«Никогда больше…»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Тематическое мероприятие, посвящённое патриотическому воспитанию:
«Никогда больше…»
Ежегодно 26 апреля в мире отмечают Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Решением Организации Объединённых Наций эта дата была установлена в память об аварии на Чернобыльской атомной электростанции, крупнейшей в истории человечества аварии на ядерной АЭС. Тщательное расследование причин катастрофы, произведённых специалистами, показало, что основным фактором, приведшим к аварии, был человеческий фактор: непрофессионализм действий операторов атомной станции, грубо нарушивших эксплуатационные инструкции и правила управления энергоблоком. В зоне повышенной радиации, не считаясь с риском для жизни и здоровья, работали участники ликвидации аварии. Благодаря мужеству и самоотверженности этих людей удалось избежать более трагических последствий. Им, живым и погибшим, вечная благодарность и низкий поклон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое мероприятие "Никогда больше..." | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарасенко Ирина Егоровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7 село Чкаловское Приморского края
Тематическое мероприятие, посвящённое патриотическому воспитанию:
Цель: активизация целенаправленного педагогического процесса, ориентированного на развитие у учащихся патриотического сознания.
Задачи: развитие гражданственности и патриотизма как важных духовно-нравственных и социальных ценностей;
содействие формированию и развитию ответственности и дисциплинированности; целенаправленная деятельность по утверждению в сознании уважения к культурному и историческому прошлому России;
содействие формированию таких качеств, как взаимовыручка, мужество, храбрость, способность к преодолению трудностей, готовность к защите родины.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Гибнут первые. Гибнут лучшие.
Это было и будет впредь.
В жизни мало бывает случаев,
Чтобы первому уцелеть.
Жизнь прекрасна, но так устроена,
Что без первых не обойтись.
Репортёры. Спасатели. Воины.
В пламя. В воду. Во тьму и ввысь...
Часовые судьбы и случая,
Те, что были и будут впредь,
Гибнут первые, гибнут лучшие.
Трудно первому уцелеть.
Людмила Максимчук.
Слово учителя:
Ежегодно 26 апреля в мире отмечают Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Решением Организации Объединённых Наций эта дата была установлена в память об аварии на Чернобыльской атомной электростанции, крупнейшей в истории человечества аварии на ядерной АЭС. Тщательное расследование причин катастрофы, произведённых специалистами, показало, что основным фактором, приведшим к аварии, был человеческий фактор: непрофессионализм действий операторов атомной станции, грубо нарушивших эксплуатационные инструкции и правила управления энергоблоком. В зоне повышенной радиации, не считаясь с риском для жизни и здоровья, работали участники ликвидации аварии. Благодаря мужеству и самоотверженности этих людей удалось избежать более трагических последствий. Им, живым и погибшим, вечная благодарность и низкий поклон. Ведущий(1):
Чернобылем древние славяне называли полынь - самую горькую траву, и горечь названия по неведомому наитию ощутима в названии мощной АЭС, строительство которой началось в тысяча девятьсот семьдесят третьем году. В начале тысяча девятьсот восемьдесят третьего года здесь уже работали четыре энергоблока мощностью четыре миллиона квт. Главной столицей энергетиков стал молодой, бурно развивающийся город Припять, находившийся от Чернобыля на восемнадцать километров к северо-западу. Но слишком короткой оказалась жизнь этого города. Он погиб в страшную ночь с двадцать пятого на двадцать шестое апреля тысяча девятьсот восемьдесят шестого года.
Чтец: Бедой раздавлен и убит,
Он не был к ней готов.
Ещё не веря, он стоит,
Не плача и без слов.
Ещё не зная, что же там
Тогда произойдёт…
Ведущий(2):
На Чернобыльской АЭС готовились к остановке четвёртого энергоблока. Предполагалось провести испытание с отключёнными защитами реактора в режиме полного обеспечения оборудования АЭС. В результате грубейших нарушений, допущенных энергетиками, мощность реактора стала падать, началось интенсивное отравление продуктами распада. Ситуация выходила из-под контроля, и работники АЭС в состоянии паники начали поднимать мощность реактора. Произошёл взрыв. Реактор четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу пятьдесят тонн испарившегося топлива. Активность в районе аварийного энергоблока составляла от тысячи до пятнадцати тысяч рентген в час. Заражёнными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные, и люди, получившие смертельную дозу радиации.
