"Дети-герои Великой Отечественной Войны"
классный час (5 класс) по теме
Цель: показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.
Задачи:
1) Образовательная: познакомить учащихся с подвигами детей в годы Великой Отечественной войны;
2) Развивающая: развивать связную устную речь, пополнять и обогащать активный и пассивный словарный запас, развивать мыслительную деятельность;
3) Воспитательная: воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vospitatelnogo_meropriyatiya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский Государственный Областной
Гуманитарный Институт
Конспект воспитательного мероприятия
по педагогике
«Дети-герои Великой Отечественной Войны».
Подготовила и провела:
студентка 4 курса 2 группы
факультета информатики
Дианова Евгения Александровна
Дата проведения: 19.03.2015 г.
Оценка:
Подпись классного руководителя:
Подпись методиста:
Орехово-Зуево
2015 г.
Тема воспитательного мероприятия: Дети-герои Великой Отечественной Войны.
Участники воспитательного мероприятия: обучающиеся 5 «Б» класса.
Цель: показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.
Задачи:
1) Образовательная: познакомить учащихся с подвигами детей в годы Великой Отечественной войны;
2) Развивающая: развивать связную устную речь, пополнять и обогащать активный и пассивный словарный запас, развивать мыслительную деятельность;
3) Воспитательная: воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Форма проведения воспитательного мероприятия: музыкально-поэтическая композиция, интерактивная беседа.
Место проведения воспитательного мероприятия: МОУ СОШ №12, кабинет №28.
Оборудование:
- презентация;
- демонстрационные картинки «Дети-герои»;
Предварительная подготовка к воспитательному мероприятию: разработка конспекта мероприятия, предварительная подготовка сообщений и презентаций о детях-героях, подготовка несколькими учениками стихотворений о войне, оформление кабинета.
Содержание воспитательного мероприятия:
I. Организационный момент.
Ведущий: Какой праздник приближается? Какому событию он посвящен?
Предполагаемый ответ: День Победы.
- Мы счастливые, потому что родились под мирным небом, никогда не слышали воя сирен, грохота разрывающихся снарядов, не видели ужасов войны.
- Как вы думаете, кто участвовал в военных действиях? (ответы детей)
- Сегодня мы поговорим о ратном и трудовом подвиге таких же мальчишек и девчонок, как вы, о ваших сверстниках, которые жили в грозные годы, которые встали в шеренги бойцов – рядом с отцами и старшими братьями. Отложив недочитанные книжки, школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на полях.
Мы хотим напомнить вам их имена (на презентации показаны фотографии этих детей):
- Леня Голиков
- Марат Казей
- Галя Комлева
- Таня Савичева
- Валя Котик
- Зина Портнова
- Толя Шумов
- Боря Цариков
- Люся Герасименко
- Володя Щербацевич
- Вася Коробко
- Шура Кобер
- Витя Хоменко
- Вася Шишковский
- Володя Дубинин и многие-многие другие.
II. Основная часть.
Ведущий: После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941 года по январь 1944, 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего 250 г. хлеба, а служащим и детям 125 г. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага.
Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!
Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в другом. Она написала блокадную историю своей семьи…
Таня Савичева родилась 25 января 1930 года в селе Дворищи под Гдовом, а выросла, как и её братья и сёстры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье — у неё было две сестры и два брата.
Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы помогать по мере сил фронту и надеяться на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи:
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 1941 г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3. ч. дня 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 ч.утра 1942 г.»
«Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 г.»
«Дядя Лёша умер 10 мая 1942 г.»
«Мама умерла 13 мая 1942 г.»
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Что же было дальше с Таней? Надолго ли она пережила родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что её сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.
Ведущий: А сейчас, давайте послушаем ваших одноклассников, которые приготовили сообщения о детях-героях.
Выступление 1 ученика. Во время Великой Отечественной войны мать Марата, Анна Казей, прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд им. 25-летия Октября (ноябрь 1942 года).
Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна Казей отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. В дальнейшем она закончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета, членом ревизионной комиссии ЦК Компартии Белоруссии.
Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.
Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.
Выступление 2 ученика. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Выступление 3 ученика. Когда родное село Лени Голикова захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Выступление 4 ученика. Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации.
Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.
Валя Котик – пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, он сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.
На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
Выступление 5 ученика. Зоя Космодемьянская родилась в сентябре 1923 года в Тамбовской области. Два раза Зоя была в тылу врага. В ноябре 1941 года в деревне Петрищево Московской области ее схватили немцы.
Чтобы выведать секретную информацию, ее подвергали различным пыткам. Но Зоя молчала, не сказав ничего, даже имени и фамилии. После тяжелых пыток Зоя Космодемьянская была казнена на сельской площади деревни Петрищево 29 ноября 1941 года.
