Воспитание толерантного и милосердного отношения обучающихся к одноклассникам-инвалидам
статья на тему
О трудностях инклюзивного образования (из опыта классного руководителя)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost_k_invalidam.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание толерантного и милосердного отношения обучающихся
к одноклассникам-инвалидам»
(Власова Людмила Александровна,
учитель высшей категории русского языка и литературы МБОУ СОШ №10)
Д. Гранин, известный писатель и публицист, в очерке «О милосердии» пишет: «Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы смогут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь».
Для меня призыв Д. Гранина стал нравственной основой в воспитании и обучении детей-инвалидов. Было время, когда дети с ограниченными возможностями находились только на домашнем обучении. Они не имели возможности общаться со своими сверстниками, участвовать в социально - значимых мероприятиях, применять свои таланты и возможности. Печально. Но так, действительно, было.
Современная школа устранила социальное неравенство и позволила детям-инвалидам получать качественное образование в стенах школы наряду с общим контингентом учащихся. Внедрение инклюзивного, совместного обучения, с моей точки зрения, сталкивается не только с трудностями «безбарьерной среды» (например, отсутствие в штате сурдопедагога, медика-специалиста, комнаты психологической разгрузки), но и с препятствиями социального свойства. Не все родители учащихся готовы принять рассматриваемую форму обучения. Задача учителя состоит в воспитании толерантности, милосердия и у учащихся, и у родителей по отношению к детям с ограниченными возможностями. Легко ли это сделать? Думаю, нет. Вот несколько примеров из практики.
В общеобразовательном классе учится ребенок-инвалид по слуху. Подвижный, беззаботный паренек не дает покоя никому: пристает к девчонкам, задирает мальчишек. Гнев одноклассников нарастает как снежный ком. Идет череда жалоб от родителей, детей, работников школы. Назревает конфликт. А выручает Слово. Великое русское Слово. Это слово Милосердие. Что же такое милосердие? И звучат ответы:
- Милосердие – это когда сильный дает подсказку слабому, как выбраться из сложившейся ситуации.
- Милосердие – это когда ты жертвуешь чем-то для человека.
- Милосердие – милое Сердце, несущее Любовь.
- Это когда человек хоть на миг перестает думать о своих проблемах и задумывается о чужих.
И уже на следующем уроке в полной тишине ребята слушают сообщение паренька, с большим трудом разбирая слова, которые он старательно выговаривает для них.
«Поднимите руки, кто понял, о чем говорил ученик», - просит учитель. И глаза мальчишки наполняются светом радости: он видит поднятые вверх руки.
В другом классе слабослышащему ребенку пришлось 2 года отстаивать свое право на звание «хорошиста». Никак не мог одноклассник смириться с тем, что, по его мнению, учитель завышает оценки ребенку-инвалиду. Никакие разговоры о милосердии не могли убедить его в обратном. Толерантное отношение к однокласснику удалось воспитать за счет пропаганды личных спортивных достижений ребенка-инвалида. Юноша достиг успехов в плавании, стал членом сборной команды Нижегородской области по бадминтону среди инвалидов. Грамоты, медали, призы с большим интересом рассматривались ребятами в классе. И все понимали: добиться таких успехов можно тогда, когда обладаешь огромной силой воли, горишь желанием во что бы то ни стало доказать себе, что ты не хуже других, когда не признаешь себя инвалидом. Он счастлив. Он спокоен. Он как все.
А на уроках теперь не слышно упреков в адрес учителя, на переменах спортсмен всегда в кругу друзей-одноклассников.
Но далеко не со всеми так бывает. «Сегодня не приходите, у меня сильно болит голова», - подобную просьбу можно слышать от мальчика, который находится на домашнем обучении. Он, к сожалению, тоже инвалид. Болезнь страшная, но мы верим: обязательно победим ее. Мы – это и родители, и учителя, и учащиеся. В такой ситуации, пожалуй, сложнее всего родителям. Как им помочь? Ответ найден: «Надо проявлять милосердие (не путать с жалостью)». Родители должны знать, что для нас, учителей, их ребенок такой же родной, как и другие дети, даже роднее. Провожу мероприятие, посвященное проводам Масленицы. Прошу маму провести с учениками мастер-класс по моделированию оберега из ниток «Солнышко». Приглашаю с сыном в школу. Дети, не видевшие своего одноклассника год, цепенеют от его внешнего вида – сразу не узнают. Но предварительный разговор учителя с учащимися о милосердии вернул их в реальность. И начались расспросы, рукопожатия, зазвучали шутки, смех. Добро посыпалось градом. Такие минуты не забываются.
Сейчас мой ученик с большим удовольствием посещает школьные мероприятия, пишет конкурсные сочинения, ходит в клуб «Лотос». Он часто меня спрашивает: «Знаете, чего я больше всего хочу? Чтобы все-все люди на планете не болели и были счастливы».
Поверь мне, мой мальчик, и я этого очень хочу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.
Данную тему мы с учениками проходили на основе стихотворений в прозе И.С.Тургенева....
«Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранному языку и ее роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного отношения к иной культуре»
Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интерес...
Воспитание толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери За период своего существования человеческая...
Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков
В статье описывается специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков.Предметом нетерпимости в...
Аналитический отчет о результатах работы по профилактике экстремизма и терроризма, воспитанию толерантности, гармонизации межэтнических отношений в МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д. М. Карбышева
Одним из основных направлений воспитательной работы школы, целью которого является формирование у обучающихся гражданско-патриотического созна...
Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранному языку и ее роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного отношения к иной культуре
Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации ...