Внеклассное мероприятие по химии для 10 класса "БРЕЙН-РИНГ"
методическая разработка (10 класс) на тему

Эту игру проводим с целью углубления знаний учащихся по химии, повышения их интереса к предмету,развития умения работать с дополнительной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fomina.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

БРЕЙН-РИНГ

10 класс

Эту игру мы проводим с целью углубления знаний учащихся по химии, повышения их интереса к предмету, развития умения работать с дополнительной литературой. Для проведения игры необходимо простейшее приспособление, состоящее из лампочки, батарейки и выключателя. С его помощью команды сигнализируют о своей готовности к ответу.

Игра состоит из четырех раундов.

ПЕРВЫЙ РАУНД

В первом раунде предлагаем командам 5 вопросов, оцениваемых в 1 балл. На обсуждение каждого вопроса даем 1 мин. Если команды не могут ответить, то со следующим вопросом разыгрываем 2 балла.

  1. Этот элемент – металл. Вдыхание паров этого металла может вызвать у человека озноб и легкое отравление. Металл может накапливаться в тканях организма. Химические свойства позволяют использовать его для создания антикоррозийной пленки на поверхности других металлов. Применяется при изготовлении кровельного железа и кузовов автомобилей. (Цинк.)
  2. Великий русский ученый, первым в России разработал способ получения цветных стекол. Вместе со своими учениками создал из этих стекол панораму «Полтавская битва». К его заслугам относится и открытие закона сохранения массы веществ при химических реакциях. (М.В.Ломоносов.)
  3. Металл серебристо-белого цвета. На поверхности образует прочную оксидную пленку, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его называют «крылатым» металлом. Н.Г.Чернышевский в своем произведении «Что делать?» назвал его «металлом социализма». (Алюминий.)
  4. Этому элементу не повезло с названием: его назвали «безжизненный». А между тем он и жизнь неразделимы. Основная его масса содержится в атмосфере. На каждый квадратный метр земной поверхности его приходится 8 т. В земной коре его содержание едва достигает 0,4 % по массе. Этот элемент входит в состав удобрения карбамида, или мочевины. (Азот.)
  5. Один из этих двух элементов в виде простого вещества хорошо горит, другой – поддерживает горение, а их соединение пригодно для тушения огня. (Водород, кислород.)

ВТОРОЙ РАУНД

Вопросы второго раунда приносят командам от 1 до 5 баллов в зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй – в 4 балла и т. д.

Вопрос 1. Угадайте химический элемент. (Железо.)

  1. В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г – в крови.
  2. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
  3. Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде.
  4. Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н. э.
  5. В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.

Вопрос 2. Угадайте вещество. (Свинец.)

  1. Упадок и распад Римской империи ( по мнению некоторых ученых) были обусловлены отравлением этим веществом.
  2. Раньше его добавляли в плохое вино для улучшения вкуса.
  3. В Древнем Риме его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь.
  4. В настоящее время он применяется для предохранения от коррозии телеграфных и электрических подземных проводов, изготовления аккумуляторов. Его соли используют в производстве красок.
  5. Оловянный припой представляет собой сплав олова с этим металлом.

Вопрос 3. Угадайте химический элемент. (Хлор.)

  1. Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
  2. Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.
  3. Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.
  4. Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.
  5. Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.

Вопрос 4. Угадайте металл. (Золото.)

  1. Это очень ковкий металл.
  2. Это один из первых металлов, известных человеку.
  3. С незапамятных времен притягивала человеческий взор редкая красота этого металла.
  4. Самые агрессивные кислоты не способны растворить его.
  5. Его называют царем металлов.

Вопрос 5. Угадайте вещество. (Угарный газ.)

  1. В 1890 г. оно явилось причиной гибели экипажа океанского парусника «Мальборо». Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане.
  2. Оно вызывает массовые самоубийства китов.
  3. Оно входит в состав вулканических газов.
  4. Оно образуется при неполном сгорании углерода.
  5. при отравлении им наступает кислородное голодание тканей, в особенности клеток центральной нервной системы.

ТРЕТИЙ РАУНД

Третий раунд включает короткие вопросы стоимостью 2 балла. На их обдумывание даем командам по 1 мин.

  1. Каких кровяных солей нет в крови? (Желтой кровяной соли, красной кровяной соли. свои названия эти соли получили потому, что в прежние времена исходным материалом для их получения служила кровь.)
  2. Сколько платины содержится в платините? (Нисколько. сплав состоит из 51% железа и 49% никеля и имеет такой же коэффициент теплового расширения, как и платина.)
  3. Какой металл в десятки тысяч раз дороже золота? (Радий.)
  4. Какой сахар не едят, так как он ядовит? («Свинцовый сахар» - (СН3СОO)2Pb.)
  5. Какой газ называют «веселящим», так как при его вдыхании наступает состояние опьянения? (Оксид азота(I).)
  6. Какой металл вызывает «лихорадку»? (Золото.)
  7. Что такое «оловянная чума»? (Превращение обычного олова в порошкообразное при разрушении кристаллической решетки в результате охлаждения ниже 13оС.)

ЧЕТВЕРТЫЙ РАУНД

В четвертом раунде команды решают шарады, каждая оценивается в 2 балла. На обдумывание ответа даем 2 мин.

  1. Корабли меня обходят,

Знает лоцман наизусть.

Если «л» на «д» заменят,

То металлом окажусь.

             (Мель – медь.)

  1. Мы первым слогом позовем кота,

Вторым измерим с судна толщу вод,

Союз на окончание пойдет,

И целым станет слово...

(...кислота.)

  1. Элемент в четвертой группе

Вы найдете без труда.

Если «т» на «р» исправить,

Будет деспот – вот беда!

(Титан – тиран.)

  1. Добавив к названию химического элемента букву «б», получите название снежной бури. (Уран – буран.)
  2. Заменив первую букву в названии химического элемента, получите название избыточно увлажненного участка земли, заросшего растениями. (Золото – болото.)

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии «Химия – волшебница!»

Мероприятие можно провести на неделе естественных наук. В кабинете химии, продолжительность 30 минут. использование показательных опытов заинтересует учащихся....

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"

Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2011" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2012" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему...

Химия-увлекательная наука.Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы

Разработка химического   вечера. Увлекательная  химия. Занимательные  опыты  по   химии....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов

Внеклассное мероприятие  "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов позволяет сравнить уровень знаний по предмету обучающихся разных классов как в личном первенстве так и выя...

Внеклассное мероприятие по химии для учеников начальной классов "Химия чудес"

Ученики начальных классов с удовольствием принимают участие в проведении химических опытов, что повышает интерес к данному предмету, хотя он будет преподаваться у них только через несколько лет....