История одного самолета... или память о летчиках, павших на Крымской земле.
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Уже давно закончилась война, но память о ней вечна. Еще столько информации остается не изученной о, погибших в те военные годы, воинах.
На протяжении многих лет историко-краеведческий музей Дрофинской школы во главе с руководителем музея Ковтунович С.А вели поиски информации о летчиках-героях, погибших в соседнем селе Ястребки.
Речь пойдет об "Истории одного самолета" и о летчиках-героях, павших на Крымской земле.
Изучив данные о летчиках на сайтах "Мемореал" и "Память Победы" я не нашла достаточной информации, узнала лишь, что летчики числятся пропавшими без вести. Хочу поделиться с Вами поисковой работой из историко-краеведческого музея Дрофинской школы, которая велась не одним поколением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_odnogo_samoleta.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
История одного самолета…или память о летчиках-героях,
павших на Крымской земле.
Нам останется лишь память о тех далеких январских трагических днях…
По свидетельству документов Подольского архива (архив Министерства Обороны СССР) и главного штаба Военно-Воздушных Сил СССР, рано утром 6 января 1942г. группа четырех бомбардировщиков вылетела из города Анапы на Таманском полуострове и взяла курс на осажденный Севастополь.
Уже более двух месяцев, оставшиеся на небольшом пятачке крымской земли, части Красной Армии вели кровопролитный бой с фашистами, задыхаясь в плотно сжимаемом кольце. (Это был второй штурм Севастополя). Перед летчиками было поставлено задание – разбомбить скопление фашистских войск под Севастополем. Сбросив свой смертоносный груз, группа бомбардировщиков легла на обратный путь.
Самолеты заняли в воздухе плотную круговую оборону, и только наземная артиллерия могла представить опасность для советских «ястребков».
Так и произошло. Один из бомбардировщиков был подбит румынскими наземными войсками в районе Ново-Царицино (ныне Садовое). Сразу загорелось крыло самолета. Командир экипажа пытался набрать высоту, но машина уже не подчинялась его воле. Прыгать летчикам по приказу командования на оккупированную территорию было строжайше запрещено. Экипаж, делая круги, пытался покинуть район обстрела. Фашисты-обозники открыли огонь по теряющему высоту самолету. Вскоре появились и немецкие истребители.
Бомбардировщик рухнул у села Джалаир (ныне с.Ястребки).
Осколки были разбросаны в радиусе 50 метров. Приехавшие фашисты долгое время не подпускали никого к самолету. Обследовав обломки, убедившись в полном отсутствии документов и боеприпасов немцы и румыны быстро покинули место аварии. Жители села под покровом ночи завернули останки погибших в кусок обгоревшего парашюта и похоронили безымянных героев в лесопосадке на окраине села.
После войны, через 13 лет, прах летчиков был перенесен в центр села. Вместо тумбы над могилой поднялся гордый безымянный обелиск. Селу дали новое название – Ястребки. А одна из улиц, на месте которой произошла авария, носит название «Дружбы» в честь экипажа.
Местные следопыты и работники военкомата в итоге многолетнего поиска установили имена членов экипажа. Он оказался интернациональным.
В тот зимний январский день до последнего дыхания защищали Родину:
Васильев Василий Павлович
Сержант – пилот 453 отдельного бомбардировочного авиаполка,
1922 года рождения, уроженец Московской области,
Подольского района, деревни Киселево.
Костенко Никита Иванович
Штурман – бомбардир, лейтенант, 1919 года рождения,
уроженец Краснодарского края, станицы Кущевка. Женат.
Чахмахчан Армалуйс Аветикович
Воздушный стрелок – радист, младший сержант; 1920 года рождения уроженец Армянской ССР, г.Кировокана.
Нурмухамбетов Ерементий (Ерментай)
Воздушный стрелок, младший сержант, 1917 года рождения;
уроженец Алма-Атинской области, Каратальского района.
И лежат они на украинской земле, советский офицер и три сержанта. Четыре улицы в соседнем селе носят их имена.
Выяснение фамилий и данных членов экипажа, переписка с родственниками, музеями, с Министерством Обороны, с редакцией газеты «Красная звезда», с работниками Отдела Комитета Госбезопасности при Совете Министров СССР, работа с очевидцами тех событий…
Всю эту огромную невероятно сложную работу проделал простой сельский житель, человек верный своему делу – Зубарев Владимир Васильевич.
Но как популярно было в те времена воспевать верхи и присваивать им труд простых людей. Так произошло и с поисковой работой по летчикам – героям. Имя Владимира Зубарева было незаслуженно забыто на долгие годы.
Владимир Васильевич Зубарев долгие годы проработал трактористом в МТС совхоза «Ударник». Это был добросовестный трудяга во всем, верный друг, умная интеллигентная личность. Поисковая работа стала для него не просто увлечением, а делом всей его жизни. Он сумел заразить односельчан своим делом. Все, в том числе и руководство, всячески помогали ему. Поисковая работа стала своей и для всей его семьи: жены Анны и детей, Сергея и Ольги. Вместе писали письма и запросы, вместе радовались или огорчались полученным ответам и телеграммам.
Впервые увидели односельчане слезы и покой на лице этого мужественного человека, когда 9 мая 1968 года преклонил колени перед могилой сына Павел Васильев. Его война в 1945 году не закончилась.
9 мая 1968 года был вдвойне праздничным. В этот день в селе Ястребки собралось на митинг к обелиску несколько тысяч человек. Люди шли из других деревень и сел, чтобы почтить тех, кто своей кровью окропил нашу землю, спас родную нам землю от фашистского порабощения.
Приехали моряки – черноморцы и летчики отдельного авиаполка Гвардейского аэродрома.
У всех на глазах были слезы, скорбь по четырем молодым защитникам Крыма.
Этот день памятен и открытием памятника летчикам – героям. Это был большой праздник. Приехали родственники погибших.
Было много слов благодарности. Во время митинга выступали ветераны войны, труженики села, боевые друзья авиаторов(полковник Х.С. Петросян , начальник штаба Г.Р.Саркисян); родственники (Михадиен – Чахмахчан Нора Аветиковна, Павел Васильев и др.)
Уезжая, родственники увозили с собой кусочек крымской земли, памятный подарок – шкатулку из трубы того самолета, красиво оформленную местными умельцами, с щепоткой земли из могилы героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "История одного шедевра" по МХК
Презентация по произведению Рафаэля "Сикстинская Мадонна"....
История одного преступления
Презентация содержит материал к уроку "История одного преступления"...
Методическая разработка урока "История одной школы в задачах по математике"
В работе описан авторский урок математики, посвященный истории МОУ "Общеобразовательная гимназия №6" г. Архангельска, которой в 2011 году испольняется 84 года....
Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"
Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...
День памяти воинов, павших в Крымской войне 1853-1856 г
Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли , солдатами русской армии...
Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.
Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....
Память святого князя Александра Невского на землях Подмосковья (игра-путешествие)
Цель игры: расширение культурного кругозора обучающихся в области духовно-нравственной культуры, повышение интереса к изучению жизни и эпохи князя Александра Невского, освоение исторического и краевед...