«Никогда больше…»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Тематическое мероприятие, посвящённое патриотическому воспитанию:

«Никогда больше…»

Ежегодно 26 апреля в мире отмечают Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Решением Организации Объединённых Наций эта дата была установлена  в память об аварии на Чернобыльской атомной электростанции, крупнейшей в истории человечества аварии на ядерной АЭС. Тщательное расследование причин катастрофы, произведённых специалистами, показало, что основным фактором, приведшим к аварии, был человеческий фактор: непрофессионализм  действий операторов атомной станции, грубо нарушивших эксплуатационные инструкции и правила управления энергоблоком. В зоне повышенной радиации, не считаясь с риском для жизни и здоровья, работали участники ликвидации аварии. Благодаря мужеству и самоотверженности этих людей удалось избежать более трагических последствий. Им, живым и погибшим, вечная благодарность и низкий поклон.                                                                                                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                  Тарасенко Ирина Егоровна

                                                                           учитель русского языка и литературы

                                                           МБОУ СОШ №7 село Чкаловское Приморского края

Тематическое мероприятие, посвящённое патриотическому воспитанию:

«Никогда больше…»

     

Цель: активизация целенаправленного педагогического процесса, ориентированного на развитие у учащихся патриотического сознания.

Задачи: развитие гражданственности и патриотизма как важных духовно-нравственных и социальных ценностей;                                                                                        

содействие формированию и развитию ответственности и дисциплинированности; целенаправленная деятельность по утверждению в сознании уважения к культурному и историческому прошлому России;                                                          

содействие формированию таких качеств, как взаимовыручка, мужество, храбрость, способность к преодолению трудностей, готовность к защите  родины.  

                                                                                                                         

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Гибнут первые. Гибнут лучшие.

Это было и будет впредь.

В жизни мало бывает случаев,

Чтобы первому уцелеть.

Жизнь прекрасна, но так устроена,

Что без первых не обойтись.

Репортёры. Спасатели. Воины.

В пламя. В воду. Во тьму и ввысь...

Часовые судьбы и случая,

Те, что были и будут впредь,

Гибнут первые, гибнут лучшие.

Трудно первому уцелеть.

Людмила Максимчук.

Слово учителя:

Ежегодно 26 апреля в мире отмечают Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Решением Организации Объединённых Наций эта дата была установлена  в память об аварии на Чернобыльской атомной электростанции, крупнейшей в истории человечества аварии на ядерной АЭС. Тщательное расследование причин катастрофы, произведённых специалистами, показало, что основным фактором, приведшим к аварии, был человеческий фактор: непрофессионализм  действий операторов атомной станции, грубо нарушивших эксплуатационные инструкции и правила управления энергоблоком. В зоне повышенной радиации, не считаясь с риском для жизни и здоровья, работали участники ликвидации аварии. Благодаря мужеству и самоотверженности этих людей удалось избежать более трагических последствий. Им, живым и погибшим, вечная благодарность и низкий поклон.                                                                                                      Ведущий(1):         

Чернобылем древние славяне называли полынь - самую горькую траву, и горечь названия по неведомому наитию ощутима в названии мощной АЭС, строительство которой началось в тысяча девятьсот семьдесят третьем году. В начале тысяча девятьсот восемьдесят третьего года здесь уже работали четыре энергоблока мощностью четыре миллиона квт. Главной столицей энергетиков стал молодой, бурно развивающийся город Припять, находившийся от Чернобыля на восемнадцать километров к северо-западу. Но слишком короткой оказалась жизнь этого города. Он погиб в страшную ночь с двадцать пятого  на двадцать шестое апреля тысяча девятьсот восемьдесят шестого года.

Чтец:                                              Бедой  раздавлен и убит,

Он не был к ней готов.

Ещё не веря,  он стоит,

Не плача и без слов.

