Неделя русского языка
план-конспект на тему
Ежегодно в нашей школе проходит неделя русского языка. На этом занятии ваших учеников ждут интересные игры, логические задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_russkogo_yazyka.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
1 ученик.
О, русский язык!
Ты богат и могуч!
Родной наш язык!
Ты прекрасен, певуч!
2 ученик.
Тебя изучать, уважать
Мы должны,
Беречь, защищать –
Достоянье страны!
4 ученик. Слово – дело великое.
5 ученик. Говорите правильно, красиво, грамотно.
7 ученик. Во имя сохранения родной речи мы все должны объединиться, чтобы сообща бороться за её культуру.
2 ученик. Без правильной родной речи, без языка не станет народа!
3 ученик. Не забывайте о том, что по речи человека складывается общее впечатление о нём.
4 ученик. Давайте предложим несколько миниатюр на «узнаваемость».
5 ученик. Наверняка кто-то в этих персонажах узнает себя.
(Ученики разыгрывают сценку «Двоечник»).
Случилось это на первом уроке.
Новенький стоял возле стола Анны Николаевны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него.
— Ребята! А у нас в классе новенький! Его зовут Серёжа Ёлкин. Где же ты учился, Серёжа? – спросила Анна Николаевна.
— Теперя? В этом году?
— Ну, разумеется.
— Теперя в 35-й школе.
— А раньше?
— Раньше? Начал в 147-ой, а ещё первее – в 549-й.
В классе сделалось совсем тихо.
— Сначала садись с Олей Булочкиной.
— Я не хочу сидеть с двоечником, - обиженно заявила Оля.
6 ученик. Да, подвела речь мальчика, что и говорить.
7 ученик. Ещё один недостаток речи наших школьников – это употребление прозвищ. И хотя многие прозвища кажутся на первый взгляд безобидными, но это явление языка заставляет о многом задуматься.
1 ученик.
Мальчишка круглолицый
Хитро прищурил глаз:
-Слыхали, я тупица,
Тупица я у нас!
А если я тупица,
Что в школу торопиться?
Шестьсот гусей на тридцать
Помножить я не мог.
"Петров, не будь тупицей!" -
Сказал мне педагог.
Все стали веселиться:
"Тупица он, тупица!"
Прилипло, словно пластырь,
Ко мне это словцо!
"Привет, тупица, здравствуй!"
Мне все кричат в лицо.
Смеются все: тупица!
А матери не спится...
Во двор бы приходила -
Нет, там я не тупой,
Я первый заводила,
И все за мной толпой.
А в школе я тупица.
Ну что ж мне - утопиться?
Нет, я не унываю,
Я прицеплюсь к трамваю
И еду, напеваю.
Тот - мямля, тот - тупица,
А этот бестолков.
Нельзя ли обходиться,
Друзья, без ярлыков?
2 ученик. Хорошая речь – это уместная, удачная речь.
3 ученик. Ведь как смешно можно выглядеть, используя неуместное слово.
Ученики разыгрывают сценку «На уроке».
Однажды на уроке математики Бобка задумался, и только у него начало кое-что изобретаться, как вдруг послышался голос:
— Пончиков, к доске. Скажи-ка нам, сколько будет десять отнять ноль?
Тут надо было ответить: «Так и будет десять». А Бобка от неожиданности только тупо уставился на доску, а уши у него покраснели, как флаги в Первомай. Постояв так с минуту, Бобка хотел было промямлить: «Не знаю», — как вдруг у него будто что-то щелкнуло в голове, и он выпалил: «О высокочтимый мой учитель, я имею честь сказать тебе, о великодушнейшая Ольга, дочь Николая, что ответа я не знаю».
У Ольги Николаевны даже очки на лоб полезли от удивления.
4 ученик. Красота и разнообразие речи зависят и от того, в какой мере мы используем богатства нашего языка. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет двенадцать тысяч слов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ.
1.Чем кончается день и ночь? \ь\.
2.В каком слове сорок гласных? \сорока\.
3.Назовите женское имя, которое не оканчивалось бы ни на я, ни на а. \Любовь\.
4.Из какой буквы надо выкинуть букву А, чтобы получить название жилища? \изба\.
5.Из названия каких двух букв можно приготовить еду? \каша\.
6.Половина какой буквы дает название восковой части? \полк\.
7.Как мышеловку написать пятью буквами? \кошка\.
8Какая рыба носит имя человека? \карп\.
9.Какое слово состоит из 3 одинаковых букв? \три-о\.
10.В каком глаголе сто отрицаний? \сто-нет\.
11.В каком слове сто Й? \сто-й\.
12.В каком слове семь гласных? \семь-я\.
13.Какие местоимения мешают автотранспорту? \я-мы\.
Страница 2
Происхождение слов
При царе Горохе
Выражение, употребляемое в значении: «очень давно, в древности». В одной из русских народных сказок говорится так: «В то давнее время, когда мир Божий наполнен был лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь Горох».
Имя царя Гороха произносят иронически, с полным недоверием к тому, что происходило в его правление.
Козел отпущения
В Библии рассказывается о том, что у древних евреев существовал особого рода обряд. В день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла. Это был знак возложения на козла всех грехов народа. Проклятый таким образом козел изгонялся в пустыню. Вполне понятно, что козлом отпущения называют человека, на которого сваливают чужую вину.
Колесо Фортуны
Фортуна – в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе. Она держит в одной руке руль, а в другой – рог изобилия. Руль указывает на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия – на благополучие, изобилие, которое она может подарить. Шар или колесо символизируют шаткость, ненадежность, постоянную изменчивость Фортуны.
Выражение «колесо Фортуны» употребляется в значении: «случай, слепое счастье».
Кричать во всю Ивановскую
В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно собирался народ, обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио не было) «площадные подьячие» и глашатаи резким громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские указы и приказы.
Этот фразеологизм обозначает громко говорить.
Дамоклов меч
По преданию, у сиракузского властителя – тирана Дионисия Старшего (IV век до
н.э.) – был завистливый и честолюбивый приближенный Дамокл, мечтавший о троне властителя. Чтобы показать Дамоклу, какой опасности подвергается власти-тель, Дионисий посадил его во время пира на свое место. Подняв глаза, Дамокл увидел над собой острый узкий меч, висевший на конском волоске. Это был символ опасности, угрожавшей тирану. Дамокл понял, что мало счастлив тот, кто находится под вечным страхом. Этот фразеологизм употребляется, когда говорят о нависшей угрожающей опасности.
Крокодиловы слезы
Древнегреческий зоолог Элиан сообщил, что крокодил необыкновенно хитер и коварен. Так, он набирает в рот воды и обливает ею крутые узкие тропинки, чтобы люди и животные, спускающиеся по скользким склонам, упали в воду. У крокодила, пожирающего жертву, от сильных желудочных раздражений нередко появляются слезы на глазах.
Этот фразеологизм обозначает лицемерное сострадание, неискреннее, фальшивое сожаление.
Очертя голову
Нередко можно услышать такую фразу: он кинулся очертя голову. При этом предполагается, что тот, о ком идет речь, поступил быстро, решительно и вместе с тем безрассудно. Это безрассудство, эта отчаянная храбрость вызывались полной уверенностью, что голова, т.е. жизнь, сохранится, ведь она «очерчена».
Древние воины перед боем очерчивали концом меча вокруг своей головы магический круг. Считалось, что такой обряд ослабит удары врага и сохранит воину жизнь.
Сизифов труд. Сизифова работа
Выражение употребляется в значении тяжелая, бесконечная и бесплодная работа. Возникло из греческой мифологии. Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять скатывался вниз.
Тянуть канитель
Вы, конечно, слышали это выражение, а, возможно, употребляли в собственной речи со значением «медлить, делать что-либо очень долго».
А задумывались ли вы когда-нибудь над тем – что такое канитель и почему ее надо тянуть?
В старину медные, серебряные и золотые нити для церковных риз и офицерских эполет, а также и для вышивки по бархату изготовлялись вручную. Мастера нагревали до белого каления металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель.
Лезть на рожон
В древнерусском языке, да и в некоторых современных народных говорах рожон – это «заостренный с одного конца кол, рогатина».
На Руси с выставленным перед собой колом охотники ходили на медведя. Напоровшись на рожон, медведь погибал. Развязка, роковая для медведя, который в ярости шел на верную гибель, послужила основой для выражения «лезть на рожон» («переть на рожон»). Смысл фразеологизма: «предпринимать действия, заведомо обреченные на полный провал», «по собственной воле идти на крупные неприятности».
К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
- Извини меня!-
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое первородство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня!-
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня!-
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово
тебе сотворит
добро.
Сначала учащиеся отвечают на вопросы одноименного слайда презентации. Затем им даются дополнительные вопросы:
1. В каком словаре даётся правильное написание слов?
2. В каком словаре даётся толкование слов?
3. В каком словаре можно узнать, из какого языка пришло слово?
4. Подберите антоним к слову «веселье». В каком словаре нужно проверить ответ?
5. Вспомните пословицы со словом «правда» и назовите их. Объясните их смысл.
6. Дайте толкование слова «словарь». В каком словаре можно проверить свой ответ?
3. Прочитайте фонетическую транскрипцию. Запишите предложение без ошибок. (7 баллов)
[ быт' ч'илав'экам ф ч'илав'эч'искам общ'иств'э вофс'и нит'ашкай'а аб'азанаст'/ апрастой'э разв'ит'ийэ внутр'ин'эй' патр'эбнаст'и/ н'икто н'игавар'ит што напч'ил'э л'ижит св'ищ'эный' долк д'элат' м'от/ патамушта ана пч'ила// ]
А.И. Герцен
4. Найдите способ прочитать написанное. Запишите фразу. 3. Транскрипция
Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, потому что она пчела.
4. Фраза
Любите наш могучий язык (каждый столбик читается снизу вверх).
(5 баллов)
К | Й | Г | А | И |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
Перевёртыши-пословицы.
Пример:
Не надо ползать красиво водителям по снегу. – Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.
Или: Безделью часы – слезам год. – Делу время – потехе час.
Счастье перемещается кучами. – Беда не ходит в одиночку.
Уйти от новой стиральной машины. – Остаться у разбитого корыта.
Лысина – мужское безобразие. – Коса – девичья краса.
От смелости затылок мал. – У страха глаза велики.
Чужие ботинки дальше от ног. – Своя рубашка ближе к телу.
На полицейском валенки мокнут. – На воре шапка горит.
Ниже пяток не опустишься. – Выше головы не прыгнешь.
Курица кабану подружка. – Гусь свинье не товарищ.
Уговори умного к чёрту послать, так и нога заживёт. – Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.
Собак не страшиться – по городу гулять. – Волков бояться – в лес не ходить.
Начал развлечение – робко работай. – Кончил дело – гуляй смело.
Ведущий. Без устаревшей лексики невозможно представить ни одно произведение древнерусской литературы, встречаются архаизмы и в современных произведениях, многие слова непонятны. Но только не нам, знатокам русской культуры. Давайте посмотрим, как вы владеете устаревшей лексикой?
- АГНЕЦ – это а) ангел б) ягненок в) огонь
- БАСУРМАН – это а) национальность б) звание в) вероисповедание
- КЛОБУК носят а) на голове б) на шее в) в кармане
- АЛКАТЬ значит а) кричать б) жаждать в) бежать
- ПРАЩУР – это а) динозавр б) отец прадеда в) болезнь
- ЛЕПОТА – это а)лепные узоры б) настой липы в) красота
Слайд 10. Ответы на задания 5 тура.
По 0,5 балла за правильный ответ: 1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6в)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"
Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка
Работа представляет опыт проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....
Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели Русского языка
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием информационных технологий...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в форме конкурса - игры,проходящей в рамках Недели русского языка в школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ...
Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)
Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...