Литературно-музыкальная композиция "Судьбы, опалённые войной"
методическая разработка на тему
Литературно-музыкальная композиция о войне "Судьбы, опалённые войной". Знакомство с героическими страницами истории России, формирование у учащихся положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитание чувства патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lmk_sudby_opalyonnye_voynoy.docx | 25.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Литературно-музыкальная композиция
«Судьбы, опалённые войной»
Цели и задачи:
- Ознакомить с героическими страницами истории России.
- Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма.
- Формировать потребности знать и помнить исторические события, стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы, связанной с военной тематикой.
- Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к ветеранам Великой отечественной войны.
Звучит музыка, на сцену выходят чтецы.
- Снова распускаются цветы,
В майский день так хочется поверить,
Что красивые и светлые мечты
Словно солнца свет ворвутся в двери.
- Опустившись в мягкую траву
Вспомни тех, кого уже нет с нами,
Но они в душе твоей живут,
Согревая вечным словом «память»!
- Это было много лет назад,
Но земля хранит безумство боя,
Помнит взрывы танковых гранат,
Помнит тех, кто умирали стоя!
- Небеса давно уже чисты,
Жизнь идет, и солнце так же светит,
Но кладут на парапет цветы
С трепетом и со смущеньем дети.
- И мы с ними будем наравне,
Потому что много не видали,
Ведь не мы погибли на войне,
Ради Жизни жизнь свою отдали!
- Хоть на миг оставьте все дела,
Вспомните, и мир светлее станет!
Время все стирает, но должна
В наших душах оставаться память!
Звучит музыка. Юноша и девушка гуляют, веселятся. Голос за кадром.
- Они, улыбаясь, стоят:
Она - молода и любима,
Он - молод, влюблен, неженат.
И вместе - ни голод,
Ни холод не страшен,
Их счастье - навек!
- А долго ли будет светиться
Такой безмятежный покой.
На этих смеющихся лицах –
Не знает ни тот, ни другой...
Музыка смолкает.
Девушка: Отчего это воздух тревогой объят? Отчего вдруг замолкли все птицы? От чего так испуганы лица?
Юноша: Это война.
Звучит музыка «Нашествие»
Появляются люди в черном, которые разъединяют влюбленных, люди со свечами медленно выстраиваются в линию перпендикулярно зрительному залу и держат свечи так, чтобы из них образовалась разделительная полоса между юношей и девушкой.
1 солдат:Если ты фашисту с ружьем
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
1 девушка:Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
2 солдат:Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
2 девушка:Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
1 солдат:И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
1 девушка:Так убей же хоть одного!
2 солдат:Так убей же его скорей!
2 девушка:Сколько раз увидишь его,
Все:Столько раз его и убей!
Звучит музыка.
Юноша:У эшелона обнимемся,
Искренняя и родная,
Солнечные глаза твои
Вдруг затуманит грусть
До ноготков любимые,
Знакомые руки сжимая,
Повторю на прощанье:
«Милая, я вернусь!»
Девушка:Это будет, я знаю
Не скоро, быть может.
Ты войдешь бородатый, сутулый, иной,
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опаленные временем и войной.
Я рванусь, подбегу
И, наверно, заплачу.
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель.
Ты поднимешь мне голову,
Скажешь: «Здравствуй»,
Непривычной рукой по щеке проведешь.
Я ослепну от слез, от ресниц и от счастья.
Это будет не скоро,
Но ты — придешь!
Юноша: Никто из нас тогда не знал, доживёт ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой.
1 солдат: Но мужество и отвага не покидали нас.
Исполняется фрагмент из песни «Здесь птицы не поют». На сцене остаётся юноша и девушка.
Девушка:Ветер.
Юноша:Вьюга.
Девушка:Снега.
Юноша:И метель. Ночь морозная смотрит в окно.
Девушка:Я б хотела к тебе прилететь,
Не видала тебя уж давно…
Достают письма, читают.
Юноша:«Дорогая Лида! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: «Отдыхайте лучше, завтра бой». Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю…
Девушка: Милый, сейчас передышка после боя…Когда я смогу тебе ещё написать? Я становлюсь настоящим бойцом. Знаешь, когда убила первого немца, я долго плакала. А потом прошло…Теперь я никому не поверю, если скажут, что было не страшно на войне… здесь страшно. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять.
Звучит выстрел.
Девушка солдат1: Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Я должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Я должна.
Хоть вернуся едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Я должна.
Ведь нельзя притворяться
Пред собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
"Сестрица!"
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит...
Звучит выстрел.
1 солдат: Нет,
Не до седин,
Не до славы
Я век свой хотел бы продлить,
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить;
Прижиматься к земле
И в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
2 солдат:Мне б только
Вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить ее,
Врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот,
Чтоб стало в нем пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву!
Прожить бы мне эти полмига,
А там я — сто лет проживу!
Звучит выстрел.
Девушка солдат 2: Машенька, связистка, умирала
На руках беспомощных моих.
А в окопе пахло снегом талым,
И налет артиллерийский стих.
Из санроты не было повозки,
Чью-то мать наш фельдшер величал.
...О, погон измятые полоски
На худых девчоночьих плечах!
И лицо - родное, восковое,
Под чалмой намокшего бинта!..
Прошипел снаряд над головою,
Черный столб взметнулся у куста...
Девочка в шинели уходила
От войны, от жизни, от меня.
Снова рыть в безмолвии могилу,
Комьями замерзшими звеня...
Подожди меня немного, Маша!
Мне ведь тоже уцелеть навряд...
Звучит выстрел
Юноша:Испытало нас время свинцом и огнем,
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернемся.
И радость вернем.
И сумеем за все наверстать.
Неспроста к нам приходят неясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих напастей недружной весны
Ждет и нас ослепительный май.
Звучит музыка. На сцену выбегает девочка, она играет в классики и говорит считалку.
Девочка: Раз – два – три – четыре – пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, жёлтый, синий,
Медь, железо, алюминий,
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
Звучит музыка. Солдат поднимает девочку на руки.
Демонстрация фильма .
- Оглянитесь, люди! Рядом с вами
В величавом свете вечного огня
Встали молча из бессмертья комиссары,
Не дожившие до нынешнего дня.
- Вот идут они бессонными рядами —
Рядовые пятилеток и войны, —
Те, которые сражались и мечтали,
Шелком пламенных знамен озарены.
- Легендарны, незабыты и воспеты,
Здесь они сегодня — все до одного!
Это их мечта и главная Победа,
Их великое навеки торжество!!!
Звучит марш Победы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной
Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...
Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»
Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...
Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»
Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет. Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....
Литературно - музыкальная гостиная "Песни, опалённые войной!"
Среди тех, кому не раз предрекали гибель, кого в кольце блокад душили, были и наши земляки. Около… 170 тысяч солдат были призваны на войну из всех районов нашей Республики. …104 человека...
Литературно-музыкальная композиция «Песни, опалённые войной»
Литературно-музыкальная композиция...
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Горькая правда войны: цифры и факты»», посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войне
Аннотация Одним из приоритетных направлений учебно- воспитательной работыДома художественного творчества детей, как учреждения дополнительногообразования, является ...
Литературно-музыкальная композиция "Строки, опалённые войной"
Сценарий мероприятия....