Внеклассное мероприятие "Тревожный звон колоколов"
методическая разработка (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
Волошиной Любови Васильевны
Тревожный звон колоколов.
-По ком звонят колокола?
-Они звонят по каждому из нас.
Цели:
Методическая: применение новых форм воспитательной работы.
Воспитательная: помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном и многообразном мире людей, понять, как оказывается, хрупком, зависит от нас, живущих на этой планете Земля. Пробудить интерес старшеклассников к проблемам самопознания и самовоспитания. Помочь сформовать активную жизненную позицию.
Образовательная: развитие кругозора обучающегося с точки зрения психологии, социологии, культуры.
Оборудование:
- Афоризмы, мысли великих людей.
- Плакаты: «Жизнь- это…», «Жизнь для себя», «Жизнь для других»
- «Весы жизни», шарики по количеству детей.
- Таблички со знаком (!)- готов ответ.
- Музыкальное оформление: Звон колоколов.
- Глобус.
- Стихотворения
- Молитвы
К мероприятию даётся домашнее задание:
- Написать сочинение- миниатюру «Что такое жизнь, в чем её смысл»
- Выучить стихотворения по рекомендации учителя.
Вступительное слово учителя.
Задумывались ли вы о том, что такое жизнь, в чём её смысл. Чтобы поразмышлять над этой темой, мы сегодня собрались за этим круглым столом.
Ребята читают афоризмы, высказывания о жизни.
- Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой
- Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает
- Жизнь- это свет, а свет кого-то слепит
- Жизнь – это борьба, а в борьбе должен быть победитель
- Жизнь. В этом слове немало значений.
Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.
Жизнь птицы, живущей три весны.
Жизнь человека. И жизнь страны.
А.Лиханов
Учитель.
Жизнь. В этом слове немало значений. Все они плотно переплелись. Раве можем мы жить без цветов, без пения птиц? А разве можем жить без Отечества, без Родины, без отчего крова? Подумайте и ответьте, что же такое жизнь. Обучающиеся читают свои сочинения-миниатюры.
Учитель. Есть два суждения: «Жизнь быстротечна, мимолетна», «Жизнь- долгие, долгие годы». Какое из них наиболее достоверно? Почему? Это так думаете вы, а вот что говорили о жизни известные мудрецы. Прочитайте афоризмы.
От безбожья до Бога- мгновенье одно.
От нуля до итога - мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.
Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой - не ценим её каждодневно. Мы считаем, что «человек – это звучит гордо», но хорошо понимаем, что гордиться большинством человеческих деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки. А от этого приходится страдать нашей матушке земле и людям, которые рядом.
Сейчас мы вместе поразмышляем над вопросом, как жить? Всем известно, что жизнь- это самое дорогое, что есть у человека.
Музыкальная композиция. Выходит девушка, в руках у неё корзинка с цветами.
- Какое прекрасное утро! Я так долго собирала цветы, какие они бледненькие, слабенькие. Нелегко им приходится на нашей земле.
Я слышу голос кукушки. Кукушка, кукушка, скажи, сколько лет нам осталось жить на нашей земле? Молчит. (Звон колоколов) О чем звонят колокола? Побегу, узнаю.
Учитель. Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали «во дни торжеств» и людских бед, когда голосу человеческому не под силу «выкричать» боль…
По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля! О чем они возвещают сегодня?
Человек – песчинка на Земле. Но от нас, от людей зависит, быть или не быть, жить или не жить.
Обратимся к Земле нашей матушке, спросим, каково ей сегодня?
(выходит девушка во всем черном по имени Земля и говорит)
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала… Плоть моя покрыта, рубцами ран- живого места нет!
Зачем друг друга люди так бояться,
Что позабыли о самой земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Учитель.
-Что же происходит с нашей землей? Почему она может погибнуть?
Космонавты, побывавшие на орбите, удивлялись, каким беззащитным в бездонной Галактике выглядит тот крохотный шарик, именуемый Землей.
Вам сегодня кажется, что и весь мир вечен на земле, и жизнь ваша будет такой долгой, что конца ещё долго не увидеть. А Земля – это одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца. А мы – люди, взрываем в этом одуванчике бомбы. И после этого слышим, как трудно приходится людям.
Звон колоколов
И ходит по Земле
Босая «Память- маленькая женщина».
Она идет, переступая рвы,-
Ей не нужны ни визы, ни прописки,
В глазах то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской
Она идет,
Покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают
И обелиски кланяются в пояс.
Звон колоколов
Ученик.
Этот звон звал людей, и они шли в храм. Именно здесь они находили сил. Чтоб выжить, чтобы преодолеть горе.
Ученица.
Стоял храм в центре земли, шли к нему из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой. Из года в год писалась незримая книга времён, переворачивались её страницы, жил народ, загорались и гасли свечи, начинались и кончались воины, приходили и, отбыв свой срок, уходили поколения, сыновья сменяли отцов, внуки дедов, рождались люди…
А храм стоял, потому что каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности, и не было человека, не подвластного чувству красоты.
Учитель.
- Какие понятия и чувства связаны со словом храм?
Сострадание – сочувствие
Сочувствие – чувствовать чужую боль
Альтруизм – бескорыстно действовать на пользу других
Эмпатия – умение видеть мир глазами других
Молитва –текст, с помощью которого люди могут говорить с Богом
- Какое слово объединяет все эти понятия? (милосердие)
Звучит стих-е В.Шефнера «Милосердие»
Звон колоколов
Учитель.
- И сегодня люди идут в храм просить Бога о помощи. Звучат молитвы. Их можно сегодня прочитать в газетах, журналах. Пишут молитвы и наши современники. Нина Исаева свою молитву написала ночью в минуты отчаяния. Мысли и рифмы теснились в её голове, в стихах она искала спасение, избавлялась от страха перед болезнью. Вот как она ответила на вопрос, в чем сила молитвы?
