Сценарий к 70 летию Победы
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Приложение к положению
о проведении
областного конкурса
«Детство, опаленное войной»
Заявка на участие в областном конкурсе
«Детство, опаленное войной»
Фамилия Малыхина ________________________________________________________________
Имя Ирина
________________________________________________________________
Отчество Анатольевна
________________________________________________________________
Дата рождения 06 /октября/ 1978 г.
е-mail: irina1978mal@mail.ru
Место учебы/работы Яблоневский филиал МБОУ СОШ п.Агроном
Название конкурсной работы: Классный час «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны»
Классный час «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны»
Место проведения: Яблоневский филиал, МБОУ СОШ п.Агроном
Состав исполнителей: обучающиеся 5-9 классов
Зрители: Ветераны ВОВ, труженики тыл, родители.
Цели:- укрепление в сознании молодого поколения чувства благодарности тем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг по защите Родины.
Задачи: - воспитание у детей гордости за свою Родину, народных героев;
- повышение интереса к исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения;
- формирование патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических ценностей России.
познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период;
развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения, используемые в сценарии;
воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
Классный руководитель: Ребята, 9 мая наша страна отмечает 70 годовщину Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы.
Ведущий 1: Нашей победе 70 лет!
Майское утро,
Солнечный свет,
Нашей Победе
70 лет!
Красных тюльпанов
Алое пламя,
Как над Рейхстагом
Красное Знамя!
Битвы, походы –
Всё пережито,
Радость Победы!
Нет! Не забыто!
Мирное утро,
Солнечный свет,
Нашей Победе –
70 лет!
(Н. Майданик )
Ведущий 2: В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово-война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-87-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Чтец 1: Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
(Д. Попов)
Ведущий 1: Началась большая, жестокая война. Долгих четыре года отстаивали мы свою землю, своё право на жизнь. 22 миллиона погибших. Конечно, Вам очень трудно понять как это много. Солдаты погибали в бою, в плену, в окружённом Ленинграде люди погибали от голода и холода.
Чтец 2: Пропахшие порохом тучи неслись,
Пролившись свинцом с небосвода.
"Ни шагу назад... И ни пяди земли..."
– Касается каждого взвода.
Но Киев захвачен, в кольце Ленинград,
Бои – на пороге столицы:
Бессонные ночи, кровавый закат,
Суровые, скорбные лица.
Часы отступлений, как вы нелегки!
Ведь каждый считал – он виновен...
И только на Волге, у кромки реки,
Был враг, наконец, остановлен.
А дальше – сраженья и ночью, и днем
За каждую русскую хату.
Приказ был: – на Запад, под шквальным огнем,
Всё было под силу солдату.
Свобода тому лишь до гроба верна,
Кто предан идее народа.
Священная шла, мировая война, –
Война сорок первого года.
(В. Снегирев)
Ведущий 2: Великая Отечественная война – это не просто 4 года из истории нашей Родины. Эти четыре года были очень длинными. Сегодня я Вам представлю только одну трагическую страницу войны - война и дети.
Ведущий 1: Представьте себе беззаботную жизнь таких же ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг – война.
Ведущий 2: Враг вначале войны наступал стремительно. Шла спешная эвакуация западных районов нашей страны. Срочно вывозилось оборудование заводов, чтобы оно не досталось врагу. Вывозили взрослых и детей. Эвакуация была столь поспешной, что детей вывозили отдельно вместе со своими садиками, пионерскими лагерями, где они тогда отдыхали. Многие семьи оказались раскиданными по разным концам страны. Некоторые – по разные линии фронта.
Ведущий 1: Однако, не всем удалось покинуть родные края до прихода врага. Многие дети остались на захваченных врагом землях и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом, защищали родную землю.
Чтец 3: Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе...
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.
(С. Михалков)
Ведущий 2: Может быть кто нибудь из вас знаком с повестью Владимира Богомолова «Иван». В повести можно прочитать о судьбе юного разведчика. Родом Ваня был из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Мальчику пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Массовые расстрелы, жестокое обращение с населением вызывали и у детей огромное желание мстить. Попадая в гестапо, подростки проявляли удивительные мужество и стойкость. Вот как описывает автор гибель героя повести: "...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10 – 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи – Клинск... На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55".
