Мероприятие по химии
материал (10 класс) на тему
Данный материал содержит презентацию к мероприятию "химический КВН" и разработку сценария самого мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к конкурсу "Химический КВН" | 2.45 МБ |
stsenariy_meropriyatiya.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Степан Щипачев «Читая Менделеева » Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгой. Вокруг тебя творится мир живой Входи в него, вдыхай, руками трогай…
Разминка
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) Русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель, физик и натуралист
Химия +География + Астрономия Назовите химические элементы, названные в честь стран и городов? Назовите химические элементы, названные в честь планет?
Игра с болельщиками На верхнем этаже храма Менделеева проживаю, В разных подъездах две квартиры занимаю, Причем под номером один Вот такой я господин ! (Водород)
Из названий двух животных Мое имя состоит, На таре, где меня хранят, Знак токсичности стоит (Мышьяк)
Отгадаем без проблем Элемент, известный всем! Входит он в состав оксидов И в кислоты разных видов, И в поваренную соль, - вот какая это роль. Газ, - зелёный, ядовитый, Очень - очень знаменитый!
Прославлен всеми письменами Металл, испытанный огнем, Манил к себе людей веками, Алхимик жил мечтой о нем. Он как кумир, он свержен нами, Уж блеск его не так манит: Ведь хорошо мы знаем с вами – Не все так ценно, что блестит . (Золото)
Конкурс «Знаешь ли ты периодическую систему ?» Вызывается по одному участнику от команды и выдается «слепая» таблица периодической системы (с пустыми клетками). Задание: вписать как можно больше знаков химических элементов в пустые клетки таблицы
Конкурс «Химический кроссворд»
Конкурс «Капитанов» Строение атома Положение хим.элемента в периодической системе Порядковый номер Номер периода Номер группы Заряд ядра Г Д Ж Число электронов в атоме Е З К Число протонов в ядре атома Л М Н Число нейтронов в ядре атома Ю У С Число электронов на внешнем уровне О П И Число энергетических уровней Ч Й Я
Конкурс «Волшебный платок» Перед вами на столе находятся спирт и вода. Как используя эти вещества , сжечь носовой платок , чтобы он остался целым и невредимым?
Конкурс «Домашнее задание»
Конкурс «Великого чародея»
Вулкан Бёттгера В 1843 г. Рудольф Бёттгер получил дихромат аммония - оранжево-красное кристаллическое вещество взрываться от удара и воспламеняться от горящей лучины. Удар молотом лишь превратил его в порошок. Затем, насыпав горку кристаллов, Бёттгер поднес к ней горящую лучину. Кристаллы не вспыхнули, но вокруг горящей лучины что-то закипело. Горка стала увеличиваться и скоро приняла внушительные размеры. Изменился и ее цвет: вместо оранжевого он стал зеленым.
Опыт №1 «Вулкан Бёттгера » Выполняет студентка ДТВ-2 Левина Екатерина В фарфоровую чашку, укрепленную в штативе, насыпают дихромат аммония ( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 и нагревают пламенем спиртовки. Через некоторое время происходит выброс искр, имитирующий извержение вулкана.
( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = Cr 2 O 3 + N 2↑ + 4H 2 O↑
Опыт № 2 «Содовая гадюка» Выполняет студентка ДТВ-2 Матвеева Юлия В фарфоровую ступку насыпают речной песок. Смачивают его спиртом. В центре проделывают лунку и помещают в нее смесь сахарной пудры и питьевой соды. Спирт поджигаем. Из пламени будет вылезать масса пепла, похожая на многоглавого змея.
2 N a HCO 3 =Na 2 CO 3 +H 2 O↑+CO 2 ↑ C 2 H 5 OH+3O 2 =2CO 2 ↑+3H 2 O
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Химический КВН "Читая Менделеева…"
Преподаватель ГБОУ СПО МО ВИТ
Супрунович О.Ш.
Цели мероприятия.
Обобщить знания учащихся по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”; стимулировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету, мыслительную деятельность - эрудицию, логическое рассуждение, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; воспитывать чувство ответственности за результаты коллективной работы.
Химический КВН “Читая Менделеева..!” проводится с учащимися первых курсов. Выбираются 2 команды и капитаны.
В роли ведущих и химиков выступают учащиеся вторых курсов технологических факультетов, которых заранее консультирует преподаватель о форме проведения вечера.
В роли жюри выступают гости вечера.
Мероприятие проводится в химическом кабинете или в актовом зале.
Группы – участники КВН заранее выпускают химические газеты, которыми украшают кабинет.
Особенность данного внеклассного мероприятия в том, что оно позволяет связать два таких разных предмета, как химия и литература.
Стихотворные строчки, предложенные в каждом из конкурсов, являются авторскими и не имеют аналогов в литературе.
Химический КВН развивает у учащихся самостоятельность, логическое мышление, а также познавательный интерес к изучению химии и является своеобразной проверкой знаний по данным темам.
Оборудование.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; “слепая” таблица периодической системы (2 экземпляра); стаканчики со спиртом и водой, спиртовка, лучинка, носовой платок, щипцы, спички ; дихромат аммония, лабораторный штатив с лапкой, асбестовая сетка (фарфоровая чашка); магнитофон; колба с раствором железного (медного) купороса.
Продолжительность: время проведения 60 минут.
Подготовительный этап.
- Сформировать две команды (5-7 учащихся).
- Составить кроссворд из десяти химических понятий для команды соперников.
- Знать биографию Д.И. Менделеева и составить по ней три вопроса соперникам.
- Хорошо знать положение элементов в периодической системе Д.И. Менделеева (I-III периоды).
- Ответить на вопросы викторины:
а. Название каких элементов (в переводе на русский язык) вы знаете? Что они означают? (прил.1)
б. В каких пословицах и поговорках встречаются названия химических элементов?
в. Назовите 8 элементов, существование которых предсказал Д.И.Менделеев. (Галлий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий, актиний).
г. Какой элемент является самым распространенным в солнечной системе? Кем и когда он был открыт?
д. Названия каких химических элементов происходят от имен героев древних мифов и сказаний? (прил.1)
е. При Петре I вручалась медаль “За пьянство”. Из какого металла она изготавливалась и где хранилась? (из железа, точнее из чугуна, одевалась она на шею и снималась только тогда, когда “награждённый” бросал пить)
- Знать характеристику элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Ход мероприятия:
Учитель. Сегодня нам предстоит обобщить ваши знания о периодическом законе, который не может быть записан в виде какой-либо математической формулы или уравнения, а имеет графическое выражение в виде периодической системы химических элементов. Она может быть представлена разными видами таблиц (учитель показывает коротко- и длиннопериодный варианты). Таким образом, перефразируя высказывания великого поэта, можно сказать: “Периодический закон и Периодическая система – это близнецы-братья. Мы говорим “Периодический закон”- подразумеваем Периодическую систему. Мы говорим “Периодическая система” - подразумеваем Периодический закон”.
Вы знаете, что основой периодической системы являются химические элементы.
Стихотворение
“Читая Менделеева”
Степан Щипачев
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Ты знаешь газ легчайший водород
В соединении с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темнобурые растворы брома,
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу.
Тут – мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то сразу-
Глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,
Будь то железо, медь или гранит,-
Все страшную космическую силу,
Закованную в атомы, хранит.
Мы не отступим, мы пробьем туда дорогу
Туда, где замкнут мирозданья круг,-
И, что приписывалось раньше богу,
Все будет делом наших грешных рук!
1-й ведущий. “Прошу всех встать! Большой приз КВНа внести! (двое учащихся вносят колбу с голубой жидкостью) Этот приз получит команда самых смекалистых, самых умных и самых сообразительных. Итак, начинаем наш конкурс, наш КВН. Для начала представим самое справедливое жюри ! Познакомимся с участниками – слово для приветствия предоставляется командам. (команды приветствуют друг друга, жюри и болельщиков)
2-й ведущий. Для того, чтобы проверить готовность команд к соревнованиям, проведём разминку - каждая команда приготовила по 3 вопроса, связанных с биографией Д.И.Менделеева (команды по очереди задают вопросы, время для обдумывания - 20 секунд). Вопрос – 1 балл, полный ответ – 2 балла.
Учитель. Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в г. Тобольске. Он был семнадцатым ребёнком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Учёба Дмитрию давалась нелегко. На первом курсе Педагогического института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки. Да и по математике он имел всего лишь “ удовлетворительно”… Но на старших курсах дело пошло по-другому: среднегодовой балл Менделеева был равен 4.5 при единственной тройке - по Закону Божьему. Дмитрий Иванович окончил институт в 1855 году с золотой медалью, получив диплом старшего учителя. В августе 1887 г. Менделеев в одиночку совершил полёт на воздушном шаре около г. Клин для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения, проделав в одиночку путь около 100 км с максимальной высотой полёта примерно 4 км. За свои научные заслуги Дмитрий Иванович Менделеев был избран членом более 50 академий и научных обществ разных стран мира.
