Программа "Патриот"
рабочая программа на тему
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patriot.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа гражданско – патриотического воспитания военно-патриотического клуба «Патриот» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», Уставом МОУ ДОД « локальными правовыми актами. - Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Отличительные особенности программы.
Особенностью разработанной программы является: направленность на реализацию вариабельности, а именно, включение в занятия кружка «Патриот» нескольких разделов. « Изучение истории Вооруженных Сил РФ», « Строевая подготовка», «Огневая подготовка», «Спортивное ориентирование». Содержание каждого раздела построено, исходя из возрастных и психофизических возможностей, имеет свои задачи обучения. Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путём последовательного прохождения всех разделов.
Первый раздел «Изучение истории Вооружённых сил РФ» предусматривает приобретение учащимися теоретических знаний и умений, овладение большим объёмом новых знаний.
Второй раздел «Строевая подготовка» предусматривает дисциплинированность, умение выполнять строевые приёмы на месте и в движении, умение выполнять команды.
Третий раздел «Огневая подготовка» предусматривает стрельбу из оружия по мишеням, изучение материальной части оружия, разборке и сборке АКМ.
В разделе «Спортивное ориентирование» ребята будут учиться ориентироваться по компасу, карте и на местности.
Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала (т.е. на каждом занятии используются задания всех разделов), выбор которого направлен на раскрытие способностей воспитанников, формирование культуры поведения и общения, воспитание любви к Родине.
Направленность программы: военно-патриотическая.
Программа предусматривает приобретение навыков в области военного дела.
Работа кружка направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков по военно-патриотическому воспитанию. Дети обучаются стрельбе из пневматического оружия, строевым приёмам, умению ориентироваться на местности.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Срок реализации программы 3 года.
Возраст воспитанников: 14-16 лет
Формы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию кружка « Патриот»
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
- Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Проводить мониторинг реализации программы.
- Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Обобщить результаты работы учреждения.
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое сотрудничество с музеем, библиотеками, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
- Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
- Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
- В учреждении, как в образовательной системе:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно - прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
1. Направление «Изучение истории Вооружённых сил»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
- Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
- Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
- Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Строевая подготовка»
Цель: формирование дисциплинированности, умение выполнять строевые приёмы на месте и в движении, команды.
Задачи:
- Воспитывать сплочённость коллектива, уважительное отношение друг к другу, умение подчиняться.
- Формировать культуру проявления гражданской позиции.
- Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: практические занятия, рассказ, показ.
3. Направление «Огневая подготовка»
Цель: воспитание у учащихся аккуратное отношение к оружию, целеустремлённость.
Задачи:
- Обучить правилам пользования оружием, умению пользоваться им.
- Сплотить коллектив через совместные дела.
- Формировать навыки самооценки.
Формы: тематические беседы, коллективные дела, практические занятия.
4. Направление «Спортивное ориентирование»
Цель: научить пользоваться компасом, картой, местными признаками.
Задачи:
- Сформировать навыки ориентирования и выживания.
- Повышать познавательный уровень.
- Создавать условия для участия в соревнованиях.
Формы: беседы, индивидуальное консультирование, игры, анкетирование, практические занятия, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
- Знаниевый компонент, основанный на предметном начале.
- Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
- Систему тематических бесед, встреч с ветеранами.
- Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Учебно-тематический план
№ п/п | Количество часов по годам обучения | |||||||||
Название раздела | 1 год | 2 год | 3 год | |||||||
всего | теор | прак | всего | теор | прак | всего | теор | прак | ||
1 | Общефизическая и специальная физическая подготовка | 60 | 8 | 52 | 60 | 8 | 52 | 60 | 8 | 52 |
2 | Основы выживаемости | 10 | 5 | 5 | 10 | 5 | 5 | 10 | 5 | 5 |
3 | Ориентирование, топография | 24 | 6 | 18 | 24 | 6 | 18 | 24 | 6 | 18 |
4 | Стрелковая подготовка | 40 | 2 | 38 | 40 | 2 | 38 | 40 | 2 | 38 |
5 | История Вооруженных Сил и силовых структур России | 6 | 6 | - | 6 | 6 | - | 6 | 6 | - |
Содержание программы.
Раздел 1. Общефизическая и специальная физическая подготовка
Теоретические занятия: история развития единоборств. Основы гигиены и закаливания. Методика самоподготовки. Тактика ведения боя. Внутреннее состояние бойца.
Практические занятия: строевые упражнения, упражнения на гибкость, на развитие осанки; упражнение на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой, скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость, акробатика; самостраховка при падениях; тренировочные, спортивные и боевые стойки и позиции; передвижения, повороты, обманные движения, вставания, захваты; защита от ударов; удары руками в голову и туловище; удары ногами; серии ударов, «Бой с тенью», работа на снарядах и «лапах».
Раздел 2. Основы выживаемости
Теоретические занятия: окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни; чрезвычайные ситуации локального характера; ЧС техногенного и природного происхождения, защита от последствий ЧС; гражданская оборона, радио, химическая, бактериологическая защита. Здоровье и здоровый образ жизни. Начальная медицинская подготовка. Первая медицинская помощь при травматизме. Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. Выживание в различных географических и климатических условиях.
Практические занятия: первая медицинская помощь. Защита от оружия массового поражения. Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров и т.д. походная, маршевая подготовка.
Раздел 3. Ориентирование, топография
Теоретические занятия: стороны света. Азимут и дирекционный угол. Определение расстояний до ориентира по видимому размеру. Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Пары шагов. Ориентирование по светилам. Карты, топографические обозначения, кроки, планы.
