Классный час "Свет в нашей жизни"
классный час (9 класс) на тему
Познавательная информация об электричестве, появлении электрической лампы.Воспитание уважения к труду учёных и изобретателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svet_v_nashey_zhizni.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Цели проведения мероприятия:
Познакомить учащихся с историей создания электрической лампы, с различными видами электрических ламп; способствовать развитию любознательности, уважения к труду ученых и изобретателей.
Форма проведения:
Беседа.
Ход мероприятия:
1. Введение. Рассказ об освещении городов, деревень и домов 200 лет назад.
2. Обращение к «Интернету» за информацией об источниках света:
а)исследование природных источников света и первые попытки создания искусственных источников света (М.В.Ломоносов, В.В.Петров, Ж.Деларю, Ж.Фуко);
б) создание и усовершенствование электрических ламп (А.Н.Лодыгин, П.Н.Яблочков, Т.Эдисон).
3. Рассказ о различных типах электрических ламп.
4. Фильм о производстве ламп накаливания.
5. Русские поэты об источниках света (М.В.Ломоносов, П.П.Ершов, Козьма Прутков, В.В.Маяковский, …).
Учитель:
Добрый день, ребята. Сегодня 15 декабря . Посмотрите в окно: солнышко светит. Весной утром мы просыпаемся – светло. Вечером светло почти до полуночи.
Но и зимой мы почти не замечаем темноты: утром проснулись – включили свет, вечером пришли домой – и опять загорается «солнце под потолком».
А как же жили люди до появления электрического освещения?
23 марта 1876 года русский ученый Павел Николаевич Яблочков
получил патент на изобретение дуговой электрической лампы. С тех пор прошло около 140 лет, и мы очень привыкли к нему.
В нашем классе 21 человек. Все мы разные. И сегодня мы узнаем, как появилось электрическое освещение. Посмотрите на экран. Зима. Мороз. Снег.
Представьте, что вам лет семь. На улице холодно.
«Вот качусь я в санках
По горе крутой…»
Ученик
Я помню:
Но меж тем уж село
Солнышко давно,
Поднялася вьюга,
на небе темно...
Весь ты перезябнешь,
руки не согнешь,
и домой тихонько
нехотя бредешь.
Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой,
Заберешься на печь
К бабушке седой..
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетет,
Матушка за прялкой
Тихо лен прядет.
Избу освещает
Уголек светца...
Зимний вечер длится,
Длится без конца.
Учитель
Так было совсем недавно, каких-нибудь 200 лет назад.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Лучинушка» в исполнении Ф.Шаляпина.
Что же ты, моя лучинушка, неярко горишь,
Что же ты, моя лучинушка, не вспыхиваешь?
(народная песня)
Ученик
Откуда же появилось это чудо, которое освещает нам утро и вечер?
Ученик
Давайте погуляем по Интернету. Может быть, найдем ответ на этот вопрос! Что, например, есть в Интернете под именем «Свет»?
Входим в Интернет и печатаем в строке поиска информации слово
«Свет».
На экране появляются Портреты:
В.В.Маяковский, П.П. Ершов, М.В. Ломоносов, Козьма Прутков.
Учитель
Интересно, какое отношение к свету имеют эти люди?
Ученик
Я знаю: стихи! Они писали стихи о свете.
Увеличиваем на экране портрет П.Ершова.
Ученик
Вот уж он перед огнем.
Светит поле, словно днем;
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
( П.П.Ершов)
Появляется картинка с пером Жар-птицы.
Увеличиваем на экране портрет М.Ломоносова.
Ученик
Открылась бездна, звезд полна.
Звездам числа нет, бездне дна.
(М.В.Ломоносов)
Увеличиваем на экране портрет В.Маяковского.
Ученик
Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца.
Светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг — мой и солнца.
(В.В.Маяковский)
Увеличиваем на экране портрет Козьмы Пруткова.
Ученик
- Если тебя спросят, что важнее — Солнце или Месяц – ответствуй: Месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и так светло, а Месяц — ночью.
Ученик
Но, с другой стороны: солнце светит и греет. А месяц только светит. Да и то только в лунную ночь.
(Козьма Прутков)
Появляется картинка: Солнце и Месяц.
Ученик
Да, очень долго освещали нашу жизнь солнце, месяц и звезды. Да еще молния, приносящая свет .. и огонь.
Ученик
Посмотрим, что ещё есть в Интернете об освещении.
Напечатаем в строке Интернета: «Первая лампа»
На экране появляются Портреты:
М.В.Ломоносов, В.В. Петров, Ж.Деларю, Ж. Фуко.
На экране – увеличенный портрет М.Ломоносова
Ученик
Опять Ломоносов!