16 февраля 1942 года Зое Космодемьянской посмертно присудили звание Героя Советского Союза и наградили орденом Ленина. Ее героический подвиг служил примером во время войны для многих людей.
Ведущий: Посмотрите на эти карточки. Здесь фотографии всех наших маленьких героев, о которых мы услышали. А это памятники, которые были поставлены в их честь. (Показывает карточки, которые висят на доске. Затем пускает карточки по рядам, чтобы ученики могли поближе посмотреть.)
Ваши одноклассники подготовили стихотворения, посвященные детям-героям войны. Давайте послушаем их. (Дети читают стихотворения, посвященные детям-героям войны.)
III. Заключительная часть.
Ведущий: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
IV. Рефлексия.
Ведущий: Наш сегодняшний разговор закончен. Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа? (ответы детей). Сейчас мы вам раздадим листочки. Напишите пожалуйста, о чем заставил вас задуматься сегодняшний классный час? А как бы вы поступили на месте этих девчонок и мальчишек? (Дети пишут на листочках свои мысли и сдают.). Спасибо вам!
Список литературы:
- А.Гайдар «Война и дети», дневники , «Дети войны», «Война в истории моей семьи»;
- А.Печерская «Дети – герои Великой Отечественной Войны», С.Алексеев «Идет война народная»;
- А.Д .Жариков. Подвиги юных: Рассказы и очерки. — М.: Молодая гвардия, 1965. —- 144 е.: ил.
- А.Д .Жариков. Юные партизаны. — М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
- И.К.Гончаренко, Н.Б.Махлин «Дети-герои».
- Н.Д. Луговой. Опаленное детство. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 152 с. — (Юные герои).
Самоанализ воспитательного мероприятия.
Воспитательное мероприятие по теме «Дети-герои Великой Отечественной Войны» было проведено 19 марта 2015 г.
Цель данного мероприятия - формировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины. Место проведения: кабинет №28.
Данное мероприятие было направлено на формирование нравственных качеств, а именно, патриотизма, уважения к героям ВОВ, взаимоуважения. Изложение содержания классного часа имело доступность, логичность, доказательность. В ходе мероприятия ставились проблемные вопросы, для ответа на которые необходимо было воспринимать информацию и на её основе делать выводы.
При проведении данного мероприятия удачными оказались следующие моменты: качественная подготовка учащихся к классному часу: был отобран краткий, но в тоже время глубокий материал, ученики соблюдали регламент выступления, задействовали визуальные средства наглядности (подготовили презентации). Меня порадовало то, что у учащихся широкий кругозор, помимо найденных энциклопедических знаний учащиеся могли рассказать то, что им было передано родителями, привести примеры, объяснить ситуации, они хотели поделиться своими знаниями с одноклассниками, задавали вопросы, «показали» гордость за свою нацию. Подведение итогов прошло в форме обсуждения ситуации, в которой оказались ребята во время Великой отечественной войны. Учащиеся моего класса отмечали, что времена 1941-1945годов были самыми трагическими в истории России. Порадовало то, что ребята задумались над вопросом «Смог бы я поступить так, как они?» ведь возраст их практически одинаков.
На мой взгляд, цель проведенного классного часа была достигнута, на сегодняшний день ребята знают и могут рассказать о исторически важных событиях в истории нашей страны. Все поставленные задачи удалось реализовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети – герои Великой Отечественной Войны
Вед.: Июнь. Клонился к вечеру закат.И теплой ночи разливалось море.И раздавался звонкий смех ребят,Не знающих, не ведающих горя.Июнь! Тогда еще не знали мы,Со школьных вечеров домой ...
Конспект классного часа "Дети-герои Великой отечественной войны"
Разработка содержит конспект классного часа "Дети-герои Великой отечественной войны" и презентацию. Классный час разработан для учащихся 5 класса....
Презентация "Дети-герои Великой Отечественной войны"
Презентация может быть использована в качестве наглядного материала при обсуждении темы патриотизма советского народа в годы войны....
Методическая разработка "Дети Герои Великой отечественной войны"
Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Подойдет как учителям предметникам, так и воспитателям школ-интернатов, детских домов....
Конспект мероприятия "Дети-герои Великой Отечественной войны"
Это мероприятие мы проводили в рамках празднования Дня Победы....
" Дети - герои Великой Отечественной войны"
Данный материал можно использовать на ЧКР в рамках празнования "70 Победы"....
Классный час "Дети – герои Великой Отечественной войны"
Классный час "Дети – герои Великой Отечественной войны"...