Письмо из космоса
методическая разработка на тему
Сценарий внеклассного мероприятия по химии и окружающему миру для младших школьников, проводимого старшеклассниками в рамках недели химии или недели естественных наук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_iz_kosmosa.zip | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа – важное звено в работе учителя химии. Умение вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения. Внеклассным мероприятиям принадлежит огромная роль в решении проблемы развития интереса к предмету. Они во многом содействуют тому, что увлечение учащихся химией не гаснет с годами.
Проведение разнообразных мероприятий, с одной стороны, способствует закреплению и углублению знаний, помогает закрепить учебные навыки по предмету, активизирует познавательную деятельность, развивает логическое мышление. С другой стороны, это развивает самостоятельность учащихся, их творческие и артистические способности, а также формирует их профессиональный интерес.
Внеклассное занятие для учащихся начальной школы, сценарий которого приводится ниже, может быть проведено в рамках предметной недели или в Дни самоуправления, если в школе существует такая традиция.
Сценарий внеклассного занятия для младших школьников
«Письмо из космоса»
Ведущие: 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый ученики (старшеклассники), 5-ый ученик управляет электронной презентацией.
Условные обозначения в тексте:
- - щелчок мышью
- надпись курсивом – по щелчку появляется или исчезает изображение
- «….» - по щелчку появляется надпись
- ….>>>…. – по щелчку появляется несколько объектов по очереди
- управляющие кнопки
[….] – действия ведущих и описание проводимых опытов
………. – предполагаемый ответ учащихся
[На экране – заставка «Глобус» (второй слайд)].
1-ый уч.: -Здравствуйте, ребята! Я хочу рассказать вам об одном загадочном происшествии. Дело в том, что недавно в нашу школу попало очень странное письмо. [Показывает конверт, покрытый блестящими звёздочками, и достаёт из него чистый лист фильтровальной бумаги]. Здесь совсем ничего не написано. Как же его прочитать?
2-ой уч.: -Я думаю, что смогу вам помочь. Взгляните на конверт. Видите, сколько на нём звёздочек? Сразу понятно, что это письмо проделало долгий путь в космосе. Его прислал один наш знакомый инопланетянина. На его планете всегда очень жарко. И, наверное, поэтому при нашей температуре воздуха надписи просто не видны. Давайте попробуем это письмо немножечко нагреть. [Держит письмо на высоте 13-18 см над пламенем спиртовки. Через некоторое время на листке проявляется таинственная надпись чёрного цвета: «ЛЕЧУ. ЖДИТЕ».
Оборудование и реактивы:
- лист фильтровальной бумаги
- р-р серной кислоты
- спиртовка, спички
Листок заготавливается заранее: р-ром серной кислоты наносится надпись и высушивается.]
1-ый уч.: -Лечу?! Ждите?! К нам летит настоящий инопланетянин?
2-ой уч.: -Именно так.
3-ий уч.: -Значит, нам уже пора готовиться к встрече, а мы совсем ничего не знаем ни о нём, ни о его планете!
2-ой уч.: -Не волнуйтесь! Сейчас я вам всё расскажу.
1-ый уч.: -Тогда мы окажем нашему гостю прекрасный приём, ведь мы живём на такой замечательной планете.
3-ий уч.: -Вот наша планета…
- планета Земля
-И называется она .........
- «Земля»
-Посмотрите, какая она красивая, разноцветная!
[ Далее проводится обсуждение слайда по следующим вопросам:
-что находится на планете там, где мы видим голубой цвет, жёлтый, коричневый, зелёный (проводится аналогия с цветами географической карты);
-что за белые пятна окружают планету /облака/;
-какое небесное тело мы видим рядом /Луна-спутник Земли/].
2-ой уч.: -Молодцы, вы уже многое знаете. А вот та далёкая планета, с которой летит наш гость…
«ФАР»
4-ый уч.: -Кажется, эта планета находится в Солнечной системе.
1-ый уч.: -Да что ты! Ребята, какие планеты образуют нашу Солнечную систему? ………
2-ой уч.: –Посмотрите на вид планеты Фар из космоса. Чем она отличается от Земли? [ Дети высказывают предположения о том, какая погода на планете, есть ли на ней вода, растения и т.д. Вместе приходим к выводу, что на планете Фар очень суровые условия жизни].
1-ый уч.: -На Земле тоже есть места, где людям приходится не просто жить, а выживать. Но они приспосабливаются к самым разным условиям.
