Сценарий литературно-музыкальной композиции "Если б не было войны.."
методическая разработка на тему

Пенькова Елена

Предлагаемый сценарий литературно-музыкально композиции "Если б не было войны..."  посвящен Дню победы в Великой Отечественной войне. Рассчитан на учеников 9-11 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_b_ne_bylo_voyny._stsenariy1.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий  литературно-музыкальной композиции

патриотической направленности

«Если б не было войны…»

Автор - составитель: Пенькова Е.А.

Цель: формирование  у обучающихся  представления о цене Победы в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  1. Расширение культурного кругозора обучающихся путем приобщения к литературным и музыкальных произведениям.
  2. Развитие у обучающихся  способности восприятия и оценки явлений исторической  действительности посредством создания эмоционально-художественных образов.
  3. Воспитание гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся.

Музыкальное сопровождение:

  1. Е. Петерсбурский. Танго «Утомленное солнце».
  2. Вальс. «Амурские волны».
  3. Г.Сукачев «Вторжение».
  4. Б.Окуджава «До свидания, мальчики».
  5. М.Таривердиев «Обещание любви».
  6. М. Таривердиев. «До свидания, мальчики!».
  7. М. Таривердиев «Воспоминание о Венеции».
  8. Г. Гендель. «Сарабанда».
  9. М. Минков  - Шаферан. Песня «Если б не было войны» в исполнении В.Толкуновой.

 

В композиции использованы стихи:

1. М.Агашина «Стихи о моем солдате»

2.М.  Луконин Напоминание                                                        

3. Г. Шпаликов. Я жизнью своею рискую...

4. М.Петровых. Проснемся, уснем ли - воина, война...

5. Ю.Левитанский. Ну что с того, что я там был...

6. М.Алигер «Зоя»

Количество участников – не менее 8 человек. 4 мальчика и 4 девочки. Из них 2 главных героя: Ира и Саша.

Звучит танго. Выбегают две девушки. Разговаривают между собой..

- Сегодня такой день необычный! Ира, а ты такая красивая!

- Да, а вот Сашка меня совсем не замечает!

Выходят двое юношей, один из них – Саша, он закрывает глаза Ире. Друг Саши:.

-Догадайся, кто?!

Ира: Саша!

Саша: Ну если догадалась - приглашаю на тур вальса. Маэстро, музыку!

 Звучит вальс. Начинают танцевать, к ним присоединяются остальные участники композиции. Делают круг вальса, затем музыка останавливается, все замирают так, что создается эффект стоп-кадра. Подруга Иры поворачивает голову вперед, произнося:.

Какой он был? Он был веселый

В последний год перед войной

Ира отходит от Саши на авансцену,  смотря на него

Он только-только кончил школу

И только встретился со мной.

Вновь подходит к Саше. Вальс  вновь включается, все продолжают танцевать. Затем останавливаются парами. Произнося по фразе, все выстраиваются в две линии. Вальс уводится.

Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день Земли - двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и в этот час взрыв,

Музыка Г.Сукачева «Вторжение» громко,

девочки падают на колени, закрывают лицо руками, мальчики делают шаг вперед, закрывая девочек плечом. Музыка звучит потом тише  фоном на слова

что солнце погасил в кромешном гуле,

сквозь повязки неумелые сочась,

кровь народа заалела в том июне.

Проснемся, уснем ли - война, война.

Ночью ли, днем ли - война, война.

Сжимает нам горло,

лишает сна.  

Путает имена.

О чем ни подумай - война, война.

Наш спутник угрюмый - она одна.

Восходы, закаты - все ты одна,

Какая тоска ты - война, война!

Но ты, ты, проклятье - темным-темна.

Какое ты слово: война, война...

 Музыка «Вторжение» уводится. Сразу звучит песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики». Мальчики уходят, надевают пилотки, возвращаются,  в центре сцены- девочки. Песня Б.Окуджавы постепенно уводится на слова «Повзрослели они до поры…».  И  сразу же звучит

Музыка М.Таривердиева «Обещание любви». Саша разворачивается к Ире, подходит. Сцена прощания.

Саша:   Когда же я увижу снова

            Твои дрожащие ресницы,

Ира:     Когда же я увижу снова твои печальные глаза,

Саша:  Что ж ты молчишь, скажи хоть слово-

            Война велит нам разлучиться,

            Что ж ты молчишь, скажи хоть слово-

            В огонь уходят поезда.

Ира:   Зачем назвал меня любимой

Той долгожданной ночью светлой.

Зачем назвал меня любимой - теперь мой путь не изменить.

Саша: Любовь должна быть неделимой-

Она, как звездный свет, бессмертна.

Ира:  Любовь должна быть неделимой - войне любовь не разделить.

Саша: Я ухожу, чтоб возвратиться, смотри, уже пылает  небо

Я ухожу, чтоб возвратиться - над нашим счастьем поднят меч.