1-й ведущий. Конкурс «Химия+География+Астрономия»:
-назовите химические элементы, названные в честь стран и городов;
- назовите химические элементы, названные в честь планет.
(за каждый названный элемент – 1 балл, время-3 минуты)
2-й ведущий. Пока команды работают над своими ответами, поиграем с болельщиками.
Загадки
- На верхнем этаже храма Менделеева проживаю,
В разных подъездах две квартиры занимаю,
Причем под номером один
Вот такой я господин!
(Водород)
- Из названий двух животных
Мое имя состоит,
На таре, где меня хранят,
Знак токсичности стоит
(Мышьяк)
- Отгадаем без проблем
Элемент, известный всем!
Входит он в состав оксидов
И в кислоты разных видов,
И в поваренную соль,
- вот какая это роль.
Газ, - зелёный, ядовитый,
Очень - очень знаменитый
(Хлор)
- Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нем.
Он как кумир, он свержен нами,
Уж блеск его не так манит:
Ведь хорошо мы знаем с вами –
Не все так ценно, что блестит.
(Золото)
Учитель. Золото по праву считается одним из самых древних и ценных металлов. В представлении алхимиков золото считалось “ царём металлов”. В природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках или в виде мелких зерен и чешуек, вкраплённых в твёрдые породы. В ХI в. в южной части Афганистана был найден самородок размером “локоть на локоть”, что составляет 2500 кг. Это самый большой самородок золота за всю историю золотодобычи. Самые крупные получают имена и хранятся в музеях - “Плита Хольтермана” (Австралия 1872 год), “Желанный незнакомец” массой 71 кг. (Австралия 1869 год), “Большой треугольник”- 36 кг. (Россия, 1842 год). Самородное золото никогда не бывает чистым. Оно содержит примеси металлов, меняющих его цвет от соломенно-желтого до зелёного, яркого розово-красного и белого. Так, “червонное золото” содержит больше 25% меди, что придаёт ему красный цвет.
2-й ведущий. Конкурс “Знаешь ли ты периодическую систему?”
Вызывается по одному участнику от команды и выдаётся “слепая” таблица периодической системы (с пустыми клетками). Задание: вписать как можно больше знаков химических элементов в пустые клетки таблицы. (За каждый вписанный элемент - 1 балл, время - 3 минуты)
1-й ведущий. Проводим конкурс “химический кроссворд”. (Командам выдаются кроссворды и они их решают на время)
Учитель. Пока команды отдыхают, проводим игру с болельщиками:
- назовите элементы, названия которых состоят из трёх букв;
- назовите элементы, названия которых состоят из четырёх букв;
- назовите элементы, названия которых состоят из десяти и более букв.
2-й ведущий. Конкурс капитанов.
Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году в солнечном спектре.
Строение атома | Положение химического элемента в периодической системе | ||
Порядковый номер | Номер периода | Номер группы | |
Заряд ядра | Г | Д | Ж |
Число электронов в атоме | Е | З | К |
Число протонов в ядре атома | Л | М | Н |
Число нейтронов в ядре атома | Ю | У | С |
Число электронов на внешнем уровне | О | П | И |
Число энергетических уровней | Ч | Й | Я |
Ответ: гелий.
2-й ведущий. Конкурс “Волшебный платок”.
Приглашаем командиров от каждой команды. Перед вами на столе находятся спирт и вода. Как, используя эти вещества, сжечь носовой платок, чтобы он остался целым и невредимым.
Учитель. Проверим ваше домашнее задание - как ответили на вопросы викторины. Капитаны по очереди подходят к ведущим, вытягивают вопрос викторины ,а команды отвечают. За ответ получают до 5 баллов.
Пришло время подвести итоги, пока жюри совещается, мы познакомимся с великим чародеем.
“Чародей” просит любого ученика задумать химический элемент по периодической системе и провести с номером элемента следующие вычисления без сообщения промежуточных результатов:
- номер элемента удвоить;
- к произведению прибавить 5;
- сумму умножить на 5.
“Чародей” - задумайте элемент.
Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент №25 (марганец). Проведём с числом 25 следующие действия:
25*2=50
50+5=55
55*5=275
Число 275 сообщается “чародею”, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 – получается 25. Это и есть номер заданного элемента. После этого “чародею” остаётся только назвать этот элемент – марганец.
Последний результат сообщается ведущему, который сразу объявляет задуманный элемент.
Опыт “Извержение вулкана”
Проводит Левина Екатерина
На фарфоровую чашку), укреплённую в штативе, насыпают дихромат аммония и нагревают пламенем спиртовки. Через некоторое время происходит выброс искр, имитирующий извержение вулкана.
В 1843 г. Рудольф Бёттгер получил дихромат аммония - оранжево-красное кристаллическое вещество взрываться от удара и воспламеняться от горящей лучины. Удар молотом лишь превратил его в порошок. Затем, насыпав горку кристаллов, Бёттгер поднес к ней горящую лучину. Кристаллы не вспыхнули, но вокруг горящей лучины что-то закипело. Горка стала увеличиваться и скоро приняла внушительные размеры. Изменился и ее цвет: вместо оранжевого он стал зеленым.
Опыт№2. «Содовая гадюка»
Выполняет Матвеева Юлия
В фарфоровую ступку насыпают речной песок. Смачивают его спиртом. В центре проделывают лунку и помещают в нее смесь сахарной пудры и питьевой соды. Спирт поджигаем. Из пламени будет вылезать масса пепла, похожая на многоглавого змея.
(3-4 ложки песка, делают из него горку и в центре углубление. 1 ч.ложка сахарной пудры+1/4 соды. Пропитывают песок спиртом и засыпают в углубление смесь, а после этого поджигают песок)
Ведущий 1:
Чудеса вам показали,
Вы, надеюсь, угадали,
Что сливали и зачем?
С этим нет у вас проблем!
Ведущий 2: Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты! Надеемся, они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты "чудес". А наше жюри подвело итоги!
(Слово жюри – подведение итогов КВН.)
Ведущий 1:
А теперь поприветствуем победителя!
Каждому медаль вручаем
И с победой поздравляем!
(Вручение медалей.)
Ведущий 1:
На этом наш вечер заканчивается.
Отличной вам учебы, друзья!
И хорошего настроения!
(выключается свет и звучит музыка).
Названия химических элементов
Фосфор в переводе с греческого – “светоносец”;
Фтор – от греческого “фторос” - разрушение, гибель;
Бром – от древнегреческого “бромос” - зловонный;
Йод – с греческого – “фиолетовый”, “тёмно-синий”;
Астат – от греческого “астатос” - неустойчивый;
Литий – от греческого “литос” - камень;
Рубидий – от латинского “рубидос” - тёмно-красный;
Магний - от греческого названия “Магнии” - местность в Фессалии, где добывали магнезию- окись магния;
Хром - от греческого “хромос” - краска, цвет и т. д.
Именами героев древних мифов и сказаний названы следующие химические элементы:
титан (Титаны – мифические обитатели земли),
ванадий (Ванада – богиня скандинавской мифологии),
ниобий (Ниоба – дочь Тантала),
прометий (Прометей – мифический герой, подаривший людям огонь),
тантал (Тантал – герой мифов древней Греции).
В честь стран и городов:
магний (Магнезия – город в Греции);
иттрий (Иттербии – город вблизи Стокгольма);
гафний (Гафния – древнее название Копенгагена);
лютеций (Лютеция – древнее название Парижа);
германий (Германия);
рутений (от лат. Ruthenia – Россия) и т. д.
Опыт “Несгораемый платочек”
Небольшой носовой платочек погружают сначала в воду, хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок щипцами, погружают в стакан со спиртом, вынимают и тут же поджигают с помощью лучинки. Спирт быстро сгорает, а платочек остаётся невредим.
Использованная литература
- Малышкина В.Занимательная химия. Тригон. Санкт – Петербург.2001г.
- Девяткин В.В. Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. Ярославль. Академия .2000г.
- Штремплер Г.И. Химия на досуге. Фрунзе – 1990.
- Тыльдсепп А.А. Корк В.А. Мы изучаем химию. Москва “Просвещение”1988г.
- Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю.Занимательные опыты по химии. Москва.Дрофа.2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по химии «Химия – волшебница!»
Мероприятие можно провести на неделе естественных наук. В кабинете химии, продолжительность 30 минут. использование показательных опытов заинтересует учащихся....
Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"
Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...
Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2011" для учащихся 9-11 классов
Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему....
Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2012" для учащихся 9-11 классов
Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему...
Химия-увлекательная наука.Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы
Разработка химического вечера. Увлекательная химия. Занимательные опыты по химии....
Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов
Внеклассное мероприятие "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов позволяет сравнить уровень знаний по предмету обучающихся разных классов как в личном первенстве так и выя...
Внеурочное мероприятие по химии "Час занимательной химии"
Участники: ученики 9-х классов, ведущие — ученики 10 классов, жюри — ученики 9 и 10 классов....