"И помнит мир спасённый"
методическая разработка (9 класс) на тему

Черепенникова Надежда Григорьевна

Мероприятие знакомит с историей создания памятника советским воинам в Трептов парке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_meropriyatiya.docx59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Панинская ООШ»

Черепенникова Н. Г.

Внеклассное мероприятие,

посвящённое 70 – летию Победы

в Великой Отечественной войне

H:\аниме победа\693557659.jpg

2015г.

Цель:

способствовать воспитанию в учениках высоких морально – нравственных качеств, патриотических чувств, уважения к истории родного народа, принявшего на себя тяготы II мировой войны.

Задачи:

1. Воспитательная: способствовать формированию у учащихся исторического мировоззрения на основе вживания в образы и события, связанные с людьми, чья судьба стала страницей истории.

2. Развивающая: приблизиться к пониманию сущности исторической памяти и необходимости извлекать нравственные уроки из своего прошлого, дать оценку деяниям фашизма.

1 чтец

Это было в мае на рассвете,

Грохотал у стен Рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

Детский рот перекосил испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг…

2 чтец

Тут он вспомнил, как, прощаясь, летом

Он свою дочурку целовал,

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,

Полз боец и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

3 чтец

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые Армии Советской,

Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.

4 чтец

Он стоит, как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он – солдат моей державы –

Охраняет мир на всей земле!

Г. Рублев

1 ведущий (слайд 2)

В Берлине, в Трептов-парке, на пьедестале стоит русский солдат в плащ-палатке, наброшенной на плечи, гордо вскинув чубатую голову. Под его ногами поверженные обломки фашистской свастики. В правой руке его зажат тяжелый обоюдоострый меч, а на левой руке уютно устроилась маленькая девочка, доверчиво прильнувшая к груди солдата.

Этого воина знает весь мир, память о нем жива и поныне.

2 ведущий (слайд 3)

В АПРЕЛЕ 1945 года передовые части советских войск вышли к Берлину. Город оказался в огневом кольце окружения. 220-й гвардейский стрелковый полк наступал по правому берегу реки Шпрее, от дома к дому продвигаясь к имперской канцелярии. Уличные бои шли днем и ночью. До начала атаки оставалось 50 минут. Установилась тишина — тревожная и напряженная. Неожиданно послышался детский плач. Он доносился словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно. Ребенок с плачем произносил одно понятное всем слово: «Мут-тер, муттер...», ведь все дети плачут на одном языке.

(слайд 4)

Раньше других детский голос уловил сержант Масалов. Он поднялся почти во весь рост и напрямик побежал в штаб — к генералу.

— Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он...

Генерал молча разглядывал невесть откуда взявшегося солдата.

— Только обязательно вернись. Надо вернуться, ведь этот бой— последний, — по-отечески тепло напутствовал его генерал.

— Я вернусь, — промолвил гвардеец и сделал первый шаг в сторону канала.

1 ведущий

Площадь перед мостом простреливалась огнем пулеметов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, густо усеявших все подступы. Сержант Масалов полз, прижимаясь к асфальту, осторожно минуя едва приметные бугорки мин, ощупывая руками каждую трещину. Совсем рядом, выбивая каменистую крошку, проносились пулеметные очереди. Смерть сверху, смерть снизу — и негде от нее укрыться. Уворачиваясь от смертоносного свинца, Николай нырнул в воронку от снаряда, будто в воды родной сибирской Барандатки.

(слайд 5)

 В Берлине Николай Масалов насмотрелся на страдания немецких ребятишек. В чистеньких костюмчиках они подходили к солдатам и молча протягивали пустую консервную банку или просто исхудавшую ладошку. И русские солдаты совали в эти ручонки хлеб, куски сахара или усаживали худющую компанию вокруг своих котелков... 

Под мостом он увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда, девочку в охапку — и обратно. Тут фашисты начали палить. Орудия, минометы, автоматы, карабины прикрывали Масалова шквальным огнем. Гвардейцы прицельно били по огневым точкам врага. Русский солдат встал над бетонным парапетом, закрыв собой от пуль немецкую девочку.  Девочку он спас, но был ранен. В этот момент над крышей иссеченного осколками дома с колоннами поднялся ослепительный диск солнца. Его лучи ударили по вражескому берегу, на некоторое время ослепив стрелков. Одновременно ударили пушки, началась артподготовка. Казалось, что весь фронт салютует подвигу русского солдата, его человечности, которую он не растерял на дорогах войны.

2 ведущий (слайд 6)

Н. И. Масалов так и прожил всю свою жизнь в родном поселке Тяжин Кемеровской области, хотя ему в свое время предлагали переехать на жительство в Германию, поскольку он был почетным гражданином Берлина. Последние годы Николай Иванович не поднимался с постели — давали о себе знать осколки немецких снарядов, оставшиеся в ногах и груди. Его единственная дочь Валентина почти еженедельно вызывала «скорую», но врачи не всесильны… В декабре 2001 года на 79-м году жизни он скончался и похоронен на местном кладбище. А в центре Тяжина еще при жизни солдата был установлен такой же памятник, как в Трептов-парке, только гораздо меньших размеров. И цветы возле него всегда есть. Живые...

1 ведущий (слайд 7)

После Потсдамской конференции глав союзных держав Вучетича вызвал к себе Климент Ефремович Ворошилов и предложил приступить к подготовке скульптурного ансамбля-памятника, посвященного Победе советского народа над фашистской Германией. Строительство памятника в Берлине приравнивалось к заданию чрезвычайной важности. Было создано специальное строительное управление. К концу 1946 года набралось 39 конкурсных проектов. Перед их рассмотрением в Берлин приехал Вучетич. Идея памятника целиком и полностью завладела воображением скульптора

Моделями для скульптора служили сразу два солдата — Иван Одарченко (сержант пехотинец) и Виктор Гуназа (десантник). Обе модели были замечены Вучетичем во время спортивных состязаний. Позирование было делом скучным, поэтому на сеансах солдаты сменяли друг друга.

(слайд 8)

Моделью для девочки на руках солдата стала дочь берлинского коменданта Котикова, будущая актриса Светлана Котикова.

(слайд 9)

Работы по сооружению памятника воину-освободителю начались в 1947 году и продолжались больше трех лет. Здесь была задействована целая армия специалистов — 7 тысяч человек. Заявка на материалы озадачила даже Москву — черные и цветные металлы, тысячи кубометров гранита и мрамора.

2 ведущий

Складывалась крайне затруднительная ситуация. Помог счастливый случай.

Вспоминает заслуженный строитель РСФСР Г.Кравцов: «Ко мне пришел изможденный немец, бывший узник гестапо. Он видел, как наши солдаты выбирают в развалинах зданий куски мрамора, и поспешил с радостным заявлением: ему известен в ста километрах от Берлина, на берегу Одера, потайной склад гранита. Он сам разгружал камень и чудом избежал расстрела... И эти груды мрамора, оказывается, по заданию Гитлера были припасены для строительства памятника победы...над Россией. Вот ведь как получилось...

1 ведущий

Монумент строили местные жители, они же выкапывали и могилы для захоронения советских солдат, погибших в боях при взятии Берлина. Могилы копали днем и ночью на протяжении почти целого месяца, после чего в них было похоронено 5 000 воинов (по другим сведением 7 200).

Вспоминает бывшая садовница Фрида Хольцапфель: «Нашей первой задачей было удалить с участка, предназначенного для памятника, кусты и деревья; на этом месте должны были вырыть братские могилы... А потом стали подъезжать машины с бренными останками погибших солдат. Я просто не могла сдвинуться с места. Всю меня словно пронзила острая боль, я заплакала навзрыд и ничего не могла с собой поделать. Мысленно я представляла себе в эту минуту русскую женщину-мать, у которой отняли самое дорогое, что у нее было, и теперь опускают в чужую немецкую землю. Невольно я вспомнила о сыне и муже, которые считались без вести пропавшими. Может быть, и их постигла такая же судьба. Вдруг ко мне подошел молодой русский солдат и сказал на ломаном немецком языке: «Плакать нехорошо. Немецкий камерад спит в России, русский камерад спит здесь. Все равно, где они спят. Главное чтобы был мир. Русские матери тоже плачут. Война для людей нехорошо!» Потом он еще раз подошел ко мне и сунул в руки какой-то сверток. Дома я развернула его — там лежали полбуханки солдатского хлеба и две груши...».

2 ведущий (слайд 10)

Мемориал занимает огромную площадь в 280 тысяч квадратных метров. Фигура советского солдата из бронзы со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом над свастикой символизирует разгром национал-социализма и обращение к мирному будущему. Скульптура солдата весом около 70 тонн была изготовлена весной 1949 года на ленинградском заводе «Монументальная скульптура» в виде шести частей, которые были отправлены в Берлин.  Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн.

В завершении мемориала находится главный монумент: конусообразный мавзолейный холм с криптой, являющейся пьедесталом для центральной фигуры-красноармейца. Внутреннее помещение крипты облицовано мозаичным фризом. На мозаике представители 16 советских республик на церемонии почитания памяти павших. Мозаика была выполнена немецкой фирмой Puhl & Wagner по эскизам художника студии Грекова А.А.Горпенко.

Скульптура «Скорбящая мать» — открывает комплекс. (сдайд 11)

Символические ворота — преклоненные знамена и скульптуры скорбящих солдат. (слайд 12)

Аллея саркофагов — символические мраморные кубы с барельефами, рассказывающими и подвигах советских солдат во время войны, в центральной части аллеи расположены пять братских могил, где захоронены 7 000 воинов, сами саркофаги сделаны из мраморных плит Рейхстага.  По обе стороны центральной части возвышаются с каждой стороны по восемь саркофагов из известняка. Могилы более 7000 погибших и здесь захороненных красноармейцев покрыты газоном и находятся за саркофагами под платанами.

 (слайд 13 – 14)

Скульптура воина-освободителя — главная доминанта комплекса. (слайд 15)

(слайд 16)

В основании скульптуры воина-освободителя находится мемориальная комната, в центре которой расположен черный каменный постамент. На постаменте стоит золоченый ларец, в ларце находится пергаментный фолиант в красном переплете. Фолианта содержит имена тех, кто похоронен в братских могилах мемориала.

1ведущий

Фигура солдата с девочкой на руках полна символических деталей, составляющих главный смысл всего комплекса:

•        Попираемая и рассеченная свастика — символизирует победу над нацизмом;

•        Опущенный меч — скульптор хотел изобразить своего героя с автоматом в руках, но лично Сталин приказал заменить современное оружие на меч, что сразу сделало скульптуру монументальней по смыслу. Несмотря на то, что оружие опущено, герой крепко сжимает его в руке, готовый дать отпор всякому, кто посмеет нарушить мир.

•        Девочка на руках — была призвана символизировать благородство и бескорыстие советских воинов, которые не воюют с детьми. Первоначально скульптор предполагал изобразить на руках героя мальчика, девочка появилась, когда автор узнал о подвиге сержанта Масалова, спасшего немецкую девочку во время штурма столицы Германии.

Слайд 17

Но ни фотографии, ни рассказы не способны передать то, какое сильное впечатление производит этот мемориальный комплекс. Он был открыт 8 мая 1949 года, всего через 4 года после Победы, по горячим следам, когда ещё не притупились чувства, не забылся весь ужас, вся боль и горечь утраты, вся самоотверженность и героизм, вся ненависть и любовь. Стоя рядом с монументом, ощущаешь это физически. В каждой детали, в каждой березке, в каждой памятной табличке. И незаметно ком подкатывает к горлу.

(слайд 19)

И именно поэтому сюда, в Трептов-парк, приходят тысячи берлинцев, а также множество людей со всех уголков Германии и со всего мира. Коренные немцы и эмигранты из бывшего СССР, туристы, случайно оказавшиеся в эти дни в Берлине, а также те, кто специально приехал на День Победы в Германию, - все приходят в эти дни сюда, чтобы возложить цветы и сказать спасибо тем, кто ценой своей жизни спас мир от фашизма.

1 чтец

К нему тропа усыпана цветами,

Зелёная трава украсила курган.

Приветы Родины приносятся ветрами,

И благодарны Ему люди многих стран.

 (Мохонько Борис Борисович.)

2 ведущий

В берлинском Трептов-парке на мероприятии в память о погибших во Второй мировой войне с утра 9 мая собрались несколько тысяч человек. По данным наблюдателей — более 5000 человек. В честь 70-летия к монументу советскому воину приехали жители многих стран. Помимо российских, немецких, казахских, белорусских, польских флагов были замечены и флаги Новороссии, ДНР и ЛНР. Показательно, что выразить поддержку ополченцам вышли не только русскоязычные граждане Берлина, но и коренные жители Германии.

