Классный час "Твори добро"
классный час (7 класс) на тему

Классный час "Твори добро" формирующий представление  об "особом ребенке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_tvori_dobro.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

     

           

               «Твори добро»

                классный час

                                               Автор: Рогачева Екатерина Валентиновна

                                                        Педагог-психолог

                                                       МОУ «ОСШ им. М.К.Янгеля п. Березняки»

                                     п. Березняки

                                          2015г.

Классный час «Твори добро»

Цели и задачи:

Обучающая цель:

  • Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни
  • Сформировать представление об "особом ребенке"

Развивающая цель:

  • Развивать чувство эмпатии к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  •  развивать способность различать и оценивать отношения и поведение с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо - плохо», «можно – нельзя».

Воспитывающая цель:

  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность;

Участники: учащиеся 5-7 классов

Оборудование:

В результате занятия участники смогут:

  • сформировать понятие толерантной личности
  • разработать правила дружбы

Организаторы и ведущие: педагог-психолог -  Рогачева Е.В., социальный педагог - Погодина Н.А.

                                     Ход классного часа

Ведущий 1.Здравствуйте, дорогие друзья! Любую нашу встречу, мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Очень важно научиться беречь этот дар. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Ребята, давайте вспомним сказку Валентина Катаева «Цветик - семицветик».

 - Кто помнит волшебные слова из сказки? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему, вели).

 - Сколько лепестков было у волшебного цветка?

 - Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид)

Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)

А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем поселке,  школе, в других местах? (Ответы)

Ведущий 2. Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашем поселке, школе  такие дети есть.

В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем наших ребят "дети с ограниченными возможностями здоровья"

 В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

          Итак, Инвалиды - это люди, возможности, здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

Ведущий1. Почему же люди становятся инвалидами?

В жизни, в быту нас подстерегают опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто над этим не задумываются или просто рискуют. Перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся, тем самым не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п. Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам. А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Ведущий 2. Ребята давайте послушаем одну удивительную песню. Послушайте её и подумайте о чем говорится в этой песне. (Дети слушают аудиозапись песни Дорогою Добра (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)

- Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзья,  Если с другом худо иди к нему на помощь дорогою добра,.,)  

-Скажите пожалуйста как связана эта песня с «детьми  органиченными возможностями»       (ответы детей)

- правильно   тема нашего занятия «Добру пусть откроется сердце!»  и наш  урок  поможет вам найти правильный подход к «особым детям» и понять  и принять их и конечно же протянуть руку помощи.

- Что значит слово «Доброта»?

- В толковом словаре можно прочесть следующее определение: Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются ответы детей)

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

- Ребята, а какого человека мы называем добрым? (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым, внимательным)

Ведущий1. Часто бывает, что слово "Инвалид» оставляет у нас ощущение "выключенности" человека из повседневной жизни с ее радостями и огорчениями, словно человек оказался по ту сторону зеркала, где все как всегда, но как бы ненастоящее.   Дети - инвалиды - кто они? Это мальчишки и девчонки - обычные ребята, которые любят читать, рисовать, играть. Им хочется бегать и шалить... Но с раннего детства из-за болезни они вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир ограничивается инвалидной коляской.  Особенно тяжело ребятам, которые лишились подвижности из-за травм. Не имея возможности  передвигаться самостоятельно и общаться со сверстниками, дети-инвалиды замыкаются в себе, рано узнают, что такое одиночество. Здоровые сверстники не всегда охотно принимают детей-инвалидов в свой коллектив. Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других.

Мы должны уметь понимать и быть толерантны к другому,  не такому, как ты сам. Толерантность может помочь каждому, и всем вместе чувствовать себя уверенно в этом мире. При этом лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя.

Вопросы к учащимся:                                                                                               

1. Считаете ли вы, что дети - инвалиды должны жить полноценной общественной жизнью?                                                                                            

3. Согласитесь ли вы подружиться с ребёнком- инвалидом и оказывать ему помощь?

