дискуссия "Гражданственность или патриотизм?"
классный час (9 класс) на тему
Дискуссия для учащихся 9 класса по выявлению гражданского самосознания и отношения к патриотизму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussiya_-_otkrytoe_meropriyatie.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Дискуссия по теме «Гражданственность или патриотизм?».
Участники учащиеся 9 класса. Для большей эффективности детей рассаживать по желанию по творческим группам №1, №2, №3, №4
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемое жюри!
Оглянитесь поскорей
Посмотрите на друзей
Друг другу улыбнитесь
И потихоньку садитесь..
- Включается музыка, песня о России.
Мы только что прослушали фрагмент из песни Игоря Талькова «Россия». Автор возмущён тем, что наша величайшая Россия, претерпевшая столько испытаний, в современное время теряет своё величие. Эту песню, кстати, Игорь Тальков написал в 1989 году буквально за пару минут и на одном дыханье, не исправив не одной строки, он постоянно интересовался историей России, много читал и любил свою Родину.
Ребята! Как часто вы слышите от взрослых людей в свой адрес, что, дескать, не та молодежь, не так работаете, не так любите, не так относитесь к своему родному краю, Родине? Значит вы плохие граждане или патриоты? А как надо относиться к своей родине? Кто такие патриоты и граждане? Есть разница в этих понятиях? Давайте проведем дискуссию по данному вопросу, определим свои позиции и наметим пути их решения
Тема «Гражданственность или патриотизм?».Во время дискуссии нужно соблюдать следующие правила:
Слайд 1 Правила работы для участников дискуссии:
- «Свобода слова». Каждый участник должен иметь возможность высказать своё мнение, даже если оно отлично от мнения группы.
- «Обсуждаются идеи, а не личности. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.
- Правило поддержки. Важно быть внимательным к высказываниям другого, стараться понять смысл его мнения, поддерживать тех, кому сложно говорить публично.
- Правило цели. Говори кратко, ясно и чётко. Говори по теме, старайся отражать суть разбираемой проблемы.
- Критикуя – предлагай.
Итак, Что первично «Гражданственность или патриотизм». Как вы думаете, с чего начнем исследование проблемы? С понятий.
- Введение в дискуссию. Задание№1. Перед вами высказывания, относящиеся к понятиям «гражданин» и «патриот». (приложение №1. Листочки с высказываниями) Задача групп – классифицировать в соответствии с их значением, объяснить понятия. Обсуждаем. Время 5 мин
.
Обсуждение. Ответы по группам. Подведем итог.
На слайде № 2 Готовый ответ показать. Итак,
Гражданин – это тот, кто обладает:
- чувством собственного достоинства;
- внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину
- уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам;
- способностью превращать свободу в добровольную лояльность (корректное, благонадежное отношение)
- способность воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права;
- критика существующих недостатков;
- желание изменить отечество в лучшую сторону.
Патриот – это тот, кто обладает:
- чувством любви к Родине; -- дисциплиной;
- честностью; - стремление принести пользу;
-преданностью Отечеству.
4. Как вы думаете, кем надо быть – патриотом или гражданином? Обсуждение.
5. Попробуем оценить себя по этим критериям: я больше гражданин или патриот? На листах самооценки поставьте себе оценку по 5 балльной системе.
Моя гражданственность и патриотизм | ||
Лист самооценки ____________________________________ Фамилия, имя | оценка | |
1 | чувством собственного достоинства | |
2 3 | внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину | |
4 | уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам | |
5 | способностью превращать свободу в добровольную лояльность (корректное, благонадежное отношение | |
6 | способность воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права | |
7 | критика существующих недостатков | |
8 | желание изменить отечество в лучшую сторону | |
9 | - чувством любви к Родине | |
10 | - дисциплиной; | |
11 | - честностью; | |
12 | - стремление принести пользу; | |
13 | -преданностью Отечеству. |
Оценили себя? Спросить из каждой группы по 1 ученику.
6. Задание № 2. Попробуйте кратко, одним предложением сформулировать данные понятия. Обсуждение. Что объединяет? (чувства, отношение, характер) Что различает?. Время 2 мин. Обсуждение 3мин. ( Ответы на слайде №4)
- Гражданин – это права и обязанности, ответственность, критичность мышления
- Патриот – это преданность, слепая любовь .
7. Задание № 3. Какими должны быть ценностные ориентиры, определяющих гражданское самосознание и патриотическое воспитание. Время 2мин. Обсуждение 3 мин. Устно.
В работе пользуйтесь карточкой №2.(приложение №2)
8. Подведем итог дискуссии. Слайд 5
Гражданское самосознание:
Гуманность (человечность), уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение к законам своей страны, уважение норм и правил, справедливость, равенство людей, толерантность, патриотизм
Патриотическое воспитание:
Почтение к родителям, любовь к Родине, готовность служению Отечеству
9. Ролевая игра. Осталось нам наметить пути патриотического воспитания молодежи и формирования у них гражданского самосознания. Каждая группа выбирает 1 роль. Группа 1 – администрация школы , группа 2 – родители, группа 3 – администрация района, 4 – население. 5 мин. Мини – проекты в группах. На листе А4 ответы.
10. Рефлексия: Расставьте приоритеты: что первично - гражданственность или патриотизм?
Каждая группа высказывается о мероприятии, о своем участии в нем.
11. Закончить словами «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей Родины. «Джон Кеннеди.
Приложение №1
Листочки с высказываниями
чувством собственного достоинства |
внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину |
уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам |
способностью превращать свободу в добровольную лояльность (корректное, благонадежное отношение |
способность воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права |
критика существующих недостатков |
желание изменить отечество в лучшую сторону |
- чувством любви к Родине |
- дисциплиной; |
- честностью; |
- стремление принести пользу; |
-преданностью Отечеству. |
Приложение №2
Карточка №2.
Це́нность — важность, значимость, польза, полезность.
почитание родителей, здоровье, жизнь, семья, любовь, вера в Бога , дружба , свобода, справедливость, доброта, уважение образование жизненный успех самореализация ответственность патриотизм искренность, личность человека, бескорыстие, вера, независимость, карьера, благополучие, работа, милосердие, порядок, материальный достаток, власть, комфорт, целомудрие, чувство долга, требовательность к себе, щедрость, инициативность…