Флагман российской науки
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного 305-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Победитель районного (заочного) конкурса лучших методических разработок "Этнокалендарь-2016".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.v._lomonosov_-_flagman_rossiyskoy_nauki.docx | 343.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Флагман российской науки
(внеклассное мероприятие, посвященное 305-летию со дня рождения М.В. Ломоносова)
Цель: знакомство с истинным гражданином Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.
Задачи:
1. Познакомить с основными этапами жизни М. Ломоносова как учёного-энциклопедиста.
2. Воспитание чувства гордости, восхищения и уважительного отношения к человеку, чей вклад в развитие науки и просвещения огромен и неизмерим.
3. Развитие у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран;
Ход мероприятия
Ломоносову по необъятности его интересов
принадлежит одно из самых видных
мест в истории человечества.
С.И. Вавилов.
Сопровождается презентацией «М.В. Ломоносов – флагман российской науки».
Слайды №1-2. Видеоролик «Михайло Ломоносов – настоящий русский гений».
Слайд 3. 1 ведущий. Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя Михаила Васильевича Ломоносова стоит особняком. В истории, науке, литературе есть люди, которые своей деятельностью, работами оставляют следы, настолько прочно и естественно входящие в нашу жизнь, что нам кажется, что так было всегда.
2 ведущий. Изучая судьбы таких людей, не перестаешь удивляться, как один человек может столько познать и сделать. Зачастую вклад в науку, историю, культуру таких людей могут оценить только последующие поколения. Так и Михаил Васильевич, прожив всего 54 года, сделал столько, что под силу было нескольким людям. И оценили его заслуги, только последующие поколения.
Слайд 4. 1 ведущий. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внёс бы свой вклад. М.В. Ломоносов был историком, астрономом, литератором, географом, занимался медициной, химией, мозаикой.
Слайд 5. 2 ведущий. 19 ноября 2016 года исполняется 305 лет со дня рождения великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, который по воле судьбы стал великим сыном России.
Слайд 6. 1 ведущий. Что побудило в нём интерес и стремление к знаниям, с юных лет? Может быть, суровое море, которое воспитало в нём смелость, чтобы отправиться в суровые края; может быть, свободолюбивые чайки, которые научили стремиться ввысь и подарили ему крылья вдохновения; или гордый буревестник, научивший не бояться трудностей и преодолевать препятствия; или звездное небо, которое воспитало в нём уверенность в осуществлении своей мечты?
2 ведущий. Сегодня мы поговорим о жизни и деятельности учёного, прославившего Россию. Наше мероприятие пройдёт в виде устного журнала, на страницах которого выступят обучающиеся нашей школы-интерната.
Слайд 7. 1 страница «Ранние годы М.В. Ломоносова».
Чтец 1:
В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели,
И пышным Севера сияньем озарен.
С. Стромилов.
Слайды 8-9. 1 ведущий. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской на Курострове близ г. Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич – занимался хлебопашеством, морским рыбным и зверобойным промыслом. Он имел судно и ходил на нем в Белое море и Северный Ледовитый океан. Мать – Елена Ивановна. От неё он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и отзывчивость.
2 ведущий. Детство Михайло Ломоносова, рано лишившегося матери, было нелегким: уже с 10 лет отец брал его с собой на тяжёлый и опасный морской промысел. Какое чувство гордости испытывал мальчик, стоя на палубе новенького отцовского корабля «Чайка», летевшего на всех парусах к морю! Под руководством отца юный Ломоносов научился ориентироваться по ночному небу, пользоваться компасом и определять направления ветра. Он хорошо запомнил особенности побережья и морских течений, приливов и отливов. Такая жизнь закалила характер молодого человека.
Слайд 10.1 ведущий. Огромное влияние на его развитие оказала суровая и величественная природа Севера, которую он считал своей «первой книгой». Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Основы знаний приобрел по первым в то время гражданским книгам – «Грамматике» Мелетия Смотрицкого и «Арифметике» Леонтия Магницкого, которые называл «вратами своей учёности».
Слайд 11. 2 ведущий. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, и как многие поморы, стал
рыбаком. У Михайло же была другая мечта: он задумал отправиться в Москву учиться.
1 ведущий. Попросил Михайло у отца позволения уйти из дома: «Хочу, мол, учиться, а здесь негде». Василий Дорофеевич не понимал сына, сердился: «Зачем тебе уходить, когда хозяйство налажено». Он уже и невесту приискал Михаилу.