(слайд 20)

В этом году особое внимание привлечено к российскому байкерскому клубу «Ночные волки», который 9 мая в Берлине завершает свой мотопробег по Европе в честь Дня победы. Представитель «Ночных волков» сообщил, что в Трептов-парке присутствуют около 100 членов российского клуба и его отделений в Македонии, Болгарии, Сербии и Германии. Поддержать байкеров приехали также члены чеченского спортивного клуба в Гамбурге «Терек». Большинство собравшихся пришли возложить цветы к мемориалу советским солдатам с российской и советской символикой, а также с георгиевскими ленточками.

2 чтец

В девятый день минующего мая,

Когда легла на Землю тишина,

Промчалась весть от края и до края

Мир победил!

Окончилась война!

Уже нигде не затемняли света

В продымленной Европе города.

Ценою крови куплена Победа!

Пусть это помнит шар земной всегда!

3 чтец

И помнит мир спасенный

Кровавую зарю.

И помнит мир спасенный

Великую Войну!

Войну за справедливость,

Войну за пядь земли,

Которую солдаты

Советские вели.

За сторону родимую,

За маму,за жену,

За дом и за скотину,

За Родину свою!

4 чтец

Он помнит каждый вздох её.

Он помнит каждый шаг.

Он знает каждый стон её,

Как падал друг и враг.

Мир видел кровь и пепел.

Мир видел рай и ад.

Мир видел осажденный,

Голодный Ленинград.

Он помнит Братиславу.

Он помнит Холокост.

Он помнит даже маленький,

Поруганный погост.

5 чтец

Он помнит Бухенвальд и Брест,

Дахау, Сталинград...

Он знает, этот тяжкий крест

Весомей всех наград.

И льется колокольный звон

Над миром как набат.

И слышен в этом звоне стон

Погибших там солдат.

Он помнит каждый день войны,

Раненья, кровь  и пот.

Он помнит, что забыли мы

И память нам вернет.

И сколько их погибших там

Лежит на дне земли?

Лишь мир укажет место нам,

Где можно их найти!

Да, помнит  мир спасенный

Кровавую зарю.

Да, помнит мир спасенный

Великую Войну!

Интернет -  источники:

http://www.stihi.ru/cgi-bin/search.pl

 http://politikus.ru/events/49957-berlin-treptov-park-9-maya-2015-goda.html

http://www.liveinternet.ru/users/5458684/post361330055/

http://notbremse.livejournal.com/36298.html

http://cocukpsikolojimerkezi.com/wp-content/uploads/savasin-icinde-buyumenin-cocuk-psikolojisi-uzerine-etkisini-anlatan-17-fotograf-2.jpg

http://www.yaplakal.com/forum1/st/50/topic432303.html

http://all-worlds.ru/treptov-park-pechalnaia-stranitca-istorii

http://www.sovross.ru/old/2005/60/60_3_3.htm

http://e-strannik.livejournal.com/65090.html

http://www.dezona.ru/smotri/parki/treptov.htm

http://www.dezona.ru/smotri/parki/treptov.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-игры о Великой Отечественной войне "Но помнит мир спасённый..."

Предлагаемая разработка игры о Великой Отечественной войне может быть использована как дополнительный материал к урокам истории и литературы или как внеклассное мероприятие. Чась игры посвящена ...

презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «И помнит мир спасённый…».

Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения  «И помнит мир спасённый…».  Использование  на уроках истории по изучению темы "Великая Отечественная в...

И помнит мир спасённый

Посвящается Великой Победе...

Литературно- краеведческая композиция "И помнит мир спасённый"

Селение Цалык основано в 1945году. строили его возвращающиеся с фронов люди . Первым директором был "Человек-легенда" необьявленный герой Харитон Александрович Хатагов. В селе проживали 38 Ветеранов В...

Литературная гостиная И помнит мир спасённый...

Внеклассное мероприятиев форме литературной гостиной, посвящённое 70- летию Великой Победы.В ходе мероприятия можно провести конкурс стихов, входящих в мероприятие....

Сценарий конкурса военно-патриотической песни "И помнит мир спасённый"

Сценарий школьного этапа конкурса военно-патриотической песни "И помнит мир спасённый" для участников 5-11 классов...

урок мужества "И помнит мир спасённый"

Мероприятие для детей старших классов с 8 по 12 , посвящённое Дню Победы. Большая часть материала - региональный компонент. Использованы стихи поэтов г. Троицка и Челябинской области.  Особенност...