Разработка внеклассного мероприятия «В гостях у Алхимика»
методическая разработка ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Теплостанская основная общеобразовательная школа
Разработка внеклассного мероприятия
«В гостях у Алхимика»
Подготовила и провела Учитель химии и биологии:
Кичесова М.Ф.
«В гостях у Алхимика»
Учитель: Химия появилась еще в древности, и наиболее выдающимися химиками древнего мира являлись представители Египта.
Первое, что свидетельствует о том, как высоко была развита там химия, - это искусство египтян бальзамировать трупы, представляющее загадку, не раскрытую полностью учеными и до настоящего времени. Современные ученые владеют сотнями тысяч веществ, но не могут сделать мумию точно так, как это делали во времена фараонов.
Вторая область, где египтяне достигли большого совершенства, - это краски. Тысячи лет прошли с тех пор, как были покрашены в Египте предметы, а краски и до настоящего времени сохранили свою яркость и прочность.
Развиты были у египтян и парфюмерия, и умение изготовлять косметические вещества. Они умели приготовлять черную краску для бровей, различные благовонные мази и масла, душистые воды.
За 1600 лет до н.э. египтяне знали производство папирусов, которые вывозили и в другие страны. Как склеивались отдельные листы папируса? Что это был за клей, который не дал рассыпаться листам даже по прошествии нескольких тысячелетий?
Не хуже египтян знали металлы, способы их получения и обработки вавилоняне.
Из пальмовых плодов финикийцы умели приготовлять спиртные напитки. Знали химические способы обеззараживания воды, не имея никаких представлений о бактериях как возбудителях болезней. Существует легенда, что стекло изобрели финикийцы.
А вот персы умели добывать золото, серебро, железо, возделывать шкуры зверей. Искусство окрашивания тканей они переняли у индусов. Индусы владели значительными химическими знаниями. Знаменитая краска индиговая синь служила им для живописи и для окрашивания тканей. Они даже печатали рисунки на тканях. А в Европе этот способ был применен только в 15 веке.
Ребята, а известно ли вам, кто такие алхимики и чем они занимались?
Алхимики верили в первичную материю, которая находится везде и всюду, но загрязнена различными примесями. Удаляя примеси от первичной материи, можно получить «философский камень», который превращает неблагородные металлы в благородные, исцеляет все болезни, возвращает молодость старикам и продляет жизнь за ее естественные пределы.
И теперь, представьте себе, что мы перенеслись на несколько веков назад и находимся сейчас в ….18 веке. Именно тогда алхимия особенно процветала. Перед нами скромная обитель знаменитого доктора алхимии Магнуса, потомка великого Альберта Магнуса, где он со своими учениками занимался чудесными превращениями. Итак, слово доктору алхимии.
Разыгрывается сценка с показом опытов, где участвуют доктор алхимии и его ученики.
Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу. Друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей?
Ученик: Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?
Алхимик: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.
Ученик: Так я вам и поверил!
Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне – доктору алхимии, которого знает весь мир. (Обращается к ученику). Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите!
Стакан ставит на стол и делает над ним несколько пассов, потом помешивает в стакане палочкой. Вода становится розовой, похожей на вино. В стакане налита щелочь, а палочка перед выходом смачивается фенолфталеином.
Ученик: Да, действительно, даже вином пахнет.
Алхимик: (Забирая стакан, с насмешкой) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток.
Берет у ученика 2 стакана. Наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».
В стаканах растворы карбоната натрия и хлорида бария.
Алхимик: Вот этот напиток больше подходит тебе, чем вино, тем более что молоко – очень полезный продукт для здоровья. А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Обращается к ученику) Ну-ка, покажи, как это делается.
Ученик берет третий стакан с прозрачной жидкостью и выливает ее в стакан с «молоком», при этом жидкость становится прозрачной, выделился газ.
К осадку карбоната бария прилили раствор соляной кислоты.
Алхимик: Вот видишь, получили воду, да еще газированную!
Ученик: Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса. Но нам бы хотелось увидеть, как с помощью волшебной палочки вы можете добыть огонь.
Алхимик: Что ж, нет ничего проще. (Обращаясь к ученику.) Принеси-ка мне что-нибудь зажечь.
Ученик приносит асбестовую пластину, на которой насыпан перманганат калия. Алхимик капает глицерин, происходит возгорание.
Ученик: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас больше всего интересует совсем другое. Мы решили побеспокоить вас, доктор, чтобы…
Ученик: (перебивая) Чтобы узнать, действительно ли алхимики могут делать золото. Мы читали об этом, но очень сомневаемся, что такое возможно.
Алхимик: И тем не менее, друзья, это возможно. Вы видите перед собой человека, который всю свою жизнь посвятил тайне приготовления золота. Я, доктор алхимии, Магнус, потомок великого Альберта Магнуса. Я умею делать золото.
Ученик: Покажите на, пожалуйста, так хочется посмотреть. Мы никому не расскажем.
Алхимик: Это невозможно, мои друзья. Тайна эта столь велика, что я могу сказать об этом только перед самой смертью. Правда, я могу показать вам само золото, не открывая секрета его приготовления. (Обращается к ученику.) Принеси-ка, друг мой, сюда сосуд с полученным мною золотом.
Ученик приносит большую колбу, накрытую сверху чем-то темным – материей. На стол ставится лампа и белый экран. Свет лампы направляется на колбу, с которой снимают материю и сильно взбалтывают, - все видят искрящиеся «золотые» блестки, красиво переливающиеся на свету.
При смешивании нитрата свинца с йодидом калия образуются искрящиеся кристаллы йодида свинца.
Ученик: Спасибо, дорогой доктор алхимии! Теперь у нас нет никаких сомнений. Скажите, а что вы еще можете?
Алхимик: О! Я много что могу! Например, могу оживить твой увядший цветок и снова сделать его мертвым.
На цветок гвоздики, сделанной из марли, направляет струю жидкости из пульверизатора. Гвоздика «краснеет». Затем дует на нее, гвоздика опять становится белой.
Цветок заранее необходимо пропитать фенолфталеином, дать ему высохнуть. В пульверизаторе раствор аммиака.
Ученик: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.
Алхимик: Кто любит химию учить,
Тот поступает мудро!
Любое чудо сотворить
Совсем тогда нетрудно.
Ученик: Вечер наш занимательный на этом закончить хотим мы.
И желаем всем обязательно отличных успехов по химии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку «Встреча с гостями из Зальцгиттера»
Внеклассное мероприятие «Встреча с гостями из г.Зальцгиттера» проводится в форме пресс-конференции. Главными участниками являются обучающие...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"
Методическая азработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитаниюЦелевая аудитория : подготовительная группа ДОУ, начальные классы ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"
Методическая разработка может быть использована для детей начальной школы...
Разработка внеклассного мероприятия "В гостях у сказки"
Разработка внеклассного мероприятия "В гостях у сказки".Цель: популяризация массового спорта. Задачи: 1. Воспитание в команде товарищества, взаимовыручки....
Разработка внеклассного мероприятия "В гостях у доброты"
Внеклассное мероприятие проводилось на Краевом семинаре "Внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС". Получила много положительных отзывов....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Гости из далеких стран»
ЦЕЛЬ:1. Расширить кругозор об окружающем мире:а) ознакомить учащихся с тропическими растениями;б) ознакомить учащихся с использованием тропических плодов в пищевой промышленности, их влияние на органи...