Сценарий классного часа "Эхо Чернобыля"
классный час (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 ст. Новогражданской муниципального образования Выселковский район
КЛАССНЫЙ ЧАС В 10 КЛАССЕ
«ЭХО ЧЕРНОБЫЛЯ»
Работу выполнила
классный руководитель
Гимпу Любовь Васильевна
Цели:
Рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии; о подвигах людей в чернобыльской трагедии, способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.
Развивать позитивную активную жизненную позицию;
Воспитывать чувство сострадания.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход классного часа
I. Вводное слово учителя:
Сегодня, спустя двадцать восемь лет, прошло с того страшного дня, когда по радио и телевидению объявили о трагедии в Чернобыле.
Каждый год 26 апреля все цивилизованное человечество с горечью и болью вспоминает о катастрофе, грянувшей на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС ночью 26 апреля 1986 года. Катастрофа в одночасье перевернула жизнь миллионов людей и стала проблемой целого мира. Тем не менее, для кого-то эта катастрофа уже забыта, кто-то слышал о ней «краем уха», а кто-то – и вообще не знает ничего. Но те люди, которые попали в этот огневорот, никогда не смогут ничего забыть, даже если бы захотели. Это – десятки и сотни тысяч ликвидаторов и пострадавших из разных категорий общества.
Это произошло на Чернобыльской АЭС в 01 час 23 минуты 48 секунд. 26 апреля 1986 г. весь мир "вздрогнул" от взрыва энергоблока, прозвучавшего на Чернобыльской АЭС. Радиационная пыль протянулась "хвостом" через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы.
Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева.
Примерно в 1:23:50 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом, как считается, погиб 1 человек. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ, с различным периодом полураспада от 8 дней до 30 лет. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические (от горения запасов графита) реакции с выделения тепла с извержением из разлома в течение многих и многих дней с продуктами горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и массовым переоблучением тысяч ликвидаторов.
Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.
Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 составляло: — 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей (из них 7176 школьников) и 16 562 женщин. В городе было 160 домов на 13 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат. Население города было эвакуировано 27 апреля 1986 года.
Рассказ очевидцев (читают ученики):
- «Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то с деаэраторами над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с фальшпотолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая. Стало понятно – произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле».
- «Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные и возбужденные. Наконец машзал. Он интересовал меня в первую очередь, так как там запасы водорода и машинного масла – все это огнеопасно. Вижу, кровля рухнула. Потом побежал на щит управления 4-м блоком. Спросил: «Льете ли воду для охлаждения реактора?». Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают.
Появился дозиметрист, сообщил, что его прибор слабенький и полную мощность радиационного излучения измерить не может. Вижу, ребята несут обожженного человека это оказался В. Шашенок. Он был грязный, в шоковом состоянии, стонал.
Я помог донести парня до щитовой 3-го блока. Оттуда позвонил в Москву, в ВПО «Союзатомэнерго», сказал, что у нас самая серьезная авария. Потом позвонил телефонистке, чтобы объявила общую аварию по станции».
Дополнение учителя:
Володю Шашенка, вынесли на руках обожженного и облученного врачи и пожарники. Он успеет простонать: «Там... Валера...», – и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи. Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на первом деревенском кладбище. Его друга и одногодка Валерия Ходемчука не найдут. И может, на бетонной стене захороненного атомного реактора когда-то напишут его имя... Сердце Валерия Ходемчука остановилось в то мгновенье, когда начала свое действие авария, ставшая предостережением всему человечеству. Валерка, который, уходя на смену, на реактор, попросил Наташу, чтобы собрала детишек, завтра поедут все вместе к матери сажать картошку.
Учитель Через много лет после аварии на ЧАЭС автомобили и вертолеты, которые работали при ликвидации ее последствий, ржавеют в могильниках под открытым небом, расположенных в 30-километровой зоне.
Своей участи ждут груды техники. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха – в 25 километрах на юго-запад от атомной станции. Некоторые все еще несут на себе символы советской военной мощи... В селе Буракивка находится самая радиоактивная техника. Она захоронена в земляных траншеях – таких как эта, под номером 5. Из 30 могильников остались пустовать только три.
