Тренинг "Правонарушения и их последствия"
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Тренинг для подростковой группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План проведения тренинга | 26.7 КБ |
Презентация "Правонарушения и их последствия" | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
«Правонарушения и их последствия»
Цели проведения:
1) профилактика правонарушений несовершеннолетних;
2) пропаганда правовых знаний; 3) формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
4) формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
5) формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям;
6) развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
Задачи:
1. Формирование навыков взаимодействия с правоохранительными органами.
2. Информирование подростков об условном осуждении.
3. Сплочение группы. Создание позитивного настроя.
Материалы:
• Флипчарт
• Маркеры
• Плакат «Круг эмоций»
• Бумага или блокноты
• Ручки
Ход занятия
Добрый день, уважаемые участники тренинга! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Слайд № 1
Но сначала…
Упражнение «круг эмоций»
У нас есть «круг эмоций». Он разделен на секторы, и каждый сектор соответствует определенной эмоции. Каждая эмоция может проявляться в разной степени, на нашем круге – от «0» до «5». Мы предлагаем вам по очереди выбрать те эмоции, которые вы сейчас чувствуете. Вы можете выбрать одну эмоцию или несколько, в зависимости от того, что вы сейчас чувствуете.
игра «Побег из тюрьмы»
Нам нужно разделиться на две команды (можно попросить всех рассчитаться на «первый второй»).
Инструкция к упражнению: встаем в две шеренги лицом друг к другу: первая шеренга будет играть преступников, вторая – их сообщников. Между вами звуконепроницаемая перегородка. С помощью мимики и жестов договоритесь с тем, кто стоит напротив вас, о плане побега. Дайте участникам время на выполнение упражнения.
Молодцы!
АНКЕТИРОВАНИЕ № 1
Сегодня, как уже было сказано, мы с вами будем говорить о правах и о правонарушениях.
Что такое правонарушение? Как вы считаете? Слайд № 2
Новое ли для вас слово дееспособность? Как вы думаете, что оно означает?
А поступок? Преступление? Слайд № 3
Существует много законов, в которых закрепляются те или иные права человека.
Все ли люди обладают одинаковыми правами? Слайд № 4
(выслушать ответы)
Как называется главный документ, в котором закреплены основные права
и свободы? Слайд № 5 Совершенно верно, Конституция РФ.
Сегодня у вас есть уникальный шанс написать документ, в котором бы провозглашались права, которыми обладают граждане РФ.
Упражнение «Права и свободы»
Каждый из вас должен написать по 5 прав и свобод, которыми он обладает.
Участники записывают свои варианты на листах, на задание дается 3 мин.
Отлично, теперь объединитесь в пару со своим соседом и обсудите то, что получилось. Какие-то права придется удалить, так как после обсуждения у вас на двоих должно остаться 5 прав (на задание 3 мин.). После этого объединяемся в общую группу, и, обсуждая получившиеся у каждой пары права, тоже оставляем 5. Итоговый список ведущий записывает на флипчарте.
Молодцы!!!
В зависимости от эрудированности группы количество прав и свобод
может быть изменено, можно дать большее количество, например: семь-десять.
Как вы думаете, почему остались именно эти права?
(выслушать группу)
Как чувствуют себя те участники группы, чьи предложения были вычеркнуты? Вы согласны с решением группы?
Возможно, каждому из нас хотелось бы иметь больше прав, чем есть на самом деле, но, исходя из того, что все люди рождаются равными, с равными правами, если мы приписываем себе какое-то право (например, право украсть что-либо), мы автоматически наделяем подобным правом и других людей.
А это ставит под удар нашу жизнь, здоровье, собственность и так далее.
Слайд № 6
Упражнение «Что я выиграю / что потеряю»
Все правонарушения ради чего-то совершаются, осознанно или нет. Человек,
зная последствия своих действий, рискует, видя какой-то плюс для себя от совершения правонарушения. Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы.
Каждой группе предстоит ответить на 2 вопроса:
Что я выиграю от совершения правонарушения? Что я потеряю от совершения правонарушения?
Варианты ответа записываются на отдельных листах.
Для рассмотрения дается конкретная ситуация на усмотрение ведущего,
например, кража мобильного телефона. На выполнение упражнения дается
5-7 минут. Затем результат работы групп обсуждается.
Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?
Выслушайте возможные варианты ответов. Группа должна прийти к следующим вариантам:
– оправдательный приговор
– условное осуждение
– заключение
С оправдательным приговором и с заключением, вроде, все понятно. Давай-
те поговорим об условном осуждении.
Что это? Выслушайте варианты. Создайте свое групповое определение.
Например, условное осуждение – одна из мер уголовно-правового воздействия,
предусмотренных УК РФ, без отбытия наказания, с наложенными ограничениями по
постановлению суда.
Информационный блок
(условное осуждение)
Кто должен наблюдать за условно осужденным в течение испытательного
срока?
Правильно. Наблюдение за условно осужденным ведет уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного. Такой контроль осуществляется в течение всего испытательного срока. Если условно осужденный является военнослужащим, то его контролирует командование его воинской части.
Итак, каково же назначение испытательного срока, установленного условно
осужденному?
В течение этого срока условно осужденный должен своим поведением доказать то, что он исправился.
Суд вправе возложить на условно осужденного такие обязанности:
• не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления
уголовно-исполнительной инспекции,
• не посещать определенные места,
• пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания,
• осуществлять материальную поддержку семьи,
• а также и другие обязанности, способствующие исправлению.
Суд вправе по представлению уголовно-исполнительной инспекции как отменить полностью или частично возложенные на условно осужденного обязанности, так и дополнить ранее установленные обязанности новыми.
Если, находясь на условном сроке, человек совершает повторное правонарушение, то суд может изменить меру пресечения, то есть изменить условное заключение реальным.
Игра «день свободного / заключенного»
Группа делится на две команды.
Задача первой группы – расписать по часам день человека, находящегося на свободе и не имеющего проблем с законом: чем он занимается, с кем встречается и так далее.
Задача второй группы –
расписать по часам день человека, находящегося в заключении. На упражнение
15 минут. По завершении необходимо презентовать результат работы.
Обсуждение, дополнение.
Итог игры: как вы видите, жизнь в заключении очень дисциплинирована и контролируема, как сотрудниками (надзирателями) тюрьмы, так и сокамерниками.
Это лишение не только физической, но и психологической свободы.
«Каково твоё деяние, таково и наказание», - говорили древние.
Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?" (речь идет об ответственности за правонарушения).Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
Слайд 7, 8 Выполнение задания
СЛАЙДЫ 9-14
Работа в группах
1, 2 группы
6. «Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)
- пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;
- стремление к примитивному времяпровождению;
- безнаказанность;
- зависть;
- преобладание материальных потребностей;
- жадность;
- невысокий материальный достаток семей;
- социальная незащищенность;
- безработица;
- нежелание работать;
- неуверенность в завтрашнем дне;
- стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции;
- неблагополучная семья;
- низкий материальный уровень жизни населения;
- низкий уровень правовой культуры граждан;
- алкоголизм;
- алкогольное опьянение;
- наркомания;
- ответственное отношение к учебе, знаниям;
- обладание внутренним миром;
- общение и искусством, природой;
- доброта, милосердие, сострадание;
- различные увлечения (чтение, компьютер, спорт). (Ученики зачитывают свои работы)
Вывод:
Итак, каковы же, по вашему мнению, основные причины совершения правонарушений подростками? Что приводит к правонарушениям?
Ответы ребят выслушиваются:
Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Незыблемость и авторитет закона - это непременное условие охраны общественного порядка, благополучия общества, гарантия того, что каждый гражданин может не опасаться покушения на свою жизнь, здоровье, имущество. Ни один гражданин в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить законы и тогда у вас в жизни не будет проблем.
И мне хочется, чтобы не только Уголовный кодекс, но и мораль, нравственные нормы, Божественные заповеди стали для вас нормой. И пусть ваша совесть станет стражем вашей порядочности.
Упражнение «круг эмоций»
У нас есть «круг эмоций». Он разделен на секторы, и каждый сектор соответствует определенной эмоции. Каждая эмоция может проявляться в разной степени, на нашем круге – от «0» до «5». Мы предлагаем вам по очереди выбрать те эмоции, которые вы сейчас чувствуете. Вы можете выбрать одну эмоцию или несколько, в зависимости от того, что вы сейчас чувствуете.
АНКЕТИРОВАНИЕ 2
В заключении я хотел (а) бы вас спросить, что было интересно в нашем занятии, что полезно? Что понравилось? (Участники высказываются по кругу)
- Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего тренинга, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета № 1
ответы
№ п/п | Вопрос/утверждение | Ответ «+» | |
1. | Правонарушение | Нарушение правил поведения; вызывающее поведение. Это малозначительное деяние, нарушение административного, трудового или гражданского законодательства, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. | |
Виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу. | + | ||
2. | Дееспособность граждан | Способность создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их с 14 до 18 лет | |
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста | + | ||
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права с 12 лет | |||
3. | Проступок | Нарушение правил поведения; вызывающее поведение. Это малозначительное деяние, нарушение административного, трудового или гражданского законодательства. | + |
Нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. | |||
4. | Преступление | Серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. | + |
Нарушение правил поведения; вызывающее поведение. Это малозначительное деяние, нарушение административного, трудового или гражданского законодательства. | |||
5. | Документ, закрепляющий права человека | Коллективный договор учреждения | |
Трудовой договор | |||
Конституция РФ | + | ||
Положение | |||
6 | Частичная дееспособность | Способность исполнять гражданские обязанности и с 14 до 18 лет | + |
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста | |||
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права с 12 лет | |||
7. | Виды ответственности | Административная | + |
Дисциплинарная | + | ||
Гражданско – правовая | + | ||
Уголовная | + | ||
Дисциплинарная | + | ||
Интеллектуальная | |||
Стабильная | |||
8. | В 14 лет | + | |
В 16 лет | |||
В 18 лет | |||
9. | Когда наступает полная дееспособность | После 14 лет | |
В 16 лет | |||
В 18 лет | + |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.
Дееспосо́бность Дееспособность граждан — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ГК РФ ст.21). Граждане с 14 до 18 лет являются частично дееспособными . Проступок – нарушение правил поведения; вызывающее поведение. Это малозначительное деяние, нарушение административного, трудового или гражданского законодательства. Ответственность за такое действие или бездействие значительно меньше, как и сроки привлечения к ней. Правонарушение - нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков. Преступление - серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
ЗАКОН- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке
Основные документы о правах человека Национальные Международные региональные Международные универсальные Конституция РФ 1993, Гражданский кодекс Уголовный кодекс Семейный кодекс, Законы: о гражданстве, о средствах массовой информации, о защите прав потребителей и др. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950, Хартия Европейского союза об основных правах 2000, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 Всеобщая декларация прав человека 1948 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966, Пакт о гражданских и политических правах 1966, Конвенция о правах ребенка 1989, Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него 1948
Конституция РФ – документ, закрепляющий права человека Конституция РФ (глава 1 статья 2) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства ГРАЖДАНСКИЕ (ЛИЧНЫЕ) ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ПРАВО НА ЖИЗНЬ ПРАВО НА СВОБОДУ ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ ЗАПРЕТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА ПРАВО НА ТАЙНУ СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПРАВО ВЛАДЕТЬ ИМУЩЕСТВОМ ПРАВО НА ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Виды ответственности « Каково твоё деяние, таково и наказание» , - говорили древние . А- административная. Г – гражданско – правовая. У- уголовная. Д – дисциплинарная Задания для учащихся. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие. Виды нарушений: 1. Порвал портфель одноклассника 2. Появление подростка в школе в нетрезвом виде 3. Избил одноклассника 4. Совершил кражу мобильного телефона. 5. Совершил прогул в школе 6. Переходил дорогу в неположенном месте. 7. Разбил окно.
А- административная. Г – гражданско – правовая. У- уголовная. Д – дисциплинарная ОТВЕТЫ Виды нарушений: 1. Порвал портфель одноклассника(Г) 2. Появление подростка в школе в нетрезвом виде (А) 3. Избил одноклассника (У) 4. Совершил кражу мобильного телефона.(У) 5. Совершил прогул в школе (Д) 6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А) 7. Разбил окно. (Г)
Уголовная ответственность с 14 лет наступает за следующие преступления: - убийство; - умышленное причинение вреда здоровью; - похищение человека; - изнасилование; - кража, грабёж, разбой; - вымогательство; - угон транспортного средства; - умышленное уничтожение или повреждение имущества; - терроризм; - захват заложника; - заведомо ложное сообщение об акте терроризма; -хулиганство; - вандализм; - хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; - хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; - приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Правонарушения, часто совершаемые подростками прямо в стенах школы «Хулиганство» Ст. 213 УК РФ; «Мошенничество» Ст. 159 УК РФ; «Вымогательство» Ст. 163 УК РФ; «Кража» Ст. 158 УК РФ.
« Хулиганство» (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается: - арестом на срок до 2-х лет; - до 5 лет; С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия: -тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет ». А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях говорится: «Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа, или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
«Мошенничество » (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается: штрафом, обязательными работами, исправительными работами». Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
« Вымогательство» (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применения насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества наказывается: ограничением свободы; арестом; лишением свободы».
Кража – это тайное хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие её, могут быть наказаны либо штрафом, либо исправительными работами (до 1 года), либо арестом (до 4 месяцев), либо лишением свободы (до 3 лет). Кража, совершённая группой лиц по предварительному сговору или с незаконным проникновением в жилище, помещение или хранилище, влечёт за собой более строгое наказание до 6 лет лишения свободы (статья 158 УК РФ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».
Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...
Урок Урбанизация и её последствия
Урок «Урбанизация и её последствия»Цель урока:познакомить учащихся с понятием «урбанизация»; выявить положительные и отрицательные черты процесса урбанизации в России и в Томской области; опреде...
Пресс-конференция "Наркотики:истоки,сущность,последствия".
Внеклассное мероприятие, посвящённое последствиям употребления наркотиков....
урок истории "Брестский мир и его последствия"
разработка урока истории для 9 класса, памятки, раздаточный материал, презентация к уроку...
Презентация Глобализация и её последствия.
Данная презентация относится к уроку обществознания в 11 классе по учебнику Л. Боголюбова (базовый уровень). показаны точки зрения на процесс глобализации, многоаспектность этого процесса, противоречи...
Классный час "Алкоголь и его последствия".
Возможно кто-то скажет, что такая проблема, как алкоголизм, его не волнует и будет совершенно неправ. Эта проблема касается каждого из нас, потому что алкоголь не щадит никого: ни старого, ни ма...
Публичное выступление "Курение и его последствия"
Курение является одной из вредных привычек среди молодежи. Сейчас курят все- и взрослые, и дети младшего и подросткового школьного возраста. К последствиям курения относятся безразлично, видимо не до ...