«Ею пользуются во многих случаях жизни. Она помогает человеку. Человек здоров тогда, когда он находится в гармонии с окружающим. Надо жить, творить добро, никому не завидуя и прощать ошибки другим».
Молитва
Небесный ангел мой, прошу, храни меня!
В пустыне жизни, посторонних не виня,
Свечой горю от лютой хвори таю
И где душе найти спасения не знаю.
Объятья чёрные мне бездна открывает.
Отчаянно борюсь, но силы не хватает.
Хранитель светлый мой, подставь своё крыло!
Дать опереться мне, коль так не повезло.
Дай силы обрести: надежда на тебя,
Пожалуйста, прости и сохрани меня!
Учитель.
Мы сегодня услышали голос Земли, слышим и голоса людей, которые населяют ту Землю. Голоса их созвучны. Человек связан с миром, в котором он живет. Слышите…Звон колоколов. Но звон колоколов не умолкает. Он продолжает возвещать людей о надвигающей катастрофе. Нашей Земле нужна экологическая помощь.
Реплики ребят
-Каков диагноз? Вращается глобус.
-Кожа нашей планеты – биосфера – заболела раком. Повсюду опухоли –огромные нефтяные пятна на поверхности океанов, трупы рыб в отравленных реках.
-Словно гигантские «гнойники» на теле Земли – это свалки. Они вызывают боль и отвращение…
- «Шрамы» на теле – асфальтированные дороги. Бетон продолжает поглощать Землю.
- В опасности «легкие» планеты – тропические леса. Исчезновение их видно и космоса.
- Затуманились «глаза» Земли- озера, моря, океаны.
Учитель.
Жизнь – такое короткое слово, но что кроется за этим словом. Что значит жить на земле? Мы живем в трудное время. Сегодня нужны сильные люди. Постарайтесь жить так, как должен жить настоящий человек. Давайте дадим друг другу советы. В итоге мы должны стремиться быть счастливыми. А что это значит. Существует две позиции: «жизнь для себя» и «жизнь для других».
Задание
У вас в руках есть один шарик. Каждый из вас должен положить его на чашу весов. Определим, за что вы отдали свои голоса.
Проблемная ситуация
В классе произошло несчастье. Одноклассница попала в автомобильную катастрофу, ей срочно нужна кровь. Каждый из вас откликнулся бы на эту просьбу, но нужная группа крови только у обвиняемого, которого будем судить. Он категорически отказывается сдавать кровь. Ребят нужно разделить на 2 группы. 1 группа- обвинители, они доказывают вину; 2 группа -защитники – должны найти положительное в этом поступке.
Учитель.
Вернемся к позициям: «жизнь для себя» и «жизнь для других».
Известный психотерапевт, кандидат мед. наук Михаил Ефремович Литвак утверждал, что жить надо для себя, самая важная персона – это мы с вами. Жить для себя – значит приносить пользу другим. Возлюби ближнего своего, как самого себя - звучит Евангельская заповедь. Это значит, что ты будешь любить ближнего только в том случае, если полюбишь себя.
«Жизнь для других»
Великое счастье в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь действует на благо другой жизни. Таких людей было немало: философы, художники, врачи… Фрейд, А.Нобель, Ньютон, И.Христос.
К какому выводу пришли вы? Ваш выбор.
Звучит стих-е Олега Долгова. «Каждый выбирает для себя».
Звон колоколов
Учитель обращает внимание ребят на доску, где записан эпиграф.
-По ком звонят колокола?
-Они звонят по каждому из нас.
-Как вы понимаете эти строчки?
Да. Мы пришли на нашу землю для того, чтобы нести добро, быть счастливыми и сделать других счастливыми. (Можно привести слова А.П.Чехова- не забывать и о несчастных)
Закончить классный час можно и словами Р.Гамзатова
Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново,
Но мы живем, чтобы оставить след,
Дом иль тропинку,дерево иль слово.
Не все пересыхают ручейки.
Не все напевы время уничтожит.
И ручейки умножат мощь реки, и нашу славу песня приумножит.
Звучит молитва в музыкальном сопровождении.
Звон колоколов
Используемая литература
- Борохов. Энциклопедия афоризмов: Россыпи мыслей.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. С170-177.
- Стихотворения. В.Шефнер «Милосердие»
- Стихотворения. О.Долгов. «Каждый выбирает для себя»
- Стихотворения. Р.Гамзатов. «Мы все умрем, людей бессмертных нет…»
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание.-М.:Астраль:АСТ, 2007. С.303.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заметка "По ком звонят колокола сегодня?"
Заметка, написанная в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о проведённом мероприятии в школе, посвящённом экологическим проблемам планеты Земля....
По ком звонят колокола Хатыни
Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Вели...
По ком звонят колокола Хатыни
Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. Необходимо заранее выбрать 4х шко...
Презентация к стихотворению Маргариты Алигер «По ком звонит колокол»
Данная презентация может быть использована на уроках литературы по изучению произведений М. Алигер, на внеклассных занятиях, посвящённых памяти героев войны, на классных часах....
Сценарий внеклассного мероприятия «О колоколах и колокольном звоне»
Внеклассное мероприятие имеет целью приобщить учащихся к историческому наследию и культурным ценностям нашего народа, расширить ...
Сценарий кураторского часа По ком звонят колокола
КонфуцийПодростковый период – один из сложных периодов жизни индивида. Именно в этот период происходит приобщение к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам, причем наркотизация подр...
Музыкально-литературная викторина «Москва, звонят колокола»
Музыкально-литературная викторина «Москва, звонят колокола» на основе устных вопросов по теме и музыкальных композиций, связанных с ними...