Чтец: Четвёртый реактор – святые
бесстрашные лица,
Им, нас защитивших, живым
и погибшим - поклон.
Народную боль не заносят
в учёные акты.
Мы атом в той схватке
осилить смогли.
Пускай человечество помнит
четвёртый реактор…
Ведущий (1):
Лейтенант внутренней службы Владимир Павлович Правик и бойцы его караула первыми пришли к повреждённому реактору Чернобыльской АЭС. За пределами возможного они сделали всё, чтобы пожар не перекинулся на ближайшие блоки станции. Профессионализм В.П. Правика сыграл в решающую минуту огромную роль: весь комплекс знаний, умений, выдержки, хладнокровия, накопленной лейтенантом за годы учёбы и службы, сработал безукоризненно.
Ведущий (2):
Как начальник караула он взял на себя обязанности руководителя тушения пожара, передав в эфир и подтвердив «вызов №3», вызов повышенной опасности, и вместе с бойцами пожарной охраны приступил к его тушению. В экстремальной ситуации на первый план выступило главное – высочайшее чувство ответственности и боевого товарищества.
Ученик (1):
Владимир Павлович Правик родился тридцатого июня тысяча девятьсот шестьдесят второго года в городе Чернобыль Киевской области. После школы Владимир поступил в Черкасское пожарно-техническое училище. Это был удивительно жёсткий и требовательный к себе курсант. «Я буду штурмовать неизбежность», - таков был его жизненный девиз. И он строго следовал своим убеждениям, невзирая на лица, не замечая некоторой жёсткости в своих оценках, поскольку к самому себе относился с беспощадной однозначностью.
Ученик (2):
Это характер. И характер особый, по-своему редкостный. Он был из породы таких людей, которые не просто делают и умеют делать что-то хорошо, такие люди не умеют делать плохо. Это их органическое свойство.
По окончании училища курсант Правик В.П. получил звание лейтенанта и был назначен Начальником караула в СВПЧ-6 города Припяти.
Чтец: Припять родная, милый наш город:
Строек высоты, мощность турбин,
Речки прохлада, стайки сосёнок,
Свечи каштанов, гроздья рябин…
Нынче тебя знает каждый прохожий,
Общее горе – общей судьбы …
Ученик (3):
За время работы по охране города Припять Владимир ставит перед собой самые будничные задачи. Каждый пункт из разряда «задач» имел обязательное продолжение в графе, связанной с контролем за выполнение этого плана. Налицо жёсткий самоконтроль молодого лейтенанта.
Ученик (4):
Это была личность – высококвалифицированный профессионал с обострённым чувством долга. И не считаться с этим было нельзя. Лейтенант Правик В.П. не был аттестован на звание старшего лейтенанта, сыграла свою роль прямолинейность Владимира. Он поступал так, как считал единственно правильным. И говорил вслух то, что думал. Ученик (5):
А служба его была безупречной: он зарекомендовал себя инициативным, исполнительным работником. Правильно и в полном объёме организовывал и проводил занятия с личным составом караула по боевой и политической подготовке, в работе использовал целый ряд технических новшеств: для водителей им был разработан и сконструирован специальный стенд, позволяющий молниеносно включаться в транспортную обстановку, установил Владимир, и табло с отсчётом времени на выезд. Неукоснительно выполняя свои обязанности каждый день, в схватке с огнём каждый из бойцов действовал с непостижимой слаженностью и чёткостью ,как один, отлично тренированный человек. В этом и есть талант командира.
Ученик (6):
Вскоре было принято решение перевести лейтенанта В.П. Правика «для укрепления службы» в ВПЧ-2 Начальником караула, непосредственно отвечающим за пожарную безопасность Чернобыльской АЭС. «Есть у меня предчувствие, что я понадоблюсь именно тут, в Чернобыле…» И чем больше он узнавал об атомной станции, которую охранял, тем отчётливее понимал всю степень ответственности, лежавшей на его плечах. Вот почему его требования к себе, к обучению бойцов на объекте, становились всё жёстче. Ученик(7):
Время неутомимо отсчитывало секунды и дни, каждый из которых Владимир посвящал работе. Он любил эти одинокие часы службы, когда весь мир замыкался в крохотном пространстве поста, малой частице огромной державы, отданной под его личную ответственность.
Ученик (1):
Весну тысяча девятьсот восемьдесят шестого года Владимир встречал в приподнятом настроении: готовился стать отцом. С женой он познакомился в Черкассах, когда учился в пожарном, а Надя – в музыкальном училище. Они никогда не ссорились. Володя говорил: «Впереди у нас целая жизнь. Всё успеем…» По вечерам, сидя за чашкой чая на кухне, они мечтали. Таково свойство молодости строить планы на будущее. У них уже свой дом. И Владимиру казалось, что относительно спокойная, пусть и со скромным достатком, но устоявшаяся их жизнь предоставлена в расчёте на то, что в нужный момент, час, минуту, миг, он оправдает всё это. Ученик (2):
Удивительно ласковым выдался апрель тысяча девятьсот восемьдесят шестого года в Припяти .Словно зелёная волна пробежала вдруг по кронам деревьев, да так и замерла у самого берега реки, любуясь собственной красотой. А за ней вдогонку – волна белая: зацвела вишня. До Чернобыльской трагедии оставалось не больше двух недель… Ученик (3):
Володя шёл в караул. Надя обязательно провожала его паролем пожарных: «Не гори, Правик!». Он улыбнулся в ответ. А через несколько часов всё и произошло... И минуты, часы той страшной борьбы с огнём. И не только с огнём – выплеснулась вся его жизнь. Он отводил беду от всего, что так беззаветно любил: от земли, на которой вырос; от матери, давшей ему жизнь; от любимой жены и дорогой его сердцу дочурки. Скольких он уберёг в ту ночь …
Чтец:
Чернобыль! Слово-то какое -
Раскатом грома вдалеке …
Непоправимою бедою
Для многих стал ты на земле.
Кто мог подумать? Мирный атом -
Наделать может столько зла …
Фонтаном буйным радиации
Рвануться вверх и на поля …
На сотни верст сады и пашни,
И небольшие города,
Пятном смертельной радиации -
Теперь накрыта ты всегда ...
Ученик (4):
В ночь на 26 апреля на Чернобыльской атомной электростанции в 4-м энергоблоке при выводе его на плановый ремонт проводились эксперименты. Начальник караула лейтенант Правик В.П. об этом ничего не знал. Его даже не поставили в известность о том, что отключены некоторые технические средства защиты реактора. Создавалась неконтролируемая ситуация, и, когда мощность реакторной установки резко возросла, произошёл разрыв части технологических каналов. Два взрыва произошли последовательно через 1 час 24 минуты.
Ученик (5):
В результате разогретые до высокой температуры фрагменты активной зоны реактора были выброшены на крыши некоторых помещений реакторного отделения. Возникло около тридцати очагов горения. Отдельные возгорания возникли в машинном зале у одного из турбогенераторов. Пять очагов пожара вспыхнуло на разных этажах реакторного зала, в аппаратной. Огонь двинулся в сторону соседнего, третьего блока, грозил перейти в машинный зал, где возле каждой турбины стояли большие ёмкости с маслом. И ещё - он мог бы охватить кабельные каналы, разрушить систему управления и защиты всей станции.
Ученик (6):
Последствия могли быть немыслимыми, если бы лейтенант внутренней службы В.П. Правик не принял на себя обязанности руководителя тушения пожара. Советоваться, как поступить, ему было не с кем. Он был достаточно подготовлен, чтобы понять, зачем и куда идти. Право на вынесение решения было только у него.
Ученик (7):
Просчитывая возможные варианты, отмечая основные очаги загорания, Владимир думал и о людях, которых он пошлёт в бой. Он сам лично пошёл в разведку. Заглянув в разлом, он увидел, что уровень радиации в этой точке огромен: отсюда исходило зловещее в своей невозмутимости странное, непривычное глазу, зеленоватое свечение. И когда к нему на помощь бросились бойцы, он крикнул: «Уходите отсюда! Закончу все сам».
Ученик (1):
На семидесятиметровой высоте реакторного зала ситуация складывалась особенно драматично: деформировались от взрывной волны несущие конструкции, рухнула часть крыши прямо над реактором. Ядовитый дым от горящих перекрытий стелился над всей площадью пожара, уже охватившего десятки квадратных метров. Пламя рвалось к третьему энергоблоку, расползалось по кровле. И через стену огня высотой в два, три метра надо было пройти. Но был ещё и битум, он прожигал сапоги, летел брызгами на одежду, въедался в кожу. Он был самым тяжёлым испытанием в схватке с огнём. Ожоги люди получали страшные: кожа сходила вместе с сапогами. Но была и радиация, которая превращала капли битума, прикипевшие к коже, в крохотные источники излучения. Ученик (2):
На крыше машинного зала лежали беспорядочно разбросанные куски белого вещества, оно мерцало бледным светом, а вокруг него плавился и тёк битум. Это был графит, радиоактивный, добела раскалённый... И его нужно было немедленно сбрасывать с крыши. Владимир наклонился и вырвал кусок графита из расплавленного, пузырящегося битума.
Ученик (3):
Пример, поданный командиром, заставил всех бойцов, находящихся в зоне пожара, включиться в эту адскую работу. Через десять-пятнадцать минут работы им становилось плохо: тошнило, кружилась голова, они падали на колени, но поднимались и вновь шли в радиационное пекло.
– Пламя на верхней отметке почти сбито! Мы не отступили, лейтенант!
Чтец: Огонь и мрак — невидим враг,
До смерти шаг - потом бессмертие.
Ни перестрелок, ни атак,
Но жить лишь так, ценою смерти. Ученик (4):
Владимир, преодолевая мучительную слабость, снова начал восхождение. А силы уже иссякали. Кровь гулко стучала в висках. Тело опустошила немыслимая усталость. Предел возможного давно был перейдён. Он шагнул за барьер, откуда человеческая судьба берёт начало своего бессмертия… Шквал огня и пенящегося битума отшвырнул его к бетонному выступу. И он вновь подумал о подчинённых: «Пусть работают на более низких отметках, там радиацию хоть немного, но гасит рельеф станции».
Ученик(5):
Временами ему казалось, что живут сейчас в нём не один, а сразу два, три человека. Первый – действуя, как учили, как учил он сам. Второй – хладнокровно оценивая обстановку, просчитывая варианты борьбы и за себя, и за своих бойцов. Третий же существовал в какой-то иной, нереальной плоскости. Он жил Надей, неожиданно острыми, казалось, лишёнными в эти мгновения практического смысла воспоминаниями. Клеточки памяти высвечивали вдруг какие-то поэтические строки, озвучивали давние мелодии.
Он думал о жизни – и только о ней.
Поэтому вишни цветут окрылённо в Державе ...
Ученик (6):
Скорая помощь неслась по спящей Припяти. В больничной палате, преодолевая слабость, Владимир подошёл к зеркалу. Глаза утратили свой собственный цвет. Они незнакомо смотрели на него. И лицо показалось почти чёрным, словно обдул его жаркий, раскалённый ветер. Сила радиационного удара превышала все допустимые нормы. Процесс распада человеческого организма стал необратим.
Чтец: Невидимая смерть. Неощутимая.
Я умираю, хоть живой пока.
И больно мне, и страшно мне, любимая,
И знать хотелось бы наверняка,
Что ты меня, больного и бессильного,
Не бросишь одного на том пути,
Где смерть сбирает дань свою обильную,
Где одному мне просто не пройти.
А смерть так близко ходит совсем рядом,
Меня касаясь холодом плаща.
И снится мне могильная ограда,
А сверху – веточка зелёная плюща...
