Программа кружка "Русская народная кукла"
рабочая программа (5 класс) на тему

Шелепень Ирина Геннадьевна

Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, к изучению истории и традиций  русского народа, является благодатной почвой для художественного творчества.

            Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_russkaya_narodnaya_kukla.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

ПРОГРАММА КРУЖКА

"РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА"

Разработчик программы: Шелепень И.Г.

2014 уч.год


Актуальность

Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом процессе отводиться народному искусству. Сохранение, восстановление и преумножение братства народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе.         

        Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, к изучению истории и традиций  русского народа, является благодатной почвой для художественного творчества.

        Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.

        К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые, выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и в быту, и в учебном процессе. В частности, изготовление тряпичных народных кукол практически не встречается в качестве предмета изучения, ему не уделяется должного внимания и в программах обучения.

        Занятия по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой представляют огромный интерес, в  том числе и профессиональный, для людей различных социальных и возрастных групп. Таким образом, в практике работы в школе не вызывает сомнения значимость изучения народной тряпичной куклы, как одной из интереснейших страниц в истории русской культуры.

Цель:

Пробудить интерес учащихся к русской культуре и созданию традиционной тряпичной  кукле.

Задачи:

  • Прививать интерес и любовь к русской тряпичной  кукле, изучать  историю возникновения народной куклы;
  • Знакомить с народными традициями, обычаями предков  в которых были задействованы лоскутные куклы;
  • Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства;
  • Изучать виды кукол, изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол;
  • Создание методического пособия по изготовлению народной куклы.

Программа кружка  предполагает так же:

  • Развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей;
  • Формирование этической и эстетической культуры на основе знакомства с элементами традиционного народного творчества, особенностями труда, быта;
  • Развитие творческих способностей, стремление к самостоятельному творчеству
  • Формирование навыков общения и коллективной деятельности.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

К концу 1 года обучения дети должны

знать:

  • историю русской народной куклы
  • типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег)
  • технологию изготовления кукол

уметь:

  • изготовить тряпичную куклу под руководством педагога

К концу 2 года обучения дети должны

знать:

  • историю русского народного костюма
  • куклы в праздничной символике
  • типы и назначения кукол
  • технология изготовления кукол

уметь:

  • самостоятельно изготовить тряпичную куклу
  • оформить костюм куклы
  • рассказать историю русской народной куклы и народного костюма

Сроки реализации программы кружка

Программа кружка "Русская народная кукла" рассчитана на 2 года изучения  и включает в себя три этапа.  Программа  ориентирована на приобщение детей к традициям и культуре русского народа, изучение истории возникновения и создания  тряпичной куклы.

 Этапы реализации программы

I этап: проектный – 2012 - 2013  учебный год.

Цель: подготовка условий реализации программы

Задачи:

  • Изучить нормативную базу, подзаконные акты
  • Найти, изучить и разработать материалы по созданию кукол и народного костюма
  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы

II этап: практический – 2013-2015 учебный год.

Цель: реализация программы

Задачи:

  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы обучения
  • Разработать методические рекомендации по обучению изготовления кукол
  • Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры
  • Принимать участие в конкурсах и выставках
  • Принять участие в "Малой академии"

III этап: аналитический – 2013 год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  • Обобщить результаты работы
  • Провести коррекцию затруднений в реализации программы
  • Спланировать работу на следующий период

Содержание занятий:

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (68 ЧАСОВ)

Введение в образовательную программу (2 часа)

История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места.

История народной куклы, русский костюм (4 часа)

История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма,  о различии костюмов русских губерний.  Показ презентаций.

Типы и назначения кукол (2 часа)

Информация  о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.

Тряпичная народная кукла (46 часов)

Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.

Подготовка и проведение выставки (4 часа)

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (68 часов) :

Кукла в русском быту (6 часов)

Знакомство с историей русского костюма, рассказ о жизни и быте  русского народа, о православных праздниках. Показ иллюстраций и презентаций на тему.

Изготовление кукол (56 часов)

Продолжение тем 1-го года обучения. Знакомство с новыми видами кукол, их предназначением. Изготовление кукол под руководством педагога и самостоятельно.

Подготовка и проведение выставок (6 часа)

Организационно-методическое обеспечение образовательной программы

Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность

Итогом проделанной работы должна стать выставка в конце 1 года обучения и две выставки на втором году обучения.

