исследовательский проект «Марийские амазонки»
проект (6 класс) на тему

Рябчикова Надежда Петровна

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое  в истории нашей страны смотрят  по-иному, многие события  заново открывают и переоценивают.  Достаточно поверхностно мы знакомы с историей нашего, марийского края. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Хотелось бы найти ответы на эти вопросы, потому что знание истории  своего народа и  его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mariyskie_amazonki.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №3 п. Советский»

Исследовательский проект

Марийские амазонки

Выполнили: Мосунов Максим,

Петухов Егор,

учащиеся 6-Б класса

Руководитель: Рябчикова Н.П.,

учитель истории,

Консультант: Богомолова Р.А.,

учитель марийского языка и ИКН

п.Советский

2013 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Обзор литературы……………………………………………………………….5

2.Методика исследования………………………………………………………...6

3.Результаты исследования

3.1.Легендарные героини…………….................................................................. .8

3.2.Женщины, наши землячки, - участницы Великой Отечественной  войны..9

3.3.Участницы локальных войн………………………………………………...14

Выводы…………………………………………………………………………...16

Заключение…………………………………………………………………… …17

Список литературы и источников Интернета………………………………….18

Приложение

Введение

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое  в истории нашей страны смотрят  по-иному, многие события  заново открывают и переоценивают.  Достаточно поверхностно мы знакомы с историей нашего, марийского края. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Хотелось бы найти ответы на эти вопросы, потому что знание истории  своего народа и  его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В настоящее время много внимания уделяется возрождению национальных традиций и праздников, одним из которых является Марий талешке кече – День национального героя. Он отмечается 26 апреля. Праздник был установлен в 1917 году на I съезде марийцев в Бирске. В этот день 1556 года в бою с царскими войсками, защищая крепость Малмыж, погиб марийский князь Полтыш (Болтуш). В честь его памяти, а также всех национальных героев всех времен отмечается этот день. Но широко отмечать этот праздник начали только  с 1990 года, благодаря общественной организации «Марий ушем».

Кого можно назвать национальным героем?

«Народным или национальным героем называют человека, чьё мужество и бесстрашие вызывает восхищение большого количества людей, населяющих ту или иную страну, представляющих ту или иную нацию».

Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. Дмитриев. 2003

У марийского народа есть былинные герои-богатыри: Мамич Бердей, Токтауш, Мирон Мумарин, Конай, Болтуш, Акпарс, Акпатыр…  Национальные герои - это не только герои былинные и сказочные, но и герои, защищавшие нашу Родину в сложное для нее время. Среди них -  участники освободительных движений и войн. Не только на войне, но и в мирное время любой может стать национальным героем. К ним мы отнесем тех людей, кто внес огромный вклад в развитие и процветание нашего марийского края. Поэтому марийскими национальными героями вправе можно считать первого академика Василия Мосолова, первого профессионального композитора Ключникова-Палантая, основоположника литературы С.Чавайна, общественных деятелей Вл. Мухина и Петрова, киноактера Йывана Кырлю, первого художника Ал. Григорьева, поэта В. Колумба и  многих других.

Невольно задаешься вопросом: «Почему среди национальных героев марийского народа не называются женщины?» Вспоминая историю нашего Отечества, мы можем утверждать, что женщины были не только хранительницами домашнего очага, матерями и женами, но и правительницами, дипломатами, депутатами, меценатами, участниками освободительных движений и войн. Безусловно, среди них были и женщины марийского края (гипотеза).  Хотелось бы восстановить историческую справедливость и назвать имена некоторых из них.

Сложность изучения темы «Роль женщин марийского края в истории» состоит в том, что она недостаточно освещена в учебных пособиях. С этой проблемой мы столкнулись на уроках истории и культуры народов Республики Марий Эл.  Группа учащихся решила заняться исследованием данной проблемы. Необходимость изучения данной темы подтвердил и результат анализа сочинения «Кто такой национальный герой?», в написании которого принимали участие ученики 6-х классов (Приложение 2)

Исходя из актуальности темы: недостаточное освещение участия  марийских женщин в событиях  истории Отечества и марийского края - была поставлена

цель: изучение роли участия женщин марийского края в войнах и восстаниях. Поэтому мы назвали нашу исследовательскую работу «Марийские амазонки».

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  • собрать, изучить и обработать необходимую информацию в соответствии с выбранной тематикой
  • показать место и роль женщины в истории.
  • формировать навыки работы с историческими и художественными источниками, справочным материалом

Объект исследования – женщины  марийского края  в восстаниях и военных событиях истории  марийского края и России.

Предмет исследования – документы, исследования и  статьи об участии марийских женщин в восстаниях и войнах.

 

  1. Обзор литературы.

В книге «Они защищали Родину» содержатся данные о количестве женщин, участницах боевых действий, на фронтах Великой Отечественной войны и сведения о некоторых из них: Ольги Тихомировой, Йылдар Айгловой, Марии и Александры Орловых.

Шабруков Николай Иванович в книге «История здравоохранения Советского района Республики Марий Эл» опубликовал материал о медиках района – участниках Великой Отечественной войны и участнице Афганской войны Ольге Аркадьевне Аклановой.

Киртаев Л.Н. собрал материал об участниках  войн, в том числе и женщин, в книге «Патриотизм юности, проверенный временем».

Альбом «Сквозь огонь войны», созданный сотрудниками районной библиотеки и альбом «Женщины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», предоставленный районным архивом содержат краткие сведения об участницах Великой Отечественной войны, жительницах поселка Советский и Советского района.

Сборник документов «Человек на войне»  под редакцией Кулалаевой Р.А. включает новый вид источников – неформализованные интервью с рядовыми участниками военных сражений, среди которых Алмакаева Анна Андреевна. Интервью с ней позволило узнать о повседневной фронтовой жизни женщин.

В статье «От Ленинграда до Праги», опубликованной в районной газете «Вестник района» Николай Соколов рассказал о жизненном пути Бадьиной Александры Константиновны.

Рассказ о легендарной героине Сылвий содержится в книге Алеко и Эрика Юзыкайна «Марий… Ко ме улына», а предания об Ирге – в  календаре 2012, текст к которому составил Акшиков Александр Геннадьевич, и в статье «Ирга: деревня язычницы-героини» в газете  «Нижегородский рабочий» №154 от 22.09.2013 г.

Бесспорно, что история участия марийских женщин  края в  военных событиях марийского края и России требует дальнейшего изучения. Хочется верить, что мы когда-нибудь сможем назвать имена всех тех, кто  внес вклад в общую победу.

2. Методика исследования.

Работая над проектом, использовали следующие методы:

 1. Научно-поисковые:

- работа с архивными документами;

- работа с ресурсами Интернета

2. Аналитические:

- анализ и синтез собранного материала;

3. Систематизирующие:

- систематизация полученных данных;

4. Практические:

- компьютерная презентация.

 Сроки реализации проекта – ноябрь – декабрь 2013г.

 

Этапы деятельности 

Деятельность учащихся 

Сроки

1.

Подготовительный

Обсуждение задания

1-ая неделя

(ноябрь)

2.

Проектировочный

Постановка задач, обсуждение вопросов для исследования

1-ая неделя

(ноябрь)

3.

Практический

Работа с историческими источниками, исследовательская деятельность

2-ая–3-я неделя

(ноябрь-декабрь)

4.

Аналитический

Анализ и систематизация  собранного материала. Оформление проекта

4-ая неделя

(декабрь)

5.

Заключительный

Самоанализ и защита проекта

декабрь 2013г.

На этапе планирования, мы  вместе с учителями определили способы сбора и анализа информации, источники информации, способ представления результатов своей работы (презентация), сроки работы над проектом (1месяц).

Изучив  информацию из различных источников, нам предстояло ответить на следующие вопросы:

  1. Сохранились ли в марийских преданиях имена женщин? Какие подвиги они совершили?
  2. Какой вклад внесли женщины, уроженки и жительницы Советского района, участницы боевых действий, в победу в Великой Отечественной войне?
  3. Принимали ли участие женщины нашего района в локальных войнах?

Мы изучили материалы  районного краеведческого музея, краеведческого отдела и читального зала Советской районной библиотеки, занимались поиском информации в ресурсах Интернета.

