рабочая программа ВПО
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шестоперов Андрей Владимирович

программа военно патриотического объединения на 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioty_rossii_139_shkola_nov.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

военно-патриотического объединения

«Патриоты России»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 12- 17 лет

Уровень: общее среднее образование

                                                Программа разработана:                

                    Шестоперовым А.В.- преподавателем ОБЖ

МАОУ «Школа №139»

                                              Адрес: Нижний Новгород ул. Героя Давыдова 13

 

2015

Пояснительная записка

«Как нет человека без самолюбия,

 - так  нет человека без любви к отечеству,

                   и    эта любовь даёт воспитанию верный                                                                                       ключ к сердцу человека…»

           К.Д. Ушинский

         Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения – одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.

         Обществу нужны здоровые, мужественные, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо, а в случае необходимости, встать на его защиту. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию  патриотизма, чувства любви к Родине.

        Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество, важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

        Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое воздействие воспитанников. Поэтому оно должно включать в себя духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам военной службы, военно-техническую и специальную подготовку детей и подростков. Это позволит воспитанникам усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

        Актуальность дополнительной образовательной программы кружка «Патриоты России» заключается в том, что она способствует развитию у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формированию у них профессионально значимых качеств, умений и готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

       

   Объединение «Патриоты России» создано в 2015 году на базе МАОУ «Школа №139». Его создание является естественным продолжением работы школы в направлении воспитания учащихся как граждан страны, обладающими высокими патриотическими качествами, основанными на любви к Родине, родному краю, понимания собственного участия в жизни и развитии страны. Немаловажным толчком к созданию клуба послужили процессы, связанные с реформированием Вооруженных Сил РФ. В связи с переходом на более короткий срок службы по призыву, к молодым ребятам предъявляются более высокие требования в области физической, тактической, строевой, огневой подготовки.

   Программа  объединения «Патриоты России» включает:

  • глубокое изучение школьниками героических событий отечественной истории, традиций российской армии;
  • изучение истории Нижнего Новгорода и области;
  • изучение предметов из области начальной военной подготовки;
  • активное участие в гражданской жизни общества
  • Основными  принципами  деятельности объединения являются:
  • •        Принцип добровольности;
  • •        Принцип взаимодействия;
  • •        Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • •        Принцип междисциплинарности;
  • •        Принцип преемственности;
  • •        Принцип равноправия и сотрудничества;
  • •        Принцип гласности;
  • •        Принцип самостоятельности;
  • •        Принцип ответственности;
  • •        Принцип коллективности

Военно–патриотическое объединение «Патриоты России» - добровольное объединение, в состав которого входят учащиеся 7-11 классов МАОУ «Школа №139», чьи жизненные принципы не расходятся с целями и задачами объединения.

Основными формами реализации программы являются проведение клубных занятий, организация КТД, благотворительность, пропаганда вопросов военно-патриотического, гражданского, исторического и т.п. направления через СМИ, проведение мероприятий, исследовательских работ, сотрудничество со школьным музеем, организацию встреч с  интересными людьми, организацию переписки с выпускниками школы, проходящими службу в ВС  РФ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1Воспитание патриотизма и гордости за Отечество, уважения к истории страны.

2 Осознание учащимися своего долга по защите России.

3 Морально-психологическая подготовка к службе в Вооруженных силах РФ:

а) Воспитывать ответственность за порученное дело;

б) стойко переносить трудности и лишения:

     в) подчиняться законам и приказам:

г) быть контактным, уметь строить взаимоотношения с другими людьми;

Физическая подготовка к службе:

    а) выработка необходимых физических качеств, выполнение нормативов    физической подготовки молодого солдата;

б) приобретение умений и навыков в преодолении препятствий природного и специального характера;

в) приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;

Интеллектуальная подготовка к службе:

а) изучение истории Вооруженных сил России;

б) получение знаний о различных видах вооружения и боевой техники;

в) знакомство с важнейшими положениями воинских уставов;

Выработка специальных навыков по:

а) строевой и огневой подготовкам;

б) защите от оружия массового поражения;

в) действию на поле боя;

г) рукопашному бою.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • добиться 100% активности учащихся в проведении  спортивных, туристических, исторических, военно-патриотических конкурсов, соревнований;
  • собрать  и пополнить материал для школьного музея о ветеранах Великой Отечественной войны, участниках войн в Афганистане, Чечне, локальных конфликтах;
  • оказывать  помощь пожилым людям района;
  • проводить показательные выступления учащимся школы

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Физическая подготовка

Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями.

