Этическое воспитание подростков в процессе обучения английскому языку (статья)
статья (6, 7 класс) на тему
Изучение возможностей иностранного языка в осуществлении нравственно этического воспитания подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_ang.doc | 81.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мамай Е.Н.
«НРАВСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»
Проблема нравственного воспитания необычайно актуальна для настоящего времени. Социологи и педагоги отмечают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, а культура и образование отодвигаются далеко на задний план. В связи с этим остро возникает проблема нравственного воспитания учащихся, которое особую важность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, осуществляется переход от сознания к самосознанию. Поэтому особая роль в формировании личности принадлежит именно нравственному воспитанию школьника.
Возникает закономерный вопрос - на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?
Исследователи и педагоги-практики считают, что в нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Существует также мнение, что нравственным воспитанием должна заниматься исключительно семья. Мы в свою очередь считаем, что нравственное воспитание должно осуществляться на каждом уроке и внеклассном мероприятии. Средством воспитания может служить любой предмет, все зависит лишь от усилий воспитателя.
Однако не можем не отметить, что предмет «Иностранный язык», содержит в себе уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В ходе изучения иностранных языков учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик. Среди тем, обсуждаемых на уроках иностранного языка, звучат многие важные проблемы, такие как: проблемы толерантности, современной семьи, веротерпимости; благотворительности, материализма и национальной культуры, а также проблемы личностного выбора и самосознания.
Опираясь на данные положения мы разработали и провели ряд занятий английского языка, а также ряд внеклассных и внеурочных мероприятий, которые имели ярко выраженные нравственные задачи. Уроки проводились на базе МАОУ СОШ № 18 города Армавира.
Так как целью нашего исследования было изучение эффективных способов развития нравственного воспитания в подростковом возрасте, то в качестве экспериментального класса мы выбрали 6 классы. Где возраст учащихся составляет 11-13лет что соответствует нашим требованиям.
В своей работе мы учитывали, психологические особенности возраста, то есть повышенную потребность в межличностном общении, стремление к социализации и желание подражать выбранному кумиру, противоречивое отношение со взрослыми и эмансипация.
Поэтому, нами были выбраны и проведены уроки и мероприятия следующей тематики: 1. «You and your friends» 2. «The woman`s Day» -
3. «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности» - Классный час 4. «Saint Valentine`s Day» - внеурочное мероприятие
Цикл уроков под общей темой You and your friends (Ты и твои друзья) включает в себя три занятия с разнообразными заданиями обладающими нравственным значением. Тема дружбы была выбрана нами не случайно ведь потребность в друге и дружбе является одной из сильнейших в подростковом возрасте. Воспитательной задачей всех трех уроков было формирование у подростков положительного отношения к институту дружбы, выявлению главных значимых качеств которыми должен обладать хороший друг, развитие навыков межличностного общения.
Мы стремились к тому, чтобы в процессе занятий ученики не просто решали образовательные задачи, но и обогащались морально. Работа на уроках включала в себя: поэтические фонетические разминки; чтение коротких текстов (чаще всего посвященных трудностям дружеского общения), обсуждение актуальных вопросов: насколько легко подружиться с другим человеком, как нужно себя вести и отчего у некоторых людей много друзей а у иных и вовсе их нет?; заполнение кроссвордов; написание инструкции «как стать хорошим другом»; отгадывание пословиц; просмотр видео фрагмента и его обсуждение; подготовку учащимися выступлений и слайд презентаций. В рамках подведения итогов по данной теме мы предложили ученикам создать портрет идеального друга. К плакату с изображением человечка ребята прикрепляли разноцветные карточки с наиболее важными для друга качествами. Результаты этой работы вы можете видеть на экране. Итак друг для подростка это тот кому можно рассказать обо всем. Он умеет хранить секреты; кто всегда придет на помощь; никогда не предаст на него можно положиться; человек на которого стараешься быть похожим; тот с кем я провожу свое свободное время. Тот с кем есть общие интересы.
Еще одной важной темой, которую мы посчитали необходимым включить в планы занятий стала тема уважительного отношения к окружающим женщинам а именно к матерям, бабушкам, сестрам, подругам. Давно замечено, что воспитание культуры отношения к женщине положительно влияет на подъем духовности в обществе.
Так как педагогическое исследование проводилось в период с февраля по март включительно, то несколько занятий выпало в преддверии международного женского дня восьмого марта, что позволило сделать тематику нашего урока весьма своевременной и актуальной. Урок под названием «The woman`s Day» нес воспитательную задачу которую мы определили как воспитание чувства уважения, любви, доброты к мамам бабушкам, сестрам и другим окружающим женщинам.
Занятие включало в себя: ознакомление с историей праздника 8 марта; знакомство с характерными традициями; выступление учеников с рассказами о мамах, сестрах и бабушках, тетях на выбор; выполнение упражнений на отработку навыков говорения «Help your mammy» (в ходе которых нам удалось обсудить проблему разделения домашних обязанностей); прослушивание песни знаменитой английской музыкальной группы «Beatles» посвященной матери; написание поздравительных открыток. Наглядным результатом урока стало оформление праздничной корзины цветами-пожеланиями на английском языке.
Данное занятие на наш взгляд, обратило внимание подростков на важность приобщения к домашнему труду. Воспитало уважительное отношения к женщинам, к тем фундаментальным ценностям и ориентирам которое несет в себе материнство.
В рамках внеклассной работы мы провели классный час «Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности». Он включал в себя две главные цели: во-первых, провести исследование ценностно-мотивационной сферы учащихся; во-вторых, сформировать умение различать истинные и мнимые ценности.
Незадолго до классного часа мы провели предварительное анкетирование, предложив учащимся расставить в порядке списка предпочтения терминальные и инструментальные ценности. Затем суммировали ответы и вывели конечный рейтинг ценностей. Первые места среди терминальных ценностей получили: любовь, материальное благополучие, слава. Среди инструментальных лидируют: честность, жизнерадостность, независимость.
Терминальные ценности | % | Инструментальные ценности | % |
1. Любовь | 95% | 1. Честность | 92% |
2. Материальное благополучие | 83% | 2. Жизнерадостность | 87% |
3. Слава | 77% | 3. Независимость | 65% |
4. Наличие верных друзей | 64% | 4. Доброта | 41% |
5. Здоровье | 71% | 5. Смелость | 52% |
6. Счастливая семейная жизнь | 55% | 6.Целеустремленность,
| 76% |
7. Счастье других | 40% | 7. Толерантность | 85% |
Разработанный с учетом результатов тестирования классный час был построен следующим образом: интерактивная беседа «Что такое счастье» ученики выражали свое мнение перечисляя собственные критерии счастья; решение проблемной ситуации «Помогите мистеру Икс» главный герой ситуации стремится достигнуть жизненного счастья взбираясь по построенной им самим лестнице из трех ступеней – денег, власти и славы. Перед учениками ставился вопрос достигнет ли мистер Икс желаемого и если нет то почему. После дискуссии подросткам был предложен список различных ценностей, заданием было определить какие ценности истинные а какие ложные. На основе этого выбора ученики строили свои собственные лестницы жизни. Наиболее часто на верхних ступеньках оказывались: любовь, честность и трудолюбие. Завершением занятия стала древняя притча о каменотесах и общее подведение итогов.
При анализе выбранных рейтинга истинных ценностей мы заметили что абсолютным лидером является любовь поэтому сочли правильным включить тему любви во внеурочное занятие. Любовь для подростка как видно из диаграммы, ассоциируется в большей степени с такими понятиями как: романтика, привязанность, чувственность и разочарование.
В предверии 14 февраля - праздника всех влюбленных мы провели развлекательное мероприятие на английском языке под названием «Be my Valentine». Целью было сформировать правильное отношение учащихся к пониманию любви как чувства. Занятие проходило в игровой форме, семиклассники были поделены на три команды. Первым этапом стала викторина проверка знаний символов, традиций и истории праздника, далее учащимся нужно было разыграть отрывок шуточной сказки, Затем все команды получили новое задание сделать самую символичную валентинку и объяснить почему именно она для них является символом любви. Эти же валентинки но уже с придуманным текстом признания в любви ребята подарили друг другу в финальном конкурсе. После подсчета баллов состоялось награждение.
С целью проверить насколько эффективной была наша работа по повышению нравственного уровня учеников данного класса, нами было проведено повторное анкетирование инструментальных и терминальных ценностей.
Терминальные ценности | % | Инструментальные ценности | % |
1. Любовь | 98% | 1. Честность | 82% |
2. Наличие верных друзей | 85% | 2. Доброта | 97% |
3. Здоровье | 70% | 3. Отзывчивость | 56% |
4. Счастливая семейная жизнь | 54% | 4. Жизнерадостность | 48% |
5. Счастье других | 73% | 5. Независимость | 54% |
6. Материальное благополучие | 45% | 6. Ответственность | 76% |
7. Слава | 40% | 7.Целеустремленность, притязания | 65% |
Результаты нового опроса показали уверенную динамику. Так в рейтинге пару позиций прибавили пункты: наличие верных друзей, семейная жизнь, здоровье, толерантность, доброта. Такие варианты как слава, деньги, материальные блага заметно ослабили свое влияние. Такие показатели дают нам право сказать, что проделанная нами работа по осуществлению нравственного воспитания на уроках английского языка и во внеклассной работе не была напрасной и принесла свои положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание подростков в процессе обучения работы с деревом.
Главный источник этого развития – деятельность: познавательная, трудовая, игровая, а в особенности художественная.В процессе деятельности активизируются чувства, воображение, творческие силы ребенка, ...
Экологическое воспитание школьников в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)
Задачи проекта:Познакомить с задачами, стоящими перед современным учителем иностранного языка по экологическому воспитанию в свете требований новых программ.Сравнить: как ведётся работа по формировани...
Статья "Регионоведение в процессе обучения английскому языку" в электронном журнале "Педагогическое мастерство и педагогические технологии"
регионоведение в процессе обучения английскому языку. Традиции народрв ХМАО и Англии....
План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Использование ИКТ в процессе обучения английскому языку".
Цель работы лаборатории - повышение профессионального уровня педагогов....
Статья Петровой-Кочкиной И.А. "Применение дистанционных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку" 2022г
В данной статье рассматривается инновационный педагогический опыт в сфере применения дистанционных технологий обучения...