Интеллектуальное соревнование "Гаусы и Ньютоны"
методическая разработка (8, 9 класс) по теме

Мохова Валентина Ивановна

Внеклассное мероприятие по математике и физике. Интеллектуальное соревнование двух команд: физиков и математиков. Конспект  мероприятия и презентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальное соревнование
"Гауссы и Ньютоны"

Совместно разработали и провели:

Мохова В.И. (учитель математики),

Зуева Т.Н. (учитель физики).

Цели:

  • стимулирование интереса к математике и физике;
  • закрепление умений применять знания в новой ситуации, умений грамотно объяснять физические явления;
  • развитие логического мышления, творческой активности, внимания, сообразительности, находчивости, памяти, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
  • воспитание ответственности в принятии решения.

Пояснительная записка

1. В соревновании участвуют 2 команды 8-9 классы: математиков и физиков – по 6 человек в каждой.

2. Команда физиков задаёт вопрос команде математиков и наоборот. Вопросы готовят заранее.(за правильный ответ 1 балл)

3. На обдумывание вопроса даётся 1,5 мин.

4. Соревнование проводится в 7 этапов.

Состав жюри: 2 ученика 11 класса.

Начало соревнования

Ведущий 1. Известно, что математика- царица наук, ну а физика, на мой взгляд,- царица прогресса. Эти две науки тесно связаны, и сегодня мы посоревнуемся в знаниях физики и математики, отвечая на занимательные вопросы и решая шуточные задачи (2 слайд).

Ведущий 2. Хоть в голове порою муть,

        Но вы должны понять, в чём суть:

        В задачах, в поисках пути

        Во всём старайтесь вы дойти

        « До сущности явлений,

        До их причины,

        До основанья, до корней,

        До сердцевины»-

        Так сказал известнейший поэт

         Запомните его слова и впредь

        Учитесь думать, чтоб вопрос понять

        И верные ответы дать.

Ведущий 1. В нашем интеллектуальном соревновании принимают участие 2 команды: команда математиков «Гауссы» (см. слайд 2).

Ведущий 2. Команда физиков «Ньютоны» (см. слайд 3). (капитаны команд знакомят участников соревнования с биографией учёных).

Ведущий 1. Итак, начинаем I этап соревнований

« Попробуй, расставь» (слайд 5).

Физики (1). Рассмотрите рисунки и укажите, каким сказочным чудесам соответствуют изобретения (слайд 6).

Ответ: (сани) – (аэросани); (золотой петушок) – (радиолокатор); (конёк – горбунок) – (ракета); (ковёр –самолёт) – (самолёт); (волшебное зеркальце) – (телевизор); (прогулки под водой) – гидрокостюм).

 Математики (1). В шары изображённой фигуры вставьте цифры от 1 до 8 так, чтобы сумма трёх чисел, расположенных на углах каждого треугольника, составляла 13 (слайд 7)

Ведущий 2. Начинаем следующий этап нашего соревнования  «Лабиринт» (слайд 8)

Физики (2). Жук ползёт, он не в песке,

        А на шахматной доске.

        Перемещаться может по прямой,

        Горизонтально либо вертикально. Но постой!

        Ведь должен побывать он в каждой клетке,

        Возьмите это на заметку.

        Попробуйте и вы пока

        Нам начертить тот путь жука.

Решая задачу, воспользуйтесь карандашом, ведь путь от клетки к клетки начиная с той, где находится жук (слайд 9, 10).

Математики (2). Вы должны пройти через пять ворот, которые обозначены числами. В каждой окружности можно пройти только  одни ворота и дойти до центра лабиринта. Надо выбрать такой путь, чтобы сумма чисел по пути до центра составила 100. Свой путь отмечайте карандашом, ведя его от числа к числу

 (слайд 11, 12).                           

Ведущий 1. Начинаем третий этап соревнования математиков и физиков.

« Вопрос в стихах» (слайд 13).

/ Домашнее задание - сочинить вопрос в  стихах/.

Физики (3).  Она жила и по стеклу текла,

        Но вдруг её морозом оковало.

        И неподвижной льдинкой капля стала,

        А в мире поубавилось тепла.

        Стих этот с ошибкой читается,

        Но ошибка в  чём же заключается?

Ответ. Когда капля воды превращается в лёд, то тепло не поглощается, а выделяется (слайд 14).

Математики (3). Как- то рано поутру

        Птицы плавали в пруду.

        Белоснежных лебедей

        Втрое больше, чем гусей,

         Уток было восемь пар-

        Вдвое больше, чем гагар.

        Сколько было птиц всего,

        Если нам ещё дано,

        Что всех уток и гусей

        Столько, сколько лебедей?

Ответ. Лебедей - 24, уток – 16, гусей – 8, гагар – 8 (слайд 15).

Ведущий 2. Переходим к четвёртому этапу соревнования

«Бабушка Маша и внучок Саша» (слайд 16).

Физики (4). Пошёл внучок в гости к бабушке из деревни А в деревню В. Расстояние между деревнями 3 км, если идти прямо по тропинке через поле. Одновременно бабушка вышла навстречу внучку со скоростью 2 м/с, а внучок бежал к бабушке со скоростью 3 м/с. Через какое время они встретятся на тропинке?

Ответ. Встретятся через 10 минут (t=,  = +б; t =  = 600с = 10 мин) (слайд 17).

Математики (4). – Бабушка, сколько лет твоему внучку?

- А ему, милый, столько месяцев, сколько мне лет.

- Сколько же тебе лет?

- Нам с внуком вместе 65. А уж сколько лет внуку, сосчитай , золотко сам.

Сколько же лет внуку? (слайд 18).

Ответ. Бабушке 60 лет, внуку – 5 лет. (пусть внуку х месяцев, тогда бабушке 12х, а т. к. им вместе65 лет, то можно составить  

равнение: х + 12х = 780, или 13х = 780, х = 60 месяцев, т. е. 5 лет.)

1. Ведущий. Следующий этап интеллектуального соревнования  «Шуточные задачи».   (слайд 19).

Физики (5). Какое двузначное число при отражении в зеркале увеличивается в 4,5 раза?

Ответ. 18 – 81 (18 * 4,5 = 81) (слайд 20).

Математики (5). В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?

Ответ 100. –сто (3 буквы и 3 цифры) (слайд 21)

           

Ведущий 2. Переходим к предпоследнему этапу соревнования, который называется

« Путешествие из Петербурга в Москву» (слайд 22).

Физики (6). В полдень из Петербурга в Москву вышла грузовая машина со скоростью 60 км/ч. Часом позже из Москвы в  Петербург выехал мотоциклист со скоростью 60 км/ч. Когда они встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы?

Ответ. В момент встречи они будут рядом, а значит на одинаковом.

(слайд 23).

Математики (6). Дорог от Петербурга до Москвы много, но только одна из них проходит через кружки с числами, которые в сумме дают 1000. Найдите этот путь, ведя карандашом от числа к числу.

(слайд 24).

Ответ. 13 + 169 + 281 + 461 + 76 = 1000.

Ведущий 1. В последнем конкурсе

« Росчерк» (слайд 25),

вы должны будете вычертить фигуру одним непрерывным росчерком, т. е. не отнимая карандаша от бумаги и не удваивая ни одной линии. Слово физикам (слайд 26).

Физики (7). Говорят, что Магомед вместо подписи ставил одним росчерком состоящий из двух рогов знак Луны, представленный на рисунке. Попробуйте и вы проделать то же самое (слайд 27).

Математики (7). Попробуйте начертить звезду в пятиугольнике одним непрерывным движением (слайд 28).

Итоги. Жюри подсчитывает баллы и определяет команду – победителя.

Победители получают билеты на поездку в краеведческий музей (г. Плавск), а побеждённые – медали за участие.

Ведущий 2. Свои вы знанья показали

        И друг от друга многое узнали.

        Соревнование завершено.

        Хочу для вас сказать одно:

        Чтобы успешно всё решать,

        Науки эти надо знать (слайд 29).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике в 10 классе на тему " Решение задач на применение законов Ньютона"

Конспект урока по физике на применение законов Ньютона...

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Исаак Ньютон

Материалы презентации можно использовать на уроках в 9, 10 классах...

10 класс. Законы Ньютона. тест

Два варианта по 7 заданий....

Тест по физике на тему: «II закон Ньютона. Применение законов Ньютона»

Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...

Интеллектуальное соревнование "Гауссы и Ньютоны"

Физико-математическая игра -викторина...

Интеллектуальная игра по физике "Что? Где? Когда?" по теме « ИСААК НЬЮТОН».

Интелектуальная игра по физике "Что?Где? Когда?" проводится в рамках предметной декады....