Теория и методика наращивания силы, занятия на гимнастических снарядах, с отягощениями, развитие прыгучести. Теория и методика развития выносливости, бег на длинные и средние дистанции марш-броски на 3-6 км.

Теория и методика рукопашного боя, защита от ударов рукой, ногой, палкой, ножом, штыком. Игровые методы.

Строевая подготовка

Элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в строю. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, отдание чести на месте и в движении. Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание, отдание чести, приветствие командиру, исполнение строевой песни.

Огневая подготовка

Меры безопасности при стрельбе. Боевые свойства и устройство пневматического оружия. Изготовка к стрельбе и стрельба из положений стоя, лежа и с колена из пневматического оружия. Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы стрельбы, неполная разборка, снаряжение магазина. Ручные осколочные гранаты: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы и правила метанья.

Выживание в природных условиях

Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты. Способы добывания огня и разведения костра, виды костров, меры безопасности. Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивака.

Уставы Вооруженных сил РФ

Общевоинские уставы: содержание Строевого устава, Устава внутренней службы, Устава гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарного устава. Боевой устав мотострелковых войск, действия солдат и подразделений в бою.

История Вооруженных сил России Куликовская битва: условия, ход, примеры мужества и воинской доблести, значение. Битва на Чудском озере: причины, ход, примеры героизма. Походы А.В. Суворова: личность Суворова, его победы, «Наука побеждать». Крымская война: причины побед и поражений. Отечественная война 1812 г.: причины, ход, роль М.И. Кутузова и народа. Первая мировая война: причины, ход, участие России. Вторая мировая война: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: причины, ход, примеры массового героизма, значение.

Защита от оружия массового поражения Фильтрующий противогаз: назначение, устройство, принцип действия и применение, подгонка и подготовка к работе. Общевойсковой защитный комплект: назначение, состав и применение.

Вооружение Российских Вооруженных сил

Сухопутные войска. Военно-морской флот. Военно-воздушные силы.

Тактическая подготовка Действия солдата в бою: способы передвижения на поле боя, выбор места для стрельбы и наблюдения, изготовление окопа, оборона и наступление. Противопехотные и противотанковые мины: назначение, боевые свойства, устройство, принцип действия, их установка и обнаружение.

Организация занятий, формы и методы работы

Каждое занятие состоит из следующих частей:

1.        Общее построение, на котором делаются объявления, сообщения и объявляется тема занятия;

2.        Строевые тренировки по закреплению изученных строевых приемов;

3.        Изучение нового материала (теория и практика);

4.        Общефизическая разминка;

5.        Выработка умений и навыков в составе групп, работающих по круговой системе (переходя с одного рабочего места на другое);

6.        Подведение итогов, дежурство.

7.        При проведении занятий максимально используется принцип наглядности, с этой целью применяются: видео и диафильмы, плакаты, учебное оружие, макеты вооружения и личный показ преподавателя.

Содержание основных блоков и тем программы.

№п.п.

Наименование темы

Количество часов

1

Политическая подготовка

14

2

Строевая подготовка

30

3

Пулевая стрельба

32

4

Военно-прикладное многоборье

24

5

Общефизическая подготовка

18

6

История отечества

10

7

Участие в соревнованиях и общественной деятельности

10

                                                                                          Итого:                       144

Календарно тематическое планирование занятий

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемая дата проведения занятия

1

Положение о ВПО, выбор актива, распределение обязанностей, выбор девиза, распределение формы, планирование работы на учебный год

2

Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю

3

История развития стрелкового  оружия. Утерянные секреты изобретателей. Новая жизнь старых изделий. Меры безопасности при обращении с оружием. 1-вый комплекс вольных упражнений

4

Выполнение команд: «Становись», «равняйсь» «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы – снять». Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.

5

Назначение и боевые свойства пневматической винтовки и пистолета. Работа частей и механизмов пневматического оружия

6

Автомат Калашникова во всех его модификациях. Серия автоматов АК-100. Модификации, история создания. Ручной пулемет Калашникова (С)-74. Назначение, боевые свойства/общее устройство и принцип работы автомата (РПК). Неполная разборка и сборка оружия. Чистка и смазка. Приведение оружия к нормальному бою.

7

Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.

8

Изготовки к бою без оружия. Передвижения в боевой стойке

9

Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.

10

Выполнение команд: «Становись», «равняйсь» «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы – снять». Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.

11

Повороты в движении

12

Последовательность неполной сборки и разборки автомата РПК. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Отработка нормативов по сборке-разборке  оружия.

13

Разучивание и тренировка в выполнении упражнений на перекладине – подтягивание;

Повороты в движении.