Ира: Я верю, встреча повториться – с тобою буду, где б ты не был.

Саша: Я верю, встреча повториться, как тысячи счастливых встреч.        

Музыка М.Таривердиева «До свидания, мальчики». Мальчики уходят, выстраиваясь по бокам клином. Говорят девочки

До смерти – любить обещали!

Горела от клятв голова!..

Ах, если бы только вы знали,

Что сбудется ваши слова!..

Вагоны идут по России.

По травам её, по росе

Живыми вернуться просили,

Живыми вернутся не все.  

Девочки уходят вглубь сцены. Музыка  Таривердиева «До свидания, мальчики» уводится.

Говорят мальчики.

Не помню дней. Не помню дат.

Ни тех форсированных рек.

Я неопознанный солдат.

Я рядовой. Я имярек.

Я меткой пули недолет.

Я лед кровавый в январе.

Я прочно впаян в этот лед -

Я топот загнанных коней.

Я хриплый окрик на бегу.

 Я миг непрожитого дня.

Я бой на дальнем рубеже.

Я пламя Вечного огня

И пламя гильзы в блиндаже.

Звучит музыка М. Таривердиева «Воспоминание о Венеции». Саша выходит на первый план, садится.

        -Какой он был? Он был веселый

В последний год перед войной

- Он только-только кончил школу

Ира: И только встретился со мной

Он был веселый, темно-русый

Над чубом - красная звезда

Он в бой пошел под старой Руссой

И не вернется никогда…  

Саша снимает пилотку, уходит на задний план. Поворачивается спиной. Подходят девочки,  все стоят в три линии через значительные промежутки. Музыка  уводится. Между первой и второй линией идет Ира.

Ира: Как морозно!

        Как светла дорога!

Утренняя, как твоя судьба!

Поскорей бы!

        Нет, еще немного!

Нет еще не скоро...

От порога...

по тропинке...

до того столба...

Надо ведь еще дойти дотуда,

этот длинный путь еще прожить...

Может ведь еще случится чудо.

Где-то я читала...

        Может быть!..

Ира выходит на первый план, обойдя первую линию.

Жить...

Потом не жить...

                Что это значит?

Видеть день...

Потом не видеть дня...

Это как?

Зачем старуха плачет?

Кто ее обидел?

Жаль меня?

Почему ей жаль меня?

Не будет

ни земли,

ни боли...

        Слово «жить»...

Будет свет,

        и снег,

                и эти люди.

Будет все, как есть.

                Не может быть!

Ира замирает. Вновь звучит музыка М.  Таривердиева «Воспоминание о Венеции»

Какой она была - задорной.

Чей взмах ресниц из-под бровей

И ясный взгляд под челкой темной

С ума сводили всех парней.

Такой подвижной. Невысокой.

Любила танцевать и петь.

И жить хотела долго-долго,

Чтоб  в этой жизни все успеть.

Ира уходит на задний план, в другую от Саши сторону, поворачиваясь спиной. Музыка Таривердиева уводится.

Звучит Гендель. «Сарабанда». На музыку говорятся слова.

Не забывайте кровь, разлуки

Сердца, сожженные войною...

Не забывайте кровь, разлуки

Во имя тех священных дней

Пусть в цепь одну сомкнутся руки,

Пусть плечи вырастут стеною

Пусть в цепь одну сомкнутся руки

И заслонят любовь людей!

Звучит песня В. Толкуновой «Если б не было войны» со слов «И снова ты протягиваешь руки…» Саша и Ира идут навстречу друг другу,  танцуют вальс, затем расходятся, смотря друг на друга на словах песни «Какой бы мы красивой были парой…если б не было войны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по повести Б.Л.Васильева «Завтра была война»

Этот урок мы посвятили живым и павшим участникам Великой Отечественной войны. А какое оно было, поколение, которое приняло удар войны на себя? Об этом повесть Б.Васильева "Завтра была война"...

Вчера была война

Сценарий литературно-музыкально композиции....

"Была война. Была блокада Ленинграда".

Конспект классного часа....

"Была война. Была блокада." Урок Мужества

Материал раскрывает одно из главных событий в Великой Отечественной войне – период блокады Ленинграда и является ключевым мероприятием в рамках мероприятий, проводимых к памятной дате – Освобождению г...

Внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ "Агитокно "Чтобы не было войны..." (из цикла историко-краеведческой панорамы "В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, и наши подвиги видны на светлом знамени Победы!"

   Методическая разработка внеклассного мероприятия «Агитокно "Чтобы не было войны…» относится к циклу историко-краеведческой панорамы «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты, ...

Была война… Была Победа…

Предлагаем вам посмотреть работу выполненой  в технике пластинография....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная празднованию Дня окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) « Была война….Была победа…»

Целью литературно-музыкальной композиции, посвященной  празднованию Дня окончания  Второй мировой войны (2 сентября 1945 года)   " Была война….Была побе...