Практические занятия: измерение расстояний в парах шагов; выход в точку по азимуту и расстоянию; ориентирование по компасу. Прохождение маршрута по азимуту и расстоянию. Прокладка маршрута; ориентирование по окружающим предметам; ориентирование по светилам; чтение карт, ориентирование по ним; составление планов, карт, снятие крок, выкопировок.
Раздел 4. Стрелковая подготовка
Теоретические занятия: правила и меры безопасности при обращении с оружием. Основы теории стрельбы. Устройство и взаимодействие частей учебного, спортивного и стрелкового оружия;
Практические занятия: тренировка в технике стрельбы; тренировка в стрельбе на кучность, результат.
Раздел 5. История Вооруженных сил и силовых структур России
Теоретические занятия: история и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести; основы обороны и безопасности государства. Назначение, состав, принципы строительства, виды, боевые возможности ВС и СС России на современном этапе. Основополагающие документы, определяющие основные положения по оборонноспособности и безопасности государств. Общие положения о воинской обязанности, законы РФ о воинской обязанности и военной службе. Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС и СС России. ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение.
Используемая литература:
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
- Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
- Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
- Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
- Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
- Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
- Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.
Методическое обеспечение:
Плакаты.
Презентации.
Видеофильмы.
Макеты.
Стенды: «Боевое оружие», «Гражданская оборона», «Оказание первой медицинской помощи»,
«Определение азимута на местности».
Телевизор.
Видеомагнитофон.
Компьютер.
Стрелковое оружие.
Тренажёры для ОФП.
Мишени.
ОЗК.
Автоматы.
Глоссарий:
ГО – гражданская оборона;
ЧС – чрезвычайные ситуации;
ВВС – военные вооружённые силы;
ВМФ – военно-морской флот;
ОЗК – общевойсковой защитный костюм;
АКМ – автомат Калашникова модернизированный;
Примерный тематический план занятий
(первый год обучения)
№п\п | дата | тема | теория | практика | всего |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Введение в образовательную программу Общефизическая подготовка История развития единоборств Основы гигиены и закаливания Методика самоподготовки Тактика ведения боя Внутреннее состояние бойца Строевые упражнения Упражнения на гибкость, развитие осанки Упражнения на развитие силы и скоростно-силовых качеств Упражнения на реакцию и ловкость Акробатика Основы выживаемости Ориентирование, топография Стрелковая подготовка | 1 2 2 2 2 2 2 1 0 1 1 1 5 8 2 | 1 8 0 0 0 2 0 9 5 9 9 20 5 16 28 | 2 10 2 2 2 4 2 10 5 10 10 21 10 24 30 | |
Всего: | 32 | 112 | 144 |
Примерный тематический план занятий
(второй год обучения)
№п\п | дата | тема | теория | практика | всего |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Здоровье и здоровый образ жизни Начальная медицинская подготовка Первая медицинская помощь при травматизме Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. Выживание в различных географических и климатических условиях Азимут и дирекционный угол Определение расстояния до ориентира по видимому размеру Ориентирование по компасу и окружающим предметам Ориентирование по светилам Карты, топографические обозначения, кроки, планы Защита от оружия массового поражения Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров и т.п Правила и меры безопасности при обращении с оружием История и традиции Вооружённых Сил и силовых структур России Специальная физическая подготовка | 2 4 2 2 2 2 2 1 1 2 2 5 4 10 2 | 0 6 2 0 4 2 2 2 5 2 3 2 10 16 0 45 | 2 10 4 2 6 4 4 4 6 3 5 4 15 20 10 47 | |
Всего: | 43 | 101 | 144 |
Примерный тематический план занятий
(третий год обучения)
№п\п | дата | тема | теория | практика | всего |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | История Вооружённых сил и силовых структур России Символы воинской чести Основы обороны и безопасности государства Основополагающие документы, определяющие основные положения по обороноспособности и безопасности государств Общие положения о воинской обязанности законы РФ о воинской обязанности и военной службе Структура, боевые возможности, техника и вооружение Основы теории стрельбы Устройство и взаимодействие частей учебного, спортивного и стрелкового оружия Тренировка в технике стрельбы Тренировка в стрельбе на кучность Ориентирование на местности Прохождение маршрута по азимуту Строевая подготовка Работа на снарядах и «лапах» Специальная физическая подготовка Итоговые занятия. Зачёт. | 5 2 2 5 4 4 2 5 0 0 5 3 2 1 1 | 0 0 0 0 0 0 0 0 25 10 10 15 20 19 4 | 5 2 2 5 4 4 2 5 25 10 15 18 22 20 | |
Всего: | 41 | 103 | 144 |
Методическое обеспечение программы
Занятия по программе призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и индивидуальной системы здорового образа жизни.
Эффективность программы зависит от наличия соответствующего методического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Организация процесса образования строится с использованием таких классов технологий, как игровые и системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практически на каждом занятии. В систему игр входят такие группы как: обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры в среднем школьном возрасте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на подвижную деятельность. Участие в них является подготовкой для создания работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Деятельность кружка строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (отработка строевых приёмов, стрельба, ориентирование по компасу на местности, отработка нормативов по ГО); наглядный (изучение материала по видеофильмам, плакатам, макетам); словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения). Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Опыт практической деятельности по реализации программы позволил сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых школьных мероприятий среди классов школы по патриотическому воспитанию, используя такие основные формы деятельности:
- Соревнования среди членов кружка;
- Участие в городских конкурсах и состязаниях;
- Встречи с интересными людьми;
- Шефская работа с начальным звеном;
- Показательные выступления;
- Праздники;