Учебно-тематический план

занятия

Тема занятия

Тео-рия

Прак-тика

К-во

часов

Первый год обучения

1-2

Введение в образовательную программу

2

2

3-6

История народной куклы "Волшебство славянских кукол"

2

2

4

Традиционный русский костюм

7-8

Типы и назначения кукол

-обрядовые

-обереги

-игровые

1

1

2

9-10

11-12

13-14

15-16

17-17

19-20

21-22

23-24

25-26

27-28

29-32

Зайчик-на-пальчик

Пеленашка

Лихорадки (Лихоманки)

Отдарок за подарок

Кукла – бессонница (скрутка)

Куватки (Кувадки)

Кукла «День и ночь»

Кукла добрых вестей. Кукла-колокольчик

Вепская рванка

Рождественский ангел

Кукла "Солнечный конь"

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

33-34

35-36

37-38

39-40

41-42

43-44

45-46

47-48

49-50

51-52

52-54

55-56

57-58

59-60

61-62

63-63

65-68

Традиционный русский костюм. Кукла в русском костюме.

Куклы-закрутки

Желанница

Столбушка

Владимирская столбушка

Курская столбушка

 Архангелогородская столбушка

Столбушка с детками

Весенние куклы

Куклы из ниток " Мартинички"

Кукла "Масленница"

Параскева-Пятница

Десятиручка

Орловская кукла – традиционно игровая кукла

Кукла "Домовушка"

Сложная куватка.  Кузьма и Демьян – покровители семейного очага и ремёсел

 Матушкина куколка (русская народная сказка)

Итоги первого года обучения. Подготовка к выставке. Выставка работ

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

Второй год обучения

1-2

Традиционный русский костюм. Кукла в русском костюме.

1

1

2

3-4

5-6

7-10

11-12

13-14

15-16

17-17

19-20

21-24

25-26

Крупеничка. (Зернушка)

Богач

Символ женской мудрости, домашнего очага – кукла Рябинка

Обрядовая свадебная кукла. Неразлучники

Свадебная кукла «Мировое дерево».

Кубышка-травница

Кукла – перевёртыш (Девка-баба)

Куклы барыни

Зимние обрядовые куклы:

Коляда

Коза

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

1,5

2,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2,5

1,5

2

2

4

2

2

2

2

2

4

2

28-32

Выставка работ

2

2

4

33-34

35-36

37-40

41-44

45-46

47-48

49-50

51-52

52-54

55-56

57-58

59-60

61-62

Кукла на выхвалку. Сытость.

Спиридон-Солнцеворот

Берегиня дома

Московка (Седьмая Я, Семья, Плодородие)

Оберег от одиночества. Толстушка-костромушка

Пасхальная кукла. Вербница

Пасхальная голубка

Веснянка. Первоцвет

Птица-радость

Семин и Семичиха

Симеон Столпник

Божье Око – самая древняя обережная кукла.

Кукла-купавка

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0.5

1,5

1,5

2,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

63-68

Итоги второго года обучения. Подготовка к выставке. Выставка работ

2

2

4

Список используемой литературы

Для детей:

  1.  «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год

2.  Н.В.Шайдурова "Традиционная тряпичная кукла": Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО_ПРЕСС", 2012.

Для педагогов:

  1. М.Н. Войдинова «Куклы в моём доме» - М. «Профиздат», 1998 год
  2. В.С.Горичева «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год
  3. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
  4. О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год
  5. Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год

      6.    И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Руссая народная кукла. Детские куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом, используемым на занятиях  "Школы изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возмо...

Презентация "Руссая народная кукла. Свадебные куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом, используемым на занятиях "Школы изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по ихготовлению кукол-закруток. Возможно использ...

Презентация "Руссая народная кукла. Куклы в целительстве"

Презентация является иллюстрированным матералом для занятий в "Школе изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возможно использование матери...

Презентация "Руссая народная кукла. Домашние обрядовые куклы"

Презентация является иллюстрированным материалом для занятий в "Школе изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возможно использование матер...

Мастер-класс «Традиционная народная кукла». Кукла «День и ночь» или «Перевёртыш».

Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю и глубокие традиции....

Урок мастерства "Русская народная кукла. Изготовление куклы-оберега"

На уроке обучающиеся научаться изготавливать народную куклу "Вепская кукла "Желанница"...

Долгосрочный социально значимый проект "Русские обряды и традиции. Народная кукла. Роль куклы в воспитании ребенка"

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегод...