Письма, опаленные войной. Театрализованное представление. Сценарий.
материал (11 класс) по теме
Школьное театрализованное представление, посвященное празднованию Великой Победы. Участники и актеры - обучающиеся старших классов средней общеобразовательной школы. В качестве материала использованы реальные письма фронтовиков, а также реальные факты военной истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisma_opalennye_voynoy.docx | 42.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий школьной театрализованной постановки
«Письма, опалённые войной»,
посвященной 65-й годовщине Великой Победы.
(Постановка основана на омском материале)
Авторы и постановщики:
Бережная Ольга Николаевна, Рейтер Елена Юрьевна,
учителя истории и обществознания
БОУ г. Омска «СОШ № 135».
Руководитель:
Вахонина Инна Викторовна,
заместитель директора БОУ г. Омска «СОШ № 135»
по учебно-воспитательной работе.
Звучит песня «Письмо отца» в исполнении Евгения Мартынова. На экране появляются фотографии солдатских писем. Песня заканчивается, на сцену выходят ведущие.
1-й ведущий: Пела юность и цвела клубника,
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что нам объявили войну.
Звучит сирена. Ведущие спускаются со сцены и занимают место у стоек с микрофонами.
1-й ведущий: Военные письма – нетленные архивы военных лет. Эти письма были единственной возможностью прикоснуться к своему родному, близкому человеку, услышать его голос, вдохнуть его запах.
2-й ведущий: Сколько таких писем было написано во время войны. А сколько их затерялось, не нашло своего адресата.
1-й ведущий: Простое солдатское письмо для нас сегодня истинная реликвия. Это не просто бумажный треугольник – это свидетель войны, человеческие отношения, голос живого сердца.
2-й ведущий: С самого начала войны центральная газета «Правда» и омская областная газета «Омская правда» стали печатать военные письма. Это были письма с передовой, написанные в минуты боевого затишья, письма из глубокого тыла.
1-й ведущий: И в мирное время рубрика «Письма о войне» - одна из самых популярных в газете. Письма присылались тысячами. Эти письма в 1982 году с небольшими сокращениями вышли отдельными книгами.
2-й ведущий: Сколько тяжёлых дней, военных событий, случаев – и после войны терзали память фронтовиков, блокадников, жителей оккупации, узников лагерей.
1-й ведущий: Чтобы не потонуть в трясине воспоминаний люди писали письма… о том, что пережили, о чем мечтали, во что верили – об этом мы сегодня можем узнать.
Выходит чтец и читает стихотворение о войне.
Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперед!
Даже смерть отступала хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последним письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали «судьбу и любовь»,
И бессонную правду фронтовых голосов,
В письмах вера солдата в наши мирные дни,
Хоть и были когда-то так далеко они.
Прошу вас: храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты.
Звучит музыка «В лесу прифронтовом». На сцену выходят две пары, одеты в стиле 30-х годов. Они как бы прогуливаются по сцене, но отдельно друг от друга. По очереди они читают выдержки из военных писем. Одна девушка сидит на скамеечке. Музыка заканчивается, пары уходят.
1-й ведущий: Первый день войны был самым горьким и страшным. Но он был и героическим. Не счесть подвигов, совершенных советскими людьми в первые часы войны. Из письма жителя города Винницы Ярослава Андреевича Бранько.
2-й ведущий: «Утром 22 июня после жестокого боя в западно украинский городок Соколь ворвались фашисты… С грохотом танк приближался к разрушенному зданию пограничной комендатуры, в подвале которого были укрыты женщины и дети.
И вот навстречу бронированному чудовищу выбежал объятый пламенем человек. Сорвав с себя смоченный бензином халат, кинул его на решётку моторного люка, а сам пылающим факелом бросился под танк. Раздался взрыв. Гитлеровцы повернули назад. Это произошло около 9 утра 22 июня».
1-й ведущий: Почти четверть века имя героя было неизвестным, но благодаря газете «правда», напечатавшей это письмо, удалось восстановить справедливость. Бывший пограничник Василий Платонов, прочитав в газете об этом случае, рассказал, что подвиг совершил старший военный фельдшер Владимир Прохорович Карпенчук.
На сцену выходит чтец и читает стихотворение Р. Рождественского «Голос Родины».
В суровый час мы стали строже,
Как тёмный лес, притихший от дождя.
И, как ни странно, кажется, моложе,
Всё потеряв и сызнова найдя.
Средь сероглазых, крепкоплечих, ловких,
С душой как Волга в полноводный час,
Мы подружились с говором винтовки,
Запомнив милой Родины наказ.
Нас девушки не песней провожали,
А долгим взглядом, от тоски сухим,
Нас жёны крепко к сердцу прижимали,
И мы им обещали: отстоим!
Да, отстоим родимые березы,
Сады и песни дедовской страны,
Чтоб этот снег, впитавший кровь и слёзы,
Сгорел в лучах невиданной весны.
Как отдыха душа бы ни хотела,
Как жаждой ни томились бы сердца,
Суровое, мужское наше дело
Мы доведём – и с честью – до конца!
2-й ведущий: Во время войны люди не только писали письма. Они собирали посылки на фронт, чтобы всеми силами поддержать бойцов. Дети тоже не оставались в стороне. Безрадостным сделала их детство война. Они рано взрослели и не меньше взрослых понимали всю серьезность ситуации.
1-й ведущий: В это тяжёлое время омские ребятишки тоже, как могли, старались помочь фронту. Они собирали деньги на танк. Об этом в своём письме написала товарищу Сталину маленькая омская школьница Ада Занегина.
На сцене появляется Ада Занегина. Она садится за стол и пишет письмо, проговаривая его вслух. После окончания письма голос за кулисами:
Верховный главнокомандующий СССР товарищ Сталин писал: «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160 тысяч 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии». Танк был построен, и воевала на нем сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк. За первый же бой она получила благодарность, а затем была награждена орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны.
На экране фотография Екатерины Петлюк и изображение танка «Малютка».
2-й ведущий: И всё-таки главной связью с домом, с родными и близкими оставались письма. Любая весточка из дома придавала силы, вела в бой Крепла надежда на победное окончание войны.
Звучит песня «Смуглянка». На сцену выходят 4 лётчика и рассаживаются на поляне. Они после боя, уставшие, но довольные. Музыка постепенно стихает. Голос лесной кукушки.
Командир: Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось? (Слушает)
1-й лётчик (усмехаясь): Нет, вы посмотрите! И это говорит лётчик, который сегодня в бою сбил два мессера.
Все оживляются. Молодец, командир! Сокол! Орёл!
Командир (смущённо): Да ладно, ребята. Если честно, я сам не ожидал. В бою мысли в голове как автоматная очередь. Как-то само получилось.
2-й лётчик: Нет, вы посмотрите (передразнивает) получи-и-илось.
3-й лётчик: А шёл, как шёл! Как нож сквозь масло. (Все оживляются)
4-й лётчик: А они его сверху, сверху прижать хотят.
1-й лётчик: Я уже на всякий случай на второй круг пошёл.
2-й лётчик (иронично): Да, две на одного… фрицы воевать умеют.
3-й лётчик (с восторгом): Да это не просто бой… Дуэль!
Командир: Ну всё, хватит! Я всё-таки лётчик, а вы меня хвалите, как на танцах.
4-й лётчик: Ребята, почта!
Выходит почтальон. Все окружают. Один командир не спешит. Лётчики наперебой спрашивают с нетерпением: Мне есть письмо? А мне? Есть? Может быть, повезёт?... Разбираются письма.
Почтальон: Командир, тебе письмо. Чего не подходишь? (протягивает письмо) Может быть, от неё, а? Танцуй!
2-й лётчик (сурово выдергивает письмо): Он уже сегодня станцевал. Всем понравилось. (Отдаёт письмо командиру).
Все читают свои письма и постепенно уходят со сцены. Звучит музыка. Сцена затемняется. Создается эффект звездного неба. На сцену выходит девушка. Она стоит в глубине сцены. На передний план выходит командир с письмом в руках. Письмо читается в виде диалога.
Командир:
Как больно, милая, как странно
Разрежет ночь на половины.
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под огнём.
Девушка:
Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы.
Пока жива, с тобой я буду –
Душа и смерть всегда вдвоём.
Командир:
Но если мне укрыться нечем
От горечи неисцелимой?
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
Девушка:
За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый!
За расставаньем будет встреча,
Вернёмся оба – я и ты.
Командир:
Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,
Но если я безвестно кану
За звёздный пояс, млечный дым?
Девушка:
Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного.
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невридим.
Они постепенно уходя со сцены в разные стороны. Музыка стихает. Небольшая пауза. Лётчики выходят на сцену в темноте и занимают свои места. Зажигается свет. Звучит сигнал «К бою!» из фильма «В бой идут одни старики». Лётчики быстро поднимаются и бегут со сцены как бы к самолётам.
1-й ведущий: Человечество умеет быть благодарным и тогда оно ставит памятники времени, событиям, героям… Только вот благодарность эта часто опаздывает… у человечества много забот, разве всё упомнишь? А помнить нужно.
2-й ведущий: 8 мая 2002 года в Омске был торжественно открыт памятник Анастасии Акатьевне Ларионовой, простой сибирской женщине, жительнице деревни Михайловка Саргатского района, матери, отдавшей на алтарь Отечества своих сыновей: Григория, Пантелея, Прокопия, Петра, Федора, Михаила, Николая.
1-й ведущий: В Омске памятник установлен рядом с Музеем воинской славы омичей. Авторы памятника – скульптор Голованцев и ахитектор – Хакаев. Скульптор изобразил не символ, но живую женщину, сумел точно выразить в памятнике душевные переживания женщины, ставшие очень близкими каждому.
2-й ведущий: В годы Великой Отечественной войны бремя тяжелых испытаний легло на хрупкие женские плечи: они воевали, работали в тылу, провожали не фронт своих близких: мужей и сыновей. Многие так и не дождались их с фронта, как и Анастасия Акатьевна Ларионова. Она проводила на фронт семерых сыновей, да так и не дождалась…
1-й ведущий: Прошло 65 лет, а до сих пор не знают омичи о подвиге семьи Ларионовых. Восемь могил: сыновей и внука разбросаны по всей России, которая для всех была одной большой Родиной.
Ведущие уходят на сцене появляется женщина. Она сидит на скамейке и разговаривает с девушкой, своей соседкой Тоней.
Тоня: Петька, Гришка, хватит дрова колоть. Эдак леса не хватит.
Петр: Да когда работа в охотку, не остановишься!
Григорий: Заработаешься, ничего вокруг не видишь.
Тоня: Хватит, посидите, отдохните.
Женщина: Спасибо тебе, Тонечка, что помогаешь мне. Тяжко с хозяйством управляться. Не дал мне бог дочерей, только сыновья, да и тех забрала война. Хорошо еще Петька остался, да внучок Григорий.
Тоня: Да что вы, тетя Настасья. Мне же не тяжело. Я же рядом живу. А писем, тетя Настасья, не было?
Женщина: Как же, Михаил письмо прислал. Он на Ленинградском фронте служит. Немцы окружили город. Там сейчас блокада. Очень тяжело. Пишет, что Пантелей тоже вместе с ним, на одном фронте. Он привет передавал.
Тоня: А от других ничего нету?
Женщина: Да нет, Тонечка. Все сердце уже изболелось. Глянь-ка почтальон идет к нашему дому. Никак письмо от кого.
Выходит почтальон. Копается в сумке. Достает две повестки.
Почтальон: Петр, Григорий, идите сюда. Вам повестки из военкомата, на фронт. Распишитесь.
Женщина подскакивает со скамейки, вскрикивает: -Господи! И снова падает на скамейку. Девушка подбегает к парням и через их плечо читает повестки.
Вручает повестки. Ребята расписываются. Читают повестки. Почтальон уходит.
Петр: Ну вот, Гришка, пришел и наш черед на фронт. (уходят)
Звучит «Священная война» Женщина встает и надевает черный платок. Выходит на середину сцены. На сцену выходят Григорий, Михаил, Пантелей, Прокопий, Федор, Петр и Николай.
Михаил: Михаил был призван в армию 20 сентября 1939 года. Служил на Ленинградском фронте, был стрелком. Убит 25 апреля 1943 года. Похоронен в Ленинградской области. (Снимает пилотку)
Пантелей: Пантелей был призван на фронт 21 августа 1941 года. Воевал на Ленинградском фронте. Погиб в Лениградской области, там и похоронен. (Снимает пилотку)
Прокопий: Прокопий был призван 31 января 1942 года. Погиб в боях у деревни Старое-Липовое Кировоградской области 25 октября 1943 года. (Снимает пилотку)
Федор: Федор ушел на фронт 21 августа 1943 года. Где погиб – неизвестно. (Снимает пилотку)
Петр и Григорий: (вместе выходят вперед)
Петр: Петр и Григорий ушли на фронт 8 февраля 1944 года.
Григорий: Когда и где погибли – неизвестно. (Оба снимают пилотки и отходят назад)
Николай: О судьбе Николая вообще ничего неизвестно. Числится в списках пропавших безвести. (Снимает пилотку)
Звучит метроном. Минута молчания. После минуты молчания участники уходят со сцены. На сцену выходят ведущие.
1-й ведущий: Невозможно заново написать историю нашей страны.
2-й ведущий: Если бы не было войны, жизнь миллионов людей сложилась бы совсем по-другому.
1-й ведущий: А война была 4 года – длинная война.
Впрочем, это было так давно, что как будто не было и выдумано:
Может быть, увидено в кино, может быть, в романе вычитано?
Нет! У нас жестокая свобода – помнить все страдания. До дна!
А война была 4 года. Долгая была война…
Звучит пеня из фильма «Офицеры» и на экране появляется видеоряд под эту песню. Ведущие медленно уходят со сцены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Письма, опаленные войной", презентация
Презентация сопровождает классный час, проводимый в рамках акции " Напиши письмо солдату". Презентация богата иллюстративным материалом....
Литературный вечер "Письма, опаленные войной"
Литературный вечер "Письма, опаленные войной" проводится с целью расширения знаний учащихся о Великой Отечественной войне, воспитания чувства патриотизма, сострадания, уважения к памяти погибших. К ме...
Презентация "Письма, опаленные войной"
Данная презентация создана к литературному вечеру "Письма, опаленные войной" Ведущий 1: Сегодня, в канун велик...
Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной"
Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной" Мероприятие является частью системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию с целью формирования познавательных способнос...
сценарий классного часа "Письма, опаленные войной"
Классный час посвящен Великой отечественной войне, рассказывает о многих человеческих судьбах, роли писем в военное время. Сценарий снабжен мультимедийной презентацией....
Письма опаленные войной
В преддверии празднования Великой победы, в нашей школе прошел ряд мероприятий, в ходе которых мы вспоминали подвиги наших героев односельчан, и их письма, долгожданные письма с фронта......
Животные на войне (в рамках акции "Письма опаленные войной")
Цель: способствовать осознанию особой значимости отношений животных и человека во время ВОВ...