Открывает праздник фольклорная группа «Лейла», исполняющая хороводный танец под музыку «Во поле берёза стояла» с шалями. Ведущий1. (слайд1) Россия… Родная моя страна… Как тебя изобразить, в чьём образе представить? Многим ты видишься нежной девушкой-берёзкой с ромашковым венком. А Александр Блок, обращаясь к России, восклицал: Ведущий2. (Слайд 2). «А ты всё та же - лес, да поле. Да плат узорный до бровей. И невозможное возможно, дорога долгая легка, Когда блеснёт вдали дорожной Мгновенный взор из - под платка, Когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!…» Ведущий1. Во многих стихах певца России, страны берёзовых ситцев, поэта Сергея Есенина, упоминается синий плат, платок узорный. То не зори в струнах озера, Свой выткали узор, Твой платок шитьём украшенный, Мелькнул за косогор. Ведущий2 Ты поила коня из горстей в поводу, Отражаясь, берёзы ломались в пруду. Я смотрел из окошка на синий платок, Кудри чёрные змейно трепал ветерок. Ведущий1 (3 слайд) За лещужною сурьмою – бабий крик как по утру. Не твоя ли шаль с каймою зеленеет по утру. Выходили парни бравые за гуменные плетни, А девчоночки лукавые убегали, – догони! Над зелёными пригорками развевались платки. По полям, бредя с кошёлками, улыбались старики. Ведущий2 Топи да болота, синий плат небес. Хвойной позолотой взвенивает лес. Ведущий 3. (4слайд) По народному сказанию, в стародавние годы Богородица странствовала по земле. Случилось ей зайти в одну деревню, где жили забывшие и о Боге и всяком милосердии люди. Стала проситься Матерь Божия на ночлег, нигде её не пустили, везде слышала она один ответ: «Мы не пускаем странников». Ведущий 4. Услышал жестокосердные слова проезжавший в это время по небесной стезе над деревнею святой Илья – пророк. Не мог снести он такой обиды, причинённой Деве Марии, и на отказавших божественной Странице в ночлеге низринулись с неба громы – молнии, полетели огненные и каменные стрелы, посыпался град с человеческую голову, полил ливень – дождь, грозивший затопить всю деревню. Заплакали испуганные люди, и пожалела их Богородица. Развернула она покров и накрыла им всю деревню, чем и спасла своих обидчиков от поголовного истребления. Дошла милость Богородицы до сердец тех людей, и растопился давно не таявший лёд их жестокости: сделались они с той поры добрыми и гостеприимными. Ведущий 3 (5слайд) Простёрла Богородица свой покров над Россией. С тех давних времён россияне поклоняются Покрову, в честь чего и праздник в октябре отмечают. С давних - предавних времён неразлучны россиянки с платком, платком узорным, как частью Покрова Богоматери. Ведущий 4.(6.7 слайды) Истоки русского головного платка теряются в 12 веке. Тут берёт начало головное полотенце – убрус. Его набрасывали поверх головного убора так же, как платно из куска ткани, которое носили с глубокой древности. На изготовление убруса и плата шло тонкое полотно или лёгкие шёлковые ткани. Ведущий 3. (8,9 слайды) В 17 веке «царевы» мануфактуры производили убрусы и для обихода, и на продажу. В подмосковных сёлах Коломенском и Богородском в петровские времена ткали шёлковые платки, а со второй половины 18 века под Петербургом и Москвой налаживается выпуск хлопчатобумажных платков. Ведущий 4. На востоке Подмосковья своим чередом развивались текстильные ремесла. Одним из выдающихся явлений русской культуры стала многоцветная набойка Павловского Посада. Сначала купец Семён Лабзин открыл контору по переработке пряжи, а затем с 1855 года его торговый дом начал ситценабивное производство. В 1880 году крашение платков пошло в гору и стало на поток. Ведущий 3. (10,11,12 слайды) Издавна по старой традиции платок главное украшение русской женщины. В орнаменте павло – посадских платков – мотивы пышных букетов, чаще всего розы, яркие зелёные листья дополняют яркую палитру. Фон – чёрный, красный, бордо, васильковый, белый. Основная композиционная нагрузка приходится на кайму и угол платка. Павло-посадские платки отличает законченность композиционных решений, сочетание геометрического узора, сочность колорита, тонкий чёткий контур и тщательная проработка деталей. С 1937 года эти шали участвуют во всемирных выставках, и равным им не было, и нет. Стали очень популярными шали «Рябина», «Русь», «Венок Дуная» и многие другие. Вот подарки, так подарки! Краской огненной горят Кто искусно расписал. Этот сказочный овал? И скажите нам, откуда появилось это чудо, Кто придумал эти краски, словно взятые из сказки? Ведущий 4 Издревле в росписи тканей использовались яркие органические красители. Один из первых марена – краситель, добываемый из растения, которое в Европе даже специально выращивалось на плантациях. В настоящее время эту марену получают из каменноугольной смолы. А в 18 веке усилиями химиков и промышленников было создано много других красителей. Одним из первых в этом ряду стала берлинская лазурь – 1704 г. Позже появились кадмиевые краски, искусственный ультрамарин и другие. Ведущий3. (13 слайд) Считается, что первые кашемировые шали (pashmina), тонкие и удивительно теплые, были изготовлены в XV веке в городе Шринагар («Богатый город»), что в Кашмирской долине на Севере Индии. Есть легенда, что в Европу они попали с легкой руки Наполеона : он захватил Египет и в дар ему поднесли прекрасную пашмину из волшебной Индии. Наполеон подарил шаль Жозефине и та, очарованная красотой пашмины, собрала целую коллекцию шалей разных цветов. Вскоре шали стали непременной частью женского аристократического костюма. Узорчатые тканные из пуха тибетских коз, шали стоили от 1 до 15 тысяч рублей за штуку. Ведущий 4.(14слайд) Шали ткут из пуха кашмирских высокогорных коз породы Capra hircus laniger. Таких красавиц разводят в Кашмире, в Тибете, в Монголии. Были попытки разводить и в других странах, но шерсть теряет свои качества. Подшерсток вырастает только в регионах где жаркое лето и холодная зима. Толщина кашемировой нити в три с половиной раза тоньше человеского волоса , поэтому на большую шаль потребуется пух как минимум 6-7 коз. В 1806 году в Нижнегородской губернии, в вотчине помещицы Мерлиной начали ткать так называемые кашмирские шали. Два десятилетия спустя на здешней мануфактуре трудились 60 мастериц. За год всем им удавалось изготовить не больше 16 шалей и 5 шарфов. Кашмирские шали Мерлиной были чудом ремесла. Ткали их из тончайшей пряжи, для которой годился лишь пух тибетских коз, а на худой конец, пух сайгаков. Из 13 граммов такой пряжи вытягивали нить длиной в 4 с половиной километра, но пряхи работали в холодных и влажных помещениях, чтобы нить не рвалась. Шали из таких нитей получались невесомыми и нежными на ощупь. Ведущий 5. В 1829 году в Петербурге состоялась первая выставка российских мануфактурных изделий, где были представлены шали с турецким и европейскими узорами. Выткать европейский узор было гораздо сложнее, чем турецкий, который выполнялся небольшим количеством различных цветов, хоть он и был мелким. В шали с европейским узором каждый цветок составлялся из нескольких оттенков. Узор шалей был двусторонним. Русские шали начала 19 века по своему качеству, сложности узора и расцветке не уступали европейским, а часто их превосходили. Ведущий 6. Техника качества шалей требовала огромного напряжения зрения и необычайной ловкости и гибкости пальцев. Поэтому к работе привлекались молоденькие девушки из крепостных. Труд был очень тяжёлым. Через 10 лет работы на мануфактуре они получали свободу от крепостной зависимости. Но цена за свободу оказывалась слишком дорогой – здоровье было утрачено. Ведущий 5.(15слайд) Два дня и две ночи – Россия, Россия… Поля и деревни пусты и тихи. Кончаю письмо, дорогая. До встречи! Ты скоро коснёшься тепла моего. Ты зябнешь? Накинь–ка скорее на плечи Платок. В Оренбурге купил я его! Не возможно не рассказать историю знаменитых оренбургских пуховых платков. В декабре 1861 года простая казачка Мария Николаевна Ускова подала оренбургскому губернатору прошение отправить на всемирную выставку в Англию привезённые ею пуховые платки. Шесть платков Усковой с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в оренбургском крае» были отправлены в Лондон. Все платки были раскуплены, а спустя несколько месяцев на хутор близ станицы Оренбургской, где жила Мария Николаевна, представитель казачьего войска доставил и передал ей медаль, диплом и 125 рублей серебром, что по тем временам было очень большой суммой. И полетела по свету слава о замечательных оренбургских платках! Пытались в разных частях света вязать похожие, и коз закупали в Оренбуржье, но в других краях их шерсть быстро теряла свои замечательные свойства. Ведущий 6. (16,17 слайды) Шаль, платок были обязательны в старину для замужней женщины: появиться с непокрытой головой – позор. А сейчас мы поделимся секретами ношения платков.( Показ разных форм завязывания, ношения платков).
Конкурсы:
1.Самый старинный платок.
2.Самый интересный или красивый, нарядный платок.
3.Самый лучший платок связанный, вышитый, украшенный своими руками.
4.Самая интересная история, связанная с платком. В свадебном ритуале большое значение имел платок. Большой платок служил одним из видов подарка. Свадебный кортеж девушки украшали разноцветными платками. Платок до сих пор является важным украшением свадебного ритуала. В недалеком прошлом по дороге в дом будущего мужа свадебный кортеж всех встречных одаривал небольшими платками и кусками материи, «чтобы обезвредить злые силы, способные навредить молодой семье». Ведущий 5.(18,19,20,21 слайды) А сколько песен и частушек сложили люди о платке. Девочки 5 класса исполняют частушки о платке. - Эх, частушечка, частушка, до чего ж ты хороша.
От твоей весёлой силы тает русская душа. 2 Повяжу я полушалок, беленький в нахмурочку. Не ругайте меня дома, что люблю я Шурочку. 3 На мне беленький платочек, белый без каёмочек. Я не старшая сестра, ты подожди милёночек. 4 Посей, батюшка, ленку в среднем поле в уголку. На мою долинушку, на шёлкову шалиночку. 5 Вышью беленький платочек. На средине алый цвет. Завяжу горе в платочек и пущу на белый свет. Ведущий 6. Когда снимали фату с головы невесты, на неё одевали платок. При этом говорили слова: «Из кныша злипылы паляныцю, а из дивкы молодыцю». Это означало, что она теперь замужняя женщина и ей положено носить платок. Снимать фату с головы полагалось только брату. Это обыгрывалось с юмором, часто брат говорил, что фата приросла к голове надо обязательно положить денежку позолотить ручку. Ведущий 5. Платок и любовь… Несомненно между ними есть какая-то непонятная нами связь. Как любовь, как печаль и отрада, Твой рязанский платок. Барышни, желая познакомиться, роняли свой платок, в надежде, что их заметят. Видео канала «Настроение» Ведущий 6. (слайд 22) У народов востока свои обычаи и традиции связанные с платком. Когда между мужчинами востока происходила ссора, женщина бросала платок на землю и в знак уважения к женщине, мужчины прекращали ссору. Ведущий 5. Девочка надевала платок, когда становилась девушкой. Женщина не открывала своего лица чужим мужчинам, её красота предназначалась только мужу. Все женщины востока ходят с покрытой головой. Выйти на улицу без платка, считается большим грехом. Платок у женщин востока своё украшение, обычно они носят шёлковые платки со своим орнаментом. Восточный танец с платком (исполняет участница группы «Лейла»). Ведущий 6. (23,24,25 слайды) Самым лучшим, самым дорогим подарком для женщины всегда был платок. И если юноша принёс в подарок платок, и девушка его приняла, не нужны были лишние объяснения: можно засылать сватов. Рыцари, уходя на поле битвы, повязывали платок своей любимой на копьё, показывая при этом, кто является дамой его сердца, и в честь кого они совершают свои подвиги. Я на эту саблю повяжу платочек Я на эти карие погляжу глаза. Как взмахнёт платочек, я всплакну чуточек. С подарённой сабли полетит слеза. Ведущий 5. (26,27 слайд) По материалу изготовления платки делятся на: - ситцевые
- полиэстровые
- шерстяные
- шелковые
- пуховые
- из смесовых тканей.
Ведущий 6.(слайд28) Платки, шали, палантины становятся неотъемлемой частью женского туалета. Их не снимали ни летом, ни осенью, ни зимой, носили дома, в театре, на балах. При однообразных по цвету, нарядах яркий платок, шаль или палантин приобретали важный цветовой эффект Ведущий 5. О шалях поют в песнях и романсах. Не случайно ведь и Александр Сергеевич Пушкин написал слова романса «Тёмно-вишнёвая шаль». Видео «Тёмно-вишнёвая шаль» в исполнении Елены Образцовой. Платок связан не только с любовью, но и с расставанием. На крыше голуби рядком и две вороны в одиночку. Махнула женщина платком, куда-то проводила дочку. А помните вот такие слова: «Платком взмахнула у ворот моя любимая». Солдат, когда уходит в армию бросает матери платочек в знак того, что его будут ждать и вспоминать до возвращения. Видео «Синенький скромный платочек» Ведущий 6. Синенький скромный платочек Шульженко несёт сквозь войну. Несёт сквозь угрюмое лихо. Сквозь страшную неразбериху продуманных козней земных. Несёт, чтоб не канул бесследно, чтоб 2000-е годы им Взмахнуть на концерте победно над плачущим залом седым! Ведущий 5.(29,30,31,32,33,34) В праздники и будни дарите мамам, сёстрам и любимым русские шали, расписные платки, это значит, что вы дарите радость, любовь. (Проводится мастер -класс по повязыванию палантинов и шарфов) |