Содержание инструктажей учащихся по охране труда в кабинете биологии.
материал на тему

Куликова Наталья Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание инструктажей учащихся по охране труда

в кабинете биологии.

1Вводный инструктаж

Инструкция по охране труда при работе в кабинете биологии

Краткое содержание инструкции.

1. На лабораторных ученических столах находятся только учебные пособия, инструменты и приборы, относящиеся к занятиям по биологии.

2. При использовании спиртовкой не задувай пламени, а гаси его, покрывая специальным колпачком; никогда не извлекай из спиртовки после ее зажигания горелку с фитилем; не зажигай одну спиртовку от другой: все это грозит пожаром. При работе со спиртовкой береги одежду и волосы от воспламенения.

3. Когда пользуешься скальпелем, лезвием безопасной бритвы, препаровальной иглой, никогда не направляй режущей или колющей части этих инструментов на себя, на своих товарищей, чтобы избежать ранений.

4. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйся только специальным держателем для нее, а не бумажной полоской, не направляй отверстие пробирки на себя и на своих товарищей. Все это предупредит возможность ожогов.

5. Осторожно обращайся со стеклянной посудой. В случае, если она все же разбивается, не собирай осколки руками, а сметай их с помощью щеточки в предназначенный для этого совок.

6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, очень осторожно бери покровное стеклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположи его параллельно предметному стеклу, которое ты держишь в левой руке, в непосредственной близости к нему, а затем выпусти покровное стеклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.

7. Не мой стеклянную посуду мылом: она становится скользкой и ее легко уронить и расколоть.

8. По окончании лабораторной работы обязательно тщательно вымой руки с мылом.

9. В случае травмы или ожога сразу же обратись к учителю, он окажет тебе помощь.

2 Первичный инструктаж

Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии

Краткое содержание инструкции.

1. Учащиеся обязаны:

- точно выполнять все указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ:

- при использовании режущих и колющих предметов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл, и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя;

- при работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком;

- при нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них:

- соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их;

- изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат;

- при использовании растворов кислот и щелочей наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду;

- при работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать их на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими);

- во избежание отравлений и аллергических реакций не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.

2. Учитель обязан:

- следить за выполнением хода работы учащимися, в случае необходимости оказывать помощь;

- требовать выполнения требований учащимися по охране труда.

3.Текущий инструктаж

Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии

Краткое содержание инструкции.

1. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и т.п.) соблюдать осторожность, во избежание порезов и уколов брать инструмент только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на учащихся.

3. Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежание пореза пальцев.

4. При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании не направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

5. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.

6. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается.

7. Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не давать учащимся трогать руками и нюхать ядовитые растения, грибы и колючие растения.

8. При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок набирать специальными ложечками, шпателями.

9. Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать стол посторонними предметами.

4.Текущий инструктаж

Правила работы с микроскопом

Краткое содержание инструкции.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5—10 см от края стола.

2. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

3. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

4. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край

объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата.

5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

6. После работы приведите  микроскоп в нерабочее состояние, уберите в футляр.

Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

5.Текущий инструктаж

Инструкция по охране труда при работе на учебно-опытном участке

Краткое содержание инструкции.

1. Приходи на работу на школьном участке в рабочей одежде и обуви.

2. Переноси заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была направлена вниз: это предохранит твоих товарищей от травмы.

3. Вскапывая почву лопатой, работай попеременно то с правой, то с левой ноги (по 5 минут). Это предупредит искривление позвоночника.

4. При переноске земли соблюдай нормы, указанные учителем.

5. При переноске тяжестей равномерно нагружай обе руки.

6. Соблюдай указанный учителем ритм работы.

7. Во избежание переутомления делай в работе десятиминутные перерывы через каждые 20 или 30 минут по указанию учителя.

8. Работая лопатой, следи за тем, чтобы она не ранила твои ноги. Не перегружай лопату землей: нагружай ее не более чем на одну треть штыка. Во время работы граблями, вилами не направляй их рабочую часть на окружающих.

9. При прополке работай обязательно в перчатках.

10. Не опрыскивай и не опыливай растения ядохимикатами. Если это будет необходимо, такую работу выполнят взрослые. После обработки участка ядохимикатами не заходи туда 5 суток.

11. Не ешь немытые корнеплоды, овощи, ягоды.

12. По окончании работы на участке очисти инвентарь, сдай его, сними рабочую одежду и тщательно вымой руки с мылом.

13. В случае какой-либо травмы сейчас же обратись к учителю, он окажет тебе помощь.

6.Текущий инструктаж

Инструкция по охране труда при проведении экскурсий по биологии

Краткое содержание инструкции.

1.  Отправляясь на экскурсию, надевай одежду, соответствующую сезону и погоде, на ноги надевай прочную обувь, чулки или носки.

2. Возьми с собой питьевую воду в фляжке или бутылке, чтобы не пить воду из открытых водоемов, где обычно бывают микробы - возбудители болезней.

3. Не пробуй ни одного из собранных растений на вкус: помни, что это может повлечь за собой отравление, а также заражение желудочно-кишечными болезнями.

4. Строго запрещается пользоваться для замаривания собранных насекомых серным эфиром, хлороформом.

5. Запрещается выкапывать растения незащищенными руками. Для этой цели надо использовать лопатки, рыхлители и защитить руки перчатками.

6. В случае какой-либо травмы обращайся к учителю. У него есть походная аптечка для оказания первой помощи.

Учащиеся обязаны:

- при передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми;

- при изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков не разрешается.

Учащимся запрещается:

- во избежание лесных пожаров и ожогов разводить костры;

- запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых;

- во избежание отравлений пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы;

- во избежание укусов и травм трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючие кустарники и растения;

- выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.;

- во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями  пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.

Учитель обязан:

- осуществлять постоянный контроль за движением учащихся и их поведением во время экскурсии.

Учителю запрещается:

- оставлять учащихся без присмотра.

7.Текущий инструктаж

Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы в уголке живой природы 

Краткое содержание инструкции.

1. Работы в уголке живой природы выполняй в халате или переднике.

2. При пересадке или перевалке растений, пикировке рассады защищай руки перчатками.

3. Осуществляя подкормку растений, не прикасайся к удобрениям, а набирай их пластмассовыми ложечками или шпателями.

4. Опрыскивание и опыливание растений ядохимикатами строго запрещается.

5.  По окончании работы в уголке живой природы сними халат или передник и тщательно вымой руки с мылом.

6. Если во время работы в уголке живой природы ты получишь какую-либо травму, немедленно обратись к учителю, и он окажет тебе необходимую помощь.

Заведующий кабинетом: __________________ Н.В. Куликова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный инструктаж по охране труда для учащихся по предмету «Физическая культура»

Содержание вводного инструктажа по технике безопасности....

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.

Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для  активизации  и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся  по техноло...

для учащихся правила поведения в кабинете биологии

Познакомятся с правилами поведения в кабинете №17...

Журнал инструктажей по технике безопасности в кабинете биологии 2013-2014г

Инструкция  по охране труда для учащихся в кабинете биологии, разработанная на основе инструкции из правил по ОТ...

Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете технологии (обслуживающего труда)

1. Общие положения инструкции в кабинете технологии1.1.Учащиеся в течении учебного года занимаются соответственно программы по обслуживающему труду для средней школы.1.2.На первых уроках и в даль...

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКТАЖА УЧАЩИХСЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКТАЖАУЧАЩИХСЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ...

Журнал инструктажа по технике безопасности для кабинета биологии

Образец журнала для проведения лабораторных работ в кабинете биологии. Содержит инструкции и листы ознакомления для учащихся....