Письма, опаленные войной. Театрализованное представление. Сценарий.
материал (11 класс) по теме

Бережная Ольга Николаевна

Школьное театрализованное представление, посвященное празднованию Великой Победы. Участники и актеры - обучающиеся старших классов средней общеобразовательной школы. В качестве материала использованы реальные письма фронтовиков, а также реальные факты военной истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pisma_opalennye_voynoy.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий школьной театрализованной постановки

«Письма, опалённые войной»,

посвященной 65-й годовщине  Великой Победы.

(Постановка основана на омском материале)

Авторы и постановщики:

Бережная Ольга Николаевна, Рейтер Елена Юрьевна,

учителя истории и обществознания

БОУ г. Омска «СОШ № 135».

Руководитель:

Вахонина Инна Викторовна,

заместитель директора  БОУ г. Омска «СОШ № 135»

по  учебно-воспитательной работе.

Звучит песня  «Письмо отца» в исполнении Евгения Мартынова.  На экране появляются фотографии солдатских писем. Песня заканчивается, на сцену выходят ведущие.

1-й ведущий:   Пела юность и цвела клубника,

                           Нам день обещал тишину.

                           И было нелепо и дико,

                           Что нам объявили войну.

Звучит сирена. Ведущие спускаются со сцены и занимают место у стоек с микрофонами.

1-й ведущий:  Военные письма – нетленные архивы военных лет. Эти письма были единственной возможностью прикоснуться к своему родному, близкому человеку, услышать его голос, вдохнуть его запах.

2-й ведущий:  Сколько таких писем было написано во время войны. А сколько их затерялось, не нашло своего адресата.

1-й ведущий:  Простое солдатское письмо для нас сегодня истинная реликвия. Это не просто бумажный треугольник – это свидетель войны, человеческие отношения, голос живого сердца.

2-й ведущий:  С самого начала войны центральная газета «Правда» и омская областная газета «Омская правда»  стали печатать военные письма. Это были письма с передовой, написанные в минуты боевого затишья, письма из глубокого тыла.

1-й ведущий: И в мирное время рубрика «Письма о войне» - одна из самых популярных в газете. Письма присылались тысячами. Эти письма в 1982 году с небольшими сокращениями вышли отдельными книгами.

2-й ведущий:  Сколько тяжёлых дней, военных событий, случаев – и после войны терзали память фронтовиков, блокадников, жителей оккупации, узников лагерей.

1-й ведущий: Чтобы не потонуть в трясине воспоминаний люди писали письма… о том, что пережили, о чем мечтали, во что верили – об этом мы сегодня можем узнать.

Выходит чтец и читает стихотворение о войне.

Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

Рвется ветер осенний и команда: вперед!

Даже смерть отступала хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

И с поклоном последним письма, полные сил,

От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Письма с фронта вобрали «судьбу и любовь»,

И бессонную правду фронтовых голосов,

В письмах вера солдата в наши мирные дни,

Хоть и были когда-то так далеко они.

Прошу вас: храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты.

Звучит музыка «В лесу прифронтовом». На сцену выходят две пары, одеты в стиле 30-х годов.  Они как бы прогуливаются по сцене, но отдельно друг от друга.  По очереди они читают выдержки из военных писем.  Одна девушка сидит на скамеечке. Музыка заканчивается, пары уходят.

1-й ведущий:  Первый день войны был самым горьким и страшным. Но он был и героическим.  Не счесть подвигов, совершенных советскими людьми в первые часы войны.  Из письма жителя города Винницы Ярослава Андреевича Бранько.

2-й ведущий:  «Утром 22 июня после жестокого боя в западно украинский городок Соколь ворвались фашисты…  С грохотом танк приближался к разрушенному зданию пограничной комендатуры, в подвале которого были укрыты женщины и дети.

И вот навстречу бронированному чудовищу выбежал объятый пламенем человек. Сорвав с себя смоченный бензином халат, кинул его на решётку моторного люка, а сам пылающим факелом бросился под танк.  Раздался взрыв. Гитлеровцы повернули назад.  Это произошло около 9 утра 22 июня».

1-й ведущий: Почти четверть века имя героя было неизвестным, но благодаря газете «правда», напечатавшей это письмо, удалось восстановить справедливость. Бывший пограничник Василий Платонов, прочитав в газете об этом случае, рассказал, что подвиг совершил старший военный фельдшер Владимир Прохорович Карпенчук.

На сцену выходит чтец и читает стихотворение Р. Рождественского «Голос Родины».

В суровый час мы стали строже,

Как тёмный лес, притихший от дождя.
И, как ни странно, кажется, моложе,

Всё потеряв  и сызнова найдя.

Средь сероглазых, крепкоплечих, ловких,

С душой как Волга в полноводный час,

Мы подружились с говором винтовки,

Запомнив милой Родины наказ.

Нас девушки не песней провожали,

А долгим взглядом, от тоски сухим,

Нас жёны крепко к сердцу прижимали,

И мы им обещали: отстоим!

Да, отстоим родимые березы,

Сады и  песни дедовской страны,

Чтоб этот снег, впитавший кровь и слёзы,

Сгорел в лучах невиданной весны.

Как отдыха душа бы ни хотела,

Как жаждой ни томились бы сердца,

Суровое, мужское наше дело

Мы доведём – и с честью – до конца!

2-й ведущий:  Во время войны люди не только писали письма. Они собирали посылки на фронт, чтобы всеми силами поддержать бойцов. Дети тоже не оставались в стороне. Безрадостным сделала их детство война.  Они рано взрослели и не меньше взрослых понимали всю серьезность ситуации.

1-й ведущий:  В это тяжёлое время омские ребятишки тоже, как могли, старались помочь фронту.  Они собирали деньги на танк.  Об этом в своём письме написала товарищу Сталину маленькая  омская школьница Ада Занегина.

На сцене появляется Ада Занегина. Она садится за стол и пишет письмо, проговаривая его вслух. После окончания письма голос за кулисами:

Верховный главнокомандующий СССР товарищ Сталин писал: «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160 тысяч 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии». Танк был построен, и воевала на нем сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк. За первый же бой она получила благодарность, а затем была награждена орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны.

На экране фотография Екатерины Петлюк и изображение танка «Малютка».

2-й ведущий: И всё-таки главной связью с домом, с родными и близкими оставались письма.  Любая весточка из дома придавала силы, вела в бой Крепла надежда на победное окончание войны.

Звучит песня «Смуглянка». На сцену выходят 4 лётчика и рассаживаются на поляне. Они после боя, уставшие, но довольные. Музыка постепенно стихает. Голос  лесной кукушки.

Командир:  Кукушка, кукушка, сколько мне жить  осталось? (Слушает)

1-й лётчик  (усмехаясь): Нет, вы посмотрите! И это говорит лётчик, который сегодня в бою сбил два мессера.

Все оживляются. Молодец, командир! Сокол! Орёл!

Командир (смущённо): Да ладно, ребята. Если честно, я сам не ожидал. В бою мысли в голове как автоматная очередь. Как-то само получилось.

2-й лётчик: Нет, вы посмотрите (передразнивает) получи-и-илось.

3-й лётчик: А шёл, как шёл! Как нож сквозь масло. (Все оживляются)

4-й лётчик: А они его сверху, сверху прижать хотят.

1-й лётчик: Я уже на всякий случай на второй круг пошёл.

2-й лётчик (иронично): Да, две на одного… фрицы воевать умеют.

3-й лётчик (с восторгом): Да это не просто бой… Дуэль!

Командир: Ну всё, хватит! Я всё-таки лётчик, а вы меня хвалите, как на танцах.

4-й лётчик: Ребята, почта!

Выходит почтальон. Все окружают. Один командир не спешит. Лётчики наперебой спрашивают с нетерпением: Мне есть письмо? А мне?  Есть? Может быть, повезёт?... Разбираются письма.

Почтальон: Командир, тебе письмо. Чего не подходишь? (протягивает письмо) Может быть, от неё, а? Танцуй!

2-й лётчик (сурово выдергивает письмо): Он уже сегодня станцевал. Всем понравилось. (Отдаёт письмо командиру).

Все читают свои письма и постепенно  уходят со сцены. Звучит музыка. Сцена затемняется. Создается эффект звездного неба. На сцену выходит девушка. Она стоит в глубине сцены. На передний план выходит командир с письмом в руках.  Письмо читается в виде диалога.

Командир:

Как больно, милая, как странно

Разрежет ночь на половины.

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под огнём.

Девушка:

Пока жива, с тобой я буду –

Душа и кровь нераздвоимы.

Пока жива, с тобой я буду –

Душа и смерть всегда вдвоём.

Командир:

Но если мне укрыться нечем

От горечи неисцелимой?

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

Девушка:

За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый!

За расставаньем будет встреча,

Вернёмся оба – я и ты.

Командир:

Но если я безвестно кану –

Короткий свет луча дневного,

Но если я безвестно кану

За звёздный пояс, млечный дым?

Девушка:

Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного.

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невридим.

Они постепенно уходя со сцены в разные стороны. Музыка стихает. Небольшая пауза. Лётчики выходят на сцену в темноте и занимают свои места. Зажигается свет. Звучит сигнал «К бою!» из фильма «В бой идут одни старики». Лётчики быстро поднимаются и бегут со сцены как бы к самолётам.

1-й ведущий: Человечество умеет быть благодарным и тогда оно ставит памятники времени, событиям, героям… Только вот благодарность эта часто опаздывает… у человечества много забот, разве всё упомнишь? А помнить нужно.

2-й ведущий:  8 мая 2002 года в Омске был торжественно открыт памятник Анастасии Акатьевне Ларионовой, простой сибирской женщине, жительнице деревни Михайловка Саргатского района, матери, отдавшей на алтарь Отечества своих сыновей: Григория, Пантелея, Прокопия, Петра, Федора, Михаила, Николая.

1-й ведущий:   В Омске памятник установлен рядом с Музеем воинской славы омичей. Авторы памятника – скульптор Голованцев и ахитектор – Хакаев. Скульптор изобразил не символ, но живую женщину, сумел точно выразить в памятнике душевные переживания женщины, ставшие очень близкими каждому.

2-й ведущий:  В годы Великой Отечественной войны бремя тяжелых испытаний легло на хрупкие женские плечи: они воевали, работали в тылу, провожали не фронт своих близких: мужей и сыновей. Многие так и не дождались их с фронта, как и Анастасия Акатьевна Ларионова. Она проводила на фронт семерых сыновей, да так и не дождалась…

1-й ведущий:   Прошло 65 лет, а до сих пор  не знают омичи о подвиге семьи Ларионовых. Восемь могил: сыновей и внука разбросаны по всей России, которая для всех была одной большой Родиной.

Ведущие уходят на сцене появляется женщина. Она сидит на скамейке и разговаривает с девушкой, своей соседкой Тоней.

Тоня:   Петька, Гришка, хватит дрова колоть. Эдак леса не хватит.

Петр:  Да когда работа в охотку, не остановишься!

Григорий:  Заработаешься, ничего вокруг не видишь.

Тоня:   Хватит, посидите, отдохните.

Женщина:  Спасибо тебе, Тонечка, что помогаешь мне. Тяжко с хозяйством управляться. Не дал мне бог дочерей, только сыновья, да и тех забрала война. Хорошо еще Петька остался, да внучок Григорий.

Тоня:  Да что вы, тетя Настасья. Мне же не тяжело. Я же рядом живу. А писем, тетя Настасья, не было?

Женщина:   Как же, Михаил письмо прислал. Он на Ленинградском фронте служит. Немцы окружили город. Там сейчас блокада. Очень тяжело.  Пишет, что Пантелей тоже вместе с ним, на одном фронте. Он привет передавал.

Тоня:   А от других ничего нету?

Женщина:   Да нет, Тонечка. Все сердце уже изболелось.  Глянь-ка почтальон идет к нашему дому. Никак письмо от кого.

Выходит почтальон. Копается в сумке. Достает две повестки.

Почтальон:  Петр, Григорий, идите сюда. Вам повестки из военкомата, на фронт. Распишитесь.

Женщина подскакивает со скамейки, вскрикивает: -Господи! И снова падает на скамейку. Девушка подбегает к парням и через их плечо читает повестки.

Вручает повестки. Ребята расписываются. Читают повестки. Почтальон уходит.

Петр:  Ну вот, Гришка, пришел и наш черед на фронт. (уходят)

Звучит «Священная война»  Женщина встает и надевает черный платок. Выходит на середину сцены. На сцену выходят  Григорий, Михаил, Пантелей, Прокопий, Федор, Петр и Николай.

Михаил:  Михаил был призван в армию 20 сентября 1939 года. Служил на Ленинградском фронте, был стрелком. Убит 25 апреля 1943 года. Похоронен в Ленинградской области. (Снимает пилотку)

Пантелей:   Пантелей был призван на фронт 21 августа 1941 года. Воевал на Ленинградском фронте. Погиб в Лениградской области, там и похоронен. (Снимает пилотку)

Прокопий:   Прокопий был призван 31 января 1942 года. Погиб в боях у деревни Старое-Липовое Кировоградской области 25 октября 1943 года. (Снимает пилотку)

Федор:   Федор ушел на фронт 21 августа 1943 года. Где погиб – неизвестно.  (Снимает пилотку)

Петр и Григорий:  (вместе выходят вперед)

Петр:  Петр и Григорий ушли на фронт 8 февраля 1944 года.

Григорий: Когда и где погибли – неизвестно.  (Оба снимают пилотки и отходят назад)

Николай:  О судьбе Николая вообще ничего неизвестно.  Числится в списках пропавших безвести. (Снимает пилотку)

Звучит метроном. Минута молчания. После минуты молчания участники уходят со сцены. На сцену выходят ведущие.

1-й ведущий:   Невозможно заново написать историю нашей страны.

2-й ведущий:   Если бы не было войны, жизнь миллионов людей сложилась бы совсем по-другому.

1-й ведущий:   А война была  4 года – длинная война.

     Впрочем, это было так давно, что как будто не было и выдумано:

     Может быть, увидено в кино, может быть, в романе вычитано?

     Нет! У нас жестокая свобода – помнить все страдания. До дна!

     А война была 4 года. Долгая была война…

Звучит пеня из фильма «Офицеры» и на экране появляется видеоряд под эту песню. Ведущие медленно  уходят со сцены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Письма, опаленные войной", презентация

Презентация сопровождает классный час, проводимый в рамках акции " Напиши письмо солдату". Презентация богата иллюстративным материалом....

Литературный вечер "Письма, опаленные войной"

Литературный вечер "Письма, опаленные войной" проводится с целью расширения знаний учащихся о Великой Отечественной войне, воспитания чувства патриотизма, сострадания, уважения к памяти погибших. К ме...

Презентация "Письма, опаленные войной"

Данная презентация создана к литературному вечеру  "Письма, опаленные войной"               Ведущий 1: Сегодня, в канун велик...

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной" Мероприятие является частью системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию с целью формирования  познавательных способнос...

сценарий классного часа "Письма, опаленные войной"

Классный час посвящен Великой отечественной войне, рассказывает о многих человеческих судьбах, роли писем в военное время. Сценарий снабжен мультимедийной презентацией....

Письма опаленные войной

В преддверии празднования Великой победы, в нашей школе прошел ряд мероприятий, в ходе которых мы вспоминали подвиги наших героев односельчан, и их письма, долгожданные письма с фронта......

Животные на войне (в рамках акции "Письма опаленные войной")

Цель: способствовать осознанию особой значимости отношений животных и человека во время ВОВ...