились, промокали, горели – как результат у нас много неизвестных солдат погибших в боях.
Ведущая 1. Давайте попробуем заполнить данные о солдате для медальона. На стенде можно получить недостающую информацию
(каждой команде дается листок, заполняют на одного героя, предают солдатам, чтобы не пропали без вести).
Ведущая 2. Чем были вооружены наши солдаты?
Обратимся опять к фотографии. (Слайд № 6)
Экскурсовод по оружию. Прежде всего это винтовка (всё о винтовке Мосина, можно даже строчки стихов)
После рассказа винтовка передается Солдату 2.
Солдат 2. 29 августа после Курской битвы бои шли в Рыльском районе у села Игнатьево. Савелий Лобусов блокирует дзот противника, бросив гранату в его амбразуру. Гитлеровцы побежали и тогда, Савелий Андреевич из винтовки в упор застрелил 4-х фашистов, а одного взял в плен вместе с ручным пулеметом. Через несколько дней рядовой Лобусов при отражении контратаки противника уничтожает 12 гитлеровцев. 10 октября в боях за населённый пункт Козаревичи броском гранаты уничтожил пулемет противника и 3-х фашистов.
17 октября 1943 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении красноармейцу Лобусову Савелию Андреевичу звания Героя Советского Союза за выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм. Ему были вручены орден Ленина и медаль «Золотая звезда».
Экскурсовод по оружию. Другим надёжным оружием в руках красноармейцев был автомат ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина) – всё о нем с показом макета и деталей настоящего автомата.
После рассказа автомат передается Солдату 1
Солдат 1. В Курской битве Иван Сидорович уже был сержантом и командовал отделением. 8 сентября в бою за с. Смелое Сумской обл. он со своим отделением первым ворвался в село и с криком «За Родину!» бросился в атаку. В рядах фашистов началась паника, сержант в упор расстреливал врага. Противник бежал, село освободили.
В конце сентября 1943 года с вверенным ему отделением сержант Холодов Иван Сидорович первым в роте преодолел реку Днепр в районе села Глебовка Киевской области Украины. Начались тяжелые бои на плацдарме. Именно здесь бесстрашный командир отделения спас жизнь командиру роты.
Указ Президиума Верховного Совета о присвоении ему звания «Героя Советского Союза» и награждении орденом Ленина и медалью «Золотая звезда» вышел 17 октября 1943 г. Земляки получили высокое звание одновременно.
Экскурсовод по оружию. Каждый солдат имел сумку с гранатами. Какие гранаты были на вооружении нашей армии? Рассказ о гранатах с демонстрацией. Гранаты вручаются Солдату 3, он их складывает в сумку.
Солдат 3. Мои герой Алексей Максимович Ломакин воевал на северном фасе Курской дуги под Орлом. Это случилось 12 июля 1943 г. Дивизия готовилась к наступлению. Тысячи снарядов, мин и бомб обрушились на вражеские войска. То и дело взлетали в воздух блиндажи и доты фашистов. Вскоре был дан сигнал к атаке.
Рота, в которой служил Алексей Ломакин, должна была стремительным броском форсировать реку Оку, захватить сильно укрепленную деревню Сивково, которая являлась ключом к обороне врага.
Рота успешно переправилась и заняла первую траншею врага. Но были остановлены пулеметным огнем из дзота. На помощь пришли артиллеристы, точный выстрел прекратил огонь. Когда рота поднялась в атаку, по ней ударил другой ручной пулемёт.
И тогда Рядовой Ломакин принимает решение. С гранатой в руке, короткими перебежками, падая и вновь вставая, приближался он к дзоту. Когда до цели остались считаные метры, в сторону дзота полетела граната. Окутанный дымом, он замолчал. Но едва пехотинцы поднялись в атаку, вражеский пулемет вновь ожил. И тогда Алексей сделал бросок, закрыл грудью амбразуру вражеского дзота.
Звание Героя Советского Союза он получил посмертно.
Ведущая 1. Так все трое наших земляков стали Героями Советского Союза в 1943 г.
Алексей Ломакин совершил свой героический поступок 12 июля 1943 г. А что еще произошло в этот день в ходе Курской битвы?
Правильно. Прохоровское танковое сражение. Посмотрите внимательно, где в нашем музее говорится об этом событии.
На жалюзи мы видим фрагменты танкового боя. Танкисты сражались не на жизнь, а на смерть. Когда кончались снаряды – шли на таран. Фашистские танки здесь не прошли благодаря мужеству, смелость, преданности советских солдат.
Все солдаты садятся писать письма.
Ведущая 2. Посмотрите ещё раз на фото и разгадайте кроссворд о вооружении и обмундировании солдат Красной Армии.
(быстрая проверка кроссворда) Слайд № 7 готовый кроссворд
Учитель. Отдыхая между боями, солдаты вспоминали дом, мечтали о мирной жизни. Нередко включали патефон и слушали любимые песни.
(Музыка, патефон) тихо «В землянке» слайд 8
Ведущий 1. Солдаты уходили на войну, а дома оставались семьи. Все 4 года их связывали письма. Военные треугольники (в руках треугольные письма).
Треугольники-письма, оригами войны
Горьких судеб страницы и страшны и нежны.
Далеки расстояния от фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний через магию слов.
Слайд № 9
Ведущая 2. В минуты затишья выбирали время для писем домой. Слайд № 10
Солдат 1. (под музыку читает письмо-треугольник) Здравствуйте мои дорогие родные! Привет с фронта. Я живу хорошо, привыкаю к немецким минам и их снарядам, но наши доблестные бойцы умеют им заткнуть глотки. Я сначала ощущал какой-то страх, когда рвутся мины не далеко от меня. А сейчас хоть бы что, как так и надо. Только одно стремление в бой.
Слайд № 11
Солдат 3. (читает письмо-треугольник) Здравствуйте родная мама и родная сестра Нюра! Примите привет и наилучшие пожелания от фронтовика. Спешу сообщить, что пока жив, здоров, чего и вам желаю. Письма от вас получаю и от брата получаю. Немного о природе, погода плохая, дожди идут всю осень. Пишите о себе, какая у вас погода. Как соседи. Жду очень новостей.
Слайд № 12
Солдат2. (читает письмо-треугольник) Дома остались жена и три приемные дочери. Алексей Максимович часто писал письма домой, просил дочерей больше писать о себе, о родном селе. Однако, он был обеспокоен тем, что не получает никаких вестей от родных. В то время семья жила на оккупированной территории. После освобождения села в феврале 1943 г. наконец-то получил письмо. Родные рассказали, как немцы узнали, что они из семьи коммуниста, как угрожали, а потом выгнали из дома в сарай. Там и жили они до освобождения. В ответ Алексей Максимович писал: «Крепитесь, родные. Скоро войне конец. Победа будет за нами».
Слайд № 13
Учитель Победа пришла и мы потомки благодарны нашим дедам и прадедам за неё. Я предлагаю вам написать письмо солдатам-ветеранам. А потом мы его сложим треугольником и отправим в совет ветеранов. Начните своё письмо словами
Слайд № 14 Уважаемый ветеран!
(пишут письма. Сворачиваем треугольником.
Адрес: Совету ветеранов г. Курчатова).
Знайте, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, что кровь в вас течет великих героев,
отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите люди подвиги дедов, прадедов, отцов!
Подведение итогов. Мы с вами совершили путешествие во времена войны, познакомились поближе с жизнью солдат, узнали о героях-земляках и их подвигах.
Все вы справились с заданиями, молодцы!
Если вам понравилось наше путешествие, оставьте свой шеврон на выставочных столах, если не понравилось заберите с собой.
До новых встреч в нашем музее.
Письмо солдату
Мало кто из современных детей пишет сегодня настоящие письма. Конверты и марки заменили смс-сообщения и общение с помощью гаджетов. Именно поэтому стала актуальной акция «Письмо солдату», проводимая в рамках празднования 70-летия Победы и районной «Весенней недели добра». Ведь во время войны гаджетов не было. И единственным способом сообщить родным и близким о том, что солдат жив-здоров оставалось письмо, сложенное треугольником. В фойе нашей школы оформлен стенд с правилами написания такого письма, со способами «состаривания» бумаги для него. С 6 апреля по 8 мая все желающие могут написать письмо солдату, ветерану со словами благодарности, с пожеланиями здоровья, со своими личными рассуждениями о войне и мире и сбросить свое послание в ящик для «Писем солдату». Письма могут быть адресные или же без указания точного адресата. Адресные письма будут обязательно переданы тем, кому они предназначались до 9 мая 2015 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»
Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»...
Классный час «От героев былых времен…»
Посвящен празднованию 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года....
Урок с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".
Конспект урока с презентацией по теме: "От героев былых времен. Отечественная война 1812 года".Возраст учащихся: 3 класс....
О героях былых времен (К 200-летию Бородинской битвы)
Знать историю своей страны не только полезно, но и нужно. В этом я убедилась, когда в сентябре провела урок литературы в 7 классе.Посвятила его 200-летию Бородинской битвы.Совершили экскурсию в прошло...
Классный час "О героях былых времен"
Внеклассное мероприятие по формированию у молодежи гражданской позиции по отношению к историческому прошлому нашей страны, воспитание уважения и чувства верности своему Отечеству на примере Отеч...
Классный час. От героев былых времен.
Классный час «От героев былых времен…»...
Внеклассное мероприятие: "От героев былых времен"
Данная композиция посвящена событиям Отечественной войны 1812 года....