Письмо из космоса
методическая разработка на тему

Доценко Мария Юрьевна

Сценарий внеклассного мероприятия по химии и окружающему миру для младших школьников, проводимого  старшеклассниками в рамках недели химии или недели естественных наук

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pismo_iz_kosmosa.zip1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа – важное звено в работе учителя химии. Умение вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения. Внеклассным мероприятиям принадлежит огромная роль в решении проблемы развития интереса к предмету. Они во многом содействуют тому, что увлечение учащихся химией не гаснет с годами.

Проведение разнообразных мероприятий, с одной стороны, способствует закреплению и углублению знаний, помогает закрепить учебные навыки по предмету, активизирует познавательную деятельность, развивает логическое мышление. С другой стороны, это развивает самостоятельность учащихся, их творческие и артистические способности, а также формирует их профессиональный интерес.

Внеклассное занятие для учащихся начальной школы, сценарий которого приводится ниже, может быть проведено в рамках предметной недели или в Дни самоуправления, если в школе существует такая традиция.

Сценарий внеклассного занятия для младших школьников

«Письмо из космоса»

Ведущие: 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый  ученики (старшеклассники), 5-ый ученик управляет электронной презентацией.

Условные обозначения в тексте:

  • - щелчок мышью
  • надпись курсивом – по щелчку появляется или исчезает изображение
  • «….» - по щелчку появляется надпись
  • ….>>>…. – по щелчку появляется несколько объектов по очереди

- управляющие кнопки

[….] – действия ведущих и описание проводимых опытов

………. – предполагаемый ответ учащихся

[На экране – заставка «Глобус» (второй слайд)].

1-ый уч.: -Здравствуйте, ребята! Я хочу рассказать вам об одном загадочном происшествии. Дело в том, что недавно в нашу школу попало очень странное письмо. [Показывает конверт, покрытый блестящими звёздочками, и достаёт из него чистый лист фильтровальной бумаги]. Здесь совсем ничего не написано. Как же его прочитать?

2-ой уч.: -Я думаю, что смогу вам помочь. Взгляните на конверт. Видите, сколько на нём звёздочек? Сразу понятно, что это письмо проделало долгий путь в космосе. Его прислал один наш знакомый инопланетянина. На его планете всегда очень жарко. И, наверное, поэтому при нашей температуре воздуха надписи просто не видны. Давайте попробуем это письмо немножечко нагреть. [Держит письмо на высоте 13-18 см над пламенем спиртовки. Через некоторое время на листке проявляется таинственная надпись чёрного цвета: «ЛЕЧУ. ЖДИТЕ».

Оборудование и реактивы:

  1. лист фильтровальной бумаги
  2. р-р серной кислоты
  3. спиртовка, спички

Листок заготавливается заранее: р-ром серной кислоты наносится надпись и высушивается.]

1-ый уч.: -Лечу?! Ждите?! К нам летит настоящий инопланетянин?

2-ой уч.: -Именно так.

3-ий уч.: -Значит, нам уже пора готовиться к встрече, а мы совсем ничего не знаем ни о нём, ни о его планете!

2-ой уч.: -Не волнуйтесь! Сейчас я вам всё расскажу.

1-ый уч.: -Тогда мы окажем нашему гостю прекрасный приём, ведь мы живём на такой замечательной планете.

3-ий уч.: -Вот наша планета…

  •  планета Земля

-И называется она  .........

  • «Земля»

-Посмотрите, какая она красивая, разноцветная!

[ Далее проводится обсуждение слайда по следующим вопросам:

-что находится на планете там, где мы видим голубой цвет, жёлтый, коричневый, зелёный (проводится аналогия с цветами географической карты);

-что за белые пятна окружают планету /облака/;

-какое небесное тело мы видим рядом /Луна-спутник Земли/].

2-ой уч.: -Молодцы, вы уже многое знаете. А вот та далёкая планета, с которой летит наш гость…

    «ФАР»

4-ый уч.: -Кажется, эта планета находится  в Солнечной системе.

1-ый уч.: -Да что ты! Ребята, какие планеты образуют нашу Солнечную систему?  ………

2-ой уч.: –Посмотрите на вид планеты Фар из космоса. Чем она отличается от Земли? [ Дети высказывают предположения о том, какая погода на планете, есть ли на ней вода, растения и т.д. Вместе приходим к выводу, что на планете Фар очень суровые условия жизни].

1-ый уч.: -На Земле тоже есть места, где людям приходится не просто жить, а выживать. Но они приспосабливаются к самым разным условиям.

    «Земля»

-Как называемся мы с вами, жители Земли?  ………..

  • «земляне»

-Попробуйте догадаться, как называются жители планеты Фар.  ………..

-А называются они так:

  • «фарианцы»

-Именно от фарианца прилетело к нам письмо из далёкого космоса.

  • космическое небо
  • « ЛЕЧУ. ЖДИТЕ»

2-ой уч.:  –Сегодня я с удовольствием расскажу вам о жизни на планете Фар. Мы узнаем, какая природа на этой планете, поближе познакомимся с фарианцами.

  • «Жизнь на планете Фар»
  • «Природа планеты Фар»  >>>  «Жители планеты Фар» >>>  «Увлечения фарианцев»

-Итак, начнём по порядку:

  • «Природа планеты Фар»
  • солнце

-На планете всегда палит солнце, а из окон своих домов фарианцы видят вот такие пейзажи (песок, камни, очень мало растений, воды не видно):

  • пейзажи

-Можно ли на Земле увидеть такие картины? Где?  ………..

  • «Природа планеты Фар»

-Нам известно, что на планете расположено много вулканов.

  • вулканы

1-ый уч.: -Чтобы вы лучше могли себе представить, как действует вулкан, сегодня мы вам покажем настоящее маленькое извержение. [Проводится опыт «Вулкан».

Оборудование и реактивы:

  1. подставка
  2. чашечка для выпаривания
  3. большой лист бумаги (положить заранее)
  4. порошок дихромата аммония
  5. спирт, спички

В чашечку для выпаривания, помещённую на подставку, насыпают горкой дихромат аммония (верхушку горки можно смочить спиртом). Выключают свет в классе. Прикосновением горящей спички вызывают «извержение вулкана»].

2-ой уч.: -Вот в таких суровых условиях живут фарианцы. Но, несмотря на это, они очень весёлые и приветливые создания.

  • «Жители планеты Фар»

-Посмотрите внимательно,  чем мы похожи, а чем отличаемся?  ……….

-Живут фарианцы так же, как и мы – семьями. И у нашего инопланетянина тоже есть семья.

  • «Семья»

-У него есть:

  • «папа» >>> «мама» >>> «брат»

-Ребята, а чего вам больше всего хочется, если очень жарко?  ………….

4-ый уч.: -Я бы водички попил холодненькой…

  • капли воды

2-ой уч.: -Я бы тоже. Но фарианцы почему-то не пьют воду. Они пьют молоко.

  • стакан с водой
  • стакан с водой перечёркивается >>> стакан с молоком

-Они даже научились превращать одно в другое. [ Опыт «Вода<--->молоко».

Оборудование и реактивы:

  1. 3 стакана с р-рами
  2. р-р карбоната натрия - I
  3. р-р хлорида кальция - II
  4. р-р соляной кислоты – III

Переливает содержимое стакана I в стакан II].

-Пожалуйста: молоко!

4-ый уч.: -Не люблю я молоко. Может оно и полезное, только мне бы лучше газировочки …

2-ой уч.: -Нет проблем. [ Переливает раствор из стакана III в «молоко»].

-Пожалуйста: газировка!

-Фарианцы умеют делать и многое другое. Они изобрели целый набор волшебных палочек для самых разных целей. Вот скажите, что может волшебная палочка обыкновенного земного фокусника?

  • «Что может волшебная палочка?»

4-ый уч.: –Ну, например, он может опустить в шляпу кролика, …

  • кролик опускается

... взмахнёт волшебной палочкой, и из шляпы вылетит голубь…

  • голубь улетает

2-ой уч.: -А вот фарианцам волшебные палочки нужны вовсе не для развлечений, а для дела.

  • «Что может волшебная палочка?»

-Давайте вспомним, какие они, фарианцы.

 _ «Жители планеты Фар»

-Видите, какие они весёлые. Фарианцы обожают ходить друг к другу в гости. Воду они не пьют, а обычным молоком гостей не угощают. Поэтому эти инопланетяне научились превращать воду в соки.

 _ «Что может волшебная палочка?»

  • «вода»
  • вылетает палочка >>> «соки»

-Сейчас мы вам покажем, как это делается. Берём стаканчики с красками и волшебную фарианскую палочку…

[ Опыт. Оборудование и реактивы:

  1. стеклянная трубочка (20-30 см)
  2. 6 стаканов с р-рами:

I  - р-р фенолфталеина

II - р-р гидроксида натрия

III- 15-20% р-р соляной кислоты

IV- р-р фиолетовых чернил

V - р-р метилоранжа

VI- синий р-р лакмуса

Стаканы ставятся в ряд. В I-ый опускается стеклянная трубочка. Незаметно переносят часть содержимого во II-ой стакан, перемешивают. И так далее переносят трубочку в остальные стаканы по очереди. В каждом стакане наблюдается изменение цвета].