«Земля»
-Как называемся мы с вами, жители Земли? ………..
- «земляне»
-Попробуйте догадаться, как называются жители планеты Фар. ………..
-А называются они так:
- «фарианцы»
-Именно от фарианца прилетело к нам письмо из далёкого космоса.
- космическое небо
- « ЛЕЧУ. ЖДИТЕ»
2-ой уч.: –Сегодня я с удовольствием расскажу вам о жизни на планете Фар. Мы узнаем, какая природа на этой планете, поближе познакомимся с фарианцами.
- «Жизнь на планете Фар»
- «Природа планеты Фар» >>> «Жители планеты Фар» >>> «Увлечения фарианцев»
-Итак, начнём по порядку:
- «Природа планеты Фар»
- солнце
-На планете всегда палит солнце, а из окон своих домов фарианцы видят вот такие пейзажи (песок, камни, очень мало растений, воды не видно):
- пейзажи
-Можно ли на Земле увидеть такие картины? Где? ………..
- «Природа планеты Фар»
-Нам известно, что на планете расположено много вулканов.
- вулканы
1-ый уч.: -Чтобы вы лучше могли себе представить, как действует вулкан, сегодня мы вам покажем настоящее маленькое извержение. [Проводится опыт «Вулкан».
Оборудование и реактивы:
- подставка
- чашечка для выпаривания
- большой лист бумаги (положить заранее)
- порошок дихромата аммония
- спирт, спички
В чашечку для выпаривания, помещённую на подставку, насыпают горкой дихромат аммония (верхушку горки можно смочить спиртом). Выключают свет в классе. Прикосновением горящей спички вызывают «извержение вулкана»].
2-ой уч.: -Вот в таких суровых условиях живут фарианцы. Но, несмотря на это, они очень весёлые и приветливые создания.
- «Жители планеты Фар»
-Посмотрите внимательно, чем мы похожи, а чем отличаемся? ……….
-Живут фарианцы так же, как и мы – семьями. И у нашего инопланетянина тоже есть семья.
- «Семья»
-У него есть:
- «папа» >>> «мама» >>> «брат»
-Ребята, а чего вам больше всего хочется, если очень жарко? ………….
4-ый уч.: -Я бы водички попил холодненькой…
- капли воды
2-ой уч.: -Я бы тоже. Но фарианцы почему-то не пьют воду. Они пьют молоко.
- стакан с водой
- стакан с водой перечёркивается >>> стакан с молоком
-Они даже научились превращать одно в другое. [ Опыт «Вода<--->молоко».
Оборудование и реактивы:
- 3 стакана с р-рами
- р-р карбоната натрия - I
- р-р хлорида кальция - II
- р-р соляной кислоты – III
Переливает содержимое стакана I в стакан II].
-Пожалуйста: молоко!
4-ый уч.: -Не люблю я молоко. Может оно и полезное, только мне бы лучше газировочки …
2-ой уч.: -Нет проблем. [ Переливает раствор из стакана III в «молоко»].
-Пожалуйста: газировка!
-Фарианцы умеют делать и многое другое. Они изобрели целый набор волшебных палочек для самых разных целей. Вот скажите, что может волшебная палочка обыкновенного земного фокусника?
- «Что может волшебная палочка?»
4-ый уч.: –Ну, например, он может опустить в шляпу кролика, …
- кролик опускается
... взмахнёт волшебной палочкой, и из шляпы вылетит голубь…
- голубь улетает
2-ой уч.: -А вот фарианцам волшебные палочки нужны вовсе не для развлечений, а для дела.
- «Что может волшебная палочка?»
-Давайте вспомним, какие они, фарианцы.
_ «Жители планеты Фар»
-Видите, какие они весёлые. Фарианцы обожают ходить друг к другу в гости. Воду они не пьют, а обычным молоком гостей не угощают. Поэтому эти инопланетяне научились превращать воду в соки.
_ «Что может волшебная палочка?»
- «вода»
- вылетает палочка >>> «соки»
-Сейчас мы вам покажем, как это делается. Берём стаканчики с красками и волшебную фарианскую палочку…
[ Опыт. Оборудование и реактивы:
- стеклянная трубочка (20-30 см)
- 6 стаканов с р-рами:
I - р-р фенолфталеина
II - р-р гидроксида натрия
III- 15-20% р-р соляной кислоты
IV- р-р фиолетовых чернил
V - р-р метилоранжа
VI- синий р-р лакмуса
Стаканы ставятся в ряд. В I-ый опускается стеклянная трубочка. Незаметно переносят часть содержимого во II-ой стакан, перемешивают. И так далее переносят трубочку в остальные стаканы по очереди. В каждом стакане наблюдается изменение цвета].
-Фарианцы очень любят путешествовать. В путешествие они всегда берут с собой другую палочку. Посмотрите, что она может делать.
- «Что может волшебная палочка?»
- дрова
- вылетает волшебная палочка >>> огонь
-Вот как это происходит:
[ Опыт. Оборудование и реактивы:
- спиртовка
- стеклянная палочка
- чашечка для выпаривания
- перманганат калия
- конц. серная кислота
Заранее готовится смесь 1-2г порошка перманганата калия с несколькими каплями серной кислоты. Смесь должна представлять собой густую массу. Стеклянной палочкой с небольшой порцией смеси зажигают спиртовку (фитиль предварительно распушить). ]
3-ий уч.: –Теперь мы многое узнали о фарианцах и можем встретить нашего гостя как полагается. Но надо как-то предупредить его, что мы готовы к встрече. Давайте отправим ему световое письмо. Ведь всё космическое пространство пронизано светом звёзд.
- космос
-И мы тоже будем зажигать космические огни, свет которых станет световым сигналом для нашего друга.
- «Космические огни»
[ Опыт «Разноцветное пламя»
Оборудование и реактивы:
- 4 чашечки для выпаривания
- спички
- соль натрия
- соль лития
- соль калия
- спиртовой р-р борной кислоты
- спирт
Порошки солей насыпают в чашечки, пропитывают спиртом и поджигают. Получается пламя разных цветов. ]
4-ый уч.: – А что этот сигнал означает?
1-ый, 2-ой, 3-ий вместе: До скорой встречи!!!
- «До скорой встречи» появляется
- «До скорой встречи» исчезает
4-ый уч. (мечтательно): -И сейчас он на своём космическом корабле приближается к нашей планете…
- космический корабль
- космический корабль улетает >>>звезда улетает >>> «КОНЕЦ»
1-ый уч.: -На самом деле, ребята, это ещё совсем не конец! Вы знаете, что можно научиться самим совершать такие превращения? И много-много других превращений? Этому вы научитесь в старших классах на уроках химии. И, может быть, когда-нибудь изобретёте свою волшебную палочку!
В конце занятия младшеклассникам можно предложить выполнить рисунки на тему «Картинки из жизни фарианцев», из которых затем создать небольшую выставку.
Другой вариант - провести конкурс-загадку (например, угадать, почему у фарианцев разноцветные лица) с последующим вручением маленьких приятных призов.
Список использованной литературы
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1980.-127с.
- Внеклассная работа по химии. 8-9 классы./Сост. Бочарова С.И.- Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.(2006г.)
- Внеклассная работа по химии. 10 класс./Сост. А.И.Буш. - Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.(2007г.)
- Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.-64с.
- Учителю о внеклассной работе по химии: Из опыта работы /Сост. А.А.Лазаренко.- М.: Просвещение, 1981.-112с
- Учителю химии о внеклассной работе: Из опыта работы учителей. М.: «Просвещение», 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"
В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...
Доклад на тему :" Человек и Космос. Научные исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства."
В данной работе рассматриваются такие вопросы: Человек и Космос , исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства и другие вопросы....
Космос.Оправданы ли потраченные на космос деньги?
В презентации рассматривается вопрос:" Насколько оправданы капитальные вложения в космическую отрасль"...
К 60-летию первого полета человека в космос "Человек, покоривший космос"
Сценарий классного часа, отражает путь Юрия Алексеевича Гагарина к своей мечте - полету в космос.В экспозиции сценария пояляется Маленький Принц А. де Сент-Экзюпери, который путешествовал, мечтал и хо...
Урок, посвященный 50-летию полета в космос первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой, по теме «Космос – человечеству»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУрок проводился в 8 классе в рамках конкурса методических разработок конспектов уроков «Космос – человечеству». Подготовка урока осуществлялась с учетом во...
Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога в космос»
Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога...
Акция "Космос, ты просто Космос!"
В целях сохранения исторической памяти, вовлечения школьников в творческую деятельность, популяризации достижений в космической сфере и формирования чувства гордости за свою страну в рамках областной ...