4. В чём эта помощь может выразиться?                                                                                                    

5. Как мы должны вести себя по отношению к таким детям? (проявлять милосердие)

    Правильно нужно проявлять милосердие и толерантность

                     Послушайте притчу «О гвоздях»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Ведущий 2. В чем был не прав молодой человек? Что бы вы ему посоветовали? Каких качеств ему не хватило, чтобы сохранить дружбу и уважение? (Ученики: терпения и сдержанности).

- Помните  ребята, что «слово лечит и слово калечит». Сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. (папа Карло, Красная шапочка, Герда, Айболит. И др.)

Ведущий 1. Мы говорили сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся.

Игра «Слепой и поводырь»

Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться.

А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.

 Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.

Ведущий 2. А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Но четверо ее выпускников стали докторами наук

Ведущий 1. Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

И поэтому ребята нужно понимать таких людей и принимать такими какие они есть и мы должны им помочь.

 Быть толерантными.

        Ведущий 2. А какими личностными качествами должна обладать толерантная личность

Продолжите фразу «Я -…….»  (ответы детей)

Теперь подведём итоги нашего обсуждения.

Толерантная личность. Я:

  •  терпимый и терпеливый;
  •  считающийся с чужими мнениями и интересами;
  •  умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
  •  приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  •  уважающий окружающих и уважаемый ими;;
  •  заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  •  патриот своей школы, поселка, России, заботящийся об их процветании;
  •  человек, берегущий природу и культуру;
  •  трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Ребята! Обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера парт. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны  по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.

1.

Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.

А быть может это то, что маме

Я на день рождения принес?

3.

Понял я, что это – уважение

К мнению не только своему.

4.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9.

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

10.

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен.

13.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15. Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир


Ведущий 1. Дорогие ребята у каждого на парте лежат заготовки сердечек.

Напишите на них пожелания детям-инвалидам, чтобы прочитав их, им стало теплее от того, что они нашли новых друзей.

                                                     Лишь добрыми словами боль отводят,
                                                     
А тёплые слова для всех важны.
                                                     
Отзывчивость, как помощь к нам приходит,
                                                 
Благие чувства - лекари души. 

(дети работают над открытками)

 Открытки получились замечательными. Вот вы и подарили доброту вашей души. Мы обязательно передадим эти открытки детям-инвалидам. А на солнышке появился еще лучик!

А с этих открыток, возможно, у кого-то начнется и дружба. Давайте подумаем, какими качествами должен обладать друг? Каждый из вас называет одно качество, вытягивая вперед руку ладонью вниз. Другой, называя свое слово, кладет руку на руку первого и т. д. Таким образом, получается пирамида дружбы. (доброта и дружба)

Ведущий 2. 

У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наш классный час я хочу ещё одним высказыванием о доброте.

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами

Спасибо за внимание!

Ф.И.О. участника

Субъект СФО. Муниципальное образование, населенный пункт

Образовательное учреждение

класс

Тема работы

Жанр

Ф.И.О. учителя

Контактные данные учителя

(телефон,

e-maiI)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Добро. Зло. Терпимость"

Часто можно услышать о дефиците доброты в современном российском обществе. На мой взгляд, воспитательную работу в этом аспекте нужно начинать как можно раньше и продолжать её в течение всех лет обучен...

Презентация к классному часу "Добро. Зло. Терпимость".

Классный час был проведён в январе 2011 года с учащимися 8 класса. Для экономии времени большая часть заданий 1 – 6 были выполнены как домашние задания. Для оформления класса на доске были вывешены ра...

Разработка классного часа "Добро и зло" для 10 класса

Добро и зло - это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это основные понятия морали. Данный классный час познакомит учащихся с закономерностями проявления...

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...

Классный час "Добрая воля - добрые дела".

Классный час о том, кто такие добровольцы, волонтеры....