-Фарианцы очень любят путешествовать. В путешествие они всегда берут с собой другую палочку. Посмотрите, что она может делать.

  • «Что может волшебная палочка?»
  • дрова
  • вылетает волшебная палочка >>> огонь

-Вот как это происходит:

[ Опыт. Оборудование и реактивы:

  1. спиртовка
  2. стеклянная палочка
  3. чашечка для выпаривания
  4. перманганат калия
  5. конц. серная кислота

Заранее готовится смесь 1-2г порошка перманганата калия с несколькими каплями серной кислоты. Смесь должна представлять собой густую массу. Стеклянной палочкой с небольшой порцией смеси зажигают спиртовку (фитиль предварительно распушить). ]

3-ий уч.: –Теперь мы многое узнали о фарианцах и можем встретить нашего гостя как полагается. Но надо как-то предупредить его, что мы готовы к встрече. Давайте отправим ему световое письмо. Ведь всё космическое пространство пронизано светом звёзд.

  • космос

-И мы тоже будем зажигать космические огни, свет которых станет световым сигналом для нашего друга.

  • «Космические огни»

[ Опыт «Разноцветное пламя»

Оборудование и реактивы:

  1. 4 чашечки для выпаривания
  2. спички
  3. соль натрия
  4. соль лития
  5. соль калия
  6. спиртовой р-р борной кислоты
  7. спирт

Порошки солей насыпают в чашечки, пропитывают спиртом и поджигают.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Получается пламя разных цветов. ]

4-ый уч.: – А что этот сигнал означает?

1-ый, 2-ой, 3-ий вместе:  До скорой встречи!!!

  • «До скорой встречи» появляется
  • «До скорой встречи» исчезает

4-ый уч. (мечтательно): -И сейчас он на своём космическом корабле приближается к нашей планете…

  • космический корабль
  • космический корабль улетает >>>звезда улетает >>> «КОНЕЦ»

1-ый уч.: -На самом деле, ребята, это ещё совсем не конец! Вы знаете, что можно научиться самим совершать такие превращения? И много-много других превращений? Этому вы научитесь в старших классах на уроках химии. И, может быть,  когда-нибудь изобретёте свою волшебную палочку!

В конце занятия младшеклассникам можно предложить выполнить рисунки на тему «Картинки из жизни фарианцев», из которых затем создать небольшую выставку.

Другой вариант - провести конкурс-загадку (например, угадать, почему у фарианцев разноцветные лица) с последующим вручением маленьких приятных призов. 

Список использованной литературы

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1980.-127с.
  2. Внеклассная работа по химии. 8-9 классы./Сост. Бочарова С.И.- Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.(2006г.)
  3. Внеклассная работа по химии. 10 класс./Сост. А.И.Буш. - Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.(2007г.)
  4. Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.-64с.
  5. Учителю о внеклассной работе по химии: Из опыта работы /Сост. А.А.Лазаренко.- М.: Просвещение, 1981.-112с
  6. Учителю химии о внеклассной работе: Из опыта  работы учителей. М.: «Просвещение», 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...

Доклад на тему :" Человек и Космос. Научные исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства."

В данной работе рассматриваются такие вопросы: Человек и Космос , исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства и другие вопросы....

Космос.Оправданы ли потраченные на космос деньги?

В презентации рассматривается вопрос:" Насколько оправданы капитальные вложения в космическую отрасль"...

К 60-летию первого полета человека в космос "Человек, покоривший космос"

Сценарий классного часа, отражает путь Юрия Алексеевича Гагарина к своей мечте - полету в космос.В экспозиции сценария пояляется Маленький Принц А. де Сент-Экзюпери, который путешествовал, мечтал и хо...

Урок, посвященный 50-летию полета в космос первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой, по теме «Космос – человечеству»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУрок проводился в 8 классе в рамках  конкурса методических разработок конспектов уроков «Космос – человечеству». Подготовка урока осуществлялась с учетом во...

Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога в космос»

Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога...

Акция "Космос, ты просто Космос!"

В целях сохранения исторической памяти, вовлечения школьников в творческую деятельность, популяризации достижений в космической сфере и формирования чувства гордости за свою страну в рамках областной ...