На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно – 15 дней находятся в зоне, 15 дней – за ее пределами. В зону их привозит из Славутича специальная электричка. В самом Чернобыле расположены только общежития работников. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 – средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию.
Учитель: Но нельзя не забыть о тех, кто первый «нырнул» в смерть, не жалея себя. Это отряд пожарных. Пожарные, охранявшие атомную станцию, оказались первыми, кто встретил вселенскую беду – ибо первыми последствиями любой техногенной катастрофы являются разрушения и огонь. До той поры еще не тушили таких радиационных пожаров, не сталкивались с обширным несчастьем, которое принес "мирный" атом"! Бойцы пожарной охраны сумели справиться с пожаром – ценой собственной жизни. Леонид Телятников, Владимир Правик, Виктор Кибенок…, все 28 огнеборцев, погибшие при исполнении своего профессионального долга, – дорогие сердцу имена!
Святые люди! Понимая, что вокруг них бушует радиация, они боролись с огнем, отсекали ему путь к соседнему реактору. Боролись, пока не укротили пламя, против которого всегда выходят огнеборцы, но то голубое, что было вокруг них, не просто исчезло, а затаилось внутри них. Получившие страшную дозу радиации, они были помещены в лучшую клинику Москвы, где их, казалось бы, должны были спасти. Но не спасли. А перед тем как они умерли, их командир лейтенант Виктор Кибенок, почти теряя сознание, обошел клинические палаты и в них товарищей своих. Поздравил с наступающим майским днем Победы, призвал держаться и не сдаваться. (Так на войне, в паузе тяжелейшего бесконечного боя, обходит своих бойцов и обрушенные траншеи боевой командир...). Они умерли в один день. Слишком велика была доза облучения...
Ученик читает стихотворение
ПЕРВЫЕ. ГИМН ОГНЕБОРЦАМ.
Когда мир и горит, и плавится,
Задыхаясь в едком дыму,
Только первые могут справиться,
Побеждая огонь и тьму.
Не откажутся, не отступятся,
Не забудут про долг и честь,
Только первые, только лучшие!
Служба первых была и есть -
«Ноль один» - это служба риска,
Та, что будет всегда нужна!
…Нет конца у святого списка,
Где Чернобыльцев имена,
Где над каждым именем доблестным,
Остывающем от огня,
Светлый лик встает Богородицы,
До последней секунды храня…
Опаленные, легендарные,
Окрещенные тем огнем,
Героические пожарные
На посту и ночью и днем.
И когда все горит и плавится,
Задыхаясь в дыму вражды,
Только первые могут справиться,
Заслонить других от беды!
…Кто-то будет из камня высечен,
Кто-то будет забыт, как сон.
Гибнут первые, сотни и тысячи.
Мир их праху и низкий поклон!
Февраль 1999 г.
II. Просмотр презентации
III. Беседа по вопросам
- Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?
- Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?
- Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?
- Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?
- Как вы считаете, достаточно ли только знаний для безопасной эксплуатации атомной станции?
- Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.
Учитель Чернобыльская авария - крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. Взрыв выбросил в воздух более 50 тонн летучих РВ. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды. Но один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Надо уметь говорить с людьми не только в праздники, но и в часы испытаний. Боязнь и малодушие перед реальностью неизбежно оборачиваются потерями. А они были. И во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Чернобыль... Мы обязаны знать и помнить"
Классный час проводился в рамках Дня защиты детей в ЧС, в связи с 27 годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС....
классный час "Чернобыль"
презентация посвящена годовщине трагических событий на Чернобыльской АЭС...
Классный час - Чернобыль - 9-11 классы
: Сегодня, спустя двадцать с лишним лет, что мы знаем о трагедии в Чернобыле? Множество самого разного. Знаем о том, что взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС рванул в 01 час 23 минуты 48 с...
Классный час "Чернобыль - чёрная боль"
Презентация к трагической дате взрыва Чернобыльской АЭС...
презентация к классному часу "Чернобыль... одного хватает слова"
Презентация к 30 - летию со дня аварии на Чернобыльской АЭС...
Классный час «Чернобыль – трагедия или предупреждение…»
Классный час «Чернобыль – трагедия или предупреждение…» Цель. Показать размеры трагедии взрыва 4-го реактора Чернобыльской АЭС.Воспитание ответственности человека за свои...