Я горжусь своей семьей
методическая разработка (7 класс) на тему

SekalovaValentina

В этом внеклассном занятии раскрывается самая актуальная тема - это тема семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Валуйская общеобразовательная школа-интернат№1

   

 Я горжусь своей семьей

Цель:  Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

Задачи:

Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;

Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;

Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;

Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование: компьютер; мультимедиа презентация «Семья и семейные ценности»; аудиозаписи  песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз.В. Шаинского); эскиз дома, «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; колокольчик; стихи о школе; пословицы; загадки; викторина «И в шутку и всерьёз»; высказывания В. Сухомлинского о семье; памятки.

 

Ход занятия :

1.Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
    Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?

Кто на свете всех вкуснее
   Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
   И кому в семье почёт?(бабушка)

2.С кем же я ходил на пруд?

Там у нас рыбалка,

Только рыбы не клюют,

Что, конечно, жалко!

Дня четыре или пять

Не приносим рыбы…

Скажет бабушка опять:

«И на том спасибо»!                (дедушка)

3.Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
Кто заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?    (мама)

4.Он всё может, всё умеет,

  Всех храбрее и сильнее,

Штанга для него как вата,

 Ну, конечно, это - …(папа)

5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).

Кто догадался: о чём пойдёт речь? Кто сможет сформулировать тему нашего занятия?

: Наш первый   урок в этом учебном году   – «Семья и семейные ценности».  

(на слайде появляются слова В.А.Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»).

Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского.   (6 слайд)

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?   (мнения детей)

- Нам с вами предстоит ответить на вопросы:    (7 слайд)

- Что такое семья?

- Какая семья называется счастливой?

- Что такое семейные ценности?

- А для начала мне бы хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем?

(рассказы учащихся  о  летнем отдыхе).

По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично отдохнули, окрепли.

- Кто из вас был самым  внимательным во время рассказов детей  о своём отдыхе и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других?

Ученики: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.

А кто это?

Ученики: Это члены семьи.

Так что же такое семья?

Ученики: высказывают мнения

«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».

Воспитатель: Из толкового  словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой   (8 слайд)

 «Семья – группа живущих вместе близких родственников».

Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»?  «Что можно»? «Что нельзя»?,  приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

: Ребята, как же появилась дружная семья? (заслушиваю мнения детей).

-  Я вам расскажу одну легенду:

«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…».

Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей? 

- (высказывания детей)

Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это  общие интересы всей семьи.Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.   (9 слайд)

Воспитатель: Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

-Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.

«Какой хороший вечер» (Золтана Зелка)

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет.

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню.

Глаза мои закрылись

Раскрыть бы их пошире.

Глядеть бы удивлённо.

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез. Лишь мама

Посередине мира.

И я уже уснувший

У мамы на коленях.

- Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (высказывания детей).

- Выберите слова, которые  «живут» в такой семье?   (10 слайд)

(на слайде слова: уютспокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добросчастье, ссора, дружбасогласие, грубость).

Воспитатель: предлагает детям закончить пословицу о семье:    (11 слайд)

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

- (предлагаю  ученикам  вспомнить пословицы о семье, которые они знают).

Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

(ученики: высказывают свои мнения).

Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

: Воспитатель: В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады  (учащиеся распределяются).

- При строительстве дома необходимо  соблюдать  ряд требований:

* Начало и конец работы по звонку;

* Согласие и несогласие движением руки.

- Правила понятны?  

Воспитатель: Есть такая традиция перед началом строительства скрепить бригады общим символическим рукопожатием.

(учащиеся выполняют рукопожатие).

(Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это…  .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это….

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете  предложить  для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

Все бригады готовы, осталось только построить дом.  (12 слайд)

Строительство дома начинается с фундамента.I бригада готова.

Ученики: «Прораб»зачитывает ответы:  Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

: Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

Ученики II бригады: «Прораб» зачитывает ответы:  Семья – это…  (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

Воспитатель: Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

- Что нужно для крепости  семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.

Ученики зачитывают ответы:  понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

Воспитатель: IV бригада расскажет нам «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.

Нельзя: огорчать; ругаться;  предавать; грубить; повышать голос;  быть агрессивным;  выплёскивать на других свой гнев, обиду;  бездельничать, когда взрослые трудятся.

Воспитатель:: Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души. А наша семья – это наш 6 «А» класс!

Пора сказать: «Приходите к нам в гости!». Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль всё же играют хозяева дома.

(«Строительные бригады» назначаются хозяевами).

 Воспитатель: ы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.

(учащиеся выполняют задания).

Воспитатель: Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку  и всерьёз».                (13-15 слайд)

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

3. Цветок – символ семьи (ромашка).

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?

 (о матрёшке)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (в доме)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

Итог

Воспитатель:: Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:

- Интересно вам было строить дом?

- Работать в строительной бригаде?

- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

Что на свете всего дороже?    (16 слайд)

Семья.

А что значит семья?

Это – семь я.

Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

Ведь все мы связаны семьёй.

Ребёнок (заранее подготовленный): (17 слайд)

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

Воспитатель: в конце классного часа раздаю детям памятки.

- Свято храни честь своей семьи. - Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи. - Подари родителям радость.

- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Жизнь – это дорога, полная испытаний,

будь готов с честью пройти их.

Щекалова Валентина Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы I молодежной конференции учащихся общего и профессионального образования г. Палласовка «Я горжусь своей Родиной! »

В папке собраны положение о проведении конференции, сценарии открытия и закрытия конференции, программа проведения конференции, темы докладов участников, статья в СМИ о результатах конференции...

"Я горжусь своей малой родиной"

19 января 2011года исполняется 69 лет образования Ульяновской области. Почему именно в годы Великой Отечественной войны была образована наша область? Что из себя представлял Уляновск до 1943года? Поче...

Горжусь своей ученицей

Данное эссе было написано для Всероссийского дистанционного конкурса педагогов "Горжусь свои учеником" ...

Я горжусь своей страной.

Мероприятие было проведено в 5 классе с учащимися с ООП. Внеклассное мероприятие было приурочено к 25 - летию Независимости Республики Казахстан....

Сочинение "Я горжусь своим дедушкой"

Ученица 9 класса Лариса Иванова посвятила сочинение своему дедушке, которому в начале войны едва исполнилось 11 лет....

Сочинение ученицы "Я горжусь своим прадедом!"

Война… Какое страшное и пугающее слово…Сколько бед и лишений она принесла. Когда на землю приходит война, на её защиту встают все те, кому дорога эта земля. Так было и в тысяча девятьсот сорок п...

Я ЗНАЮ СВОЮ ИСТОРИЮ И ГОРЖУСЬ СВОИМИ ПРЕДКАМИ

Почти в каждой российской семье хранят память о тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны, и кто навсегда остался молодым. Отнекоторых даже не осталось фотокарточки. Но такие были вре...