Ещё не зная, что же там

Тогда произойдёт…

Ведущий(2):

На Чернобыльской АЭС готовились к остановке четвёртого энергоблока.   Предполагалось провести испытание с отключёнными защитами  реактора в режиме полного обеспечения оборудования АЭС. В результате грубейших нарушений, допущенных энергетиками, мощность реактора стала падать, началось интенсивное отравление продуктами распада. Ситуация   выходила из-под контроля, и работники АЭС в состоянии паники начали поднимать мощность реактора. Произошёл взрыв. Реактор четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу пятьдесят тонн испарившегося топлива. Активность в районе аварийного энергоблока составляла от тысячи  до пятнадцати тысяч рентген в час. Заражёнными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные, и люди, получившие смертельную дозу радиации.                                                

Чтец:                                          Четвёртый реактор – святые

бесстрашные лица,

Им, нас защитивших, живым

и погибшим  - поклон.

Народную боль не заносят

в    учёные акты.

Мы атом в той схватке

осилить смогли.

Пускай человечество помнит

четвёртый реактор…                                          

 Ведущий (1):

Лейтенант внутренней службы  Владимир Павлович Правик и бойцы его караула первыми пришли к повреждённому реактору Чернобыльской АЭС. За пределами возможного они сделали всё, чтобы пожар не перекинулся на ближайшие блоки станции. Профессионализм В.П. Правика сыграл в решающую минуту огромную роль: весь комплекс знаний, умений, выдержки, хладнокровия, накопленной лейтенантом за годы учёбы и службы, сработал безукоризненно.                          

Ведущий (2):

Как начальник караула он взял  на себя обязанности руководителя тушения  пожара, передав в эфир и подтвердив «вызов №3», вызов повышенной опасности, и вместе с бойцами пожарной охраны приступил к его тушению.  В экстремальной ситуации на первый план выступило главное – высочайшее чувство ответственности и боевого товарищества.                                                                      

Ученик (1):

Владимир Павлович Правик родился тридцатого июня тысяча девятьсот шестьдесят второго года в городе Чернобыль Киевской области. После  школы Владимир поступил в Черкасское пожарно-техническое училище. Это был удивительно жёсткий и требовательный к себе курсант. «Я буду штурмовать  неизбежность», - таков был его жизненный девиз. И он строго следовал своим убеждениям, невзирая на лица, не замечая некоторой жёсткости в своих оценках, поскольку к самому себе относился с беспощадной однозначностью.                  

Ученик (2):

Это характер. И характер особый, по-своему редкостный. Он был из породы таких людей, которые не просто  делают и умеют делать что-то хорошо, такие люди не умеют делать плохо. Это их органическое свойство.

По окончании училища курсант Правик В.П.  получил звание лейтенанта и был назначен Начальником караула в СВПЧ-6 города Припяти.

Чтец:                                     Припять родная, милый наш город:

Строек высоты, мощность турбин,

Речки прохлада, стайки сосёнок,

Свечи каштанов, гроздья рябин…

Нынче тебя знает каждый прохожий,

Общее горе – общей судьбы …

Ученик (3):

За время работы по охране города Припять Владимир ставит  перед собой самые будничные задачи. Каждый пункт из разряда «задач» имел обязательное продолжение в графе, связанной с контролем за выполнение этого плана. Налицо жёсткий самоконтроль молодого лейтенанта.                                                                                          

Ученик (4):

Это была личность – высококвалифицированный профессионал с обострённым чувством долга. И не считаться с этим было нельзя. Лейтенант Правик В.П. не был аттестован на звание старшего лейтенанта, сыграла свою роль прямолинейность Владимира. Он поступал так, как считал единственно правильным. И говорил вслух то, что думал.                                                                                                                Ученик (5):

А служба его была безупречной: он зарекомендовал себя инициативным, исполнительным работником. Правильно и в полном объёме организовывал и проводил занятия с личным составом караула по боевой и политической подготовке, в работе использовал целый ряд технических новшеств: для водителей им был разработан и сконструирован специальный стенд, позволяющий молниеносно включаться в транспортную обстановку, установил Владимир, и табло  с отсчётом времени на выезд. Неукоснительно выполняя свои обязанности каждый день, в схватке с огнём каждый из бойцов действовал с                                   непостижимой слаженностью и чёткостью ,как один, отлично тренированный человек.  В этом и есть талант командира.                                                                    

Ученик (6):

Вскоре было принято решение перевести лейтенанта В.П.  Правика   «для укрепления службы» в ВПЧ-2 Начальником караула, непосредственно отвечающим за пожарную безопасность Чернобыльской АЭС. «Есть у меня предчувствие, что я понадоблюсь именно тут, в Чернобыле…» И чем больше он узнавал об атомной станции, которую охранял, тем отчётливее понимал всю степень ответственности, лежавшей на его плечах. Вот почему его требования к себе, к обучению бойцов на объекте, становились всё жёстче.                                                                                                             Ученик(7):

Время неутомимо отсчитывало секунды и дни, каждый из которых Владимир посвящал работе. Он любил эти одинокие часы службы, когда весь мир замыкался в крохотном пространстве поста, малой частице огромной державы, отданной под его личную ответственность.

Ученик (1):

Весну тысяча девятьсот восемьдесят шестого года Владимир встречал в приподнятом настроении: готовился стать отцом. С женой он познакомился в Черкассах, когда учился в пожарном, а Надя – в музыкальном училище. Они никогда не ссорились. Володя говорил: «Впереди у нас целая жизнь. Всё успеем…» По вечерам, сидя за чашкой чая на кухне, они мечтали. Таково свойство молодости строить планы на будущее. У них уже свой дом. И Владимиру казалось, что относительно  спокойная, пусть и со скромным достатком, но устоявшаяся их жизнь предоставлена в расчёте на то, что в нужный момент, час, минуту, миг, он оправдает всё это.                                                                                                            Ученик (2):

Удивительно ласковым выдался апрель тысяча девятьсот восемьдесят шестого года в Припяти .Словно зелёная волна пробежала вдруг по кронам деревьев, да так и замерла у самого берега реки, любуясь собственной красотой. А за ней вдогонку – волна белая: зацвела вишня. До Чернобыльской трагедии оставалось не больше двух недель…                                                                                                     Ученик (3):

Володя шёл в караул. Надя  обязательно провожала его паролем пожарных: «Не гори, Правик!». Он улыбнулся в ответ. А через несколько часов всё и произошло... И минуты, часы той страшной борьбы с огнём. И не только с огнём – выплеснулась вся его жизнь. Он отводил беду от всего, что так беззаветно любил: от земли, на которой вырос; от матери, давшей ему жизнь; от любимой жены и дорогой его сердцу дочурки. Скольких он уберёг в ту ночь …

Чтец:

Чернобыль! Слово-то какое -

Раскатом грома вдалеке …

Непоправимою бедою

Для многих стал ты на земле.

Кто мог подумать?  Мирный атом -

Наделать может столько зла …

Фонтаном буйным радиации

Рвануться вверх и на поля …

На сотни верст сады и пашни,

И небольшие города,

Пятном смертельной радиации -

Теперь накрыта ты всегда ...

Ученик (4):

В ночь на 26 апреля на Чернобыльской атомной электростанции в 4-м энергоблоке при выводе его на плановый ремонт проводились эксперименты. Начальник караула лейтенант Правик  В.П. об этом ничего не знал. Его даже не поставили в известность о том, что отключены некоторые технические средства защиты реактора. Создавалась неконтролируемая ситуация, и, когда мощность реакторной установки резко возросла, произошёл разрыв части технологических каналов. Два взрыва произошли последовательно через 1 час 24 минуты.              

Ученик (5):

 В результате разогретые до высокой температуры фрагменты активной зоны реактора были выброшены на крыши некоторых помещений реакторного отделения. Возникло около тридцати очагов горения. Отдельные возгорания возникли в машинном зале у одного из турбогенераторов. Пять очагов пожара вспыхнуло на разных этажах реакторного зала, в аппаратной. Огонь двинулся в сторону соседнего, третьего блока, грозил перейти в машинный зал, где возле каждой турбины стояли большие ёмкости с маслом. И ещё - он мог бы охватить кабельные каналы, разрушить систему управления и защиты всей станции.  

