исследовательский проект «Марийские амазонки»
проект (6 класс) на тему
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое в истории нашей страны смотрят по-иному, многие события заново открывают и переоценивают. Достаточно поверхностно мы знакомы с историей нашего, марийского края. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Хотелось бы найти ответы на эти вопросы, потому что знание истории своего народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mariyskie_amazonki.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 п. Советский»
Исследовательский проект
Марийские амазонки
Выполнили: Мосунов Максим,
Петухов Егор,
учащиеся 6-Б класса
Руководитель: Рябчикова Н.П.,
учитель истории,
Консультант: Богомолова Р.А.,
учитель марийского языка и ИКН
п.Советский
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Обзор литературы……………………………………………………………….5
2.Методика исследования………………………………………………………...6
3.Результаты исследования
3.1.Легендарные героини…………….................................................................. .8
3.2.Женщины, наши землячки, - участницы Великой Отечественной войны..9
3.3.Участницы локальных войн………………………………………………...14
Выводы…………………………………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………… …17
Список литературы и источников Интернета………………………………….18
Приложение
Введение
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое в истории нашей страны смотрят по-иному, многие события заново открывают и переоценивают. Достаточно поверхностно мы знакомы с историей нашего, марийского края. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Хотелось бы найти ответы на эти вопросы, потому что знание истории своего народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В настоящее время много внимания уделяется возрождению национальных традиций и праздников, одним из которых является Марий талешке кече – День национального героя. Он отмечается 26 апреля. Праздник был установлен в 1917 году на I съезде марийцев в Бирске. В этот день 1556 года в бою с царскими войсками, защищая крепость Малмыж, погиб марийский князь Полтыш (Болтуш). В честь его памяти, а также всех национальных героев всех времен отмечается этот день. Но широко отмечать этот праздник начали только с 1990 года, благодаря общественной организации «Марий ушем».
Кого можно назвать национальным героем?
«Народным или национальным героем называют человека, чьё мужество и бесстрашие вызывает восхищение большого количества людей, населяющих ту или иную страну, представляющих ту или иную нацию».
Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. Дмитриев. 2003
У марийского народа есть былинные герои-богатыри: Мамич Бердей, Токтауш, Мирон Мумарин, Конай, Болтуш, Акпарс, Акпатыр… Национальные герои - это не только герои былинные и сказочные, но и герои, защищавшие нашу Родину в сложное для нее время. Среди них - участники освободительных движений и войн. Не только на войне, но и в мирное время любой может стать национальным героем. К ним мы отнесем тех людей, кто внес огромный вклад в развитие и процветание нашего марийского края. Поэтому марийскими национальными героями вправе можно считать первого академика Василия Мосолова, первого профессионального композитора Ключникова-Палантая, основоположника литературы С.Чавайна, общественных деятелей Вл. Мухина и Петрова, киноактера Йывана Кырлю, первого художника Ал. Григорьева, поэта В. Колумба и многих других.
Невольно задаешься вопросом: «Почему среди национальных героев марийского народа не называются женщины?» Вспоминая историю нашего Отечества, мы можем утверждать, что женщины были не только хранительницами домашнего очага, матерями и женами, но и правительницами, дипломатами, депутатами, меценатами, участниками освободительных движений и войн. Безусловно, среди них были и женщины марийского края (гипотеза). Хотелось бы восстановить историческую справедливость и назвать имена некоторых из них.
Сложность изучения темы «Роль женщин марийского края в истории» состоит в том, что она недостаточно освещена в учебных пособиях. С этой проблемой мы столкнулись на уроках истории и культуры народов Республики Марий Эл. Группа учащихся решила заняться исследованием данной проблемы. Необходимость изучения данной темы подтвердил и результат анализа сочинения «Кто такой национальный герой?», в написании которого принимали участие ученики 6-х классов (Приложение 2)
Исходя из актуальности темы: недостаточное освещение участия марийских женщин в событиях истории Отечества и марийского края - была поставлена
цель: изучение роли участия женщин марийского края в войнах и восстаниях. Поэтому мы назвали нашу исследовательскую работу «Марийские амазонки».
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- собрать, изучить и обработать необходимую информацию в соответствии с выбранной тематикой
- показать место и роль женщины в истории.
- формировать навыки работы с историческими и художественными источниками, справочным материалом
Объект исследования – женщины марийского края в восстаниях и военных событиях истории марийского края и России.
Предмет исследования – документы, исследования и статьи об участии марийских женщин в восстаниях и войнах.
- Обзор литературы.
В книге «Они защищали Родину» содержатся данные о количестве женщин, участницах боевых действий, на фронтах Великой Отечественной войны и сведения о некоторых из них: Ольги Тихомировой, Йылдар Айгловой, Марии и Александры Орловых.
Шабруков Николай Иванович в книге «История здравоохранения Советского района Республики Марий Эл» опубликовал материал о медиках района – участниках Великой Отечественной войны и участнице Афганской войны Ольге Аркадьевне Аклановой.
Киртаев Л.Н. собрал материал об участниках войн, в том числе и женщин, в книге «Патриотизм юности, проверенный временем».
Альбом «Сквозь огонь войны», созданный сотрудниками районной библиотеки и альбом «Женщины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», предоставленный районным архивом содержат краткие сведения об участницах Великой Отечественной войны, жительницах поселка Советский и Советского района.
Сборник документов «Человек на войне» под редакцией Кулалаевой Р.А. включает новый вид источников – неформализованные интервью с рядовыми участниками военных сражений, среди которых Алмакаева Анна Андреевна. Интервью с ней позволило узнать о повседневной фронтовой жизни женщин.
В статье «От Ленинграда до Праги», опубликованной в районной газете «Вестник района» Николай Соколов рассказал о жизненном пути Бадьиной Александры Константиновны.
Рассказ о легендарной героине Сылвий содержится в книге Алеко и Эрика Юзыкайна «Марий… Ко ме улына», а предания об Ирге – в календаре 2012, текст к которому составил Акшиков Александр Геннадьевич, и в статье «Ирга: деревня язычницы-героини» в газете «Нижегородский рабочий» №154 от 22.09.2013 г.
Бесспорно, что история участия марийских женщин края в военных событиях марийского края и России требует дальнейшего изучения. Хочется верить, что мы когда-нибудь сможем назвать имена всех тех, кто внес вклад в общую победу.
2. Методика исследования.
Работая над проектом, использовали следующие методы:
1. Научно-поисковые:
- работа с архивными документами;
- работа с ресурсами Интернета
2. Аналитические:
- анализ и синтез собранного материала;
3. Систематизирующие:
- систематизация полученных данных;
4. Практические:
- компьютерная презентация.
Сроки реализации проекта – ноябрь – декабрь 2013г.
№ | Этапы деятельности | Деятельность учащихся | Сроки |
1. | Подготовительный | Обсуждение задания | 1-ая неделя (ноябрь) |
2. | Проектировочный | Постановка задач, обсуждение вопросов для исследования | 1-ая неделя (ноябрь) |
3. | Практический | Работа с историческими источниками, исследовательская деятельность | 2-ая–3-я неделя (ноябрь-декабрь) |
4. | Аналитический | Анализ и систематизация собранного материала. Оформление проекта | 4-ая неделя (декабрь) |
5. | Заключительный | Самоанализ и защита проекта | декабрь 2013г. |
На этапе планирования, мы вместе с учителями определили способы сбора и анализа информации, источники информации, способ представления результатов своей работы (презентация), сроки работы над проектом (1месяц).
Изучив информацию из различных источников, нам предстояло ответить на следующие вопросы:
- Сохранились ли в марийских преданиях имена женщин? Какие подвиги они совершили?
- Какой вклад внесли женщины, уроженки и жительницы Советского района, участницы боевых действий, в победу в Великой Отечественной войне?
- Принимали ли участие женщины нашего района в локальных войнах?
Мы изучили материалы районного краеведческого музея, краеведческого отдела и читального зала Советской районной библиотеки, занимались поиском информации в ресурсах Интернета.
Проанализировав и систематизировав собранный материал под руководством учителей, оформили проект и презентацию.
3.Результаты исследования
3.1.Легендарные героини.
В марийских преданиях упоминаются женщины, которые отважно сражались против врагов марийского народа, - Ирга и Сылвий.
Ирга была искусной охотницей, она кормилась лесом, метко стреляя из лука, ловко орудуя топором и острогой.
Однажды, с Ветлуги в их деревню направился отряд разбойников. Таясь и скрываясь, шли грабители, чтобы врасплох застать марийцев, но выследила их Ирга и предупредила о беде односельчан. Собрав свое имущество, спрятались они в глухом лесу, а вот Ирга, помогая им, не успела укрыться. Поймали ее разбойники и обозленные, что нечем им поживиться в деревне, издевались над ней, выпытывая, где находятся ее односельчане. Однако отважная девушка ничего им не сказала, и тогда ее повесили на высокой сосне. Когда миновала беда, вернулись в деревню ее жители и увидели, что сотворили с Иргой бандиты. Бережно сняли ее с дерева и похоронили под сосной. Та сосна стояла еще в прошлом веке, и марийцы приходили к ней, помянуть храбрую девушку. Говорят, что мужчины, пораженные ее стойкостью и ее лютой смертью, поклялись отомстить разбойникам. Они настигли их и всех перебили.
Предание же о благородной девушке пережило века и, как поведал один сказитель: «Нет никакого права не верить ему: ведь мужество и верность шли бок о бок с верными людьми» (Приложение 15,16,17)
Еще одна героиня марийских легенд – Сылвий была дочерью народа галинда, что рядом с Балтийским морем. Это имя она взяла, выйдя замуж за марийского вождя Кронуша.
Однажды уехала она к себе домой в гости. В то время на нашу землю вторглись воины руотси (варяжские племена). Чтобы противостоять врагам, вождь Кронуш обратился за помощью к князю Канаю. Но помощь от него вовремя не подошла. И встретились два войска на широком лугу. Мечи на солнце блестели как молния. Лязг железа, ржание лошадей, стоны раненых страшной силой гремели над лугом. Мари сражались смело, наотмашь рубили врагов и сами падали от тяжелых ран. Но врагов было видимо-невидимо. На место воина, павшего от меча марийца, вставал другой. А помощи все не было…
Но вдруг будто земля задрожала. С запада мчались всадники. Помощь марийцу или помощь врагу? Впереди – молодая женщина! Сама Салвий привела помощь. Они напали на врага с тыла и разгромили его. Но в этой страшной битве погиб Кронуш.
Интересно, откуда Салвий узнала о беде марийцев? Наверно, правильным будет утверждение, что девушка и мама все чувствуют сердцем.
Похоронив Кронуша, Сылвий стала вождем. Её имя и сейчас светится как яркая звезда. В Башкирской земле есть деревня, носящая имя Сылвий (Приложение 14,16)
Таким образом, можно утверждать, что марийские женщины наряду с мужчинами защищали наш край от врагов. О том, что они ни в чем не уступали мужчинам, а, может, в чем-то их превосходили свидетельствуют данные археологических раскопок, согласно которым «тысячу лет назад самостоятельные древние марийки, заткнув за пояс мужчин, сами занимались литейным делом и изготовлением ювелирных украшений, причем не только для себя, но и на продажу. А еще они - сильные жрицы - оберегали свой род от болезней и потусторонних сил» (Приложение 18)
3.2.Женщины, наши землячки, - участницы Великой Отечественной войны.
«…Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней …»
Юлия Друнина
Война – дело не женское. Тем не менее, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 года, около 800 тысяч женщин вместе с мужчинами самоотверженно шли через военное лихолетье. Летчицы и зенитчицы, связистки и санитарки, врачи и медсестры, снайперы и разведчицы, саперы и прожектористки, рядовые и офицеры, командиры и подчиненные – каких только должностей ни доверялось женщинам-воинам. Около 5 тысяч женщин по республике и более 200 по Советскому району приняли самое непосредственное и деятельное участие в изгнании оккупантов с советской земли и в полном их разгроме.
Пронализировав полученные нами источники, мы составили списки женщин (найдены сведения о тридцати одной), участниц Великой Отечественной войны по определенным категориям:
Женщины, участницы Великой Отечественной войны,
жительницы п.Советский
- Алмакаева Анна Андреевна
- Бусыгина Таисия Федоровна
- Демидова Мария Ивановна
- Глухарева Таисия Степановна
- Звягинцева Валентина Ивановна (Глазырина)
- Копрова Лидия Константиновна
- Кошкина Елизавета Ивановна
- Криваксина Мария Прокофьевна
- Микушова Евдокия Арсентьевна
- Охотникова Елизавета Егоровна
- Петухова Мария Ивановна
- Подоплелова Пелагея Яковлевна
- Решетова Евдокия Григорьевна
- Царегородцева Анна Николаевна
- Чемоданова Елена Семеновна
- Чемоданова Ольга Ивановна
- Ямшанова Валентина Ильинична
Женщины, участницы Великой Отечественной войны, уроженки и
жительницы Советского (Ронгинского) района.
- Бусыгина Евгения Дмитриевна, д.Б.Шургумал
- Иванова Ирина, д.Кельмаксола
- Козырева Мария Васильевна, д.Алеево
- Лисова Зоя Алексеевна, п.Солнечный
- Мамаева Нина Сергеевна, с.Верх-Ушнур
- Санина Марий Петровна, с.Ронга
Женщины, медицинские работники, участники Великой Отечественной войны, уроженки, жительницы Советского (Ронгинского) района.
- Бабина Таисия Артемьевна
- Герасимова Варвара Ивановна
- Голомидова Мария Сидоровна
- Демакова (Курочкина) Антонина Павловна .
- Микушова Евдокия Арсентьевна
- Пасынкова Елизавета Павловна
- Соболева Нина
- Тупинова Валентина Дмитриевна (Приложение 3)
При изучении биографии участниц Великой Отечественной войны, мы обращали внимание на следующие моменты:
- на каком фронте служили
- какое звание имели
- специальность
- награды.
Представительницы нашего района участвовали в боевых действиях на всех фронтах: Белорусском, Воронежском, Ленинградском, Украинском, Карельском. До Германии дошли Бусыгина Евгения Дмитриевна, Бусыгина Таисия Федоровна, Глухарева Таисия Степановна, Мамаева Нина Сергеевна. Петухова Мария Ивановна. В освобождении Польши участвовала Подоплелова Пелагея Яковлевна, Чехословакии – Бадьина Александра Константиновна. Бусыгина Таисия Федоровна закончила войну в Маньчжурии после победы над Японией (Приложение 3)
Давая оценку ратному подвигу советских женщин, прошедших вместе с войнами-мужчинами весь боевой путь, Маршал Советского Союза А. И. Еременко писал: “Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья и отцы ”. Действительно, среди женщин, участниц войны, были телефонистки, шофера, радистки, зенитчицы, регулировщицы движения, прачки и, конечно же, медицинские работники. Охотникова Елизавета Егоровна участвовала в партизанском движении в Белоруссии (Приложение 8). Они служили так, что «своей дисциплиной, военной подготовкой, высоким патриотизмом и любовью к Родине показывали образцы для других», - отмечается в письме командования, адресованном коллективу предприятия, в котором работала до войны Глазырина (Звягинцева) Валентина Ивановна. Эти слова, по праву, можно отнести ко всем женщинам (Приложение 5).
Специальность | Количество | Фамилия, имя, отчество |
Медицинский работник | 11 |
|
Телефонистка | 4 |
|
Шофер | 4 |
|
Радистка | 1 |
|
Административная служба | 1 |
|
Войска ВНОС и ПВО, зенитчица | 5 | 1. Козырева М.В.
|
Партизанка | 1 |
|
Прачка | 1 |
|
Регулировщик движения | 1 |
|
(Приложение 3)
Большинство женщин служили в звании рядовых, но были среди них сержанты и офицер.
Звание | Количество | Фамилия, имя, отчество |
Лейтенант | 1 | Копрова Л. К. |
Старший сержант | 1 | Мамаева Н.С. |
Младший сержант | 1 | Санина М.П. Чемоданова Е.С. |
Ефрейтор | 1 | Алмакаева А. А. |
(Приложение 3)
За свой ратный подвиг многие из них были награждены орденами и медалями.
Награда | Количество награжденных | Фамилия, имя, отчество награжденных |
Орден Красной Звезды | 2 | 1.Копрова Л.К.
|
Орден Отечественной войны I степени | 3 |
|
Орден Отечественной войны II степени | 5 |
|
Медаль «За отвагу» | 3 |
|
Медаль «За оборону Москвы» | 1 |
|
Медаль «За оборону Ленинграда» | 2 |
|
Медаль «За оборону советского Заполярья» | 1 |
|
Медаль «За советскую Беларусь» | 1 |
|
Медаль «За боевые заслуги» | 4 |
|
Медаль «Партизан Великой Отечественной войны» | 1 |
|
Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне» | 7 |
|
Медаль Жукова | 1 |
|
(Приложение 3)
Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
3.3.Участницы локальных войн.
«Я пришла в Берлин, чтобы убить войну». Эти слова на стенах поверженного рейхстага оставила Софья Кунцевич. Чтобы убить войну… Интересно, что же такое нужно сделать, чтобы навсегда убить войну, по-настоящему убить, во всём мире?! Казалось бы, что после той страшной войны люди никогда не захотят воевать, ведь одно только слово «война» наводит страх и ужас. Но, видимо, это произойдет не скоро… Во второй половине 20 века начнутся войны, получившие название локальные, в которые будут втянуты и граждане нашей страны.
1979 год. Советский Союз вводит ограниченный миротворческий контингент в Афганистане. Изначально, войска в Афганистан правительство вводит с целью помочь афганской революции. Рядом мужчинами несли службу женщины. Среди них наши землячки Акланова Ольга Александровна и Беляева Зоя.
