Международная научно-практическая конференция в г.Махачкала
статья на тему

Рыжова Елена Геннадьевна

конференция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья, опубликованная по результатам международной научно-практической конференции в г. Махачкале в 2010 году.

Статью подготовила аспирантка МПГУ Федосеева Е.Г.

Кардинальные изменения, происходящие за последние годы во взглядах учёных на природу детства, его фундаментальной ценности для будущей жизни человека, существенно повлияли на общественное сознание и вызвали потребность пересмотра научных концепций. Исследование мира Детства в философско-антропологическом измерении связано с потребностью углублённого изучения Детства как предмета философской проблематики.

Антропологическая аксиология Детства. Развиваясь во временном континууме, ребёнок удовлетворяет свои человеческие потребности и апробирует свои потенциальные способности, которые приобретают статус ценностей. Само бытие ребёнка наделяется человеческим смыслом, т.е. такими ориентациями, которые лежат в потенции будущей личности. Получение ребёнком базовых знаний, ценностей жизненного опыта от старшего поколения закладывают основы общей культуры – это ложится в основу ценностных отношений Ребёнка и Мира. Бытие ребёнка – это мир человека, мир культуры как ценностной системы, созданной совокупным опытом человечества, заключающих в себе глубинные гуманистические смыслы, через которые раскрываются потенции будущей личности в саморазвитии, самоутверждении и общении с другими людьми. Только Детство обладает своими потенциальными возможностями в развитии и становлении индивида как биологически совершенного организма, как существа, способного к усвоению колоссального объёма знаний, как индивидуальности в проявлении заложенных Природой потенций, как личности, способной к саморазвитию.

Развитие человека продолжается уже не одну тысячу лет, и нет никаких оснований считать современного человека более интеллектуальным,  чем были его далекие предки. То есть физиологически  мозг человека за последние несколько тысяч лет сложнее не стал. И в то же время несомненен успех человеческой цивилизации в общественной организации, что привело к созданию общественных структур обще планетарного масштаба.

В современной России осознается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы, социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально- нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике, социальной и духовной сферах. Любая стратегия, определяющая на длительный срок пути формирования общественных явлений и процессов, их углубление и совершенствование, имплицитно включает критерии и нормативы аксиологического класса. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. В данном процессе велика роль учебно- воспитательных организаций, представленных в современных условиях учебными заведениями разного типа – школами общего среднего образования, лицеями, гимназиями, колледжами, различными внешкольными учреждениями.

Ценностный подход в образовании не принадлежит только идеальной сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие представители человечества. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных ориентаций. Роль образования осуществления этой стратегии велика. Именно образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует формированию нового общественного сознания и, таким образом, воздействует на все сферы жизни.

Одной из основных в современном мире стала идея утверждения гуманистических ценностей во всех сферах общественной жизни.
Сюда входят и принципы воспитания подрастающего поколения. Дети стали невольными свидетелями социального расслоения общества, постоянной угрозы безработицы родителей, войн, преступности, упадка культуры и нравственности. В этой связи создание основ для формирования гуманистических ориентаций в практике обучения и воспитания – вопрос жизненно необходимый.

Гуманистические ценностные ориентации – это стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности. Но нельзя считать это явлением педагогической мысли лишь нашего времени. Гуманистическая традиция своими корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Еще в глубокой древности задавались вопросы. Не потерявшие своей значимости и актуальности и поныне: «Что есть истина?», «Что есть добро?», «Что есть красота?». Спустя столетия ученые пришли к выводу, что эти три категории вопросов тесно связаны между собой.
Исследуя взаимоотношения между истиной, добром и красотой, ученые нашли для них как бы единый общий знаменатель – понятие «ценность». И это вполне объяснимо, ведь добро является нравственной ценностью, истина – познавательной, а красота – эстетической. Понятие «ценность» стало одним из наиболее употребляемых в сфере гуманитарного знания.

Считается, что теория ценности («аксиология») как особая отрасль гуманитарных наук появилась в конце XIX в. Но стремление теоретически постигнуть ценностное отношение возникло задолго до этого. Суждения о различных видах ценности – благе, красоте, добре, святости – можно встретить и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у мыслителей эпохи Возрождения, и в работах ученых нового времени. Аристотель поставил одну из важнейших для аксиологии проблем: о соотношении различных субъективных оценок и объективной ценности, он констатирует различие ценностных отношений в зависимости от возраста и этичесих качеств людей: « …вполне разумно, чтобы разные вещи казались ценными детям и мужам, дурным и добрым». Однако «ценным является и доставляет удовольствие то, что таково для добропорядочного», действующего в соответствии с добродетелью. То есть «…добродетельный человек как таковой» [8,278], является мерой истинной ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»

Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ сборник материалов XVII Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 15 ноября 2015 г.

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯсборник материаловXVII Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 15 ноября 2015 г....

Чуносов М.А. Методы психологической саморегуляции в контексте содержания компонентов профессиональной готовности к деятельности. Материалы международной научно-практической конференции: Международное сотрудничество в образовании – Ч.1. – 2019. – С. 323-33

Данная работа рассматривает компоненты профессиональной готовности субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних. Показано значение психологической саморегуляции, в структуре проф...