"Вечер добрых отношений" среди учащихся 8-9 классов
методическая разработка (9 класс) на тему

Хэно Вета Владимировна

Вечер добрых отношений. Правовое просвещение детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_dobryh_otnosheniy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования с.Самбург Пуровского района

«Вечер добрых отношений»

(для учащихся 8-9 классов)

Социальный педагог Хэно В.В.

 Цель: Правовое просвещение детей.

 Задачи: формировать у детей представление о том, что рядом существуют права человека и его обязанности; ознакомить подростков с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях.

Оформление: 2 стола и стулья вокруг них для участников – команд, на заднем плане плакаты «Мои права - моя свобода», «Мои права - …»   «Мои обязанности - …».

Солнце – на занавесе, название игры.

Музыкальное оформление: аудио магнитофон, аудиокассеты.  

Наглядный материал: «Конвенция о правах  ребенка», «Сборник законов РФ», «Кодекс законов РФ».

 Члены жюри:

1 ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители, дорогие наши ученики и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященной правовой защите детства.

Прежде чем мы начнем, кто из Вас может объяснить что, это за понятие «защита детства»

Если есть желающие ответить – отвечают.

(ведущий объясняет).

Каждый ребенок в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения. Поэтому ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Это положение Декларации были развиты в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблей ООН 20 ноября 1989 г.

Итак, Защита детства – защита ребенка от основных видов насилия (физического, сексуального и психического) пренебрежения его нуждами и интересами, а также от жестокого обращения в семье.

2 ведущий: Сегодня мы предлагаем Вам игру «Имею право!» где принимают участие команда родителей и детей.

Оценивать выступления и ответы наших команд будет компетентное жюри (Представляются члены жюри с указанием должностей).

Жюри оценивает по 5 – бальной системе.

1 ведущий: Объявляю начало первого конкурса! Капитан каждой команды расскажет немного обо всех в увлекательной форме, а жюри оценивает.

(домашнее задание участников)

2 ведущий: Объявляю второе задание. Сейчас Вам будут прочитаны ситуации, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни.

Каждая команда должна оценить данные действия, найти верное решение и поделиться своим мнением снами.

За существенное дополнение другая команда может получить на усмотрение жюри дополнительные баллы (дается время 5 минут).

Ситуация 1. Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ: Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть призван полностью дееспособным, или работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 173 КЗОТ.

Ситуация 2. Двенадцатилетний Олег хвастается пред другом: Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю, имею карманные деньги. И друг мой Леша тоже предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. «Только не ленись!

Вопрос. Имеют ли право Олег двенадцати лет и Алексей семнадцати лет заниматься предпринимательской деятельностью?

Ответ: С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Ст. 127 ГК

Тем временем пока команды готовятся, проводится игры со зрителями

«Лесная школа».

1 ведущий: Уважаемые зрители предлагаю поиграть в «лесную школу»: «Согласны ли вы, быть учениками «лесной школы»? (дети, как правило, соглашаются). Тогда послушайте, что я вам расскажу:

  1. Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые права. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу как брат и сестра. Каждый имеет право на жизнь. Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.
  2. Каждый ребенок имеет право на образование. Вы ходите в школу, бесплатно учитесь.
  3. Каждый ребенок имеет право на свободу. Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.
  4. Никто не имеет права обижать друг друга, унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе, а, не размахивая кулаками.
  5. Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет права за это наказывать.
  6. Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т.п.). Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.
  7. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь других людей: входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т.п.
  8. Каждый имеет право на отдых. Детям в школе даются каникулы, а взрослым на работе – отпуск. У детей и взрослых есть выходные дни.

Ведущий спрашивает у детей, понравился ли им рассказ.

1 ведущий: Предоставляем слово жюри.

Задание третье: сейчас вам будут разданы листочки, в которых описаны ситуации. Вам будет дано время, чтобы обсудить каждую из них. Но кроме этого, необходимо объиграть эту ситуацию, т.е. показать своим соперникам для того, чтобы они разобрались кто прав, а кто виноват и дали четкий обоснованный ответ.

(время обсуждения – 5 минут).

Ситуация 1. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет!»

Вопрос. Прав ли он?

Ответ: Ст. 135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующий взыскания:

  1. замечание
  2. выговор
  3. строгий выговор
  4. строгий выговор
  5. увольнение

      Ситуация 2

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ. Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158) нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, из-за него предусмотрен штраф, до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.

 

Пока команды готовятся, проводим игру со зрителями «Перечень прав».

Кто знает уважаемые зрители, какими правами пользуются взрослые и дети в соответствии с Российским законодательством. /Дети отвечают/

Перечень прав:

Право на жизнь. Право на имя. Право на гражданство. Отсутствие дискриминации. Право на свободу совести и религиозных убеждений. Право на жизнь с родителями. Право на труд. Право на отдых. Право на свободу ассоциаций и мирных собраний. Право на защиту жизни и здоровья. Право на свободу ассоциаций и мирных собраний. Право на защиту жизни и здоровья. Право на образование. Право на отсутствие рабства. Право на жилище. Свобода слова. Право на получение информации. Право пользоваться достижениями культуры. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Право обращаться с просьбами, обращениями и предложениями в любой государственный орган. Право создавать семью. Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

 

2 ведущий: Объявляю начало 4 конкурса. Я прочитаю Вам ситуацию, а вы должны будете разъяснить ее, но время на обдумывание ситуации составляет всего 5 минут. Параллельно с этим заданием проводится конкурс капитанов. Капитану называют термин (свобода, закон, право, ребенок). Просят на листочке написать на листочке слова – ассоциации в течение 5 минут после этого сдать листочки жюри и присоединиться к своей команде.