Ученик
Ломоносов не только писал стихи. Он был исследователем и практиком.
Он свел небесный огонь в свою лабораторию. И сказал об этом свое «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих».
На экране – увеличенный портрет В.Петрова.
Ученик
Изучив «Слово..» Ломоносова, русский физик Василий Петров в 1802 году создал искусственную молнию. Опыт проводили в большом зале. Когда между угольными электродами произошел разряд, все в первое мгновение ослепли. А сам Петров воскликнул: «Этим светом темный покой довольно ясно может быть освещен!»
На экране – увеличенный портрет Деларю.
Ученик
В 1820 году французский физик Деларю изготовил лампу с нитью накаливания из платины.
На экране – увеличенный портрет Ж.Фуко.
Ученик
В 1844 году французский физик Ж.Фуко пытался осветить одну из площадей Парижа дуговой лампой.
Учитель
Но это были пока еще только опыты. «Темные покои» еще долго не могли освещать таким опасным и довольно дорогим способом. И снова зажигал фонарщик каждый вечер фонари на улицах больших городов, а маленькие ночью погружались в темноту.
Ученик
Давайте поищем в Интернете информацию под именем «LAMPA».
На экране появляются Портреты:
Лодыгин, Яблочков, Эдисон.
Ученик
И вот в конце Х1Х века произошел прорыв:
1874 год – Александр Николаевич Лодыгин создал лампу накаливания.
Знаток техники 2.
1876 год – Петр Николаевич Яблочков сконструировал дуговую «свечу
Яблочкова».
Ученик
1877 год - «русский свет» Яблочкова освещает Парижскую Avenue de L“Opera , другие центральные города мира.
Романтик
Он писал друзьям: «Из Парижа электрическое освещение
распространилось по всему миру, дойдя до дворцов шаха
персидского и короля Камбоджи».
Ученик
1879 год - Томас Эдисон, произведя в своей компании тысячи опытов, изучив около 6000 различных веществ и соединений, увеличил срок жизни лампы накаливания к началу ХХ века до 1000 часов!
Ученик
Михаил Осипович Доливо – Добровольский, прекрасный инженер и организатор, создал трехфазный генератор переменного тока, построил линию электропередач длиной 170 км.
Ученик
Молодой человек Дэниэл Сваровски, восхитившись на всемирной выставке 1892 года достижениями электрической науки, сконструировал шлифовальную машинку и получил из
стекла прекраснейшие кристаллы, сверкающие, как бриллианты.
Ученик
Причем тут генератор и ЛЭП? К чему алмазы?
Ученик
Мы же говорим об обыкновенной лампочке!
Ученик
Но ведь теперь благодаря кристаллам Сваровски лампа сверкает и переливается. Посмотрите:
королева!
На экране появляется люстра из кристаллов.
Ученик
А благодаря генератору и ЛЭП даже на Крайнем Севере,
Посреди кристаллически – белых громад
На седом телеграфном столбе
Оседлав изоляторы, совы сидят,
И в лицо они смотрят тебе.
Учитель А как радостно встречали в 30х годах прошлого века появление электрического света не только в деревне, но и в городах!
Песню, которую вы сейчас услышите, сочинил М.Исаковский. Но она давно стала народной:
Звучит песня М.Исаковского:
***
Вдоль деревни, от избы и до избы,
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода, -
Мы такого не видали никогда;
Нам такое не встречалось и во сне,
Чтобы солнце загорелось на сосне,
Чтобы радость подружилась с мужиком,
Чтоб у каждого - звезда под потолком.
Небо льется, ветер бьется все больней,
А в деревне - частоколы из огней,
А в деревне и веселье и краса,
И завидуют деревне небеса.
Ученик
А лампа светит все ярче! Все дольше!
На экране появляются имена изобретателей, сконструировавших и усовершенствовавших различные типы электрических ламп.
Учитель
Послушайте, что узнали ребята о нашей королеве.
Рассказ о лампах.
Лампа изменилась довольно сильно за свой солидный возраст - 140 лет после официального признания. Но не состарилась. (23 марта 1876 года – выдача патента на изготовление «свечей Яблочкова»).
Посмотрите:
1) Вот лампа накаливания мощностью 6 Вт – а вот дуговая мощностью
Р = 6 Вт
2) Вот обычная лампа накаливания Р = 75 Вт – а вот дуговая мощностью Р = 80 Вт
3) Вот ЛН Р = 500 Вт, 1000 Вт – а вот дуговая ртутная лампа
ДРЛ Р = 800 Вт (1 кВт)
У каждой из них свои «+» и «-». Вы уже заметили, что:
1) дуговые лампы ещё совсем недавно были больше по размеру
2) зато у ЛН max возможный кпд 14%, а у дуговых ламп– 60 – 80 %
3) ЛН имеют ровный свет, а дуговые мигают с частотой 100 раз/сек. Это вредно для глаз, они устают, поэтому в светильниках с ЛЛ устанавливаются 2-3 лампы, включенные особым образом.
В стеклянные баллоны (колбы) дуговых ламп и в колбы ЛН закачивают различные газы - и меняется спектр света, который они излучают. Например, спектр ксеноновых ламп (с газом ксеноном) близок к спектру солнечного света. А у ДРЛ в спектре отсутствуют теплые тона (красные и оранжевые).
У обычной ЛН в стеклянном баллоне вакуум. А у галогеновой – капелька йода. Благодаря химической реакции, происходящей во время горения лампы, вольфрамовая нить восстанавливается и лампа служит намного дольше.
Первые электроды дуговых ламп были из древесного угля. Затем их заменили на кокс, а потом на металл. Еще больше превращений произошло с нитью накаливания: сначала она была платиновой, затем угольной – из обугленного бамбука; из прошедшего сложного химические превращения хлопка.... Теперь она изготавливается из вольфрама, у которого Тплавл=33850С
Ученик
Что это за список на экране?
Ученик объясняет)
Это имена изобретателей,сконструировавших и усовершенствовавших различные типы электричес-ких ламп.: Деларю, Лодыгин, Эдисон разработали лампу накаливания.
Ученик
А Василий Петров, Фуко, Яблочков - дуговую лампу.
На этом принципе у нас в классе светят люминесцентные лампы.
У них стеклянная трубка покрыта специальным светящимся составом.
Любознательный
А теперь посмотрим, как делают электрические лампы на заводах.
Смотрим фильм об изготовлении электрических ламп.
Учитель
Сегодня мы много узнали об электрическом освещении. Но, конечно, не все. Это невозможно.
Но я хотела бы поговорить ещё об одном источнике света.
Как вы думаете, что заставляло ученых, о которых мы сегодня говорили – Лодыгина, Яблочкова, Эдисона, Петрова; и тех, которых не успели вспомнить – английского физика Деви и Рихмана, который погиб, изучая с Ломоносовым свойства молнии; американца Джандуса, поместившего электроды лампы в стеклянную колбу, россиян братьев Дидрихсон, изготовивших разработанную Лодыгиным лампу накаливания – за свои деньги изучать странные явления, конструировать, изготавливать свои устройства? Любопытство? Возможно. Неужели только любопытство? Жажда славы, может быть? Но я думаю, что это был еще один источник света, о котором мы говорили
Послушайте: (Данко…)
Звучит отрывок из рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль».
Да, Данко вывел людей из темного леса к солнечному свету. Чем же освещал он людям путь?
- Своим горячим сердцем.
Мне кажется, их сердца, как и сердце Данко, горели любовью к людям.
Посмотрите еще раз на экран. Красиво, правда? Это - наш Губкин, если
вечером посмотреть на него из окна наших домов.
Эта красота создана руками ученых, исследователей, инженеров, рабочих, разрабатывающих, изготавливающих источники света.
......Облитый ветром, стой бессонно
И наслаждайся красотой
Степи бескрайней заоконной,
Огней в прозрачной тьме ночной...
Эти стихи написал слепой мальчик. Он никогда не видел ни солнца,
ни ночного города... Вы можете видеть эту красоту...
Существует много различных источников света.
Солнце, звезды, огонь, электрические лампы… Они согревают, создают уют..
Свет мысли, жажда знаний, стремление познать природу вещей в конце концов помогает сделать легче, красивее нашу жизнь.
Какой же источник света самый лучший, самый главный? Как вы ду-маете?
Я согласна с вами. Это свет сердца, души. Он освещает жизненный путь, помогает в трудную минуту.
Пусть вашу жизнь освещает СВЕТ: свет ламп, о которых мы сегодня так много узнали. Свет мысли. А свет вашей души пусть освещает дорогу идущим рядом с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Конфликты в нашей жизни".
Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго в...
Классный час "Книги в нашей жизни"
Классный час с использованием ИКТ....
Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"
Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....
Классный час: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.
Содержание классного часа способствует формированию знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни. Форма проведения классного часа: рол...
Классный час в игровой форме: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.
Цель: формирование знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни....
Тематический классный час ПРАВИЛА НАШЕЙ ЖИЗНИ
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:— для чего нужны правила?— как формируются правила поведения?— какое поведение называется противоправным?— каковы последствия противо...
Классный час: " Природа - наша жизнь"
Как важно сегодня не быть чёрствыми, надо любить природу и нельзя её губить, поскольку человек - это часть природы. В материале классного часа есть викторина о природе, разработаны экологические ситуа...