Слайд 12. 2 ведущий. Оставалось выбрать: то ли уйти без родительского позволения, то ли навсегда забросить мечту об учении. И в декабрьскую ночь 1730 года, никого не предупредив, вышел Михайло из дому и побежал догонять обоз с мороженой рыбой, который ещё утром отправился в Москву. С собой у Михаила было три рубля денег, взятые взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги – «Грамматика» и «Арифметика».
1 ведущий. Обоз он догнал через три дня. Путь был долог, около месяца добирался Михаил Ломоносов до Москвы. В начале января 1731 года он оказался в Москве.
Чтец 1:
Той странной верности науке
Дивятся люди до сих пор…
Шел, от мороза пряча руки,
В Москву ходок из Холмогор.
Крутая вьюга замела
Обоза северного след.
И ничего еще не знала
Москва про университет.
Чтец 2:
В котомке лук и корка хлеба,
Но он предвидел эту быль,
Когда в распахнутое небо
Вонзится твой высокий шпиль.
Когда смирится космос грозный,
Разымет атомы рука,
И встанет он одетый в бронзу,
Перед Россией на века!
Слайд 13.2 страница «Обучение М.В. Ломоносова в храмах науки»
1 чтец:
Строптивый сын Архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов,
И песни, что певали рыбаки.
2 чтец:
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкостью монахов удивлял?
3 чтец:
В неё вошёл, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
(В. Виноградский. Михайло Ломоносов)
Слайд 14. 2 ведущий. Непросто было Ломоносову поступить в первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинскую академию. Ему пришлось назваться сыном холмогорского дворянина, так как крестьянских детей в Академию не принимали. К тому времени ему исполнилось 19 лет, но попал он в самый младший класс, где обучались дети 10-11 лет.
Сценка: (Михайло и ученики).
1 ученик: Гляньте, какой болван пришел с нами учиться!
2 ученик: Ну и здоровый!
3 ученик: Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот и, стараясь быть серьезным, проговорил: «Что с тобой сделать? На крышу забросить?».
1 ведущий. Больше над ним не смеялись, а как стал отвечать, на него будто на чудо стали смотреть.
1 ученик: Да он лучше учителей всё знает!
2 ученик: Посмотри, как говорит!
2 ведущий. Из своих скудных средств (он имел в день жалованья один алтын – 3 копейки) Михаил Васильевич мог позволить себе покупать в день не больше, как «на денежку (полкопейки) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и на другие нужды».
1 ведущий. Михаил Васильевич Ломоносов был так талантлив и так прилежно учился, что за один год прошёл три класса Академии. Он научился читать и писать по-латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. За короткий срок Михаил добился больших успехов и стал первым по всем предметам.
Чтец 1:
Науки жадно изучает,
Даётся всё ему легко.
Вот только бедность изнуряет,
Пытается сломить его.
Но сила воли и стремленье
Постичь всё множество наук
Воспитывали в нём терпенье,
И он отправлен в Петербург.
Слайд 15. 2 ведущий. В Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов проучился 5 лет. Вскоре как одного из лучших учеников его направляют для
дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук.
Чтец 2:
Ах, Петербург, Петра творенье,
Все восхищаются тобой,
Ты город муз и просвещенья,
Красой твоей сражён любой.
Год, проучившись в Петербурге,
Отплыл он в дальние края.
В немецком городе Марбурге
Суть постигает бытия.
Слайд 16. 1 ведущий. В 1736 году Михайло Ломоносов становится студентом Марбургского университета. Нелегко ему жилось на те деньги, что получал он из России. Несмотря на это, русский студент восхищал иноземных педагогов своими знаниями.
Чтец 1:
Казалось, не было науки,
Какую б он не изучал.
Во Фрейберге и в Петербурге
Исследованья продолжал.
Он в совершенстве знал английский,
Французский, греческий, латынь,
Немецкий, польский и словенский.
Как у него хватило сил!
Его стремление к учёбе
Дало прекрасные плоды
Он постепенно стал учёным,
Создал научные труды.
2 ведущий. Однажды с ним произошло событие, едва не изменившее всю его
жизнь. Студент Ломоносов попал в плен. По приказу прусского короля солдаты отлавливали на улицах высоких крепких мужчин для гренадёрской службы. Их помещали в старинную крепость, обучали военному делу и принуждали подписывать контракты на долгие годы. За всю историю крепости никто не смог совершить из неё побег, а помор Ломоносов бежал! Обошёл все преграды, переплыл ров, достиг границ соседнего княжества и спасся…
Слайд 17. 1 ведущий. В Россию Ломоносов вернулся образованнейшим человеком. В 1745 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором. Сейчас в это трудно поверить, но в 1746 году в Петербургской Академии наук впервые была прочитана лекция на русском языке. Это сделал Ломоносов. До него в Академии наук «научные должности» занимали лишь иностранцы.
Чтец 1:
Россия родила немало
Людей великих на земле.
Во все века одна лишь знала
Об избранных, об их судьбе.
Чтец 2:
Эпохой каждой восхищала
И всякий раз, не ошибаясь,
Ты гениев нам посылала,
За судьбы их всегда молясь.
Чтец 3:
Одним из них был Ломоносов,
Учёный – энциклопедист,
Поэт, мыслитель и философ,
Историк, материалист.
Слайд 18. 3 страница «М.В. Ломоносов - учёный-энциклопедист»
Слайд 19. 2 ведущий. Академик М.В. Келдыш писал: «Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в XVIII веке, в которую бы Ломоносов не внёс крупного творческого вклада. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе, он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и даже столетия опередили свое время».
Слайды 20-21. 1 ведущий. Основным направлением в своей научной работе Михаил Васильевич Ломоносов избрал химию. Учёный разработал технологию по изготовлению цветных стёкол, смальт и красителей для них. Ему удалось изготовить 112 тонов и свыше 1000 оттенков.
2 ведущий. Видное место в деятельности М. Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения. Среди них - телескоп и «ночезрительная труба», аэродинамическая машина, которая позволяла наблюдать за метеорологическими процессами в атмосфере.
1 ведущий. С 1743 года М. Ломоносов начал изучать электрические явления. Вместе с академиком Г.В. Рихманом он несколько лет наблюдал грозовые явления, причем для определения степени наэлектризованности атмосферы
использовалась так называемая громовая машина.
Слайд 22. 2 ведущий. Крупнейшим достижением М. Ломоносова в астрономии было открытие в мае 1761 года атмосферы на Венере, сделанное в результате наблюдения редкого небесного явления - прохождения Венеры по диску Солнца, проведенного Ломоносовым с исключительным успехом.
Слайд 23. 1 ведущий. В. Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии. Н. Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги». В области литературы М. Ломоносов знаменит не только торжественными одами и стихами. Великий учёный не раз бросал свою лабораторию, прерывал лекции и шёл сочинять куплеты. Он шутил над собой:
У физики с химией
Пот проливаю.
А за вирши, за басни
Хвалы пожинаю…
Слайд 24. 2 ведущий. Михаил Ломоносов явился первым преобразователем русского литературного языка. Он составил грамматику языка русского. Ввёл в русский язык новые слова: атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт.
Слайд 25-26. 1 ведущий. Вместе с И. Шуваловым Михаил Ломоносов бывает при дворе и Елизавета Петровна даёт наказ Ломоносову: «Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная «профессором слова».
По монастырским книгохранилищам разыскивал древнерусские летописи. По ним и была составлена «Древняя Российская История».
Слайд 27. Видео «Ломоносов об истории Руси».
Слайд 28. 2 ведущий. Одним из славных деяний Ломоносова было основание Московского университета. «Я сие великое училище задумал и обдумал, охлопотал, выносил его и породил; горячими слезами воспитал и жить пустил, и за гробом стану о нём бога молить…».
1 ведущий. М.В. Ломоносов и план чертил, и кирпич сортовал, и за кладкой следил, создал образцовый университетский устав, излюбовал и избрал профессоров, экзаменовал студентов. Для подготовки юношества устроил две гимназии, заботясь о том, чтобы туда принимали и крестьянских детей. Он всегда помнил, как трудно было ему, крестьянскому сыну, поступить в академию для дворянских детей.
Чтец 1:
Под рокот свирепого моря,
В своей деревеньке глухой
Немало сурового горя
Ты видел, поэт дорогой…
Чтец 2:
…И быстро промчалося время
И северный серый мужик,
Узнавши тяжелое бремя,
Ты стал знаменит и велик.
(М. Леонов. Памяти М.В. Ломоносова)
Слайд 29. 4 страница «Творческая деятельность М. Ломоносова»
1 ведущий. В Софийском соборе Киева Ломоносов увидел произведения мастеров Древней Руси, которые были искусно составлены из кусочков смальты и назывались мозаиками…
2 ведущий. В 1758 году Михаил Васильевич Ломоносов открывает мозаичную мастерскую. На фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи.
Слайд 30. 1 ведущий: В мастерской М.В. Ломоносова было создано 40 мозаик. До наших дней сохранилось 24 мозаики. Лучшая из его работ «Полтавская баталия» - картина из цветного стекла на медном листе во всю стену.
Слайды 31-32. 2 ведущий. В Эрмитаже находится портрет Петра Первого, собственноручной работы Ломоносова. В Русском музее можно увидеть портреты двух величественных женщин – Елизаветы Петровны и Екатерины Второй.
Чтец 1: А Михайло Ломоносов
Всем сородичам пример
Он явился - нет вопросов,
Он в науке пионер.
Из Курострова в науку
Ломоносов шел в поход,
А сегодня вся наука
К Ломоносову идет.
Чтец 2: Имя гения сближает
Всех и вся от стран и рас,
И седины обнажают
Мировые доктора.
В Ломоносово с почтеньем
Шлют гонцов из разных стран.
Ломоносовские чтения -
Светлый праздник северян.
(В. Виноградский. Михайло Ломоносов)
Слайд 33. 1 ведущий. Михаил Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и 4 апреля в возрасте 54 лет умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
Слайд 34. 2 ведущий. М.В. Ломоносов прожил яркую, полную творческих дерзаний жизнь. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, культуры. Имя Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов.
1 ведущий. Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.
Чтец 1:
Филолог, химик и геолог,
Географ, физик, металлург,
Художник и метеоролог,
Исследователь, драматург.
Чтец 2:
Любил Россию безгранично
И за народ переживал.
Все достижения в науке
Всегда народу посвящал.
Чтец 3:
Россию на весь мир прославил,
В науку вклад огромный внёс.
И след в истории оставил
России сын великоросс!
2 ведущий. И, кажется, что слышны его гордые и уверенные слова, обращенные к нам, потомкам:
О, вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Использованная литература:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Современная универсальная Российская энциклопедия. (СД), 2007.
2. Вовнейко Е.В. Великий сын России / Е.В. Вовнейко // Читаем, учимся, играем. – 2011, №8. – С. 10 – 11.
3. Карпеев Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
4. Михаил Васильевич Ломоносов. 100 великих учёных //Д.К. Самин - М.: Вече, 2009.
5. Пономарева Т. Д. Я познаю мир: Великие ученые: Детская энциклопедия. -М.: Издательство «АСТ», Издательство «Астрель», 2004.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.youtube.com/watch?v=hvYoGl7KPY8 – видеоролик «Михайло Ломоносов - настоящий русский гений».
2. http://www.youtube.com/watch?v=J_S4DJnC9Vg – видео «Ломоносов об истории Руси».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."
Конспект учебного занятия Класс: 8Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвекУчебная тема: Россия во второй половине XIXв.Тема урока: Достижения российской науки и образо...
Тематический классный час «Да здравствует российская наука!»
Разработка тематического классного часа, посвящённого празднованию Дня науки, познакомит учащихся с историей его возникновения в России, будет способствовать расширению кругозора путём популяризации з...
Развитие российской науки 19 век
Презентация состоит из 8 слайдов. На страницах материала изображены деятели науки....
Тематический классный час ко Дню российской науки
Тематический классный час ко Дню российской науки...
презентация мероприятия ко Дню Российской науки интеллектуальная игра "Великолепная семерка"
интеллектуальная игра "Великолепная семерка"...
Классный час: "Достижения российской науки!"
Презентация для классного часа по теме: "Достижения российской науки!" знакомит обучающихся с историей возникновения Дня науки. Подобранный материал углубляет знания о деятелях российской науки, об их...
Классный час, посвященный 2021 году науки, "Слава российской науки"
Сегодня 1 сентября — День знаний, начало нового учебного года, новых открытий и ваших новых достижений! И первый урок будет посвящён разным наукам и людям науки, учёным, которые делают нашу жизн...