Ольга Аркадьевна Акланова – родилась она в деревне Тойбеково Советского района. В 1977 году окончила Йошкар-Олинское медицинское училище и работала в разных медицинских учреждениях. В 1986 году в числе девушек-медиков после соответствующей подготовки была направлена в Афганистан. Местом её службы стал Кабульский инфекционный госпиталь. Оказывали медицинскую помощь, лечили. Выхаживали не только наших солдат, но и местное население, в т.ч. и детей. В последствии нашей землячке был доверен ответственный пост старшей медсестры госпиталя и она оправдала это доверие с честью.
Через 2 года – в 1988 году она вернулась в родные края. Вернулась мужественной, закаленной, честно и добросовестно выполнив интернациональный долг. Коллектив Советской ЦРБ тепло принял её и доверил снова ответственный пост – старшей медицинской сестры хирургического отделения. В последствии она переехала в с.Азаново (Приложение 11).
Беляева Зоя, уроженка Лайсолы, выпускница Оршанского педучилища, преподаватель физкультуры Куанпамашской школы Ново-Торъяльского района.
С 27 июня 1982 года по 5 июля 1984 года в качестве младшей медсестры несла службу в военном госпитале №391860, где ухаживала за больными бойцами.
Здесь часто происходили обстрелы воинских частей, аэрообстрелы. Часть располагалась в 60 км от Кабула в поселке Баграм.
За проявленное мужество на афганской земле Беляева Зоя отмечена тремя Почетными грамотами воинской части. Имеет несколько благодарностей от командования части.
После прибытия из Афганистана, с сентября 1984 года стала работать на заводе «Электроавтоматика» (Приложение 12).
Эти женщины наравне с другими вынесли все тяготы той войны и с честью выполнили свой долг.
Выводы
Таким образом, женщины марийского края принимали активное участие в событиях истории марийского края и всей страны:
- их имена встречаются в легендах и преданиях, как защитниц своего народа,
- они сражались на всех фронтах в период Великой Отечественной войны,
- они являлись участницами войны в Афганистане.
Женщины марийского края… У них разные судьбы, они из разных исторических эпох. Но всех их объединяет одно - беззаветное служение Отечеству, любовь и верность своему долгу и самое важное: несмотря на их внутреннюю силу, с которой они преодолевали удары судьбы, они оставались нежными, любящими и заботливыми женщинами, жёнами!
Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы... Женщина и война...
В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.
Заключение
Ценность данного проекта состоит в том, что была проведена большая работа с различного вида источниками. Это позволяет не только узнать много нового и интересного, способствует формированию навыков работы с историческими источниками
Исследовательская работа имеет важное воспитательное значение: еще больше приобщает к истории своего родного края, поэтому это не позволит равнодушно относиться к теме, а значит, запомнится надолго и сохранит память о подвигах марийских женщин. А сохранение памяти и есть смысл истории.
Данную работу можно использовать при изучении тем «Марийский край в годы Великой Отечественной войны», «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны», «Национальные герои».
Рекомендуется использовать материал при организации школьных музеев.
Список литературы и источников Интернета
- Они защищали Родину. – Йошкар-Ола: Издательство марийский полиграфкомбинат, 2003. – 272 с.
- Человек на войне: сборник интервью с участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Йошкар-Ола: Комитет Республики Марий Эл,…2010. – 392 с.
- Киртаев Л.Н. Патриотизм юности, проверенный временем. – Йошкар – Ола: Педагогические инициативы, 2004. – 214 с.
- Шабруков Н.И. История здравоохранения Советского района Республики Марий Эл.
- Юзыкайн А. и Э. Марий…Ко ме улына. – Оу типографий, Йуваскула, 1999.
- Соколов Н. От Ленинграда до Праги. // Вестник района.
- Шахтарин Д. Жрицы – литейщицы.// Марийская Правда. 29.10.2013
- Ирга: деревня язычницы-героини.// Нижегородский рабочий № 152 от 22.09.09
- Календарь 2012 г. – Банк «Йошкар – Ола» (ОАО)
- http://usmotri-tam.ru/video/videogalereja/narodi-chuvashi-chuvashi-potomki-sarmatskih-amazonok.html
- http://www.marpravda.ru/news/culture/2013/10/29/zhricy-liteyshhicy/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.
Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...
Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии
Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов
Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...
Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.
Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...
Проект "Марийская вышивка"
история появления марийской вышивки...
Исследовательский проект участника конкурса научно-исследовательских работ "Старт в науке".
Конкурс научно-исследовательских работ. Предмет «русский язык».Тема проекта: «Приёмы словообразовательной языковой игры на материале повести-сказки Э.Н. Успенского «М...
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов...