Элективный курс "История города Тирасполя"
методическая разработка (5 класс) на тему
Элективный курс "История города Тирасполя" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к элективному курсу
«История города Тирасполя»
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современном обществе образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Поиск новых подходов к школьному образованию, к обновлению его содержания, форм и методов не прекращается и в современных социально – экономических условиях. Взаимодействие настоящего с будущим не полноценно без глубокого освоения исторического прошлого своего родного города.
Исследование истории городов в условиях современного исторического момента развития Приднестровья приобретает особую актуальность. Города сохраняют и продолжают концентрировать экономический, финансовый, культурный и интеллектуальный потенциал общества.
Город в сегодня – это не только поселение с уникальной экономикой.
Он – носитель смыслов, ценностей, традиций и сущностных особенностей организации жизнедеятельности современного сообщества. Города предлагают разнообразие инноваций, человеческих ресурсов и знаний. Многие мировые процессы неразрывно связаны с городом.
Важным условием адаптации человека к современной социокультурной ситуации является не столько совокупность усвоенных знаний, умений, способов поведения, сколько способность использовать эти знания для решения нестандартных и принципиально новых задач в различных сферах этой жизнедеятельности. Поэтому назначение школьного образования видится сегодня в создании условий для формирований у учащихся целостной картины динамично развивающего мира, становление системы отношений школьника с миром и с собой.
Школьные уроки истории призваны внести вклад в решение этой глобальной задачи. В основе механизма становления исторического сознания эмоционально-осознанное понимание школьниками личностной сопричастности к истории. Включенность школьников в современную жизнь своей стороны позволяет им на конкретных примерах увидеть связь изучаемого материала истории Отечества с собственной жизнью.
Важность краеведческих знаний для школьника очевидна. От того насколько глубоко школьник освоит краеведческие знания, будет зависеть качество и успешность формирования чувства патриотизма, ответственности и сопричастности к судьбе малой Родины. Краеведческие знания школьники должны получать в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Преподаватели должны «зажечь» краеведческими знаниями, мотивировать школьников на создание нового знания о малой родине, регионе в котором они живут. Но для того, чтобы преподаватель мог заинтересовать школьника краеведческими знаниями, он сам должен быть заинтересованным.
«Тирасполеведение» - это учебная дисциплина о Тирасполе, о столице ПМР, о любимом городе, его истории, жителях, достопримечательностях. В составе предмета - статистический портрет современного Тирасполя, история города от основания до наших дней, рассказы о знаменитых тираспольчанах. «Тирасполеведение» призвано пробуждать интерес у учащихся к изучению материалов краеведческого характера, направлено на воспитание патриотизма, уважительного отношения к собственной истории, духовному наследию. Этот предмет адресован всем, кто интересуется историей города, происхождением и значением названий улиц и площадей Тирасполя. «Тирасполеведение» - это не просто учебный предмет, а настоящий ключ к познанию традиций, путь к взаимопониманию людей, к их активному сотрудничеству и общественному согласию.
Цель курса: пробудить у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития.
Задачи курса:
- заложить знания об истории и культуре своего города;
- познакомить с материальным наследием прошлого поколения;
- ознакомить учащихся с местной и региональной исторической литературой о городе;
- воспитывать корректные, дружеские отношения между учащимися в коллективно – деятельностных формах освоения курса;
- развивать способность мыслить и чувствовать, делиться своими впечатлениями;
- сформировать ценностное отношение к культурному наследию своего города.
Специфика содержания курса требует расширения «урочного пространства». Это посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.
Основные виды деятельности и методы, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей
- Проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссий, в большинстве случаев не предполагающих однозначных ответов.
2. Семинарские занятия, лекции.
3. Анализ биографий исторических деятелей.
4. Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.
5. Работа с дополнительной литературой, с источниками.
6. Работа с дидактическим материалом (таблицами, картами, схемами).
7. Тестирование.
8. Практические работы, в том числе и на компьютере.
9. Экскурсии.
10. Интерактивность.
Педагогические условия реализации содержания курса
Проектная и исследовательская деятельности при организации урока являются ведущими. Это способствует проявлению творческой инициативы учащихся: подбор материала для подготовки проекта, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих исследований.
Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является продукт, произведенный собственными усилиями. Радость собственному успеху, значимость своей деятельности – все это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу в целом. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество ученика, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция содержания образовательного процесса. Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации.
В ходе организации проектной и исследовательской деятельности школьников развивается умение работать в группе. Целью групповой работы является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работая в группе, ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, выполнять разные роли.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания.
При таких условиях организации учебной деятельности, особых подходов требует методика оценивания результатов обучения учащихся. Технология оценки развития исследовательских навыков учащихся построена на основе разработок А.С. Границкой («Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе»; книга для учителя - М.: Просвещение, 1991г.).
Данной технологией обеспечивается индивидуальное педагогическое сопровождение учащегося в развитии исследовательских навыков.
Этапы | Стадии |
Подготовка Планирование деятельности | Определение целевого ориентира исследования (конкурс, экзамен, конференция, самообразование, семинар и т. д.) Выбор направления будущего исследования. |
Определение актуальности и/или степени новизны исследования в выбранном направлении. | |
Определение степени сложности выбранного направления на данном этапе обучения | |
Определение связей с базовой программой по предмету. Определение степени владения учащимся знаниями/умениями по выбранному направлению | |
Определение связей с другими предметными областями. | |
Определение возможностей получения консультационной помощи специалистов по выбранному направлению. Определение спектра необходимых ресурсов. | |
Повторение и/или дополнение необходимой теоретической базы | |
Освоение и отработка необходимых навыков. Определение проблемного поля. | |
Формулировка темы. | |
Определение предмета, объекта исследования. Постановка цели исследования | |
Прогнозирование возможных результатов исследования (в т.ч. информационных продуктов) | |
Постановка задач. Составление плана исследования. Разработка оптимального варианта графика работы. | |
Организация деятельности | Поиск источников информации |
Определение способов сбора информации Определение форм представления информации | |
Обеспечение материальными ресурсами | |
Определение способов презентации полученных результатов (в т. ч. информационных продуктов) | |
Осуществление деятельности | Поэтапное выполнение задач исследования. Сбор и уточнение информации. |
Выделение базовых понятий исследования. | |
Структурирование информации и представление ее в оптимальной форме. Создание информационного продукта. | |
Оценка результатов | Оценка полноты выполнения поставленных задач |
Анализ полученных результатов | |
Формулирование выводов | |
Представление результатов | Оформление конечного документа. |
Составление резюме/тезисов. | |
Подготовка демонстрационных материалов. Подготовка текста выступления на защите. | |
Прогнозирование возможных вопросов/ответов на защите. Очное представление результатов. | |
Рефлексия | Анализ выполнения плана исследования с последующей корректировкой графика работы. |
Анализ соответствия полученных результатов поставленной цели. | |
Самооценка проведенной работы по критериям. Оперативная корректировка деятельности. | |
Анализ успехов/неудач представления результатов работы. Определение перспектив дальнейшей деятельности. |
Данную информацию, представленную в виде таблицы, можно использовать как лист самооценки и как шаблон для оценивания деятельности учащегося учителем.
Программа рассчитана на изучение «Тирасполеведения» в 5 классе (17 часов), где наряду с эпизодическим краеведческим материалом уделяется внимание экскурсиям по памятным местам города, где предлагается изучение теоретического материала в сочетании с исследовательской работой учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Города мира"
Программа по элективному курсу "Города мира"...
Программа элективного курса "Город и его экология"
В системе географических знаний особое место приобретают знания о формировании и развитии городской среды жизни человека. В городских поселениях формируется особая (урбанизированная) среда, являющаяся...
Рабочая программа элективного курса "Город математики" для 7 класса
Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач....
Рабочая программа элективного курса "Город математики" для 8 класса
Практическая значимость программы заключается в определении основных сложностей формирования ключевых и предметных компетенций в средней школе при обучении математике, подготовке к ОГЭ в среднем звене...
Элективный курс « Город как среда жизни»
Элективный курс «Город как среда жизни» даёт возможность познакомить учащихся с экологией как комплексной, междисциплинарной областью человеческого знания. В содержание курса включен краеведческий мат...
Тирасполь – уездный город Российской империи
Тирасполь – уездный город Российской империи...
Презентация "Тирасполь – уездный город Российской империи"
Тирасполь – уездный город Российской империи...