Внеклассное мероприятие по химии для 10 класса "БРЕЙН-РИНГ"
методическая разработка (10 класс) на тему
Эту игру проводим с целью углубления знаний учащихся по химии, повышения их интереса к предмету,развития умения работать с дополнительной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fomina.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
БРЕЙН-РИНГ
10 класс
Эту игру мы проводим с целью углубления знаний учащихся по химии, повышения их интереса к предмету, развития умения работать с дополнительной литературой. Для проведения игры необходимо простейшее приспособление, состоящее из лампочки, батарейки и выключателя. С его помощью команды сигнализируют о своей готовности к ответу.
Игра состоит из четырех раундов.
ПЕРВЫЙ РАУНД
В первом раунде предлагаем командам 5 вопросов, оцениваемых в 1 балл. На обсуждение каждого вопроса даем 1 мин. Если команды не могут ответить, то со следующим вопросом разыгрываем 2 балла.
- Этот элемент – металл. Вдыхание паров этого металла может вызвать у человека озноб и легкое отравление. Металл может накапливаться в тканях организма. Химические свойства позволяют использовать его для создания антикоррозийной пленки на поверхности других металлов. Применяется при изготовлении кровельного железа и кузовов автомобилей. (Цинк.)
- Великий русский ученый, первым в России разработал способ получения цветных стекол. Вместе со своими учениками создал из этих стекол панораму «Полтавская битва». К его заслугам относится и открытие закона сохранения массы веществ при химических реакциях. (М.В.Ломоносов.)
- Металл серебристо-белого цвета. На поверхности образует прочную оксидную пленку, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его называют «крылатым» металлом. Н.Г.Чернышевский в своем произведении «Что делать?» назвал его «металлом социализма». (Алюминий.)
- Этому элементу не повезло с названием: его назвали «безжизненный». А между тем он и жизнь неразделимы. Основная его масса содержится в атмосфере. На каждый квадратный метр земной поверхности его приходится 8 т. В земной коре его содержание едва достигает 0,4 % по массе. Этот элемент входит в состав удобрения карбамида, или мочевины. (Азот.)
- Один из этих двух элементов в виде простого вещества хорошо горит, другой – поддерживает горение, а их соединение пригодно для тушения огня. (Водород, кислород.)
ВТОРОЙ РАУНД
Вопросы второго раунда приносят командам от 1 до 5 баллов в зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй – в 4 балла и т. д.
Вопрос 1. Угадайте химический элемент. (Железо.)
- В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г – в крови.
- По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
- Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде.
- Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н. э.
- В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.
Вопрос 2. Угадайте вещество. (Свинец.)
- Упадок и распад Римской империи ( по мнению некоторых ученых) были обусловлены отравлением этим веществом.
- Раньше его добавляли в плохое вино для улучшения вкуса.
- В Древнем Риме его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь.
- В настоящее время он применяется для предохранения от коррозии телеграфных и электрических подземных проводов, изготовления аккумуляторов. Его соли используют в производстве красок.
- Оловянный припой представляет собой сплав олова с этим металлом.
Вопрос 3. Угадайте химический элемент. (Хлор.)
- Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
- Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.
- Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.
- Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.
- Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.
Вопрос 4. Угадайте металл. (Золото.)
- Это очень ковкий металл.
- Это один из первых металлов, известных человеку.
- С незапамятных времен притягивала человеческий взор редкая красота этого металла.
- Самые агрессивные кислоты не способны растворить его.
- Его называют царем металлов.
Вопрос 5. Угадайте вещество. (Угарный газ.)
- В 1890 г. оно явилось причиной гибели экипажа океанского парусника «Мальборо». Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане.
- Оно вызывает массовые самоубийства китов.
- Оно входит в состав вулканических газов.
- Оно образуется при неполном сгорании углерода.
- при отравлении им наступает кислородное голодание тканей, в особенности клеток центральной нервной системы.
ТРЕТИЙ РАУНД
Третий раунд включает короткие вопросы стоимостью 2 балла. На их обдумывание даем командам по 1 мин.
- Каких кровяных солей нет в крови? (Желтой кровяной соли, красной кровяной соли. свои названия эти соли получили потому, что в прежние времена исходным материалом для их получения служила кровь.)
- Сколько платины содержится в платините? (Нисколько. сплав состоит из 51% железа и 49% никеля и имеет такой же коэффициент теплового расширения, как и платина.)
- Какой металл в десятки тысяч раз дороже золота? (Радий.)
- Какой сахар не едят, так как он ядовит? («Свинцовый сахар» - (СН3СОO)2Pb.)
- Какой газ называют «веселящим», так как при его вдыхании наступает состояние опьянения? (Оксид азота(I).)
- Какой металл вызывает «лихорадку»? (Золото.)
- Что такое «оловянная чума»? (Превращение обычного олова в порошкообразное при разрушении кристаллической решетки в результате охлаждения ниже 13оС.)
ЧЕТВЕРТЫЙ РАУНД
В четвертом раунде команды решают шарады, каждая оценивается в 2 балла. На обдумывание ответа даем 2 мин.
- Корабли меня обходят,
Знает лоцман наизусть.
Если «л» на «д» заменят,
То металлом окажусь.
(Мель – медь.)
- Мы первым слогом позовем кота,
Вторым измерим с судна толщу вод,
Союз на окончание пойдет,
И целым станет слово...
(...кислота.)
- Элемент в четвертой группе
Вы найдете без труда.
Если «т» на «р» исправить,
Будет деспот – вот беда!
(Титан – тиран.)
- Добавив к названию химического элемента букву «б», получите название снежной бури. (Уран – буран.)
- Заменив первую букву в названии химического элемента, получите название избыточно увлажненного участка земли, заросшего растениями. (Золото – болото.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по химии «Химия – волшебница!»
Мероприятие можно провести на неделе естественных наук. В кабинете химии, продолжительность 30 минут. использование показательных опытов заинтересует учащихся....
Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"
Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...
Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2011" для учащихся 9-11 классов
Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему....
Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2012" для учащихся 9-11 классов
Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему...
Химия-увлекательная наука.Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы
Разработка химического вечера. Увлекательная химия. Занимательные опыты по химии....
Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов
Внеклассное мероприятие "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов позволяет сравнить уровень знаний по предмету обучающихся разных классов как в личном первенстве так и выя...
Внеклассное мероприятие по химии для учеников начальной классов "Химия чудес"
Ученики начальных классов с удовольствием принимают участие в проведении химических опытов, что повышает интерес к данному предмету, хотя он будет преподаваться у них только через несколько лет....