Проанализировав и систематизировав собранный материал под руководством учителей,  оформили проект и презентацию.

3.Результаты исследования

3.1.Легендарные героини.

В марийских преданиях  упоминаются женщины, которые  отважно сражались против врагов марийского народа, - Ирга и Сылвий.

Ирга  была искусной охотницей, она кормилась лесом, метко стреляя из лука, ловко орудуя топором и острогой.

Однажды, с Ветлуги в их деревню направился отряд разбойников. Таясь и скрываясь, шли грабители, чтобы врасплох застать марийцев, но выследила их Ирга и предупредила о беде односельчан. Собрав свое имущество, спрятались они в глухом лесу, а вот Ирга, помогая им, не успела укрыться. Поймали ее разбойники и обозленные, что нечем им поживиться в деревне, издевались над ней, выпытывая, где находятся ее односельчане. Однако отважная девушка ничего им не сказала, и тогда ее повесили на высокой сосне. Когда миновала беда, вернулись в деревню ее жители и увидели, что сотворили с Иргой бандиты. Бережно сняли ее с дерева и похоронили под сосной. Та сосна стояла еще в прошлом веке, и марийцы приходили к ней, помянуть храбрую девушку. Говорят, что мужчины, пораженные ее стойкостью и ее лютой смертью, поклялись отомстить разбойникам. Они настигли их и всех перебили.

Предание же о благородной девушке пережило века и, как поведал один сказитель: «Нет никакого права не верить ему: ведь мужество и верность шли бок о бок с верными людьми» (Приложение 15,16,17)

Еще одна героиня марийских легенд –  Сылвий была дочерью народа галинда, что рядом с Балтийским морем. Это имя она взяла, выйдя замуж за марийского вождя Кронуша.

Однажды уехала она к себе домой в гости. В то время на нашу землю вторглись воины руотси (варяжские племена). Чтобы противостоять врагам, вождь Кронуш обратился за помощью к князю Канаю. Но помощь от него вовремя не подошла. И встретились два войска на широком лугу. Мечи на солнце блестели как молния. Лязг железа, ржание лошадей, стоны раненых страшной силой гремели над лугом. Мари сражались смело, наотмашь рубили врагов и  сами падали от тяжелых ран. Но врагов было видимо-невидимо. На место воина, павшего от меча марийца, вставал другой. А помощи все не было…

        Но вдруг будто земля задрожала. С запада мчались всадники. Помощь марийцу или помощь врагу? Впереди – молодая женщина! Сама Салвий привела помощь. Они напали на врага с тыла и разгромили его. Но в этой страшной битве погиб Кронуш.

Интересно, откуда Салвий узнала о беде марийцев? Наверно, правильным будет утверждение, что девушка и мама все чувствуют сердцем.

Похоронив Кронуша, Сылвий стала вождем. Её имя и сейчас светится как яркая звезда. В Башкирской земле есть деревня, носящая имя Сылвий (Приложение 14,16)

Таким образом, можно утверждать, что марийские женщины наряду с мужчинами защищали наш край от врагов. О том, что они ни в чем не уступали мужчинам, а, может, в чем-то их превосходили свидетельствуют данные археологических раскопок, согласно которым «тысячу лет назад самостоятельные древние марийки, заткнув за пояс мужчин, сами занимались литейным делом и изготовлением ювелирных украшений, причем не только для себя, но и на продажу. А еще они - сильные жрицы - оберегали свой род от болезней и потусторонних сил» (Приложение 18)

3.2.Женщины, наши землячки, - участницы Великой Отечественной войны.

«…Нет, это горят не хаты -

 То юность моя в огне.

 Идут по войне девчата,

 Похожие на парней …»

Юлия Друнина

Война – дело не женское. Тем не менее, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 года, около 800 тысяч женщин  вместе с мужчинами самоотверженно шли через военное лихолетье. Летчицы и зенитчицы, связистки и санитарки, врачи и медсестры, снайперы и разведчицы, саперы и прожектористки, рядовые и офицеры, командиры и подчиненные – каких только должностей ни доверялось женщинам-воинам. Около 5 тысяч женщин по республике и более 200 по Советскому району приняли самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с советской земли и в полном их разгроме.

Пронализировав полученные нами источники, мы составили списки женщин (найдены сведения о тридцати одной), участниц Великой Отечественной войны по определенным категориям:

Женщины, участницы Великой Отечественной войны,

жительницы п.Советский

  1. Алмакаева Анна Андреевна
  2. Бусыгина Таисия Федоровна
  3. Демидова Мария Ивановна
  4. Глухарева Таисия Степановна
  5. Звягинцева Валентина Ивановна (Глазырина)
  6. Копрова Лидия Константиновна
  7. Кошкина Елизавета Ивановна
  8. Криваксина Мария Прокофьевна
  9. Микушова Евдокия Арсентьевна
  10. Охотникова Елизавета Егоровна
  11. Петухова Мария Ивановна
  12. Подоплелова Пелагея Яковлевна
  13. Решетова Евдокия Григорьевна
  14. Царегородцева Анна Николаевна
  15. Чемоданова Елена Семеновна
  16. Чемоданова Ольга Ивановна
  17. Ямшанова Валентина Ильинична

Женщины, участницы Великой Отечественной войны, уроженки и

жительницы Советского (Ронгинского) района.

  1. Бусыгина Евгения Дмитриевна, д.Б.Шургумал
  2. Иванова Ирина, д.Кельмаксола
  3. Козырева Мария Васильевна, д.Алеево
  4. Лисова Зоя Алексеевна, п.Солнечный
  5. Мамаева Нина Сергеевна, с.Верх-Ушнур
  6. Санина Марий Петровна, с.Ронга

Женщины, медицинские работники, участники Великой Отечественной войны, уроженки, жительницы Советского (Ронгинского) района.

  1. Бабина Таисия Артемьевна
  2. Герасимова Варвара Ивановна
  3. Голомидова Мария Сидоровна
  4. Демакова (Курочкина) Антонина Павловна .
  5. Микушова Евдокия Арсентьевна
  6. Пасынкова Елизавета Павловна
  7. Соболева Нина
  8. Тупинова Валентина Дмитриевна  (Приложение 3)

При изучении биографии участниц Великой Отечественной войны, мы обращали внимание на следующие моменты:

  • на каком фронте служили
  • какое звание имели
  • специальность
  • награды.

Представительницы нашего района участвовали в боевых действиях на всех фронтах: Белорусском, Воронежском, Ленинградском, Украинском, Карельском. До Германии дошли Бусыгина Евгения Дмитриевна, Бусыгина Таисия Федоровна, Глухарева Таисия Степановна, Мамаева Нина Сергеевна. Петухова Мария Ивановна. В освобождении Польши участвовала Подоплелова Пелагея Яковлевна, Чехословакии – Бадьина Александра Константиновна. Бусыгина Таисия Федоровна закончила войну в Маньчжурии после победы над Японией (Приложение 3)

Давая оценку ратному подвигу советских женщин, прошедших вместе с войнами-мужчинами весь боевой путь, Маршал Советского Союза А. И. Еременко писал: “Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья и отцы ”. Действительно, среди женщин, участниц войны, были телефонистки, шофера, радистки, зенитчицы, регулировщицы движения, прачки и, конечно же, медицинские работники. Охотникова Елизавета Егоровна участвовала в партизанском движении в Белоруссии (Приложение 8). Они служили так, что «своей дисциплиной, военной подготовкой, высоким патриотизмом и любовью к Родине показывали образцы для других», - отмечается в письме командования, адресованном коллективу предприятия, в котором работала до войны Глазырина (Звягинцева) Валентина Ивановна. Эти слова, по праву, можно отнести ко всем женщинам (Приложение 5).

Специальность

Количество

Фамилия, имя, отчество

Медицинский работник

11

  1. Бабина Т.А.
  2. Герасимова В.И.
  3. Голомидова М.с.
  4. Глухарева Т.С.
  5. Демакова (Курочкина) А.П.
  6. Кошкина Е.И.
  7. Микушова Е.А.
  8. Пасынкова Е.П.
  9. Петухова М.И.
  10. Тупинова В.Д.
  11. Соболева Н.И.

Телефонистка

4

  1. Алмакаева А. А.
  2. Бусыгина Т. Ф.
  3. Криваксина М.П.
  4. Чемоданова Е.С.

Шофер

4

  1. Звягинцева В.И.
  2. Петухова М.И.
  3. Чемоданова О.И.
  4. Ямшанова В.И.

Радистка

1

  1. Санина М.П.

Административная служба

1

  1. Копрова Л.К.

Войска ВНОС и ПВО,

зенитчица

5

     1. Козырева М.В.

  1. Лебедева А.С.
  2. Лисова З.А.
  3. Подоплелова П.Я.
  4. Царегородцева А.Н.

Партизанка

1

  1. Охотникова Е.Е.

Прачка

1

  1. Бусыгина Е.Д.

Регулировщик движения

 1  

  1. Мамаева Н.С.

 (Приложение 3)

Большинство женщин служили в звании рядовых, но были среди них сержанты и офицер.

Звание

Количество

Фамилия, имя, отчество

Лейтенант

1

Копрова Л. К.

Старший сержант

1

Мамаева Н.С.

Младший сержант

1

Санина М.П.

Чемоданова Е.С.

Ефрейтор

1

Алмакаева А. А.

(Приложение 3)

За свой ратный подвиг многие из них были награждены орденами и медалями.

Награда

Количество награжденных

Фамилия, имя, отчество награжденных

Орден Красной Звезды

2

     1.Копрова Л.К.

  1. Микушова Е.А.

Орден Отечественной войны I степени

3

  1. Глухарева Т.С.
  2. Микушова Е.А.
  3. Охотникова Е.Е.

Орден Отечественной войны II степени

5

  1. Лисова З.А.
  2. Мамаева Н.С.
  3. Охотникова Е.Е.
  4. Чемоданова Е.С.
  5. Чемоданова О.И.

Медаль «За отвагу»

3

  1. Бадьина А.К.
  2. Глухарева Т.С.
  3. Петухова М.И.

Медаль «За оборону Москвы»

1

  1. Иванова И.

Медаль «За оборону Ленинграда»

2

  1. Микушова Е.А.
  2. Лебедева А.С.

Медаль «За оборону советского Заполярья»

1

  1. Алмакаева А.А.

Медаль «За советскую Беларусь»

1

  1. Охотникова Е.Е.

Медаль «За боевые заслуги»

4

  1. Алмакаева А.А.
  2. Бадьина А.К.
  3. Козырева М.В.
  4. Лебедева А.С.

Медаль «Партизан Великой Отечественной войны»

1

  1. Охотникова Е.Е.

Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне»

7

  1. Глухарева Т.С.
  2. Иванова И.
  3. Козырева М.В.
  4. Копрова Л.С.
  5. Микушова Е.С.
  6. Подоплелова П.Я
  7. Чемоданова Е.С.

Медаль Жукова

1

  1. Чемоданова О.И.

(Приложение 3)

Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

3.3.Участницы локальных войн.

«Я пришла в Берлин, чтобы убить войну». Эти слова  на стенах поверженного рейхстага оставила  Софья Кунцевич. Чтобы убить войну… Интересно, что же такое нужно сделать, чтобы навсегда убить войну, по-настоящему убить, во всём мире?! Казалось бы, что после той страшной войны люди никогда не захотят воевать, ведь одно только слово «война» наводит страх и ужас. Но, видимо, это произойдет не скоро… Во второй половине 20 века начнутся войны, получившие название локальные, в которые будут втянуты и граждане нашей страны.

1979 год. Советский Союз вводит ограниченный миротворческий контингент в Афганистане. Изначально, войска в Афганистан правительство вводит с целью помочь афганской революции. Рядом мужчинами несли службу женщины. Среди них наши землячки Акланова Ольга Александровна и Беляева Зоя.

Ольга Аркадьевна Акланова – родилась она в деревне Тойбеково Советского района. В 1977 году окончила Йошкар-Олинское медицинское училище и работала в разных медицинских учреждениях.  В 1986 году в числе девушек-медиков после соответствующей подготовки была направлена в Афганистан. Местом её службы стал Кабульский инфекционный госпиталь. Оказывали медицинскую помощь, лечили. Выхаживали не только наших солдат, но и местное население, в т.ч. и детей. В последствии нашей землячке был доверен ответственный пост старшей медсестры госпиталя и она оправдала это доверие с честью.