Ученик (7):
Проходя в своих воспоминаниях по всему фронту огневой атаки, он так и не найдет ни одного потерянного им шанса. Использовал все из ста возможных. Ни одна секунда потеряна не была... Уже в клинике, проигрывая всё в памяти заново, он скажет маме: « И боль была, и какой-то восторг. Понимаешь?» Медсестра Правик до конца была со своим сыном. Десятого мая Владимир был ещё жив, к вечеру ему стало плохо. Мама вдруг услышала: «Попрощаемся.… Попрощаемся, мама!» Он уходил из жизни с таким же достоинством, с каким прожил её. Ни стона, ни вскрика. Владимир умер в ту ночь, когда его дочери исполнился месяц. Похоронили Владимира Павловича Правика в Москве на Митинском кладбище со всеми воинскими почестями.
Ведущий (1):
За мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) лейтенанту внутренней службы Правику Владимиру Павловичу.
Ведущий (2):
В «Боевом уставе пожарной охраны» записано: «Тушение пожара – основной вид боевой деятельности пожарной охраны. Эти действия приходится вести в различной обстановке: днем и ночью, в сильные морозы и при высоких температурах, в задымлённой и отравленной среде, на высотах и в подвалах, в условиях взрывов, обрушений и стихийных бедствий». Им досталось абсолютно всё из этого грозного списка. И сверх того – радиация.
Ведущий (1):
- Жить на пределе, - сказал однажды жене Владимир, - означает жить всерьез.
-А за пределом, - спросила она мужа, - можно жить за пределом?
А жить за пределом – это и есть подвиг - наивысшее выражение человеческой личности: затрат воли, ума, сердца. Владимир Правик имел в себе уникальный, запредельный потенциал личности, который срабатывает и за пределом возможного.
Ведущий(2):
Каждый из нас несёт в себе такой резервный потенциал, но не у всех он срабатывает в критическую минуту. Владимира нет среди нас, но его судьба – любовь, радость, боль, его подвиг – всегда останется с нами.
Ведущий (1):
Идут годы. Мёртвыми стоят на земле города Чернобыль и Припять. Могильным холодом веет от пустых домов с чёрными провалами окон. И только чёрный аист — символ запустения и обречённости - напоминает о некогда здесь существовавшей жизни. И каждую весну здесь цветут сады и щедро одаривают своими плодами отравленную землю. Ведущий (2):
Но жизнь не останавливается, и пусть вечно живут на ней и сохраняют свою непреходящую ценность такие понятия, как подвиг во имя родины, воинский долг, служение отечеству. В память о тех, кто никогда ни в радости, ни в горе не вернется на эту землю, вечная наша память и благодарность. Смерти нет — есть только любовь и память сердца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брейн-ринг "Чем больше я узнаю, тем больше я смогу". Презентация
Презентация к интеллектуально-практической игре для старшеклассников Брейн-ринг на тему:"Чем больше я узнаю, тем больше я смогу", (7-11 класс), по предметам естественно-математического цикла....
Интеллектуально-познавательная игра "Мой край и я: чем больше узнаю, тем больше берегу"
Интеллектуально-познавательная игра, направленная на формирование патриотических чувств, гражданственности и любви к родному краю....
Большая разница. Большая разница?
Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы в школе. Принимают участие знатоки и любители русского языка 6 и 11 классов. Задания составлены таким образом, чтобы учащиеся и 6 кл...
"Большой реке - большую заботу".Проект
Речка Большая – малая река рабочего посёлка Большеречье, Большереченского района, Омской области, левый приток реки Иртыш.В 1740г. на берегу речки Большой был основан форпост Большерецкий.На протяжени...
"БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА": больше,чем конкурс.
Вчера,30 ноября,в 11 часов у нас в школе прошел открытый дистанционный урок "Большая перемена"Дети внимательно слушали выступление министра просвещения С.Кравцова,обращение президента России...
Статья "Большие знания и большое сердце"
Трогательные и добрые слова учителям-ветеранам...
Никогда больше (жертвам Холокоста посвящается)
Способствует пониманию учащимися проблем, связанных с провозглашением превосходства одной нации над другой, проблемами геноцида....