Ученик (6):

Последствия могли быть немыслимыми, если бы лейтенант внутренней службы  В.П. Правик не принял на себя обязанности руководителя тушения пожара. Советоваться, как поступить, ему было не с кем. Он был достаточно подготовлен, чтобы понять, зачем и куда идти. Право на вынесение решения было только у  него.                                                                                                                          

Ученик (7):

Просчитывая возможные варианты, отмечая основные очаги загорания, Владимир думал и о людях, которых он пошлёт в бой. Он сам лично пошёл в разведку.  Заглянув в разлом, он увидел, что  уровень радиации в этой точке огромен: отсюда исходило зловещее в своей невозмутимости странное, непривычное глазу, зеленоватое свечение. И когда к нему на помощь бросились бойцы, он крикнул: «Уходите отсюда!  Закончу все сам».                                                              

Ученик (1):

На семидесятиметровой высоте реакторного зала ситуация складывалась особенно драматично: деформировались от взрывной волны несущие конструкции, рухнула часть крыши прямо над реактором. Ядовитый дым от горящих перекрытий стелился над всей площадью пожара, уже  охватившего десятки квадратных метров. Пламя рвалось к третьему энергоблоку, расползалось по кровле. И через стену огня высотой в два, три метра надо было пройти. Но был ещё и битум, он прожигал сапоги, летел брызгами на одежду, въедался в кожу. Он был самым  тяжёлым испытанием в схватке с огнём. Ожоги люди получали страшные: кожа сходила вместе с сапогами. Но была и радиация, которая превращала капли битума, прикипевшие к коже, в крохотные источники излучения. Ученик (2):

На крыше машинного зала лежали беспорядочно разбросанные куски белого вещества, оно мерцало бледным светом, а вокруг него плавился и тёк битум. Это был графит, радиоактивный, добела раскалённый... И его нужно было немедленно  сбрасывать с крыши. Владимир наклонился и вырвал кусок графита из расплавленного, пузырящегося битума.

Ученик (3):

Пример, поданный командиром, заставил всех бойцов, находящихся в зоне пожара, включиться  в эту адскую работу. Через десять-пятнадцать минут работы им становилось плохо: тошнило, кружилась голова, они падали на колени, но поднимались и  вновь  шли в радиационное пекло.

   –  Пламя на верхней отметке почти сбито!  Мы не отступили, лейтенант!

Чтец:                                         Огонь и мрак — невидим враг,

До смерти шаг -  потом бессмертие.

Ни перестрелок, ни атак,

                                                   Но жить лишь так, ценою смерти.                                                                                                                            Ученик (4):

Владимир, преодолевая мучительную слабость, снова начал восхождение. А силы уже иссякали. Кровь гулко стучала в висках. Тело опустошила немыслимая усталость. Предел  возможного давно был перейдён. Он шагнул за барьер, откуда человеческая судьба берёт начало своего бессмертия…                                                                                                       Шквал огня и пенящегося битума отшвырнул его к бетонному выступу. И он вновь подумал о подчинённых: «Пусть работают на более низких отметках, там радиацию хоть немного, но  гасит рельеф станции».

 Ученик(5):

Временами ему казалось, что живут сейчас в нём не один, а сразу два, три человека. Первый – действуя, как учили, как учил он сам. Второй – хладнокровно оценивая обстановку, просчитывая варианты борьбы и за себя, и за своих бойцов. Третий же существовал в какой-то иной, нереальной плоскости. Он жил Надей, неожиданно  острыми, казалось, лишёнными в эти мгновения практического смысла воспоминаниями. Клеточки памяти высвечивали вдруг какие-то поэтические строки, озвучивали давние мелодии.      

Он думал о жизни – и только о ней.

Поэтому вишни цветут окрылённо в Державе ...

Ученик (6):

Скорая помощь неслась по спящей Припяти. В больничной палате, преодолевая слабость, Владимир подошёл к зеркалу. Глаза утратили свой собственный цвет. Они незнакомо смотрели на него. И лицо показалось почти чёрным, словно обдул его жаркий, раскалённый ветер. Сила радиационного удара превышала все допустимые нормы. Процесс распада человеческого организма стал необратим.

Чтец:                                      Невидимая смерть. Неощутимая.

Я умираю, хоть живой пока.

И больно мне, и страшно мне, любимая,

И знать хотелось бы наверняка,

Что ты меня, больного и бессильного,

Не бросишь одного на том пути,

Где смерть сбирает дань свою обильную,

Где одному мне просто не пройти.

А смерть так близко ходит совсем рядом,

Меня  касаясь холодом плаща.