Ситуация: Во время перемены у второклассницы пропали наручные часы, которые она оставила в классе на парте. Девочка пожаловалась учительнице. Та сразу же  попросила детей «поискать: часы нашлись на удивление быстро – в парте у одного мальчика он, перепуганный, твердит, что часов не брал. Дети и учительница верят в это с трудом. После уроков в школу пришла мама мальчика, которой сын все рассказал, уверяя, что он не виноват.

Женщина и сама не верит, что сын-воришка, это на него абсолютно не похоже. Может, часы ему подбросил настоящий вор? Как быть?

       Возможные ответы:

  1. Посоветовать маме, внушить сыну, чтобы впредь был повнимательнее, а в случае чего – активнее отстаивал свою невиновность;
  2. Извиниться перед мамой и твердо пообещать завтра же «реабилитировать» мальчика перед классом.

В это время проводится игра со зрителями «Вопрос – ответ».

1 ведущий: Предлагаю нашим зрителям поиграть в игру «Вопрос – ответ». Я задаю Вам вопрос, а вы должны быстро дать верный и полный ответ.

  1. Должно ли государство заботиться о детях? (Да, потому что дети не всегда могут самостоятельно решить те или иные проблемы, и нуждаются в помощи взрослых).
  2. В каких документах есть сведения о ваших правах? (Конвенция о правах ребенка, семейный кодекс, жилищный кодекс, уголовный кодекс, Конституция РФ, закон об образовании, распоряжения органов исполнительной власти, кодекс о труде, распоряжение администрации школы - устав школы, положение о совете, приказы)
  3. Ребята вы узнали о своих правах, а как вы думаете, у вас есть обязанности? Какие?

(ходить в школу, помогать родителям, выполнять домашнее задание, не пропускать уроки)  

Жюри подводит итоги конкурса, объявляются победители. Участникам вручаются призы, дипломы за 1 и 2 место.

Ситуация 1. Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ситуация 2. Двенадцатилетний Олег хвастается пред другом: Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю, имею карманные деньги. И друг мой Леша тоже предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. «Только не ленись!

Вопрос. Имеют ли право Олег двенадцати лет и Алексей семнадцати лет заниматься предпринимательской деятельностью?

Ситуация 1. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет!»

Вопрос. Прав ли он?

Ситуация 2

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Перечень прав:

Право на жизнь. Право на имя. Право на гражданство. Отсутствие дискриминации. Право на свободу совести и религиозных убеждений. Право на жизнь с родителями. Право на труд. Право на отдых. Право на свободу ассоциаций и мирных собраний. Право на защиту жизни и здоровья. Право на свободу ассоциаций и мирных собраний. Право на защиту жизни и здоровья. Право на образование. Право на отсутствие рабства. Право на жилище. Свобода слова. Право на получение информации. Право пользоваться достижениями культуры. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Право обращаться с просьбами, обращениями и предложениями в любой государственный орган. Право создавать семью. Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

Ситуация: Во время перемены у второклассницы пропали наручные часы, которые она оставила в классе на парте. Девочка пожаловалась учительнице. Та сразу же  попросила детей «поискать: часы нашлись на удивление быстро – в парте у одного мальчика он, перепуганный, твердит, что часов не брал. Дети и учительница верят в это с трудом. После уроков в школу пришла мама мальчика, которой сын все рассказал, уверяя, что он не виноват.

Женщина и сама не верит, что сын-воришка, это на него абсолютно не похоже. Может, часы ему подбросил настоящий вор? Как быть?

Капитану 1 команды, термин – свобода

Капитану 2 команды, термин - закон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географический вечер для учащихся 9 – 11 классов

учителя географии данный материал могут исользовать на вечерах, с целью повышения интереса к предмету география....

Сценарий тематического вечера для учащихся 9-11 классов «Войны священные страницы навеки в памяти людской»

Целью мероприятия является  углубление знаний учащихся о важнейших событиях  Великой Отечественной войны; - на примерах героизма советских людей формировать чувства патриотизма, гордости за...

Выпускной вечер в 11 классе 2013 г (материалы к сценарию). Доброе слово о каждом выпускнике класса

   Скоро в школах выпускной вечер. Каждый классный руководитель захочет с любовью и верой сказать доброе слово о своих воспитанниках, таких разных и тем интересных. Мои выпускники уже...

Математический вечер "Добро пожаловать в Аль-Джебру"

Материал вечера представляет историю возникновения школьного предмета "Алгебра"...

ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида» Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов «Такие добрые дети живут на доброй планете!» Подготовила воспитатель- МАРЫШЕВА С.В.

ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида» Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов«Такие добрые дети живут на доброй планете!»     ...

Сценарий вечера "Halloween" (для учащихся 6-7 классов)

Многих учащихся очень интересуют праздники, обычаи и традиции страны изучаемого языка. Больше всего им нравится Halloween и Christmas. Они любят петь забавные песни на английском языке и читать стихи....

Сценарий вечера "Добро и зло"

Сценарий вечера для старшеклассников  "Добро и зло"...