ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА.
материал на тему
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наш КВН, девиз которого :
« Хочу всё знать !
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занимательная грамматика.
Оборудование: Плакат « Занимательная грамматика»; головоломка – круг с названием КВН, предметные картинки, карточки для конкурса « Наборщик»; картинки – ребусы.
Ход КВН.
- Вводный этап.
Ведущий: Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наш КВН, девиз которого :
« Хочу всё знать !
Ребята, разгадав головоломку, вы узнаете название нашего КВН. « Ключ отгадки» – против часовой стрелки, пропуская всё время одинаковое количество делений. ( название « Занимательная грамматика».)
Сегодня наш КВН посвящён русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: « Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
В нашем КВН участвуют 2 команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи и хотелось бы дать несколько советов:
- Ум и сердце в работу вложи.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Каждой секундой в труде дорожи.
- Дело делать и за себя не может, а кричит один за всех.
В зале присутствуют болельщики. Вам совет: подсказок не произносить, ответов не говорить, а в общем, просто молча любить, любить свою команду.
Внимание! Внимание! Мы представляем членов жюри: __________________ .
Итак, первый конкурс – приветствие команд.
Команда 3»б» класса. Наша команда называется « Друзья», это команда: «д» – дружных, « р» – работоспособных, «у» – умелых, «з» – затейников, «ь» – изучающих , «я» – Язык. Хором: Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием сегодня
Будем в КВН играть.
Наше приветствие к жюри: Вам и слава и почёт, а мы любим точный счёт.
Наша песня:
- Конкурс « Собери слова».
Из слов, написанных на доске, составить новые слова.
Сено памятный
Сад комбинат
Зло метровка
Мясо воз
Зерно овод
Сто хранилище
Молоко косилка
- Каждая команда за 3 минуты вспоминает и записывает на доске слова на заданную тему: безударные гласные, проверяемые ударением.
- Конкурс « Наборщик».
Каждой команде диктуется слово ( или слово написано на полоске бумаги). Ваша задача: в течении 5 минут из имеющихся букв составить и написать наибольшее количество слов. АКТИВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВО.
- Конкурс « Письмо от бабушки Загадушки».
- Отгадайте загадки и скажите, сколько букв и звуков в словах- отгадках. Загадка команде №1.
- Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдёт немножко,
Захочет – ляжет на бочок. ( 3б, 4 зв.)
Загадка команде №2.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. ( 4б, 4 зв.)
Загадка команде №1. Льётся речка- мы лежим.
Лёд на речке – мы бежим. ( коньки 6б, 5зв).
Загадка команде №2. Её всегда в лесу найдёшь
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. ( ель – 3б, 3зв).
- Каждый из вас, ребята, пытался отгадать загадку, в которой слова изображаются при помощи рисунков и различных знаков. Для того, чтобы прочесть и отгадать загадку, необходимо знать и понимать, какой знак что изображает. Как же называются такие необычные загадки? ( Ребусы).
Правильно, такие загадки называются ребусами. Начинаем новый конкурс – « Отгадайте, как зовут дедушку и его внучат».
-Как нужно писать эти слова? Почему? Когда ещё пишется большая буква?
- Конкурс капитанов.
Даны буквы: к, т, и, а, ь, н, с, в, о, и *. Вам предстоит составить слово, используя, как можно больше букв. Выигрывает тот капитан, который составит самое длинное слово.
- Болельщикам.
Проведём игру « Слова – змейки».
Я назову слово, например, тайна. Вы по очереди называете следующее слово, начало которого – последняя буква предыдущего. Например, ананас. Продолжите.
9.Эстафета « Предмет – признак».
На доске записаны слова. По сигналу выходят к доске и записывают однокоренное прилагательное от существительного. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Река рука
Ужас вкус
Радость грусть
Звук век
10. Конкурс « Переставь буквы».
Образуйте новые слова, не изменяя количество букв.
Числа мазок
Отвар ропот
Хвала образ
Укор тьма
Кобура шнурок
11. Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам нужно выполнить задания. На доске вы видите круг, на нём6 букв. Сколько различных слов – имён существительных сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде. Разрешается читать в разных направлениях, буквы читать обязательно подряд. ( сад, сок, осадок, оса, коса, садок, ода, ад, око, код).
Итоги за 11 конкурс.
12.Конкурс « Отгадай пословицу».
Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам. Команда №1 – свет, тьма.
( Ученье- свет, неученье – тьма); Команда №2 – труд, лень. ( Труд кормит, а лень портит.) Команда №1 – встречают, провожают. ( По одёжке встречают, по уму провожают). Команда №2 – погибай, выручай ( Сам погибай, а товарища выручай).
12. Игра « Перекрести».
13. Конкурс «Нарисуй-ка»
На листе бумаги рисуется лицо – и каждый из участников по очереди добавляют к нему какую-то деталь.( нос, глаза, рот, ресницы, брови, волосы, уши, , серёжки в ушах, кольцо в носу, веснушки, двойной подбородок, бант в волосах и т.д. Проигрывает тот, кто не сможет ничего добавить к рисунку.
14. Конкурс «Раскрой смысл выражений».
Ваше задание – раскрыть смысл крылатых выражений. Выражение для команды1: рукой подать. ( близко)
Команда 2: в час по чайной ложке. ( медленно)
Команда 1: во весь дух ( быстро).
Команда 2: морочить голову. ( обманывать).
Команда 1: засучив рукава. ( хорошо работать).
Команда 2: ни пуха, ни пера ( пожелать удачи).
Команда 1: зарубить на носу ( хорошо и надолго запомнить).
Команда 2: спустя рукава ( работать плохо).
15. Ребята! А теперь отгадайте шуточные загадки:
- Что стоит посредине « земли»? ( буква «м»).
- В каком слове буква «я» находится 7 раз? ( семь- я).
- В каких словах по сто согласных? ( сто-л, сто-г, сто –н)
- В каком слове сорок гласных? ( сорок-а).
- Кто говорит на всех языках?
15. Проверим на деле, как вы знаете части слова. Посмотрите на доску, там задание; выполнив его, вы получите слово.
В слове снежинка в слове посмотрел
В слове подъехали в слове дороженька
В слове лесник в слове лыжник
В слове ученики в слове умники
Получили слова « подснежники», « подорожники».
Следующее слово разгадаем вместе: корень мой находится в «цене»
В « очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в « тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. ( оценка).
Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами подведём итог.
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая,
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Ведь вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной, русский язык!
.