Ведущий 1:Песня «Мы знаем о войне лишь понаслышке» в исполнении учеников 9 класса
Текст песни «Я знаю о войне лишь понаслышке»
Я знаю о войне, лишь понаслышке
Но вновь и вновь в мои приходят сны
Безусый паренёк совсем мальчишка
Который не вернулся с той войны
Сожмётся болью сердце от печали
Хоть с той поры прошло полсотни лет
Но снится мне тревожными ночами
Мой молодой, мой вечно юный дед
Припев:
Над миром вновь ликует светлый май
Который раз, мы празднуем победу
Но то, что совершили наши деды
Ты помни, никогда не забывай
Мы знаем о войне лишь понаслышке
Но матерям сегодня не до сна
Ведь подрастают юные мальчишки
А где-то, до сих пор идёт война
И сколько их ещё, наверно будет
Солдат не возвратившихся с войны
Пою для вас, к вам обращаюсь люди
Мы научится мир, беречь должны
Припев: - 2
Над миром вновь, бушует вечный май
В который раз мы празднуем победу
Но то, что совершили наши деды
Ты помни, никогда не забывай - (2 раза)
Ведущий 2: Особо трагична судьба детей, которых угоняли, как и взрослых на территорию Германии. Многие из них погибли в концлагерях. (Это территория, огороженная колючей проволокой, внутри которой находились бараки для жилья. Через каждые 100 метров стояли сторожевые вышки с часовыми наверху, лагерь охранялся днем и ночью освещался светом прожекторов. Сбежать оттуда было невозможно так как у немцев были собаки, натасканные на поиск заключенных. Пойманных жестоко наказывали: устраивали публичные порки, а затем казнили, чтобы никто не осмеливался бежать.
Ведущий 1:Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни отечественной войны. Одно слово “фронт” вдохнавляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготавляют различные детали для мин другого орудия. В Горьком, Куйбышеве славятся пошивочные школьные мастерские, в которых пионеры шьют для армии белье, платки, гимнастерки. Вместе с комсомольцами всего Советского Союза юные пионеры не раз выходили на воскресники. Только в одном Всесоюзном воскреснике “Пионеры-Фронту“ приняли участие больше 3 миллионов пионеров.
Ведущий 2: Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры- герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Александр Бородулин и другие. (демонстрация фотографий). Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков-стали Героями Советского Союза. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.
Классный руководитель: Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненых красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым он был в Белоруссии.
В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.
Кроме этого, немцы в тылу совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. "...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, не смысля, съестное у немца, и тут же очередь из автомата. И наелся ребенок навек!"
Детство дано, – писал Некрасов Н.А., но война лишила и детсадовцев «красного детства». Рано повзрослели и эти маленькие детишки, быстро разучившись шалить и капризничать. На детские утренники в садики приходили из госпиталей выздоравливающие бойцы. Раненые солдаты долго аплодировали маленьким артистам, улыбаясь сквозь слезы... Тепло детского праздника согревало израненные души фронтовиков, напоминало о доме, помогало вернуться с войны невредимыми. Ребята из детских садов и их воспитательницы тоже писали письма солдатам на фронт, посылали рисунки, подарки.
Чтец :Синеглазая девчонка
Девяти неполных лет...
Льётся песня нежно, звонко
На больничный белый цвет.
И под звуков переливы
Чьи-то братья и отцы
Вспоминают дом счастливый,
Просят спеть ещё бойцы.
«Я спою, — в ответ девчонка, —
Низко голову склонив,
— Вот, пришла нам похоронка...
Но я верю: папа жив!
Может, кто из вас случайно
Папу где-нибудь встречал?
Где-то там, в сторонке дальней,
Вместе с папой воевал?»
И как будто виноваты
В том, что живы до сих пор,
Вдруг отводят все солдаты
От девчонки малой взор.
Проглотив слезу украдкой,
Вновь поёт до хрипотцы,
И, по-взрослому, солдаткой
Кличут девочку бойцы.
Бесконечно петь готова
Песни раненым она,
Но при этом спросит снова,
А в ответ лишь тишина.
И однажды, как награда,
Весь изранен, но живой,
Папа, милый! Вот он, рядом!
«Я спою тебе, родной!»
(Л. Шмидт)
А солдаты с фронта присылали письма и фотографии своим родным.
И сегодня я хочу показать вам эти письма. Эти треугольники служили и конвертом и листом бумаги, на котором било написано письмо. Этим письмам, ребята, 64 года, написаны они были в 1941 – 1942 году. Посмотрите, какие были раньше фотографии, это черно-белые снимки небольшого размера. (показ писем с фронта)
У детей изменились игры, появилась "…новая игра – в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них – реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным". Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" (Там же).
Чтец: Была обыкновенная
Она ещё вчера.
Теперь сестра военная,
Военная сестра.
Сестре на складе выдали
Большие сапоги.
В один сапог — мы видели —
Влезают две ноги.
Нога мала, — смущённые
На складе говорят.
И выдали суконную
Шинель до самых пят.
Ей все шинели мерили,
Но меньше так и нет.
И там сестре не верили,
Что ей семнадцать лет.
У ней косичка белая
Вчера ещё была.
Моя сестрёнка — смелая,
Хоть ростом так мала.
Когда летал над крышами,
Над нашим домом враг —
Она всегда с мальчишками
Влезала на чердак.
Шумел пожар над городом,
Дрожал огромный дом.
Она стояла гордая
С пожарным рукавом.
В дымящие развалины
Влетала, как стрела,
Откапывала раненых,
В укрытие несла.
Теперь сестра учёная,
Военная сестра,
На ней шинель с погонами,
Сестре на фронт пора.
Она в подарок платьице
Своё мне отдала.
У мамы слёзы катятся:
— Уж больно ты мала!
А сердце-то, как правило,
По маленьким болит. —
Сестра ремни поправила
И тихо говорит:
— Что голову повесила?
Я, мама, на посту —
И добавляет весело: —
На фронте подрасту!
(З. Александрова)
Ведущий 2: Песня «Ровесницы наши» в исполнении учеников 8 класса
Ю. Чичков, М. Пляцковский
Ровесницы наши со школьной скамьи,
Когда-то под пули шагнули в бои,
И тяжесть войны, что бедой обожгла,
На плечи тех школьниц вчерашних легла.
Припев:
Ровесницы наши, девчонки поры огневой,
Вы сделали столько, чтоб мир засиял синевой!
Вы в праздник Победы не все,
Не все станцевали свой вальс,
О подвиге вашем мы знаем и помним о вас!
Ровесницы наши просились на фронт-
Туда, где в пол неба пылал горизонт.
Спешили попасть поскорее в санбат,
Спасали от ран умиравших солдат.
Припев:
Ровесницы наши, девчонки поры огневой,
Вы сделали столько, чтоб мир засиял синевой!
Вы в праздник Победы не все,
Не все станцевали свой вальс,
О подвиге вашем мы знаем и помним о вас!
Ровесницы наши прошли всю войну-
И нам подарили полей тишину.
На их волосах ранний снег седины
Не тает, как память далекой войны.
Припев:
Ровесницы наши, девчонки поры огневой,
Вы сделали столько, чтоб мир засиял синевой!
Вы в праздник Победы не все,
Не все станцевали свой вальс,
О подвиге вашем мы знаем и помним о вас!
Ведущий 1: Школьники активно занимались военно-физической подготовкой. У них были уроки по противовоздушной обороне (демонстрация фотографий), по противохимической защите (демонстрация фотографий), строевая подготовка (демонстрация фотографий), учились бросать гранаты, разбирать и собирать ружья, стрелять (демонстрация фотографий). При этом главной задачей школьников оставалась учеба. Ребята активно занимались техническим творчеством, участвовали в научно-технических конференциях. (демонстрация документов - Смотр технического творчества юных пионеров; первая научно – техническая конференция школьников)
Чтец:
Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.
Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь весёлых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зелёных
На окраины молча спешат.
Им нельзя задержаться, остаться –
Их берёт этот день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.
Окликать их и звать их – напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкой грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.
Чтец:
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
(М. Исаковский)
Классный руководитель: Давайте почтим память всех героев Великой Отечественной войны минутой молчания
(метроном звучит)
Классный руководитель:
Память о войне, о жертвах войны набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить, бороться за мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага.
Ученик:
Ты поклонись живым, пока они живые, запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые спасло от рабства вольную страну.
Ученик:
Глянь на живых, запомни их награды – медали, ленты, славы ордена.
От них мальчишки не отводят взгляды, но пусть не повторится та война!
Ученик:
Глянь на живых: они ведь смерть встречали, она поныне снится им порой,
И раны беспокоят их ночами, и память об отцах, что спят в земле сырой.
Ученик:
Все муки ада вы узнали, но не забыла вас страна,
Вы в стольких бедах устояли, что заслужили ордена.
Ведущий 1: Песня «Ветеранам Минувшей войны» в исполнении учеников 6 класса
Май, весна и счастливые лица,
День Победы, и нет ей цены.
Низко, низко хочу поклониться
Ветеранам минувшей войны.
Не однажды рискуя собою,
Сколько мужества, сил было в вас.
Два словечка простых "Я прикрою"
Вы в бою повторяли не раз.
Припев:
Сколько павших в боях за Отчизну
Не обняли своих матерей,
Сколько тысяч загубленных жизней
Не вернулись из концлагерей.
Ад войны проплывет пред очами,
И слезой затуманится взгляд.
До сих пор ноет сердце ночами
Или старые раны болят.
2. Тихо вышел во двор на минутку
И, страдая от ноющих ран,
Закурил, как в войну, самокрутку
На крылечке седой ветеран.
Над землею полоска тумана,
Расцветает салют вдалеке.
А у старенького ветерана
Покатилась слеза по щеке.
Классный руководитель: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»
Чтец:
Четыре года страшных испытаний...
Потери, жертвы, искалеченные судьбы...
Война... и тысячи людских страданий!..
ИМЁН ГЕРОЕВ – НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДЕМ!!!
Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!
Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!
Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –
ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!..
Пусть люди этот День не позабудут!
Пусть Память свято сохранит те имена,
Которые приблизили ПОБЕДУ –
Своими жизнями, перечеркнув, "война"…
Четыре года испытаний страшных!..
МИР ПАВШИМ!.. – Ушедшим... Не вернувшимся домой!..
ПОКЛОН ТЫЛОВИКАМ!.. – на смену вставшим!..
Всем, кто ПОБЕДУ ОДЕРЖАЛ, – ПОКЛОН ЗЕМНОЙ!!!
(О. Климчук
Классный руководитель: «Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому подвигу – суждено навсегда остаться в Истории»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ п.Агроном Яблоневский филиал
Классный час на тему: «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны»
Старшая вожатая: Малыхина Ирина Анатольевна
2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ проведения XIII районного слёта патриотических клубов и военно-спортивных объединений «Салют, Победа!», посв. 70-летию Победы в ВОВ
Цели и задачи:- Привлечение внимания к проблемам патриотического воспитания детей и подростков, совершенствования его содержания, форм и методов.- Воспитание у учащихся деятельного патриотизма по отно...
"Салют, Победа!"- сценарий театрализованного представления. Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне1941-1945 гг.
Данная методическая разработка включает в себя сценарий и материалы театрализованного представления, посвящённого 70–ой годовщине Победы над фашисткой Германии. Она способствует формированию гра...
Сценарий "70-летие Победы"
Сенарий праздника, посвященный 70-летию Победы...
Сценарий "70-летие Победы"
Сенарий праздника, посвященный 70-летию Победы...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «День Победы»
Разработка представляет собой сценарий, посвященной Победы в Великой Отечественной войне. Предлагаемый сценарий является одним из средств создания условий для формир...
Сценарий праздника "Мы победили", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. (Для малокомплектного детского сада).
Праздник состоит из четырех частей:1-я часть - рассказ о Великой Отечественной войне, о том, сколько горя она принесла нашему народу, сколько людей погибло, защищая мир от фашизма. Но русский народ - ...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...