И снится мне могильная ограда,

А сверху – веточка зелёная плюща...

 Ученик (7):                                                                      

Проходя в своих воспоминаниях по всему фронту огневой атаки, он так и не найдет ни одного потерянного им шанса. Использовал все из ста возможных. Ни одна секунда потеряна не была... Уже в клинике, проигрывая всё в памяти заново, он скажет маме:   « И боль была, и какой-то восторг. Понимаешь?» Медсестра Правик до конца была со своим сыном. Десятого мая Владимир был ещё жив, к вечеру ему стало плохо. Мама вдруг услышала: «Попрощаемся.… Попрощаемся, мама!»   Он уходил из жизни с таким же достоинством, с каким прожил её. Ни стона, ни вскрика. Владимир умер в ту ночь, когда его дочери  исполнился месяц. Похоронили Владимира Павловича Правика в Москве на Митинском кладбище  со всеми воинскими почестями.

Ведущий (1):

За мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) лейтенанту внутренней службы Правику Владимиру Павловичу.          

Ведущий (2):

В «Боевом уставе пожарной охраны» записано: «Тушение пожара – основной вид боевой деятельности пожарной охраны. Эти действия приходится вести в различной обстановке: днем и ночью, в сильные морозы и при высоких температурах, в задымлённой и отравленной среде, на высотах и в подвалах,  в  условиях взрывов, обрушений и стихийных бедствий». Им досталось абсолютно всё из этого грозного списка. И сверх того – радиация.

Ведущий  (1):

- Жить на пределе, - сказал однажды жене Владимир, - означает жить всерьез.

-А за пределом, - спросила она мужа, - можно жить за пределом?

 А жить за пределом – это и есть подвиг - наивысшее выражение человеческой личности: затрат воли, ума, сердца. Владимир Правик имел в себе уникальный, запредельный потенциал личности, который  срабатывает и  за пределом возможного.

Ведущий(2):

Каждый из нас несёт в себе такой резервный потенциал, но не у всех он срабатывает в критическую минуту. Владимира нет среди нас, но его судьба – любовь, радость, боль, его подвиг – всегда останется с нами.

Ведущий (1):

Идут годы. Мёртвыми стоят на земле города Чернобыль и Припять. Могильным холодом веет от  пустых  домов с чёрными провалами окон. И только чёрный аист — символ запустения и обречённости - напоминает о некогда здесь существовавшей жизни. И каждую весну здесь цветут сады и щедро одаривают своими плодами отравленную землю.                                                                                      Ведущий (2):

Но жизнь не останавливается, и пусть вечно живут на ней и сохраняют свою непреходящую ценность такие понятия, как подвиг во имя родины, воинский долг, служение отечеству. В память о тех, кто никогда ни в радости, ни в горе не вернется на эту землю, вечная наша память и благодарность. Смерти нет — есть только любовь и память сердца.                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг "Чем больше я узнаю, тем больше я смогу". Презентация

Презентация к интеллектуально-практической игре для старшеклассников Брейн-ринг на тему:"Чем больше я узнаю, тем больше я смогу", (7-11 класс), по предметам естественно-математического цикла....

Интеллектуально-познавательная игра "Мой край и я: чем больше узнаю, тем больше берегу"

Интеллектуально-познавательная игра, направленная на формирование патриотических чувств, гражданственности и любви к родному краю....

Большая разница. Большая разница?

Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы в школе. Принимают участие знатоки и любители русского языка 6 и 11 классов. Задания составлены таким образом, чтобы учащиеся и 6 кл...

"Большой реке - большую заботу".Проект

Речка Большая – малая река рабочего посёлка Большеречье, Большереченского района, Омской области, левый приток реки Иртыш.В 1740г. на берегу речки Большой был основан форпост Большерецкий.На протяжени...

"БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА": больше,чем конкурс.

Вчера,30 ноября,в 11 часов у нас в школе прошел открытый дистанционный урок "Большая перемена"Дети внимательно слушали выступление министра просвещения С.Кравцова,обращение президента России...

Статья "Большие знания и большое сердце"

Трогательные и добрые слова учителям-ветеранам...

Никогда больше (жертвам Холокоста посвящается)

Способствует пониманию учащимися проблем, связанных с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида....