Конспект занятия "Берегите лес"
классный час (5 класс) на тему

Экологическое воспитание детей тесно связано с воспитанием нравствености.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_les.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательское занятие на тему «Берегите лес!»

Цель: формирование экологической культуры учащихся.

Задачи:

     1. Расширение знаний учащихся о значении леса.

     2.Развивать мышление, внимание, память на основе упражнений и заданий.

     3.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

                                               Ход занятия:

I.Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!  

 II.  Тема нашей беседы «Береги лес!»

 Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». В нашей стране многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например бобры, лоси, сайгаки, соболи, амурские тигры, леопарды. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?

 Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Лес – это наше богатство.

Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

Лес – это дом для зверей и птиц.

Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Объясните значение пословицы. Возле леса жить – голода не видать.

  В лес не съездишь, так и на печке замёрзнешь. О чём эта пословица?

 С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветёт много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник.

Выглянул подснежник

В полутьме лесной,

Маленький разведчик,

Посланный весной.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень, -

Он тихо зазвенит,

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы вокруг.

 Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние цветы. Ребята, какие вы знаете летние цветы? (Колокольчики, васильки, одуванчики и др.)

 

Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится

В беленькое платьице,

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Он заметный, золотой,

Постарел и стал седой,

И как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

 Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Знаете ли вы, что…?

 Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, 1 сова спасёт в год тонну хлеба!

 

У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

 

 Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров. Птицы – это лесные доктора.

   Ребята, отгадайте загадки о лесе и его обитателях.

Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её… (лиса).

Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте это… (лось)

Он, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады, отважный… (ёж)

В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живёт в тепле? (белка)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был… (кабан)

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной, рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись:

В том лесу, где бродит … (рысь)

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири)

 Лес – это наш зелёный друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала чёрная буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и чёрными тучами погнал её над равнинами.

 На сотнях тысяч гектаров был снесён слой почвы и вместе с ним семена. Всё нужно было сеять сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильной там, где поле окружал зелёный друг. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поля и спас урожай.

 Поэтому, чтобы спасти урожай от чёрной бури и зноя, в степях на сотни километров сажают леса.

 Лес в степях посажен новый,

Чтоб сберечь от зноя хлеб.

На десятки километров

Встав зелёною стеной,

Он не клонится под ветром –

Крепкий, ровный и прямой.

Вековечный друг народа,

Часовой родных полей,

Он стоит на страже гордо,

Побеждая суховей.

Есть пословица. Кто лес любит и знает, тому он помогает. Чему учит эта пословица?

 Когда вы, ребята, идёте в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу. Какие же это правила?

  • Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и всё закопать.
  • Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.
  • Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.
  • Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесённые в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и др.)
  • Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
  • Помните! Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!

Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают вредных насекомых, лечат или срубают заболевшие деревья. Они охраняют леса от пожаров. Собирают семена деревьев, ухаживают за саженцами.

 Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото – наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!

 Ребята! Внимательно посмотрите на деревья, растущие вокруг школы и вблизи от неё. Какие они большие и красивые: клёны с резными листочками, берёзы в нарядных сарафанчиках, мощные дубы, размашистые липы, ветвистые ивы. Они были бы ещё красивее, если бы вы, ребята, не ломали ветки, не лазили по деревьям.

 

                 Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».

 За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.

 Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

 Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

 Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

 Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.

 С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

 Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?

- Не включать громкую музыку.

- Не вырывать грибы.

- Не ломать ветки.

- Не разводить костры.

- Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)

- Не трогать яйца птиц.

- Не брать диких животных домой.

- Не разрушать муравейники.

- Не уничтожать ужей.

- Не рвать охапками цветов.

 Молодцы,  ребята. Нашли все поступки детей, опасные для природы.

А как вы поступите, если найдёте гнёздышко с птенцами?

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

  Игра «Мудрые мысли».

Из карточек составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении.

Лес – наше богатство.

Охранять природу – значит охранять Родину.

III.О чём мы говорили сегодня на занятии?

Почему важно беречь леса? Что для этого нужно делать?

 Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.

Устное оценивание работы детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...