14

Подготовка АК (РПК) к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения.

Разучивание и тренировка в выполнении упражнений на брусьях – отжимание на брусьях;

15

Отдание воинской чести на месте и в движении

16

Игровые упражнения, способствующие развитию БЫСТРОТЫ

17

Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.

18

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами

19

Игровые упражнения, способствующие развитию СИЛЫ

20

Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия

21

Назначение, боевые свойства, общее устройство   принцип работы ПМ. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов.

22

Начальный комплекс приемов рукопашного боя РБ-Н

23

Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях.

Подтягивание, поднимание ног к перекладине, подъем переворотом.

24

Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия

25

Последовательность неполной сборки и разборки ПМ. Чистка и смазка. Снаряжение магазина патронами. Отработка нормативов по сборке-разборке оружия.

26

Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.

Способы устранения взрывобоязни, а также боязни огня, высоты и воды.

27

Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности

28

Разучивание основных туристических узлов

29

Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия

30

Приемы самостраховки при падениях.

Специальное оружие. Основные ТТХ и назначение,

31

История специальных сил, операции армий мира. История формирования групп специального назначения в СССР.

Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях.

32

Игровые упражнения, способствующие развитию ГИБКОСТИ

33

Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.

34

Оружие с боеприпасами  различного назначения. Специальные средства полицейского назначения, их  ТТХ.

Способы и методы специальной подготовки и отбора в спецподразделения в различных странах.

35

Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе

36

Приемы нападения и защиты (начальный комплекс приемов рукопашного боя РБ-Н)

37

Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.

38

Первая помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами.

  Тренировка в выполнении упражнений с тяжестями и в лазание по канату.

39

Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.

Общие правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

40

Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11). Предназначение, порядок и правила пользования.

41

Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам.

Выбор установки прицела, дели и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным и появляющимся целям.

42

Порядок приведения оружия к нормальному бою для ведения огня днем.

Изучение техники метания гранат с места и в движении.

43

Способы маскировки.

Выбор установки прицела, дели и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным и появляющимся целям. Определение и учет поправок на отклонение от нормальных (табличных) целей в зависимости от условий стрельбы.

44

Тренировка в метании гранат на точность и дальность.

Приемы стрельбы из пистолета. Стрельба во время коротких остановок и на ходу.

45

Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении.

46

Виды движения цели. Выбор установок прицела и точки прицеливания при стрельбе по движущимся целям. Решение огневых задач.

Начальное обучение технике бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции.

47

Наблюдение. Особенности ведения разведки наблюдением в лесу, горах, пустынях, на побережьях зимой и ночью. Организация наблюдательного поста.

Подготовка упора для стрельбы лежа. Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении.

48

ОЗК способы выполнения нормативов

49

Тренировка в беге на короткие (100 м) и средние (1 км) дистанции.

Общая физическая подготовка: выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах – подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук  упоре на брусьях;

50

Трасология. Определение происхождения следов. Следы техники и пребывания человека. Следовая работа.

Выполнение вводного упражнения учебных стрельб (УУС) из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели днем.        

51

Приемы рукопашного боя с автоматом; передвижение на поле боя.

Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.

52

Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.

53

Игровые упражнения, способствующие развитию ГИБКОСТИ

54

Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении.

55

Повороты и движение с оружием.

56

Индивидуальная строевая подготовка.

57

Разучивание основных туристических узлов

58

Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.

Способы устранения взрывобоязни, а также боязни огня, высоты и воды.

59

Игровые упражнения, способствующие развитию СИЛЫ

60

Общевоинские уставы

61

Веревочный городок, веревочный городок

62

Фильтрующий противогаз, нормативы

63

Выполнение вводного упражнения учебных стрельб (УУС) из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели днем.        

64

Великая отечественная война 1941-1945

65

Ритуал приведения к воинской присяге.

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части

66

Неполная разборка и сборка оружия. Чистка и смазка. Снаряжение магазина автомата Калашникова

67

Игровые упражнения, способствующие развитию БЫСТРОТЫ

68

Отработка полной программы смотра строя и песни

69

Участие в соревновательной деятельности в течении всего учебного года

10ч

Итого

144ч

Используемая литература 

1.     Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.

2.     Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

3.     Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

4.     Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

5.     Воронцов, В.  Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.

6.     Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

7.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

8.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

9.     Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

11. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.

12. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134с.

13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,

     В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.:

     Дрофа, 2001. – 192 с.

14. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

15. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.

16. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.

17. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство, 1994. – 328 с.

18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.

19. Харламов,  И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.

20. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...