Через 2 года – в 1988 году она вернулась в родные края. Вернулась мужественной, закаленной, честно и добросовестно выполнив интернациональный долг. Коллектив Советской ЦРБ тепло принял её и доверил снова ответственный пост – старшей медицинской сестры хирургического отделения. В последствии она переехала в с.Азаново (Приложение 11).

Беляева Зоя, уроженка  Лайсолы, выпускница Оршанского педучилища, преподаватель физкультуры Куанпамашской школы Ново-Торъяльского района.

С 27 июня 1982 года по 5 июля 1984 года в качестве младшей медсестры несла службу в военном госпитале №391860, где ухаживала за больными бойцами.

Здесь часто происходили обстрелы воинских частей, аэрообстрелы. Часть располагалась в 60 км от Кабула в поселке Баграм.

За проявленное мужество на афганской земле Беляева Зоя отмечена тремя Почетными грамотами воинской части. Имеет несколько благодарностей от командования части.

После прибытия из Афганистана, с сентября 1984 года стала работать на заводе «Электроавтоматика» (Приложение 12).

Эти женщины наравне с другими вынесли все тяготы той войны и с честью выполнили свой долг.

Выводы

Таким образом, женщины марийского края принимали активное участие в событиях истории марийского края и всей страны:

  • их имена встречаются в легендах и преданиях, как защитниц своего народа,
  • они сражались на всех фронтах в период Великой Отечественной войны,
  • они являлись участницами  войны в Афганистане.

Женщины марийского края… У них разные  судьбы, они из разных исторических эпох. Но всех их объединяет одно - беззаветное служение Отечеству, любовь и верность своему долгу и самое важное: несмотря на их внутреннюю силу, с которой они преодолевали удары судьбы, они оставались нежными, любящими и заботливыми женщинами, жёнами!

Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... Женщина и война...

   В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь

      В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.

  В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.

     В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.

   В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

        

Заключение

Ценность данного проекта состоит в том, что была проведена большая работа с различного вида источниками. Это  позволяет не только узнать много нового и интересного,  способствует формированию навыков работы с историческими источниками

Исследовательская работа имеет важное воспитательное значение: еще больше приобщает к истории своего родного края, поэтому это не позволит равнодушно относиться к теме, а значит, запомнится надолго и сохранит память о подвигах марийских женщин. А сохранение памяти и есть смысл истории.

Данную работу можно использовать при изучении тем «Марийский край в годы Великой Отечественной войны», «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны», «Национальные герои».

Рекомендуется использовать материал при организации школьных музеев.

Список литературы и источников Интернета

  1. Они защищали Родину. – Йошкар-Ола: Издательство марийский полиграфкомбинат, 2003. – 272 с.
  2. Человек на войне: сборник интервью с участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Йошкар-Ола: Комитет Республики Марий Эл,…2010. – 392 с.
  3. Киртаев Л.Н. Патриотизм юности, проверенный временем. – Йошкар – Ола: Педагогические инициативы, 2004. – 214 с.
  4. Шабруков Н.И. История здравоохранения Советского района Республики Марий Эл.
  5. Юзыкайн А. и Э. Марий…Ко ме улына. – Оу типографий, Йуваскула, 1999.
  6. Соколов Н. От Ленинграда до Праги. // Вестник района.
  7. Шахтарин Д. Жрицы – литейщицы.// Марийская Правда. 29.10.2013
  8. Ирга: деревня язычницы-героини.// Нижегородский рабочий № 152 от 22.09.09
  9. Календарь 2012 г. – Банк «Йошкар – Ола» (ОАО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Проект "Марийская вышивка"

история появления марийской вышивки...

Исследовательский проект участника конкурса научно-исследовательских работ "Старт в науке".

Конкурс научно-исследовательских работ. Предмет «русский язык».Тема проекта: «Приёмы словообразовательной языковой игры на материале повести-сказки Э.Н. Успенского «М...

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов

Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов...